sanderkelevra
Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 5 ( 26 фото )
Наш самый амбициозный топ заканчивает с первой (с конца) полусотней. В этот выпуск вошли самые качественные и необычные сериалы на самые больные темы: спорт, религию, политику и юриспруденцию. Помимо этого вас ждут два гениальных шоу с абсолютно несмотрибельными вторыми сезонами, лучшая космическая опера нашего времени, лучший «Стар Трек», наиболее британский сериал всех времен и главный современный сериал про шпионов.
The West Wing («Западное крыло»), США, 1999-2006 гг.
Александр Башкиров
Начало пилота The West Wing – самое удачное, что я только видел или читал в сериалах. Некий хорошо выглядящий молодой человек (Роб Лоу) знакомится в баре с девушкой по вызову (Лиза Эдельштейн, будущая Лиза Кадди из «Хауса»). Они курят траву, занимаются сексом... В пять утра на пейджер героя приходит загадочное сообщение о неком POTUS, попавшем в несчастный случай на велосипеде, после чего персонаж Лоу начинает лихорадочно собираться.
Девушка спрашивает:
Ты чего так торопишься? И почему у твоего друга Потуса такое странное имя?
Герой отвечает:
Он не мой друг, он мой босс. И это не имя, а должность. POTUS – President of the United States.
Эта небольшая зарисовка – настоящая квинтэссенция творчества Аарона Соркина, сценариста (а после «Игры Молли» - и режиссера), который, я думаю, не нуждается в представлениях. Тут можно найти все типичные черты его пьес и сценариев – чудесные диалоги, использование юмора для подачи очень серьезных концепций и ситуаций, а главное, умение найти совершенно неожиданный, свежий и интересный взгляд на самый избитый или тривиальный предмет, будь то биография создателя Facebook, игра в покер со знаменитостями или будни администрации американского Белого дома.
Соркин написал (или, во всяком случае, переписал) большую часть сценариев 7 сезонов The West Wing, и в каждой реплике героев ощущается его неповторимый голос. Это справедливо и для других сериалов Соркина - Sports Night, Studio 60 on the Sunset Strip, The Newsroom… Русские названия этих шоу я приводить не буду: как демонстрирует шутка про POTUS, большую часть юмора Соркина можно понять только на английском.
Другие сериалы Соркина – прекрасно написанные комедии, страдающие от общей затянутости, невыносимой беззубости сюжетов и приторной положительности всех центральных персонажей. The West Wing – нечто гораздо большее, самый мрачный, остросюжетный и реалистичный сериал Соркина. Это не просто сборник либеральных фантазий про идеальный Белый дом с президентом-демократом (во что сериал очень легко мог скатиться). Несмотря на фирменный соркиновский оптизмизм и общее сияние благородства и интеллекта, исходящее от главных героев, сериал поднимает очень тяжелые и неприятные темы. Помимо остроумной болтовни про политику, религию и реформы там есть и спецоперации, и покушения, и даже похищение в духе сериала «24 часа».
Будни Белого дома безумно интересны сами по себе – что ни день, то кризис, от претензий американских религиозных деятелей до угрозы атомной войны. Быт политработников за его пределами предоставляет материал как для психологической комедии, так и для серьезной драмы – трудно работать в Белом доме и не страдать при этом от алкоголизма!
Мартин Шин в роли Джеда Бартлета излучает мощнейшую харизму и в целом предстает, возможно, идеализированным, но все-таки не идеальным Президентом. Джон Спенсер в роли главы администрации, Ричард Шифф в роли директора по коммуникациям, Лоу в роли его заместителя – это все эпохальные, знаковые для американского телевидения типажи, под которые потом стилизовались образы героев с такими же должностями во всех позднейших фильмах и сериалах про Белый дом. И это еще не самые яркие роли!
Эллисон Дженни в этом году наконец-то получила «Оскара», но лучшей ее ролью навсегда останется пресс-секретарь Си Джей Крейг – лицо, сердце и душа администрации Бартлета. Ну а Брэдли Уитфорд в роли зама главы администрации (должность которого с первой серии находится под ударом) так полюбился зрителям, что в наше время актера зовут в проекты вроде «Хижины в лесу», «Прочь» или «Рассказ служанки» только потому, что их авторы – фанаты The West Wing.
И даже в самых угрюмых сериях сериал озаряет не только вымышленный, но и реальный мир своим оптимизмом, верой в демократию и лучшие человеческие качества. Именно поэтому мы предпочли The West Wing «Карточному домику», VIP, The Thick of It и другим сериалам про некомпетентных, продажных и беспринципных политиков.
Friday Night Lights («Огни ночной пятницы»), США, 2006-2011 гг.
Александр Башкиров
Friday Night Lights, известный у нас под совершенно бредовым названием «Огни ночной пятницы», - самый оригинальный спортивный сериал из когда-либо созданных. Поскольку шоу практически неизвестно в России, я не буду раскрывать вам главный твист пилота.
Скажу только, что история юной звезды-квотербэка, метящего из школьной команды провинциального техасского городка в элитный колледж (а потом и в NFL), поворачивает СОВСЕМ не туда, куда вы думали. В результате быт самой обычной школы помешанного на американском футболе города Диллона раскрывается с крайне неожиданной стороны – а это и есть самое ценное качество в любом сериале.
Формальным главным героем 5 сезонов Friday Night Lights (название отсылает к еженедельной пятничной игре в сезоне для школьных команд, вокруг которой построена жизнь всего города) становится профессиональный тренер Эрик Тейлор (Кайл Чэндлер). Герой переезжает из города в город с женой и дочкой, пытается собрать толковую команду из подвернувшихся под руку учеников и что-то выиграть до того, как перейти в другую команду на замену такому же профессионалу.
Прочно застряв в Диллоне, Эрику приходится разбираться как с непомерным футбольными амбициями местных жителей, так и собственными семейными проблемами – не говоря уж о личных проблемах несовершеннолетних игроков.
И это была бы стандартная история про тренера – если бы не уже упомянутый твист в первой серии, ярчайший техасский колорит (который, на мой взгляд, превзошли только в «Молодом Шелдоне») и связанные с ним крайне нестандартные, полукриминальные сюжетные арки и образы игроков и их девушек. Во Friday Night Lights заняты никому на тот момент неизвестные Джессе Племмонс (неонацист-убийца из Breaking Bad) и Эдрианн Палики (бывшая жена главного героя «Орвилла») – не говоря уж об очень молодом Тейлоре Китче в прорывной роли дуболома-фуллбэка Тима Риггинса. Китч и Палики особенно – невероятно красивые актеры, ослепляющие просто своей внешностью, физическим присутствием на экране, ну а Племмонс уже в первом сезоне доказывает, что он – один из лучших американских молодых артистов, на сто рядов переигрывающий всех взрослых в самой сложной и мрачной линии всего сериала.
Отдельно я хочу отметить Зака Гилфорда в великолепной роли запасного квотербэка Мэтта Сарасена – в отличие от вышеперечисленных молодых звезд, Гилфорд после Friday Night Lights практически не снимается.
Как и любой хороший спортивный фильм или сериал, Friday Night Lights – не столько и только про футбол, но вся игровая часть прекрасно снята Питером Бергом (одним из основных режиссеров сериала) под отличную рок-музыку. Обратите внимание на «звездную игру» Риггинса в 7 серии 1 сезона, идущую под Hair of the Dog группы Nazareth. Ничего настолько крутого вы не увидите ни в других сериалах на спортивную тему (их, кстати, не так много), ни в большинстве спортивных фильмов.
Rome («Рим»), США-Италия-Великобритания, 2005-2007 гг.
Александр Башкиров
Среди исторических сериалов первый сезон «Рима» занимает ту же позицию, что сам Рим – в истории западной цивилизации. Это шоу, заложившее все принципы современного качественного телевидения про жизнь в других эпохах, первый сериал, создатели которого решили показать далекое прошлое таким, каким оно было на самом деле, а не таким, каким оно дошло до нас в подцензурных пьесах, книгах, фильмах и других сериалах.
Все креативные идеи «Рима» прекрасно формулирует заставка сериала, в которой Вечный Город показывается через нецензурные надписи на латыни и похабные рисунки на стенах:
Без «Рима» не существовали бы ни «Спартак», ни «Борджиа», ни даже «Игра престолов» – это первый сериал, показавший, что на телевидении (пусть даже кабельном) вообще допустим такой уровень кровищи и секса. И, как и настоящий Рим, первый сезон «Рима» остается непревзойденным позднейшими аналогами.
Гениальный сценарист и режиссер Джон Милиус («Конан-варвар») задумывал «Рим» как мини-серию с четким началом и финалом, но канал HBO решил делать полноценный сериал. Это и стало причиной упадка и разрушения «Рима» – порекомендовать этот великий и важный для мирового телевидения проект я могу только в том случае, если у вас хватит духу бросить его смотреть после финала первого сезона.
