Frostseeker
Научная медитация: 10 красивых современных научно-фантастических фильмов ( 11 фото )
Сценаристы и режиссеры уже много лет примеряют на себя роль провидцев, размышляя о последствиях развития науки и ближайшем будущем. Чаще всего их поиски выливаются в масштабные блокбастеры, но мы собрали 10 медленных картин последнего десятилетия, поражающих как своей глубиной, так и визуальным рядом.
Кадр из фильма «Из машины», реж. Алекс Гарленд, 2014
«После Янга»
Супруги Джейк и Кира удочерили китайскую малышку Мику. Чтобы девочка знала о своих корнях, родители приобрели андроида по имени Янг. Такой тип роботов предназначен специально для обучения языку, истории и культуре Китая. Мика видит в андроиде своего старшего брата, а не бездушную машину. Тепло к нему относятся и супруги. Внезапный сбой в системе Янга становится трагедией сродни смерти близкого человека. Джейк отправляется в странствие по ремонтным мастерским и музеям, пытаясь спасти Янга. Чем больше он узнает об устройстве робота, тем более «человечным» оказывается Янг.
Медленная и очень красивая работа режиссера и сценариста Когонады. Отбросив идею размашистых научно-фантастических фильмов об опасности развития искусственного интеллекта, он делает робота важной частью семьи. Через Янга постановщик рассуждает о собственной культурной идентичности, будучи американцем южнокорейского происхождения. Когонада аккуратно подглядывает за жизнью одной семьи, изучая через нее чувства и ностальгический опыт всего человечества. Через минимализм в пространстве и диалогах он создает сложную картину о потере и любви.
Смотреть в Okko
«Аннигиляция»
Лина — бывший солдат армии США и профессор клеточной биологии. Девушка скорбит по мужу ровно до тех пор, пока тот не материализуется в соседней комнате. Оказывается, что он провел последний год в месте падения метеорита и полностью потерял память о прошлых событиях. Лина решает сама отправиться к таинственной зоне, именуемой «Мерцание». Вместе с тремя другими женщинами она погружается в галлюцинаторное пространство мутировавших животных и растений. В процессе путешествия к центру «Мерцания» каждая участница экспедиции раскрывает свои сокровенные тайны, которые оказывают пугающее влияние на природу этого аномального места.
Алекс Гарленд начал свою карьеру с написания сценариев к ставшим хитами фильмам «Пляж» и «28 дней спустя». Пересев в режиссерское кресло, он сфокусировался исключительно на научной фантастике с медленным темпом повествования. Его «Аннигиляцию» критики сравнивали со «Сталкером» Тарковского, что напугало продюсеров. Им казалось, что проект слишком сложный и умный для массового зрителя. В связи с этим картина не вышла на большие экраны, а право показа получил Netflix, где «Аннигиляция» стала хитом.
«Из машины»
Босс-миллиардер приглашает программиста по имени Калеб в свой отрезанный от цивилизации дом. В течение недели молодой человек должен проводить испытания над первым искусственным интеллектом в женской оболочке. Задача красавицы Авы — пройти тест Тьюринга, то есть доказать Калебу умение мыслить не хуже живого человека. Со временем программист и сам оказывается объектом эксперимента, проникаясь романтическими чувствами к гуманоидному роботу. Однако сексуальное влечение для Авы — лишь одна из программ, скрывающая ее личные цели.
Современный сай-фай невозможно представить без Алекса Гарленда, и поэтому ограничиться одним его фильмом было бы несправедливо. Дебютный «Из машины» показал, что свои сценарии Гарленд чувствует совсем иначе, чем его товарищ Дэнни Бойл. «Из машины» снят в отличной от Бойла медитативной манере наблюдения со стороны. Миллиардер в исполнении Оскара Айзека следит за экспериментом с Авой с помощью камер наблюдения, а зритель смотрит и на взаимодействия человека и робота, и на изобретателя. Картина заслуженно получила «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, а также прославила шведскую актрису Алисию Викандер.
«Побудь в моей шкуре»
Очаровательная брюнетка с красными губами забирает одежду мертвой девушки и отправляется на охоту за мужскими особями. Петляя по шотландскому Глазго в своем массивном фургоне, она завязывает вежливые беседы со случайными прохожими. Вызывающий образ незнакомки служит для них сигналом к действию, и мужчины без колебаний принимают приглашение сесть к девушке в машину. Но, раздеваясь в заброшенном доме, они постепенно понимают, что надежда на секс медленно тонет в пустоте космической бездны.
