JoJoshakar
6 теорий, с помощью которых человек пытался разгадать тайну происхождения всего живого ( 7 фото )
Человечество всегда стремилось узнать историю планеты, и происхождение живых существ, а также самого вида Homo Sapiens исключением не является. Сегодня эволюция людей как биологического вида традиционно ассоциируется с теорией Дарвина, вот только и до него, и после существовало множество других точек зрения.
Вот 9 теорий, с помощью которых человек пытался разгадать тайну происхождения всего живого.
Теория Анаксимандра
Уже в античные времена находились люди, всерьёз размышляющие над происхождением человечества. Среди них был и Анаксимандр Милетский, который больше двух с половиной тысяч лет назад впервые подверг сомнению бытовавшее тогда мнение, что все живые существа являются плодом труда пантеона богов.
Известно, что во время исследования эмбрионов разных животных, он обратил внимание на их сходство с рыбами. И на основании этого наблюдения он сделал вывод, что все живые существа, в том числе и люди, эволюционировали именно от рыб. Само собой, что сегодня такая теория звучит, мягко говоря, странно, и всё же в одном античный учёный, судя по всему, не ошибся - современная наука считает, что первая жизнь на планете появилась как раз в воде.
Теория Эмпедокла
Всего на столетие позднее теория Милетского появилась ещё одна - уже авторства античного философа Эмпедокла. По его мнению, человечество, как и всё живое на Земле, появилось благодаря разным вариациям воздействия на четыре ключевых элемента мироздания - воздух, землю, воду и огонь - двух сил - любви и ненависти. В результате, как считал Эмпедокл, различия в действия сил на четыре элемента и стало причиной, что части тел разных существ выглядят по-разному.
Однако самой странной частью его теории является принцип, по которому эти части собирались в конкретном существе. А всё дело в том, что его не существовало, и процесс был чистой случайностью - как сказали бы сегодня, поработал рандомайзер. Впрочем, учитывая наличие в древнегреческой мифологии разных полулюдей-полуживотных, само появление такой теории не кажется чем-то уж неожиданным.
Катастрофизм
Интересный перелом в понимании жизненного цикла биологического вида произошёл в начале XIX столетия. Дело в том, что ранее появление и эволюция любого живого существа является божьим промыслом, а потому вымирание ни одному из видов не грозит по определению, ведь Бог не отворачивается от своих творений. Однако когда наука добралась до открытия окаменелостей доисторических существ, стало очевидно, что не всё так просто.
Одним из тех, кто пытался осмыслить это несовпадение, был натуралист Жорж Кювье, и ему удалось совместить научное и религиозное начало в своей гипотезе катастрофизма. Суть его концепции состояла в том, что существа не эволюционируют, а как бы заменяются другими в результате катастрофы, посланной на Землю Господом. Якобы, если ему не нравился результат его трудов, он попросту устраивал мировой катаклизм. После этого часть неугодных ему видов исчезала, а часть выживала, и уже к ним Бог мог добавить новых.
Бюффоновская теория
Несмотря на то, что в XVIII столетии ещё не воспринимали всерьёз любые эволюционные теории, некоторые в этом направлении всё-таки задумывались. Ярким примером тому является разработка французским натуралистом Жоржем-Луи Леклерком, также известным как граф де Бюффон, теории о том, что представители животного и растительного мира всё же постепенно эволюционируют.
Результаты своей работы он представил в многотомнике «Естественная история», где на основе изучения около двухсот известных на тот момент видов зверей произошли от нескольких десятков изначальных видов. В результате он вывел тезис о том, что лев, тигр, леопард и обычная кошка, скорее всего, появились от одного предка. Кроме того, граф де Бюффон был одним из первых, кто опровергал божественный промысел в создании первых животных.
Ламаркизм
Постепенно мнение о возможности животных развиваться стало всё больше захватывать умы учёных, и среди их измышлений на эту тему выделяется теория французского натуралиста Жана-Батиста Ламарка, которую он опубликовал в 1801 году. Она так и называется, по его фамилии - Ламаркизм - и утверждает, что живые организмы меняются, чтобы приспособиться к естественным условиям и выжить.
Правда, в сравнении с современным пониманием развития живых существ, ламаркизм имеет существенный промах. А дело в том, что тогда наука ещё не открыла генетику и возможности животных мутировать. В итоге Ламарк остановился на тезисе, что приспосабливаются организмы окружающей среде за счёт приложенных усилий и одних и тех же физических нагрузок, которые и влияют на изменения. Например, по мнению учёного, жираф получил свою длинную шею в результате постоянных попыток съесть листья с веток деревьев повыше.
Синтетическая теория эволюции
Казалось бы, что после появления дарвиновской теории эволюции развивать концепции происхождения человека не имеет смысла, однако на самом деле она также не была идеальной. Опять же, причина в отсутствии знаний о генетических особенностях организмов и мутациях. Поэтому в последние довоенные годы наука сформировала новую концепцию, известную как синтетическая теория эволюции.
По сути, она представляет собой некое переосмысление открытого Чарльзом Дарвином естественного отбора, с добавление знаний о генетике и ряда других смежных дисциплин. Именно тезисы синтетической теории эволюции, вобрав лучшее из уже существующих и концепций, сегодня представляют собой изображение целостного процесса эволюции биологических видов, в том числе человека. Впрочем, она достаточно гибкая, чтобы новые открытия могли в ней отображаться без вреда для общих идей.
Взято: Тут
1552