Первый сезон рассказывает о важнейшем периоде истории Рима – государство превращается из республики в империю. Это захватывающий политический триллер про самого известного политика всех времен – Юлия Цезаря. Поскольку нравы в Риме за 50 лет до н.э. весьма буйные, интриги тут трудно отделить от откровенного криминала, это отчаянная борьба за власть любыми средствами, окровавленный кинжал варварства под белой тогой цивилизации. Следить за попытками Киарана Хайндса в роли Цезаря не подставить спину под ножи сенаторов не менее интересно, чем за маневрами Тони Сопрано. Даром что перед нами далеко не первая (хотя, возможно, лучшая) версия этой истории, и финал тут, как говорится, немного предсказуем.
Изрядная доля крошева и эротики приходится на долю пары римских ветеранов, Луция (Кевин Маккидд) и Тита (Рэй Стивенсон), которые наблюдают за последствиями козней политиков с точки зрения простого народа, попадая с поля боя на гладиаторскую арену. В первом сезоне «Рима» показывают самый короткий, брутальный и реалистичный гладиаторский матч в истории кино и телевидения, и посмотреть его стоит хотя бы из-за этого.
Несмотря на астрономические расходы (порядка $110 млн), сериал не закрыли после первого сезона – что очень печально. Второй сезон сделан за гораздо меньшие деньги и очень скверно снят, сыгран и написан. Если смотреть подряд, сцены сразу после убийства Цезаря особенно режут глаз разительным падением качества.
Теоретически нам собирались показать один из самых интересных периодов человеческой истории – войну Октавиана с Марком Антонием и Клеопатрой, которая завершилась установлением мира, продлившегося свыше 200 лет. Но из-за новостей о скорой отмене сериала главный сценарист и продюсер Бруно Хеллер намешал во 2 сезоне наработки на 3 и 4 сезон, не включив туда разве что историю Христа.
В результате получилось ужасное мыло, зря расходующее актеров и персонажей из безупречного первого сезона в крайне вымученных и беспорядочных сюжетных линиях. Да и Хеллер без посторонней помощи оказался довольно заурядным драматургом – в дальнейшем он создаст только насквозь посредственные «Менталист» и «Готэм». Смотреть это можно только по инерции, потому что «интересно, что дальше». Если вы хотите ценить действительно качественное телевидение и отличать его от некачественного, важно научиться эту инерцию преодолевать.
The Expanse («Пространство»), США, 2015-2018 гг.
Алексей Егоров
В руководстве телеканала SyFy сидят очень странные люди. Сначала они делают подарок всем любителям научной фантастики про космос и выпускают три сезона сериала The Expanse («Пространство» у нас), а затем берут и на совершенно ровном месте его закрывают. Точнее, перестают показывать – сам сериал производит совершенно другая компания, и SyFy его просто транслирует. Создатели сериала сейчас заняты поисками подходящего дома для своего детища, ну а фанатам только и остается, что ждать хороших новостей – и конца третьего сезона (за который я, правда, пока еще не взялся).
Об «Экспансии» впервые я услышал из рецензии Саши Трофимова, и в итоге не разочаровался – это именно что научная фантастика, хорошая и добротная. Каких сейчас, увы, мало. И даже если вам кажется, что у шоу слишком банальный сюжет – люди разделились на несколько фракций и понемногу друг с другом грызутся – то посмотреть все равно стоит.
Как минимум потому, что это все очень здорово снято и поставлено. В сериале несколько сюжетных линий, каждая рассказывает про своих персонажей и помогает составить общую картину этого мира. Который необычен для научной фантастики – да, люди заселили Солнечную систему, но дальше не летят, и теперь косо поглядывают друг на друга, ожидая подвоха от одной из сторон. Справедливости ради – и правильно делают.
Мир сериала условно разбит на три основных блока – Землю, Марс и колонистов, живущих в поясе астероидов на Церере. Земляне живут и в ус не дуют, на Марсе – милитаризм и упорные старания по превращению планеты из пустыни в нормальный мир, ну а жители астероидного пояса живут как кучка бомжей, которая к тому же вынуждена постоянно зарабатывать себе на жизнь весьма опасными работами. Воды мало, воздуха мало, еды мало, да еще и земляне эксплуатируют – короче говоря, быть шахтером в мире «Экспансии» - значит превозмогать.
Основная сюжетная линия вращается вокруг нескольких героев. Первый – это церерианский детектив Миллер, который должен найти дочку богатых родителей с Луны, а остальные – это команда космического корабля «Кентерберри», злоключения которых одним кораблем не ограничиваются. По ходу действа героям придется многое повидать и побывать в куче передряг, среди которых взрывы космических кораблей и покушения – это лишь малая толика всех проблем. И это все только первый сезон – во втором все становится еще круче.
Главное, по моему мнению, достоинство сериала – это даже не то, что это хороший sci-fi, а то, что он изображен довольно реалистично. Нет никакой безумной утопии размером с пол-галактики, нет технологий, позволяющих моментально перестраивать планеты на свой вкус. И да, сериал практически целиком посвящен не грызне с какими-то десятищупальцевыми монстрами, которые пришли с целью всех поработить. Нет, это вполне приземленный конфликт, который, к тому же, весьма несложно понять и принять. Даже несмотря на то, что этот конфликт развивается в том числе и за счет разных закулисных игр.
В общем, я надеюсь, что авторы «Экспансии» все-таки найдут канал или цифровую платформу, где можно будет продолжить сериал. Третий сезон вряд ли завершится полноценно – там вполне наверняка будут различные ниточки, ведущие к продолжению (хотя бы потому что «Экспансию» снимают по одноименной серии книг, которых вышло уже семь штук и сейчас готовится к выходу восьмая). Ну а еще я на это надеюсь потому, что хорошей космической фантастики выходит преступно мало. И лишаться одного из представителей этой самой фантастики как-то совсем не хочется.
Downton Abbey («Аббатство Даунтон»), Великобритания, 2010-2015 гг.
Георгий Копьев
Определение «утонченная английская драма для домохозяек» должно, по идее, передать ключевую информацию всем потенциальным зрителям «Аббатства Даунтон». Это самая настоящая мыльная опера — в том смысле, в котором чаще всего используют это словосочетание: минимум экшена, максимум говорящих голов и интриг. Но это очень качественная мыльная опера. Очень. Вторую такую придется долго искать.
То, что можно увидеть в «Даунтоне», успешно осквернило российское телевидение (и не только российское, разумеется!) своими бесконечными низкокачественными «Бедными Настями». Поэтому «Аббатство» с порога может вызвать отвращение, мол, опять эти сопливые графини, у меня бабушка такое смотрит! Но, поверьте, есть разница. Разница в съемках в настоящем замке, в оскароносном сценаристе, в остроумных диалогах, в бюджете в 1 миллион фунтов на серию, в отработке эпохи и в потрясающей музыке, которую можно слушать как самостоятельный альбом.
Сериал начинается в 1912 году с новостей о крушении «Титаника» и задевает главные события первой половины XX века: скачок технического прогресса, Первую мировую, «испанку». Ценно то, как по-разному на одни и те же вещи смотрят люди из разных социальных групп — знать и их прислуга. И как при этом они находят взаимопонимание, даже взаимное уважение.
Трудно сказать, насколько реалистичны все эти отношения между привилегированными слоями населения и слугами, но в них веришь — так, как верят в хорошую сказку. Актеры на главные роли подобраны очень метко, а их персонажи не стоят на месте — мир вокруг меняется и увлекает их за собой. Гравитация событий вселяет в их головы характерные эпохе идеи, дает смелость их реализовывать, что сказывается и на замке — его переводят с газового освещения на электрическое, а во время войны на время превращают в госпиталь.
Если у нас нет непереносимой аллергии на высокопарные речи потерявшихся во времени аристократов и на крепчайший английский акцент, посмотрите «Аббатство Даунтон».
Damages («Схватка»), США, 2007-2012 гг.
Александр Башкиров
Сериалы о юристах – третья самая популярная тема на телевидении после сериалов о копах и сериалов о врачах. Ее разрабатывают одни из самых талантливых американских драматургов (в основном бывшие юристы), производя как отличные комедии («Элли Макбил»), так и первоклассные драмы («Голиаф») и душераздирающие трагикомедии («Юристы Бостона»).
Я очень увлекаюсь темой и смотрел, кажется, вообще все достойные адвокатские сериалы – но выбрать для нашего топа один, самый лучший из них, было нетрудно. Созданный одним из сценаристов «Сопрано» Тодом Кесслером Damages на голову возвышается над любым, пусть даже самым качественным конкурентом.
У нас сериал известен под крайне неудачным названием «Схватка» – я предлагаю вам использовать более отвечающее сути дела «Ущерб». Damages – хардкорная, почти беспросветная драма, рассказывающая о безжалостном и беспринципном нью-йоркском юристе Пэтти Хьюз (Гленн Клоуз) и ее ассистентке Эллен Парсонс (Роуз Бирн). Динамика отношений между героинями немного напоминает фильм «Дьявол носит Prada» с Мерил Стрип и Энн Хэтэуэй: опытная могущественная женщина сначала учит молодую девушку тонкостям профессии (и вообще уму-разуму), причем делает это самыми брутальными методами... а потом становится ее злейшим врагом.