Режиссер клипов для Radiohead и Massive Attack Джонатан Глейзер ранее часто ссылался на шедевры фантастики и, взявшись за полнометражные картины, продолжил жанровые эксперименты. Так, сюрреалистичный фильм «Побудь в моей шкуре» смешивает игровое и документальное кино: Скарлетт Йоханссон соблазняет на улицах Шотландии вполне себе реальных мужчин. О том, что прохожие снялись в фильме, их извещали лишь по окончании сцены. Игровая же часть больше похожа на дорогой видеоклип, который и спустя 10 лет после выхода картины можно трактовать разными способами.
Смотреть в Okko
«Прибытие»
Дюжина инопланетных кораблей зависает над Землей. Мир затаил дыхание в ожидании худшего, а военные свезли всевозможную боевую технику. Пришельцы же, напротив, довольно охотно настроены на коммуникацию, вот только их язык кажется неподвластным человеческому разуму. Правительство решает обратиться за помощью к выдающемуся лингвисту Луизе Бэнкс. Вместе с физиком Иэном они попадают внутрь космического судна и лично знакомятся с гигантскими существами.
Отстраненная камера с плавным движением и широкие кадры — отличительные черты киноязыка Дени Вильнёва, которые присутствуют и в «Прибытии». Фигуры инопланетян за стеклом корабля постепенно проявляются из пустоты, как произведения постоянного напарника постановщика, исландского композитора Йохана Йоханссона. Вкупе с открывающей музыкальной темой Макса Рихтера в «Прибытии» создается удивительный симбиоз визуального и аудиального, отмеченный «Оскаром» за лучший монтаж звука. Кроме того, одни из лучших своих ролей исполнили Эми Адамс и Джереми Реннер.
Смотреть в Okko
«Бескрайняя ночь»
В маленьком американском городке конца 50-х все жители отправились на баскетбольный матч. Пропускают веселье лишь юная телефонистка Фэй и радиоведущий Эверетт — подростки неожиданно перехватывают таинственные сигналы, которые, предположительно, транслируются инопланетной жизнью. Герои пускают их в эфир и находят множество очевидцев, которые сталкивались с такими же шумами. После этого звука с каждым из них происходили мистические события.
«Бескрайняя ночь» снята в стилистике старых мистических сериалов, таких как «Сумеречная зона». Сеттинг 50-х дает авторам возможность отрефлексировать холодную войну между Америкой и СССР, а также роль телевидения как средства пропаганды. И всё это завернуто в увлекательную ностальгическую обертку. Идеальный пример того, как можно снять незабываемый сай-фай с минимальным бюджетом.
«Высшее общество»
Отбросов общества, пожизненно осужденных, подписывают на научный эксперимент в космосе. Они должны исследовать энергию черной дыры, кружа вокруг нее по орбите. Сюжет берет свое начало, когда главный герой остается единственным выжившим на корабле. Как вместе с ним в условиях космической радиации оказалась новорожденная малышка Уиллоу — загадка. Корабль неумолимо движется к черной дыре, а герои во флешбэках — к моральному и физическому распаду.
Обласканная критиками француженка Клер Дени вынашивала идею «Высшего общества» еще с начала нулевых. На протяжении 15 лет она пробовала на главную роль нескольких известных актеров, но не Роберта Паттинсона. Паттинсон же так сильно мечтал поработать с режиссером, что его стремления в итоге окупились. Перед кастингом он скрупулезно изучал черные дыры и труды Стивена Хокинга, которыми вдохновлялась сама Дени.
Смотреть в Okko
«Лебединая песня»
Кэмерон узнает, что смертельно болен. Он понимает, что это разобьет сердце его жене, которая и так недавно пережила болезненную утрату. Вместо искреннего разговора герой выбирает участие в научном эксперименте. По его условиям, Кэмерон уедет доживать последние дни в специальное учреждение, а к его супруге и маленькому сыну вернется совершенно здоровый клон. Но отдать самых любимых людей в чужие руки, пускай и внешне свои, оказывается слишком тяжелым решением.
«Лебединая песня» размышляет о моральных последствиях заигрывания с природой, а также о мотивах человеческого выбора: герой совершает поступки из сострадания или эгоизма? Сюжет целиком разворачивается вокруг этой дилеммы, отметая технические вопросы о работе эксперимента. Дорогая и выхолощенная картинка, которая уже стала визитной карточкой проектов Apple TV+, окунает в медитативные размышления о личных этических границах.
