david
Кому была выгодна гибель Александра Грибоедова в Тегеране ( 1 фото )

Его называют автором одной-единственной, но бессмертной комедии. Однако судьба Александра Грибоедова была куда сложнее и трагичнее, чем судьба его Чацкого. Дипломат, полиглот, музыкант, дуэлянт, подозреваемый заговорщик — он прожил несколько жизней, каждая из которых могла бы стать сюжетом для романа.
Тайна рождения
Даже год его рождения — загадка. В документах он указывал то 1795-й, то 1793-й, но после судьбоносной дуэли твёрдо остановился на 1790 годе. Этот выбор был не случайностью, а мужественным жестом. Дело в том, что его мать, Анастасия Грибоедова, вышла замуж лишь в 1792-м. Таким образом, будущий классик был незаконнорождённым. Тайна его подлинного отца не раскрыта до сих пор. Всю жизнь Грибоедов болезненно переживал этот «пятно» на своей репутации, и смена даты стала для него актом самоутверждения, попыткой взять контроль над собственной биографией.
Дуэль на четверых
В ноябре 1817 года он стал участником редчайшего события — «четверной дуэли». Поводом стала балерина Авдотья Истомина, из-за которой сошлись кавалергард Василий Шереметев и граф Александр Завадовский. Их секундантами были Грибоедов и будущий декабрист Александр Якубович. По правилам, после первой пары должны были стреляться секунданты.
На первом поединке Шереметев был смертельно ранен. Вторая дуэль состоялась год спустя в Тифлисе. Грибоедов, чувствуя вину, предлагал мир, но Якубович, опытный бретер, был непреклонен. Пуля противника прошила Грибоедову кисть левой руки. Для блестящего пианиста это было катастрофой. До конца жизни он носил на повреждённом пальце специальный чехольчик, а это ранение позже помогло опознать его изуродованное тело.
Декабристы
Зимой 1826 года Грибоедов был арестован по подозрению в связях с декабристами, но вскоре был отпущен на свободу за недостатком обвинительных показаний (только четверо декабристов свидетельствовали против Грибоедова). Денис Давыдов в неоконченной статье «Воспоминания о 1826 годе» упомянул, что Ермолов оказал Грибоедову какую-то такую услугу, которую тот был бы «вправе ожидать лишь от родного отца. Он спас его от последствий одного весьма важного дела, которые могли бы быть для Грибоедова крайне неприятны». Очевидно, что речь идет именно о «деле декабристов».
Мысль о декабристах никогда не покидала Грибоедова, с большинством из них он был знаком. В самые напряженные дни заключения Туркманчайского договора, когда все его внимание было направлено на то, чтобы как можно быстрее закончить дело, он говорит с Паскевичем об облегчении участи декабристов. А через месяц, во время приезда в Петербург с Туркманчайским договором, Грибоедов, как об этом рассказывает Бестужев, «дерзнул говорить в пользу людей, при одном имени которых бледнел оскорбленный властелин».
Возможно, что отрицательный ответ «оскорбленного властелина» и послужил Грибоедову основанием для заявления, что он «душевно бы желал некоторое время пробыть без дела официального».
Масонство
Известно, что Грибоедов был масоном. Он состоял, как многие аристократы того времени, в ложе «Соединённых друзей», в самой большой ложе Петербурга. Важно то, что он хотел её усовершенствовать. Интересны его заметки, письма, он хотел, как он говорил, реконституировать тайное общество. Его не устраивало увлечение собратьев по ложе ненужной обрядностью и внешними ритуальными вещами. Ложе, которую он реконституировал, он дал название «Благо». За легитимацией Грибоедов обратился в шотландские ложи, которые были в России, а потом в Великую провинциальную ложу России. Но везде получил отказ.
Грибоедов также требовал, чтобы члены ложи говорили по-русски и чтобы они видели главную свою задачу в распространении русской грамоты. Если бы этот проект состоялся, дело обучения русского народа грамоте, массового обучения, сдвинулось бы гораздо быстрее, но, к сожалению, этот проект писателя так и остался проектом. Масоном Грибоедов оставался до конца жизни: он не выходил из братства, но постепенно охладел к тайному обществу, т.к. не более не считал его полезным.
Тайна смерти
Во время дипломатической работы в Персии Грибоедов писал в дневнике: «На словах и в переписке не сохранять тона умеренности - персияне его причтут к бессилию. Угрожать им бунтом за бунт. Угрожать, что возьмём все их провинции в Южном Азербайджане». Грибоедов, надо признать, в точности следовал своим записям. Шахский двор требовал от русского посланника выдачи Мирзы-Якуба, который был казначеем и главным евнухом, а значит, знал многие тайны личной жизни шаха. Мирза-Якуб мог огласить их, что считалось святотатством, а потому и вызывало всеобщее возмущение. Грибоедов был неуступчив. За что и поплатился. Такова официальная версия.
Однако, все чаще гибель Грибоедова связывают с заговором англичан, которым была выгодна гибель русского посланника и ухудшение отношений русско-персидских отношений. «Английская версия» впервые появилась в «Московских ведомостях» 1829 года. Вторую жизнь этой версии дал Юрий Тынянов. В 1929 году, когда исполнилось 100 лет со дня трагической гибели российского посланника в Тегеране, появился тыняновский роман «Смерть Вазир-Мухтара».
В работах Шамима (1938) и Махмуда (1950) мы встречаемся уже с утверждением, что «русский посол А. С. Грибоедов пал жертвой английской колонизаторской политики».
Бодро и простым языком обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на моем канале "Таблетка для головы". Ну и всяческие прикольные ситуации из жизни будут тут - https://t.me/vottakvid
Подписывайтесь!
Взято: Тут
600