Но это не комедия про мир моды, а суровая, предельно жизненная криминальная история с шантажом, подкупом и убийствами. Каждый из пяти сезонов посвящен одному делу – таким образом создатели избавились от нереалистично быстрого развития событий в зале суда, которое портит такое количество сериалов про адвокатов, живущих по принципе «одна серия – один процесс».
Темы почерпнуты из современных сериалу газетных заголовков. Первый сезон рассказывает об иске против мошенника-миллиардера, четвертый – о скандале с военными подрядчиками в Афганистане, последний – об оскандалившемся основателе сайта, занимающегося публикацией различных секретных документов и прочих «утечек» правительства и корпораций.
При этом, при всей насыщенности серий юридическими событиями, обе героини НИ ДНЯ не проводят в зале суда. Это акцентирует особенности современной адвокатской практики, где, за редкими исключениями, обе стороны работают на внесудебную сделку, и позволяет создателям избежать всех штампов такого рода сериалов – сенсационных разоблачений под присягой в духе «а на самом деле преступником-то был свидетель обвинения»!
Образ Пэтти срисован с нескольких реальных американских женщин-юристов, и именно так все и происходит в судебной системе США. Обе главные герои «Ущерба» – женщины, что в сериалах (да и на телевидении вообще) встречается крайне редко... а ну ка, сколько женщин-адвокатов из телевизора вы можете назвать помимо Элли Макбилл, Марсии Кларк и Аннализы Китинг из «Как избежать наказания за убийство»? Это создает очень интересную, уникальную интригу – могущественная адвокат и ее бывшая ассистентка, оказавшаяся по другую сторону юридических баррикад, сражаются друг с другом совсем иными методами, чем это делают суперадвокаты-мужчины в том же «Голиафе» или «Лучше звоните Солу».
Наконец, в сериале используется фирменная нарративная механика – каждая серия начинается с флэшфорварда к какой-то жуткой криминальной сцене, причем добавленная в последнем эпизоде деталь каждый раз переворачивает все наши представления о картине преступления. Разумеется, эту механику целиком украли создатели дико нереалистичного и мелодраматичного «Как избежать наказания за убийство».
Star Trek («Звездный путь»), США, 1966-1969 гг.
Максим Иванов
Знаете, что сильнее всего меня расстраивает в Star Trek? То, что в 60-х годах прошлого века сценарист и продюсер Джин Родденберри придумал прекрасное будущее, в котором человечество разрешило все земные конфликты, объединилось, отринуло предрассудки — и отправилось в космос с миротворческой и исследовательской миссией.
В этой прекрасной вселенной будущего люди всех цветов кожи, ориентаций, расы и пола вместе управляли кораблем под названием «Энтерпрайз». Русский служил бок о бок с американцем, вулканцем и чернокожей женщиной — и все были полноправными, равноценными членами команды.
Что в этом грустного? То, что спустя 50 лет мы все еще читаем новости о врезающихся в толпу женщин безумных инцелах, слушаем выступления об «умных ракетах с непредсказуемой траекторией» и ругаемся, когда курс доллара снова подскакивает в результате очередных политических дрязг. Кажется, для светлого будущего из Star Trek еще слишком рано.
Но хорошая фантастика всегда опережает время и отражает проблемы общества, ведь так? Я уверен — Star Trek в этом смысле сделал для популярной культуры больше остальных. Шоу с прогрессивным посылом, пропитанное антивоенными лозунгами, демонстрирующее равенство и диверсити (в пределах того, что могли показать в 60-х), которое при этом не скатывалось в занудное проповедничество…
Неудивительно, что фанатская база не позволила сериалу уйти на дно даже после его первого закрытия — Star Trek возродили в качестве анимационного сериала и продолжили полнометражными фильмами. Желание Родденберри высказаться и изменить мир выковало стандарты шоу и привлекло к себе думающую аудиторию вроде писателя-фантаста Айзека Айзимова, который после своего критического эссе стал помогать шоураннеру с научной фактурой.
По задумке Джина, каждый эпизод должен был работать на двух уровнях — как самостоятельный сюжет и как нравоучительная история с обязательной моралью. В Star Trek Родденберри иносказательно комментировал войну во Вьетнаме, выступал против использования ядерного оружия (эпизод The Doomsday Machine — один из моих любимых) и неоднократно критиковал религию.
Еще Родденберри много ругался с руководством телесети из-за расового разнообразия, которое студия хотела приглушить в угоду маркетингу. Ругался вполне успешно — в сериале все равно был показан первый межрасовый поцелуй в истории телевидения. Правда, недобровольный.
Оригинальный Star Trek и сегодня отлично смотрится, особенно на фоне Star Trek: Discovery, который целиком посвятили войне и экшену. Смех над нелепыми костюмами и дешевыми декорациями быстро сходит на нет благодаря бессмертным фантастическим историям, которые за годы стали только актуальнее. В Сети хватает списков обязательных эпизодов — не поленитесь уделить им время, если не готовы смотреть сериал целиком.
Homeland («Родина»), США, 2011 год - наши дни
Дмитрий Петренко
Во время масштабного штурма секретного убежища террористов на Ближнем Востоке американские солдаты находят и спасают сержанта Николаса Броуди, который многие годы считался погибшим в бою. Настоящее чудо, иначе не скажешь!
Вернувшись на родину, Броуди мгновенно становится народным героем. Еще бы: американец, который провел в плену 8 долгих лет, все вытерпел и не сломался, возвращается домой. Несломленным. Настоящий национальный символ, хоть сразу в президенты баллотируйся.
Единственным человеком, который не верит в елейную историю чудесного спасения рыжеволосого Броуди, становится агент ЦРУ Кэрри Мэтисон. Она уверена, что Николас уже давно завербован террористами и все, что происходит — часть большого и гениального плана Аль-Каиды по дестабилизации США. Ну а мы, как зрители, весь сезон будем гадать: ее подозрения действительно основаны на фактах или же все это плод мании, вызванной биполярным расстройством, от которой Кэрри страдает почти всю жизнь.
С первыми двумя сезонами «Родина» входит в число самых высокооцененных сериалов последних десяти лет, и несложно понять почему. Сценаристы выжимают из завязки максимум: Homeland — это практически эталонный психологический триллер. Ваше отношение к персоне Броуди будет меняться по нескольку раз за серию. Сценаристы здорово играют на ожиданиях, и в тот момент, когда вы уже ну точно будете уверены, что Николас — злодей, по ночам ест в подвале девственниц и младенцев и планирует взорвать Белый дом, неожиданно подкинут вам несколько сцен, переворачивающих все с ног на голову. А потому я убежден, что в первых двух сезонах «Родина» — один из самых интересных и напряженных сюжетов современной телевизионной драмы. Работают на это и прекрасно прописанные персонажи, выпуклые, характерные, многомерные. Среди них нет героев-функций, нужных в сюжете только для того, чтобы в нужный момент открыть рот и парой слов подтолкнуть буксующее действо вперед. Минимум штампов — а ведь мы говорим о сериале про спецслужбы!
Ну и главное достоинство «Родины», за которые ему легко можно простить несколько не самых существенных недостатков, — блистательная, выдающаяся, изумительная актерская работа Клэр Дэйнс. Это безоговорочно одна из лучших женских ролей, когда-либо сыгранных на телевидении. Очень надеюсь, что у Дэйнс все же нет ОКР и оно не развилось у нее за время съемок в сериале — уж больно натурально она играет. Так, что порой становится жутко.
Остальные актеры если и отстают, то не сильно, а потому в сериал веришь. Веришь и в Броуди Дэмиэна Льюиса, который сам до конца не понял, террорист он или нет. Веришь и его жене в исполнении восхитительно красивой Морены Баккарин, что все это время считала мужа погибшим, а теперь не знает, что ей делать с этим чудесным возвращением. И Солу (Мэнди Патинкин), которому защищать Кэрри перед руководством ЦРУ с каждой ее новой выходкой становится все сложнее и сложнее.
Может, Homeland не говорит о чем-то важном и человеческом так же убедительно, как какой-нибудь Breaking Bad, и не вскрывает язвы общества, как The Wire или Night Of, зато ей удается рассказать фантастически захватывающую, интересную историю, способную вызвать у вас настоящий эмоциональный шторм. В последний раз я смотрел «Родину» в 2012 году, но до сих помню свои впечатления от концовки второго сезона: словно я сидел и читал интересную книгу, а потом кто-то взял и выдернул из-под меня стул. А мне почему-то понравилось.
Напоследок, небольшой дисклеймер: речь в моей части текста идет только про первые два сезона. Я начинал смотреть третий, но бросил после пары серий — уж больно мне не понравился «южноамериканский вектор», взятый авторами сериала. Хотя Саша Бакширов вот говорит, что я бросил зря. Вполне допускаю, что он может быть прав.
Александр Башкиров
Homeland – американская триллер-версия израильской драмы о страданиях солдат, пытающихся адаптироваться к жизни в нормальном обществе после 17 лет сирийского плена. В американском варианте безжалостное социально-психологическое исследование реальных проблем превратили в остросюжетное противостояние сержанта морской пехоты Николаса Броуди (Дэмиэн Льюис) и агента ЦРУ Кэрри Мэтисон (Клэр Дэйнс). Броуди в плену был завербован Аль-Каидой и возвращается на родину с ужасным планом по уничтожению всей политической верхушки США, в то время как Кэрри – единственная, кто подозревает, что с героем-морпехом что-то неладно...