«Она»
Разведенный писатель Теодор живет в эпохе, охваченной технологиями и безысходностью. Чтобы пережить бракоразводный процесс, мужчина приобретает новейшую систему искусственного интеллекта. Выбрав приятный женский голос, он начинает общение с программой по имени Саманта. Со временем Саманта становится ему ближе, чем кто-либо из реального мира. Между героями зарождаются романтические чувства, для реализации которых не хватает физической оболочки.
Режиссеры картины задаются не самыми оригинальными, но любопытными вопросами отличия человека и машины. Пугающе депрессивная концепция любви к несуществующему имеет здесь и положительные оттенки — технологии становятся путем к самопознанию главного героя. В блестящей игре Хоакина Феникса можно увидеть всю палитру душевных метаний Теодора и шаги, которые он предпринимает, изучая самого себя. Скарлетт Йоханссон же не просто озвучила операционную систему, а ради фильма прошла специальный курс по передаче эмоций через голосовую актерскую игру. Ее речь придает Саманте уникальную глубину и характер, даря ощущение беседы с настоящей личностью.
Смотреть в Okko
«Связь»
События разворачиваются в течение одного вечера, когда группа старых друзей собирается на ужин. Неожиданно мобильные телефоны ломаются, связь пропадает. Главная героиня вспоминает, что читала в новостях о приближающейся комете, которая может влиять на электричество, однако ее рассуждения прерывает полное отключение света. Друзья выходят из дома, чтобы проверить район, но по соседству обнаруживают только компанию своих двойников.
«Связь» разыгрывается по театральным канонам классицизма — сохраняется единство места, времени и действия. Такой выбор отчасти обусловлен минимальным бюджетом, что также привело к частой импровизации актеров. Режиссер Джеймс Уорд Биркит использовал сценарий в качестве общего ориентира, но многие диалоги и действия развивались на ходу. В основе картины лежат идеи о параллельных вселенных, свободе воли и коллективном сознании — всё это создало в итоге незабываемое научно-фантастическое произведение, достойное зрительского внимания.
Смотреть в Okko
Текст: Полина Резникова
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Кадр из фильма «Из машины», реж. Алекс Гарленд, 2014
«После Янга»
Супруги Джейк и Кира удочерили китайскую малышку Мику. Чтобы девочка знала о своих корнях, родители приобрели андроида по имени Янг. Такой тип роботов предназначен специально для обучения языку, истории и культуре Китая. Мика видит в андроиде своего старшего брата, а не бездушную машину. Тепло к нему относятся и супруги. Внезапный сбой в системе Янга становится трагедией сродни смерти близкого человека. Джейк отправляется в странствие по ремонтным мастерским и музеям, пытаясь спасти Янга. Чем больше он узнает об устройстве робота, тем более «человечным» оказывается Янг.
Медленная и очень красивая работа режиссера и сценариста Когонады. Отбросив идею размашистых научно-фантастических фильмов об опасности развития искусственного интеллекта, он делает робота важной частью семьи. Через Янга постановщик рассуждает о собственной культурной идентичности, будучи американцем южнокорейского происхождения. Когонада аккуратно подглядывает за жизнью одной семьи, изучая через нее чувства и ностальгический опыт всего человечества. Через минимализм в пространстве и диалогах он создает сложную картину о потере и любви.
Смотреть в Okko
«Аннигиляция»
Лина — бывший солдат армии США и профессор клеточной биологии. Девушка скорбит по мужу ровно до тех пор, пока тот не материализуется в соседней комнате. Оказывается, что он провел последний год в месте падения метеорита и полностью потерял память о прошлых событиях. Лина решает сама отправиться к таинственной зоне, именуемой «Мерцание». Вместе с тремя другими женщинами она погружается в галлюцинаторное пространство мутировавших животных и растений. В процессе путешествия к центру «Мерцания» каждая участница экспедиции раскрывает свои сокровенные тайны, которые оказывают пугающее влияние на природу этого аномального места.
Алекс Гарленд начал свою карьеру с написания сценариев к ставшим хитами фильмам «Пляж» и «28 дней спустя». Пересев в режиссерское кресло, он сфокусировался исключительно на научной фантастике с медленным темпом повествования. Его «Аннигиляцию» критики сравнивали со «Сталкером» Тарковского, что напугало продюсеров. Им казалось, что проект слишком сложный и умный для массового зрителя. В связи с этим картина не вышла на большие экраны, а право показа получил Netflix, где «Аннигиляция» стала хитом.