Динамике «Николас – Кэрри» посвящены первые 3 сезона «Родины». На мой взгляд, это самые слабые сезоны этого великого сериала. Нам три раза подряд показывают одну и те же комбинацию на тему «своя среди чужих, чужой среди своих», перекидывая Броуди то на одну, то на другую сторону, и используя самую интересную находку сериала – уникально-реалистичную героиню Дэйнс, – в качестве сюжетного придатка, механизма этих переключений.
В четвертом сезоне, избавившись от персонажа Льюиса, сериал наконец-то раскрылся на полную – и превратился в лучшее шпионское шоу нашего времени. В отличие от какого-нибудь там Burn Notice или поздних Джеймсов Бондов, Homeland не использует шпионскую тематику для создания типовых жанровых ситуаций в духе «допрос», «перестрелка» или «погоня». Вместо этого перед нами разыгрываются сложнейшие комбинации спецслужб, зачастую напоминающие то, что всплывает на поверхность в СМИ после какого-нибудь совсем уж катастрофического провала изящно задуманной операции. Лучшие сезоны «Родины» – это поединок интеллектов, масштабное противостояние одинаково сильных оппонентов с разных сторон конфликтующих идеологий, где на первом плане оказывается даже не Кэрри, а ее непосредственный руководитель, Сол Беренсон, великолепно сыгранный Мэнди Патикиным из сериала Criminal Minds и фильма The Princess Bride.
Но актерской игры Дэйнс я тоже не хочу умалять. Это, безусловно, лучшая роль прекрасной актрисы, начинавшей в роли милой девочки в сериале «Моя так называемая жизнь» и фильме «Ромео + Джульетта», а теперь играющей самый сложный и беспощадный женский образ в истории телевидения. Биполярность Кэрри, ее попытки наладить какое-то подобие семейной жизни после смерти Броуди, сама ее преданность делу и своей стране – все это становится пушечным мясом, которое используют и Сол, и его оппоненты из других разведок мира.
Мой любимый сезон Homeland – четвертый, где все действие происходит в Пакистане, а самым достойным противником Сола и Кэрри оказываются даже не террористы, а местная спецслужба, уставшая от постоянного американского вмешательства во внутренние дела своей страны. Каждый сезон-другой сериал меняет место действия, расстановку сил и даже профессию героини – в последних сезонах, после Третьего мира и Европы, действие перекинулось обратно в США, а в последнем, 8 сезоне, по слухам, Кэрри отправится в Израиль. Агент ЦРУ, вольная наемница, политический консультант... За 7 сезонов Кэрри разменяла больше амплуа, чем герои «Арчера».
Не все сезоны получаются удачными – 6 особенно выделяется своей вторичностью и заимствованием ходов из популярных триллеров. Но в последнее время сериал встал на правильные рельсы и на всю катушку использует современные политические проблемы и изломанную личность главной героини – все как в лучших сезонах.
Utopia («Утопия»), Великобритания, 2013-2014 гг.
Ибрагим Аль Сабахи
«Утопия» – это британский конспирологический триллер от канала Channel 4. Он явил себя миру в январе 2013 года и просуществовал всего лишь 2 сезона, каждый из которых состоит из 6 серий.
В центре сюжета находится уникальный комикс под названием «Эксперимент "Утопия"», а точнее его вторая часть в виде черновика, который содержит в себе очень важную для определенных лиц информацию. И так уж получилось, что он попал в руки совсем не тех людей. Его обладателями стала небольшая группа разношерстных фанатов первой части комикса. И теперь по их следам идут безжалостные убийцы, готовые завалить трупами весь мир, лишь бы добыть этот единственный экземпляр.
Первое, что стоит отметить – это вступительную сцену, которая на мой взгляд одна из лучших сцен, что я видел в сериалах. Именно она дает полное представление обо всем шоу. Напряженная, яркая, жестокая и беспощадная. От нее идут мурашки, когда представляешь себя на месте некоторых персонажей. Это определенно не то, что мы привыкли видеть в магазинах комиксов.
А следом мы переходим к знакомству с довольно яркими персонажами среди которых желающая написать по комиксу работу студентка Бекки (Александра Роуч), айтишник Йен (Натан Стюарт-Джаретт, который играл Кертиса в супергеройском сериале Misfits от этого же канала), помешанный на теориях заговора параноик Уилсон Уилсон (Адил Ахтар) и 11-летний хулиган Грант, который и крадет черновик комикса из под носа убийц.
И об одном из этих убийц я хочу поговорить отдельно. Персонаж по имени Арби (Нил Маскелл) – настоящий живой кошмар. Это абсолютное чудовище, которому даже не чуждо массовое детоубийство. Это как Антон Чигур (персонаж Хавьера Бардема из фильма «Старикам здесь не место»), только намного страшнее. При встрече с Арби у вас не будет шанса отболтаться или надеяться на его благосклонность. Он настойчиво задает свой фирменный вопрос «Где Джессика Хайд?», а это значит, что ничего хорошего ждать не стоит.
И это при том, что выглядит он максимально нелепо для профессионального киллера. Полненький, смешно ходит и громко дышит, да еще и малек аутист. Но эффективность у него максимальная. А кто такая Джессика Хайд, я раскрывать не буду.
С одной стороны это звучит как стандартная беготня плохишей за ценной вещью, которая находится у главных героев, но дело тут все именно в подаче. То, как подается этот сюжет зрителю, делает его уникальным. Кислотная яркая картинка, странная инопланетная музыка, атмосфера безысходности и просто жесть почти без остановки. И к отличной химии между персонажами, красивой картинке и смачным убийствам прилагается еще и интрига. Мы вместе с героями разгадываем этот ребус и пытаемся понять, зачем всем так нужен этот комикс. Открывшаяся истина заставляет задуматься о многом.
Если попытаться найти аналог этому сериалу, то я даже не знаю, что это может быть. Перед нами уникальный, штучный, единственный в своем роде авторский проект.
Все мои хвальбы по большей части относились к шедевральному первому сезону, который представляет собой абсолютно законченную историю И, судя по всему, авторы тоже так хотели, но жадность – она такая. И был дан второй сезон. К нему у меня очень неровное отношение. И вот почему. С точки зрения актерских работ, атмосферы, картинки все осталось на том же высоком уровне, а вот сюжет.... Если закрыть глаза на 1 серию (часовой приквел ко всей истории), то остальные 5 – это повторение первого сезона, только без интриги, так как нам все раскрыли в 1 сезоне, да еще и с отменой некоторых ключевых событий, произошедших ранее.
Когда второй сезон заканчивается, то возникает лишь один вопрос: ЗАЧЕМ? Авторы явно не могли сказать ничего нового и двинуть сюжет куда-то еще. Но сняли ненужный сезон, который и положил конец сериалу.
Несмотря на все это, сериал полюбился большому количеству людей и заставил обратить на себя внимание крупнейший кабельный канал HBO и режиссера Дэвида Финчера. Планировался ремейк для американской аудитории, которая испытывает проблемы с восприятием английского акцента, но Финчер не сошелся с HBO по бюджету, и канал отказался от проекта. Зато недавно появилась новость, что Amazon приобрел права на переделку сериала. В будущем нас ожидает еще одна утопия, только по-американски. Вангую, что полненького киллера превратят в женщину. Скриньте.
Подводя итог скажу, что сериал обязателен к просмотру всем, кто любит качественные триллеры и необычную подачу. Если вас не пугает жестокость и некоторые темы, поднятые по ходу сюжета, то вам должно зайти. Смотреть только 1 или еще и 2 сезон – это уже вам решать. Лично я предпочел бы не видеть второго.
The Young Pope («Молодой Папа»), Италия-Испания-Франция, 2016 г.
Николай Маркевич
Автор сериала Паоло Соррентино фантазирует, что было бы, стань папой римским человек моложе 50 лет. Такого не случалось почти пять веков и не предвидится в ближайшее время.
Новый папа Пий XIII (Джуд Лоу) энергичен, обладает волей и целеустремленностью в достижении поставленных задач. Он хочет вернуть католической церкви былой авторитет, утраченный в стремлении приспособиться к современному миру: объявляет войну властолюбцам, гомосексуалистам, педофилам среди духовенства, возвращает в Ватикан утраченные произведения искусства и пытается диктовать светской власти свои условия.
Интересно разобраться, зачем? Ведь не от одной только скуки в этом стариковском гнезде.
Предшественники молодого понтифика часто откладывали решение проблем или замалчивали их. Пий XIII справляется с ними за утренней сигаретой и не стесняется искать новые. Даже если для этого нужно решиться на кадровые перестановки или нарушить тайну исповеди.
«Молодой папа» помогает ответить на вопрос, почему вы верите или не верите в Бога. Зрителю несколько раз предложат выбор, как истолковать происходящие события. Склонные к мистицизму разглядят вмешательство высшей силы, а рационалисты объяснят все стечением обстоятельств. Все это случается с человеком, который не верит в Бога, но постоянно молит его о помощи.
Каждое из таких событий легко списать на совпадение, просто в какой-то момент их станет многовато. Кстати, московский патриарх оказался в сериале одним из третьестепенных персонажей. Его скупой диалог с папой стоит посмотреть жителям страны, где большинство населения причисляет себя к православным.
The West Wing («Западное крыло»), США, 1999-2006 гг.
Александр Башкиров
Начало пилота The West Wing – самое удачное, что я только видел или читал в сериалах. Некий хорошо выглядящий молодой человек (Роб Лоу) знакомится в баре с девушкой по вызову (Лиза Эдельштейн, будущая Лиза Кадди из «Хауса»). Они курят траву, занимаются сексом... В пять утра на пейджер героя приходит загадочное сообщение о неком POTUS, попавшем в несчастный случай на велосипеде, после чего персонаж Лоу начинает лихорадочно собираться.
Девушка спрашивает:
Ты чего так торопишься? И почему у твоего друга Потуса такое странное имя?
Герой отвечает:
Он не мой друг, он мой босс. И это не имя, а должность. POTUS – President of the United States.
Эта небольшая зарисовка – настоящая квинтэссенция творчества Аарона Соркина, сценариста (а после «Игры Молли» - и режиссера), который, я думаю, не нуждается в представлениях. Тут можно найти все типичные черты его пьес и сценариев – чудесные диалоги, использование юмора для подачи очень серьезных концепций и ситуаций, а главное, умение найти совершенно неожиданный, свежий и интересный взгляд на самый избитый или тривиальный предмет, будь то биография создателя Facebook, игра в покер со знаменитостями или будни администрации американского Белого дома.
Соркин написал (или, во всяком случае, переписал) большую часть сценариев 7 сезонов The West Wing, и в каждой реплике героев ощущается его неповторимый голос. Это справедливо и для других сериалов Соркина - Sports Night, Studio 60 on the Sunset Strip, The Newsroom… Русские названия этих шоу я приводить не буду: как демонстрирует шутка про POTUS, большую часть юмора Соркина можно понять только на английском.
Другие сериалы Соркина – прекрасно написанные комедии, страдающие от общей затянутости, невыносимой беззубости сюжетов и приторной положительности всех центральных персонажей. The West Wing – нечто гораздо большее, самый мрачный, остросюжетный и реалистичный сериал Соркина. Это не просто сборник либеральных фантазий про идеальный Белый дом с президентом-демократом (во что сериал очень легко мог скатиться). Несмотря на фирменный соркиновский оптизмизм и общее сияние благородства и интеллекта, исходящее от главных героев, сериал поднимает очень тяжелые и неприятные темы. Помимо остроумной болтовни про политику, религию и реформы там есть и спецоперации, и покушения, и даже похищение в духе сериала «24 часа».
Будни Белого дома безумно интересны сами по себе – что ни день, то кризис, от претензий американских религиозных деятелей до угрозы атомной войны. Быт политработников за его пределами предоставляет материал как для психологической комедии, так и для серьезной драмы – трудно работать в Белом доме и не страдать при этом от алкоголизма!
Мартин Шин в роли Джеда Бартлета излучает мощнейшую харизму и в целом предстает, возможно, идеализированным, но все-таки не идеальным Президентом. Джон Спенсер в роли главы администрации, Ричард Шифф в роли директора по коммуникациям, Лоу в роли его заместителя – это все эпохальные, знаковые для американского телевидения типажи, под которые потом стилизовались образы героев с такими же должностями во всех позднейших фильмах и сериалах про Белый дом. И это еще не самые яркие роли!
Эллисон Дженни в этом году наконец-то получила «Оскара», но лучшей ее ролью навсегда останется пресс-секретарь Си Джей Крейг – лицо, сердце и душа администрации Бартлета. Ну а Брэдли Уитфорд в роли зама главы администрации (должность которого с первой серии находится под ударом) так полюбился зрителям, что в наше время актера зовут в проекты вроде «Хижины в лесу», «Прочь» или «Рассказ служанки» только потому, что их авторы – фанаты The West Wing.
И даже в самых угрюмых сериях сериал озаряет не только вымышленный, но и реальный мир своим оптимизмом, верой в демократию и лучшие человеческие качества. Именно поэтому мы предпочли The West Wing «Карточному домику», VIP, The Thick of It и другим сериалам про некомпетентных, продажных и беспринципных политиков.
Friday Night Lights («Огни ночной пятницы»), США, 2006-2011 гг.
Александр Башкиров
Friday Night Lights, известный у нас под совершенно бредовым названием «Огни ночной пятницы», - самый оригинальный спортивный сериал из когда-либо созданных. Поскольку шоу практически неизвестно в России, я не буду раскрывать вам главный твист пилота.
Скажу только, что история юной звезды-квотербэка, метящего из школьной команды провинциального техасского городка в элитный колледж (а потом и в NFL), поворачивает СОВСЕМ не туда, куда вы думали. В результате быт самой обычной школы помешанного на американском футболе города Диллона раскрывается с крайне неожиданной стороны – а это и есть самое ценное качество в любом сериале.
Формальным главным героем 5 сезонов Friday Night Lights (название отсылает к еженедельной пятничной игре в сезоне для школьных команд, вокруг которой построена жизнь всего города) становится профессиональный тренер Эрик Тейлор (Кайл Чэндлер). Герой переезжает из города в город с женой и дочкой, пытается собрать толковую команду из подвернувшихся под руку учеников и что-то выиграть до того, как перейти в другую команду на замену такому же профессионалу.
Прочно застряв в Диллоне, Эрику приходится разбираться как с непомерным футбольными амбициями местных жителей, так и собственными семейными проблемами – не говоря уж о личных проблемах несовершеннолетних игроков.
И это была бы стандартная история про тренера – если бы не уже упомянутый твист в первой серии, ярчайший техасский колорит (который, на мой взгляд, превзошли только в «Молодом Шелдоне») и связанные с ним крайне нестандартные, полукриминальные сюжетные арки и образы игроков и их девушек. Во Friday Night Lights заняты никому на тот момент неизвестные Джессе Племмонс (неонацист-убийца из Breaking Bad) и Эдрианн Палики (бывшая жена главного героя «Орвилла») – не говоря уж об очень молодом Тейлоре Китче в прорывной роли дуболома-фуллбэка Тима Риггинса. Китч и Палики особенно – невероятно красивые актеры, ослепляющие просто своей внешностью, физическим присутствием на экране, ну а Племмонс уже в первом сезоне доказывает, что он – один из лучших американских молодых артистов, на сто рядов переигрывающий всех взрослых в самой сложной и мрачной линии всего сериала.
Отдельно я хочу отметить Зака Гилфорда в великолепной роли запасного квотербэка Мэтта Сарасена – в отличие от вышеперечисленных молодых звезд, Гилфорд после Friday Night Lights практически не снимается.
Как и любой хороший спортивный фильм или сериал, Friday Night Lights – не столько и только про футбол, но вся игровая часть прекрасно снята Питером Бергом (одним из основных режиссеров сериала) под отличную рок-музыку. Обратите внимание на «звездную игру» Риггинса в 7 серии 1 сезона, идущую под Hair of the Dog группы Nazareth. Ничего настолько крутого вы не увидите ни в других сериалах на спортивную тему (их, кстати, не так много), ни в большинстве спортивных фильмов.
Rome («Рим»), США-Италия-Великобритания, 2005-2007 гг.
Александр Башкиров
Среди исторических сериалов первый сезон «Рима» занимает ту же позицию, что сам Рим – в истории западной цивилизации. Это шоу, заложившее все принципы современного качественного телевидения про жизнь в других эпохах, первый сериал, создатели которого решили показать далекое прошлое таким, каким оно было на самом деле, а не таким, каким оно дошло до нас в подцензурных пьесах, книгах, фильмах и других сериалах.
Все креативные идеи «Рима» прекрасно формулирует заставка сериала, в которой Вечный Город показывается через нецензурные надписи на латыни и похабные рисунки на стенах:
Без «Рима» не существовали бы ни «Спартак», ни «Борджиа», ни даже «Игра престолов» – это первый сериал, показавший, что на телевидении (пусть даже кабельном) вообще допустим такой уровень кровищи и секса. И, как и настоящий Рим, первый сезон «Рима» остается непревзойденным позднейшими аналогами.
Гениальный сценарист и режиссер Джон Милиус («Конан-варвар») задумывал «Рим» как мини-серию с четким началом и финалом, но канал HBO решил делать полноценный сериал. Это и стало причиной упадка и разрушения «Рима» – порекомендовать этот великий и важный для мирового телевидения проект я могу только в том случае, если у вас хватит духу бросить его смотреть после финала первого сезона.
Первый сезон рассказывает о важнейшем периоде истории Рима – государство превращается из республики в империю. Это захватывающий политический триллер про самого известного политика всех времен – Юлия Цезаря. Поскольку нравы в Риме за 50 лет до н.э. весьма буйные, интриги тут трудно отделить от откровенного криминала, это отчаянная борьба за власть любыми средствами, окровавленный кинжал варварства под белой тогой цивилизации. Следить за попытками Киарана Хайндса в роли Цезаря не подставить спину под ножи сенаторов не менее интересно, чем за маневрами Тони Сопрано. Даром что перед нами далеко не первая (хотя, возможно, лучшая) версия этой истории, и финал тут, как говорится, немного предсказуем.
Изрядная доля крошева и эротики приходится на долю пары римских ветеранов, Луция (Кевин Маккидд) и Тита (Рэй Стивенсон), которые наблюдают за последствиями козней политиков с точки зрения простого народа, попадая с поля боя на гладиаторскую арену. В первом сезоне «Рима» показывают самый короткий, брутальный и реалистичный гладиаторский матч в истории кино и телевидения, и посмотреть его стоит хотя бы из-за этого.
Несмотря на астрономические расходы (порядка $110 млн), сериал не закрыли после первого сезона – что очень печально. Второй сезон сделан за гораздо меньшие деньги и очень скверно снят, сыгран и написан. Если смотреть подряд, сцены сразу после убийства Цезаря особенно режут глаз разительным падением качества.
Теоретически нам собирались показать один из самых интересных периодов человеческой истории – войну Октавиана с Марком Антонием и Клеопатрой, которая завершилась установлением мира, продлившегося свыше 200 лет. Но из-за новостей о скорой отмене сериала главный сценарист и продюсер Бруно Хеллер намешал во 2 сезоне наработки на 3 и 4 сезон, не включив туда разве что историю Христа.
В результате получилось ужасное мыло, зря расходующее актеров и персонажей из безупречного первого сезона в крайне вымученных и беспорядочных сюжетных линиях. Да и Хеллер без посторонней помощи оказался довольно заурядным драматургом – в дальнейшем он создаст только насквозь посредственные «Менталист» и «Готэм». Смотреть это можно только по инерции, потому что «интересно, что дальше». Если вы хотите ценить действительно качественное телевидение и отличать его от некачественного, важно научиться эту инерцию преодолевать.
The Expanse («Пространство»), США, 2015-2018 гг.
Алексей Егоров
В руководстве телеканала SyFy сидят очень странные люди. Сначала они делают подарок всем любителям научной фантастики про космос и выпускают три сезона сериала The Expanse («Пространство» у нас), а затем берут и на совершенно ровном месте его закрывают. Точнее, перестают показывать – сам сериал производит совершенно другая компания, и SyFy его просто транслирует. Создатели сериала сейчас заняты поисками подходящего дома для своего детища, ну а фанатам только и остается, что ждать хороших новостей – и конца третьего сезона (за который я, правда, пока еще не взялся).
Об «Экспансии» впервые я услышал из рецензии Саши Трофимова, и в итоге не разочаровался – это именно что научная фантастика, хорошая и добротная. Каких сейчас, увы, мало. И даже если вам кажется, что у шоу слишком банальный сюжет – люди разделились на несколько фракций и понемногу друг с другом грызутся – то посмотреть все равно стоит.
Как минимум потому, что это все очень здорово снято и поставлено. В сериале несколько сюжетных линий, каждая рассказывает про своих персонажей и помогает составить общую картину этого мира. Который необычен для научной фантастики – да, люди заселили Солнечную систему, но дальше не летят, и теперь косо поглядывают друг на друга, ожидая подвоха от одной из сторон. Справедливости ради – и правильно делают.
Мир сериала условно разбит на три основных блока – Землю, Марс и колонистов, живущих в поясе астероидов на Церере. Земляне живут и в ус не дуют, на Марсе – милитаризм и упорные старания по превращению планеты из пустыни в нормальный мир, ну а жители астероидного пояса живут как кучка бомжей, которая к тому же вынуждена постоянно зарабатывать себе на жизнь весьма опасными работами. Воды мало, воздуха мало, еды мало, да еще и земляне эксплуатируют – короче говоря, быть шахтером в мире «Экспансии» - значит превозмогать.
Основная сюжетная линия вращается вокруг нескольких героев. Первый – это церерианский детектив Миллер, который должен найти дочку богатых родителей с Луны, а остальные – это команда космического корабля «Кентерберри», злоключения которых одним кораблем не ограничиваются. По ходу действа героям придется многое повидать и побывать в куче передряг, среди которых взрывы космических кораблей и покушения – это лишь малая толика всех проблем. И это все только первый сезон – во втором все становится еще круче.
Главное, по моему мнению, достоинство сериала – это даже не то, что это хороший sci-fi, а то, что он изображен довольно реалистично. Нет никакой безумной утопии размером с пол-галактики, нет технологий, позволяющих моментально перестраивать планеты на свой вкус. И да, сериал практически целиком посвящен не грызне с какими-то десятищупальцевыми монстрами, которые пришли с целью всех поработить. Нет, это вполне приземленный конфликт, который, к тому же, весьма несложно понять и принять. Даже несмотря на то, что этот конфликт развивается в том числе и за счет разных закулисных игр.
В общем, я надеюсь, что авторы «Экспансии» все-таки найдут канал или цифровую платформу, где можно будет продолжить сериал. Третий сезон вряд ли завершится полноценно – там вполне наверняка будут различные ниточки, ведущие к продолжению (хотя бы потому что «Экспансию» снимают по одноименной серии книг, которых вышло уже семь штук и сейчас готовится к выходу восьмая). Ну а еще я на это надеюсь потому, что хорошей космической фантастики выходит преступно мало. И лишаться одного из представителей этой самой фантастики как-то совсем не хочется.
Downton Abbey («Аббатство Даунтон»), Великобритания, 2010-2015 гг.
Георгий Копьев
Определение «утонченная английская драма для домохозяек» должно, по идее, передать ключевую информацию всем потенциальным зрителям «Аббатства Даунтон». Это самая настоящая мыльная опера — в том смысле, в котором чаще всего используют это словосочетание: минимум экшена, максимум говорящих голов и интриг. Но это очень качественная мыльная опера. Очень. Вторую такую придется долго искать.
То, что можно увидеть в «Даунтоне», успешно осквернило российское телевидение (и не только российское, разумеется!) своими бесконечными низкокачественными «Бедными Настями». Поэтому «Аббатство» с порога может вызвать отвращение, мол, опять эти сопливые графини, у меня бабушка такое смотрит! Но, поверьте, есть разница. Разница в съемках в настоящем замке, в оскароносном сценаристе, в остроумных диалогах, в бюджете в 1 миллион фунтов на серию, в отработке эпохи и в потрясающей музыке, которую можно слушать как самостоятельный альбом.
Сериал начинается в 1912 году с новостей о крушении «Титаника» и задевает главные события первой половины XX века: скачок технического прогресса, Первую мировую, «испанку». Ценно то, как по-разному на одни и те же вещи смотрят люди из разных социальных групп — знать и их прислуга. И как при этом они находят взаимопонимание, даже взаимное уважение.
Трудно сказать, насколько реалистичны все эти отношения между привилегированными слоями населения и слугами, но в них веришь — так, как верят в хорошую сказку. Актеры на главные роли подобраны очень метко, а их персонажи не стоят на месте — мир вокруг меняется и увлекает их за собой. Гравитация событий вселяет в их головы характерные эпохе идеи, дает смелость их реализовывать, что сказывается и на замке — его переводят с газового освещения на электрическое, а во время войны на время превращают в госпиталь.
Если у нас нет непереносимой аллергии на высокопарные речи потерявшихся во времени аристократов и на крепчайший английский акцент, посмотрите «Аббатство Даунтон».
Damages («Схватка»), США, 2007-2012 гг.
Александр Башкиров
Сериалы о юристах – третья самая популярная тема на телевидении после сериалов о копах и сериалов о врачах. Ее разрабатывают одни из самых талантливых американских драматургов (в основном бывшие юристы), производя как отличные комедии («Элли Макбил»), так и первоклассные драмы («Голиаф») и душераздирающие трагикомедии («Юристы Бостона»).
Я очень увлекаюсь темой и смотрел, кажется, вообще все достойные адвокатские сериалы – но выбрать для нашего топа один, самый лучший из них, было нетрудно. Созданный одним из сценаристов «Сопрано» Тодом Кесслером Damages на голову возвышается над любым, пусть даже самым качественным конкурентом.
У нас сериал известен под крайне неудачным названием «Схватка» – я предлагаю вам использовать более отвечающее сути дела «Ущерб». Damages – хардкорная, почти беспросветная драма, рассказывающая о безжалостном и беспринципном нью-йоркском юристе Пэтти Хьюз (Гленн Клоуз) и ее ассистентке Эллен Парсонс (Роуз Бирн). Динамика отношений между героинями немного напоминает фильм «Дьявол носит Prada» с Мерил Стрип и Энн Хэтэуэй: опытная могущественная женщина сначала учит молодую девушку тонкостям профессии (и вообще уму-разуму), причем делает это самыми брутальными методами... а потом становится ее злейшим врагом.
Но это не комедия про мир моды, а суровая, предельно жизненная криминальная история с шантажом, подкупом и убийствами. Каждый из пяти сезонов посвящен одному делу – таким образом создатели избавились от нереалистично быстрого развития событий в зале суда, которое портит такое количество сериалов про адвокатов, живущих по принципе «одна серия – один процесс».
Темы почерпнуты из современных сериалу газетных заголовков. Первый сезон рассказывает об иске против мошенника-миллиардера, четвертый – о скандале с военными подрядчиками в Афганистане, последний – об оскандалившемся основателе сайта, занимающегося публикацией различных секретных документов и прочих «утечек» правительства и корпораций.
При этом, при всей насыщенности серий юридическими событиями, обе героини НИ ДНЯ не проводят в зале суда. Это акцентирует особенности современной адвокатской практики, где, за редкими исключениями, обе стороны работают на внесудебную сделку, и позволяет создателям избежать всех штампов такого рода сериалов – сенсационных разоблачений под присягой в духе «а на самом деле преступником-то был свидетель обвинения»!
Образ Пэтти срисован с нескольких реальных американских женщин-юристов, и именно так все и происходит в судебной системе США. Обе главные герои «Ущерба» – женщины, что в сериалах (да и на телевидении вообще) встречается крайне редко... а ну ка, сколько женщин-адвокатов из телевизора вы можете назвать помимо Элли Макбилл, Марсии Кларк и Аннализы Китинг из «Как избежать наказания за убийство»? Это создает очень интересную, уникальную интригу – могущественная адвокат и ее бывшая ассистентка, оказавшаяся по другую сторону юридических баррикад, сражаются друг с другом совсем иными методами, чем это делают суперадвокаты-мужчины в том же «Голиафе» или «Лучше звоните Солу».
Наконец, в сериале используется фирменная нарративная механика – каждая серия начинается с флэшфорварда к какой-то жуткой криминальной сцене, причем добавленная в последнем эпизоде деталь каждый раз переворачивает все наши представления о картине преступления. Разумеется, эту механику целиком украли создатели дико нереалистичного и мелодраматичного «Как избежать наказания за убийство».
Star Trek («Звездный путь»), США, 1966-1969 гг.
Максим Иванов
Знаете, что сильнее всего меня расстраивает в Star Trek? То, что в 60-х годах прошлого века сценарист и продюсер Джин Родденберри придумал прекрасное будущее, в котором человечество разрешило все земные конфликты, объединилось, отринуло предрассудки — и отправилось в космос с миротворческой и исследовательской миссией.
В этой прекрасной вселенной будущего люди всех цветов кожи, ориентаций, расы и пола вместе управляли кораблем под названием «Энтерпрайз». Русский служил бок о бок с американцем, вулканцем и чернокожей женщиной — и все были полноправными, равноценными членами команды.
Что в этом грустного? То, что спустя 50 лет мы все еще читаем новости о врезающихся в толпу женщин безумных инцелах, слушаем выступления об «умных ракетах с непредсказуемой траекторией» и ругаемся, когда курс доллара снова подскакивает в результате очередных политических дрязг. Кажется, для светлого будущего из Star Trek еще слишком рано.
Но хорошая фантастика всегда опережает время и отражает проблемы общества, ведь так? Я уверен — Star Trek в этом смысле сделал для популярной культуры больше остальных. Шоу с прогрессивным посылом, пропитанное антивоенными лозунгами, демонстрирующее равенство и диверсити (в пределах того, что могли показать в 60-х), которое при этом не скатывалось в занудное проповедничество…
Неудивительно, что фанатская база не позволила сериалу уйти на дно даже после его первого закрытия — Star Trek возродили в качестве анимационного сериала и продолжили полнометражными фильмами. Желание Родденберри высказаться и изменить мир выковало стандарты шоу и привлекло к себе думающую аудиторию вроде писателя-фантаста Айзека Айзимова, который после своего критического эссе стал помогать шоураннеру с научной фактурой.
По задумке Джина, каждый эпизод должен был работать на двух уровнях — как самостоятельный сюжет и как нравоучительная история с обязательной моралью. В Star Trek Родденберри иносказательно комментировал войну во Вьетнаме, выступал против использования ядерного оружия (эпизод The Doomsday Machine — один из моих любимых) и неоднократно критиковал религию.
Еще Родденберри много ругался с руководством телесети из-за расового разнообразия, которое студия хотела приглушить в угоду маркетингу. Ругался вполне успешно — в сериале все равно был показан первый межрасовый поцелуй в истории телевидения. Правда, недобровольный.
Оригинальный Star Trek и сегодня отлично смотрится, особенно на фоне Star Trek: Discovery, который целиком посвятили войне и экшену. Смех над нелепыми костюмами и дешевыми декорациями быстро сходит на нет благодаря бессмертным фантастическим историям, которые за годы стали только актуальнее. В Сети хватает списков обязательных эпизодов — не поленитесь уделить им время, если не готовы смотреть сериал целиком.
Homeland («Родина»), США, 2011 год - наши дни
Дмитрий Петренко
Во время масштабного штурма секретного убежища террористов на Ближнем Востоке американские солдаты находят и спасают сержанта Николаса Броуди, который многие годы считался погибшим в бою. Настоящее чудо, иначе не скажешь!
Вернувшись на родину, Броуди мгновенно становится народным героем. Еще бы: американец, который провел в плену 8 долгих лет, все вытерпел и не сломался, возвращается домой. Несломленным. Настоящий национальный символ, хоть сразу в президенты баллотируйся.
Единственным человеком, который не верит в елейную историю чудесного спасения рыжеволосого Броуди, становится агент ЦРУ Кэрри Мэтисон. Она уверена, что Николас уже давно завербован террористами и все, что происходит — часть большого и гениального плана Аль-Каиды по дестабилизации США. Ну а мы, как зрители, весь сезон будем гадать: ее подозрения действительно основаны на фактах или же все это плод мании, вызванной биполярным расстройством, от которой Кэрри страдает почти всю жизнь.
С первыми двумя сезонами «Родина» входит в число самых высокооцененных сериалов последних десяти лет, и несложно понять почему. Сценаристы выжимают из завязки максимум: Homeland — это практически эталонный психологический триллер. Ваше отношение к персоне Броуди будет меняться по нескольку раз за серию. Сценаристы здорово играют на ожиданиях, и в тот момент, когда вы уже ну точно будете уверены, что Николас — злодей, по ночам ест в подвале девственниц и младенцев и планирует взорвать Белый дом, неожиданно подкинут вам несколько сцен, переворачивающих все с ног на голову. А потому я убежден, что в первых двух сезонах «Родина» — один из самых интересных и напряженных сюжетов современной телевизионной драмы. Работают на это и прекрасно прописанные персонажи, выпуклые, характерные, многомерные. Среди них нет героев-функций, нужных в сюжете только для того, чтобы в нужный момент открыть рот и парой слов подтолкнуть буксующее действо вперед. Минимум штампов — а ведь мы говорим о сериале про спецслужбы!
Ну и главное достоинство «Родины», за которые ему легко можно простить несколько не самых существенных недостатков, — блистательная, выдающаяся, изумительная актерская работа Клэр Дэйнс. Это безоговорочно одна из лучших женских ролей, когда-либо сыгранных на телевидении. Очень надеюсь, что у Дэйнс все же нет ОКР и оно не развилось у нее за время съемок в сериале — уж больно натурально она играет. Так, что порой становится жутко.
Остальные актеры если и отстают, то не сильно, а потому в сериал веришь. Веришь и в Броуди Дэмиэна Льюиса, который сам до конца не понял, террорист он или нет. Веришь и его жене в исполнении восхитительно красивой Морены Баккарин, что все это время считала мужа погибшим, а теперь не знает, что ей делать с этим чудесным возвращением. И Солу (Мэнди Патинкин), которому защищать Кэрри перед руководством ЦРУ с каждой ее новой выходкой становится все сложнее и сложнее.
Может, Homeland не говорит о чем-то важном и человеческом так же убедительно, как какой-нибудь Breaking Bad, и не вскрывает язвы общества, как The Wire или Night Of, зато ей удается рассказать фантастически захватывающую, интересную историю, способную вызвать у вас настоящий эмоциональный шторм. В последний раз я смотрел «Родину» в 2012 году, но до сих помню свои впечатления от концовки второго сезона: словно я сидел и читал интересную книгу, а потом кто-то взял и выдернул из-под меня стул. А мне почему-то понравилось.
Напоследок, небольшой дисклеймер: речь в моей части текста идет только про первые два сезона. Я начинал смотреть третий, но бросил после пары серий — уж больно мне не понравился «южноамериканский вектор», взятый авторами сериала. Хотя Саша Бакширов вот говорит, что я бросил зря. Вполне допускаю, что он может быть прав.
Александр Башкиров
Homeland – американская триллер-версия израильской драмы о страданиях солдат, пытающихся адаптироваться к жизни в нормальном обществе после 17 лет сирийского плена. В американском варианте безжалостное социально-психологическое исследование реальных проблем превратили в остросюжетное противостояние сержанта морской пехоты Николаса Броуди (Дэмиэн Льюис) и агента ЦРУ Кэрри Мэтисон (Клэр Дэйнс). Броуди в плену был завербован Аль-Каидой и возвращается на родину с ужасным планом по уничтожению всей политической верхушки США, в то время как Кэрри – единственная, кто подозревает, что с героем-морпехом что-то неладно...
Динамике «Николас – Кэрри» посвящены первые 3 сезона «Родины». На мой взгляд, это самые слабые сезоны этого великого сериала. Нам три раза подряд показывают одну и те же комбинацию на тему «своя среди чужих, чужой среди своих», перекидывая Броуди то на одну, то на другую сторону, и используя самую интересную находку сериала – уникально-реалистичную героиню Дэйнс, – в качестве сюжетного придатка, механизма этих переключений.
В четвертом сезоне, избавившись от персонажа Льюиса, сериал наконец-то раскрылся на полную – и превратился в лучшее шпионское шоу нашего времени. В отличие от какого-нибудь там Burn Notice или поздних Джеймсов Бондов, Homeland не использует шпионскую тематику для создания типовых жанровых ситуаций в духе «допрос», «перестрелка» или «погоня». Вместо этого перед нами разыгрываются сложнейшие комбинации спецслужб, зачастую напоминающие то, что всплывает на поверхность в СМИ после какого-нибудь совсем уж катастрофического провала изящно задуманной операции. Лучшие сезоны «Родины» – это поединок интеллектов, масштабное противостояние одинаково сильных оппонентов с разных сторон конфликтующих идеологий, где на первом плане оказывается даже не Кэрри, а ее непосредственный руководитель, Сол Беренсон, великолепно сыгранный Мэнди Патикиным из сериала Criminal Minds и фильма The Princess Bride.
Но актерской игры Дэйнс я тоже не хочу умалять. Это, безусловно, лучшая роль прекрасной актрисы, начинавшей в роли милой девочки в сериале «Моя так называемая жизнь» и фильме «Ромео + Джульетта», а теперь играющей самый сложный и беспощадный женский образ в истории телевидения. Биполярность Кэрри, ее попытки наладить какое-то подобие семейной жизни после смерти Броуди, сама ее преданность делу и своей стране – все это становится пушечным мясом, которое используют и Сол, и его оппоненты из других разведок мира.
Мой любимый сезон Homeland – четвертый, где все действие происходит в Пакистане, а самым достойным противником Сола и Кэрри оказываются даже не террористы, а местная спецслужба, уставшая от постоянного американского вмешательства во внутренние дела своей страны. Каждый сезон-другой сериал меняет место действия, расстановку сил и даже профессию героини – в последних сезонах, после Третьего мира и Европы, действие перекинулось обратно в США, а в последнем, 8 сезоне, по слухам, Кэрри отправится в Израиль. Агент ЦРУ, вольная наемница, политический консультант... За 7 сезонов Кэрри разменяла больше амплуа, чем герои «Арчера».
Не все сезоны получаются удачными – 6 особенно выделяется своей вторичностью и заимствованием ходов из популярных триллеров. Но в последнее время сериал встал на правильные рельсы и на всю катушку использует современные политические проблемы и изломанную личность главной героини – все как в лучших сезонах.
Utopia («Утопия»), Великобритания, 2013-2014 гг.
Ибрагим Аль Сабахи
«Утопия» – это британский конспирологический триллер от канала Channel 4. Он явил себя миру в январе 2013 года и просуществовал всего лишь 2 сезона, каждый из которых состоит из 6 серий.
В центре сюжета находится уникальный комикс под названием «Эксперимент "Утопия"», а точнее его вторая часть в виде черновика, который содержит в себе очень важную для определенных лиц информацию. И так уж получилось, что он попал в руки совсем не тех людей. Его обладателями стала небольшая группа разношерстных фанатов первой части комикса. И теперь по их следам идут безжалостные убийцы, готовые завалить трупами весь мир, лишь бы добыть этот единственный экземпляр.
Первое, что стоит отметить – это вступительную сцену, которая на мой взгляд одна из лучших сцен, что я видел в сериалах. Именно она дает полное представление обо всем шоу. Напряженная, яркая, жестокая и беспощадная. От нее идут мурашки, когда представляешь себя на месте некоторых персонажей. Это определенно не то, что мы привыкли видеть в магазинах комиксов.
А следом мы переходим к знакомству с довольно яркими персонажами среди которых желающая написать по комиксу работу студентка Бекки (Александра Роуч), айтишник Йен (Натан Стюарт-Джаретт, который играл Кертиса в супергеройском сериале Misfits от этого же канала), помешанный на теориях заговора параноик Уилсон Уилсон (Адил Ахтар) и 11-летний хулиган Грант, который и крадет черновик комикса из под носа убийц.
И об одном из этих убийц я хочу поговорить отдельно. Персонаж по имени Арби (Нил Маскелл) – настоящий живой кошмар. Это абсолютное чудовище, которому даже не чуждо массовое детоубийство. Это как Антон Чигур (персонаж Хавьера Бардема из фильма «Старикам здесь не место»), только намного страшнее. При встрече с Арби у вас не будет шанса отболтаться или надеяться на его благосклонность. Он настойчиво задает свой фирменный вопрос «Где Джессика Хайд?», а это значит, что ничего хорошего ждать не стоит.
И это при том, что выглядит он максимально нелепо для профессионального киллера. Полненький, смешно ходит и громко дышит, да еще и малек аутист. Но эффективность у него максимальная. А кто такая Джессика Хайд, я раскрывать не буду.
С одной стороны это звучит как стандартная беготня плохишей за ценной вещью, которая находится у главных героев, но дело тут все именно в подаче. То, как подается этот сюжет зрителю, делает его уникальным. Кислотная яркая картинка, странная инопланетная музыка, атмосфера безысходности и просто жесть почти без остановки. И к отличной химии между персонажами, красивой картинке и смачным убийствам прилагается еще и интрига. Мы вместе с героями разгадываем этот ребус и пытаемся понять, зачем всем так нужен этот комикс. Открывшаяся истина заставляет задуматься о многом.
Если попытаться найти аналог этому сериалу, то я даже не знаю, что это может быть. Перед нами уникальный, штучный, единственный в своем роде авторский проект.
Все мои хвальбы по большей части относились к шедевральному первому сезону, который представляет собой абсолютно законченную историю И, судя по всему, авторы тоже так хотели, но жадность – она такая. И был дан второй сезон. К нему у меня очень неровное отношение. И вот почему. С точки зрения актерских работ, атмосферы, картинки все осталось на том же высоком уровне, а вот сюжет.... Если закрыть глаза на 1 серию (часовой приквел ко всей истории), то остальные 5 – это повторение первого сезона, только без интриги, так как нам все раскрыли в 1 сезоне, да еще и с отменой некоторых ключевых событий, произошедших ранее.
Когда второй сезон заканчивается, то возникает лишь один вопрос: ЗАЧЕМ? Авторы явно не могли сказать ничего нового и двинуть сюжет куда-то еще. Но сняли ненужный сезон, который и положил конец сериалу.
Несмотря на все это, сериал полюбился большому количеству людей и заставил обратить на себя внимание крупнейший кабельный канал HBO и режиссера Дэвида Финчера. Планировался ремейк для американской аудитории, которая испытывает проблемы с восприятием английского акцента, но Финчер не сошелся с HBO по бюджету, и канал отказался от проекта. Зато недавно появилась новость, что Amazon приобрел права на переделку сериала. В будущем нас ожидает еще одна утопия, только по-американски. Вангую, что полненького киллера превратят в женщину. Скриньте.
Подводя итог скажу, что сериал обязателен к просмотру всем, кто любит качественные триллеры и необычную подачу. Если вас не пугает жестокость и некоторые темы, поднятые по ходу сюжета, то вам должно зайти. Смотреть только 1 или еще и 2 сезон – это уже вам решать. Лично я предпочел бы не видеть второго.
The Young Pope («Молодой Папа»), Италия-Испания-Франция, 2016 г.
Николай Маркевич
Автор сериала Паоло Соррентино фантазирует, что было бы, стань папой римским человек моложе 50 лет. Такого не случалось почти пять веков и не предвидится в ближайшее время.
Новый папа Пий XIII (Джуд Лоу) энергичен, обладает волей и целеустремленностью в достижении поставленных задач. Он хочет вернуть католической церкви былой авторитет, утраченный в стремлении приспособиться к современному миру: объявляет войну властолюбцам, гомосексуалистам, педофилам среди духовенства, возвращает в Ватикан утраченные произведения искусства и пытается диктовать светской власти свои условия.
Интересно разобраться, зачем? Ведь не от одной только скуки в этом стариковском гнезде.
Предшественники молодого понтифика часто откладывали решение проблем или замалчивали их. Пий XIII справляется с ними за утренней сигаретой и не стесняется искать новые. Даже если для этого нужно решиться на кадровые перестановки или нарушить тайну исповеди.
«Молодой папа» помогает ответить на вопрос, почему вы верите или не верите в Бога. Зрителю несколько раз предложат выбор, как истолковать происходящие события. Склонные к мистицизму разглядят вмешательство высшей силы, а рационалисты объяснят все стечением обстоятельств. Все это случается с человеком, который не верит в Бога, но постоянно молит его о помощи.
Каждое из таких событий легко списать на совпадение, просто в какой-то момент их станет многовато. Кстати, московский патриарх оказался в сериале одним из третьестепенных персонажей. Его скупой диалог с папой стоит посмотреть жителям страны, где большинство населения причисляет себя к православным.
Взято: Тут
1