«Из машины»
Босс-миллиардер приглашает программиста по имени Калеб в свой отрезанный от цивилизации дом. В течение недели молодой человек должен проводить испытания над первым искусственным интеллектом в женской оболочке. Задача красавицы Авы — пройти тест Тьюринга, то есть доказать Калебу умение мыслить не хуже живого человека. Со временем программист и сам оказывается объектом эксперимента, проникаясь романтическими чувствами к гуманоидному роботу. Однако сексуальное влечение для Авы — лишь одна из программ, скрывающая ее личные цели.
Современный сай-фай невозможно представить без Алекса Гарленда, и поэтому ограничиться одним его фильмом было бы несправедливо. Дебютный «Из машины» показал, что свои сценарии Гарленд чувствует совсем иначе, чем его товарищ Дэнни Бойл. «Из машины» снят в отличной от Бойла медитативной манере наблюдения со стороны. Миллиардер в исполнении Оскара Айзека следит за экспериментом с Авой с помощью камер наблюдения, а зритель смотрит и на взаимодействия человека и робота, и на изобретателя. Картина заслуженно получила «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, а также прославила шведскую актрису Алисию Викандер.
«Побудь в моей шкуре»
Очаровательная брюнетка с красными губами забирает одежду мертвой девушки и отправляется на охоту за мужскими особями. Петляя по шотландскому Глазго в своем массивном фургоне, она завязывает вежливые беседы со случайными прохожими. Вызывающий образ незнакомки служит для них сигналом к действию, и мужчины без колебаний принимают приглашение сесть к девушке в машину. Но, раздеваясь в заброшенном доме, они постепенно понимают, что надежда на секс медленно тонет в пустоте космической бездны.
Режиссер клипов для Radiohead и Massive Attack Джонатан Глейзер ранее часто ссылался на шедевры фантастики и, взявшись за полнометражные картины, продолжил жанровые эксперименты. Так, сюрреалистичный фильм «Побудь в моей шкуре» смешивает игровое и документальное кино: Скарлетт Йоханссон соблазняет на улицах Шотландии вполне себе реальных мужчин. О том, что прохожие снялись в фильме, их извещали лишь по окончании сцены. Игровая же часть больше похожа на дорогой видеоклип, который и спустя 10 лет после выхода картины можно трактовать разными способами.
Смотреть в Okko
«Прибытие»
Дюжина инопланетных кораблей зависает над Землей. Мир затаил дыхание в ожидании худшего, а военные свезли всевозможную боевую технику. Пришельцы же, напротив, довольно охотно настроены на коммуникацию, вот только их язык кажется неподвластным человеческому разуму. Правительство решает обратиться за помощью к выдающемуся лингвисту Луизе Бэнкс. Вместе с физиком Иэном они попадают внутрь космического судна и лично знакомятся с гигантскими существами.
Отстраненная камера с плавным движением и широкие кадры — отличительные черты киноязыка Дени Вильнёва, которые присутствуют и в «Прибытии». Фигуры инопланетян за стеклом корабля постепенно проявляются из пустоты, как произведения постоянного напарника постановщика, исландского композитора Йохана Йоханссона. Вкупе с открывающей музыкальной темой Макса Рихтера в «Прибытии» создается удивительный симбиоз визуального и аудиального, отмеченный «Оскаром» за лучший монтаж звука. Кроме того, одни из лучших своих ролей исполнили Эми Адамс и Джереми Реннер.
Смотреть в Okko
«Бескрайняя ночь»
В маленьком американском городке конца 50-х все жители отправились на баскетбольный матч. Пропускают веселье лишь юная телефонистка Фэй и радиоведущий Эверетт — подростки неожиданно перехватывают таинственные сигналы, которые, предположительно, транслируются инопланетной жизнью. Герои пускают их в эфир и находят множество очевидцев, которые сталкивались с такими же шумами. После этого звука с каждым из них происходили мистические события.
«Бескрайняя ночь» снята в стилистике старых мистических сериалов, таких как «Сумеречная зона». Сеттинг 50-х дает авторам возможность отрефлексировать холодную войну между Америкой и СССР, а также роль телевидения как средства пропаганды. И всё это завернуто в увлекательную ностальгическую обертку. Идеальный пример того, как можно снять незабываемый сай-фай с минимальным бюджетом.
«Высшее общество»
Отбросов общества, пожизненно осужденных, подписывают на научный эксперимент в космосе. Они должны исследовать энергию черной дыры, кружа вокруг нее по орбите. Сюжет берет свое начало, когда главный герой остается единственным выжившим на корабле. Как вместе с ним в условиях космической радиации оказалась новорожденная малышка Уиллоу — загадка. Корабль неумолимо движется к черной дыре, а герои во флешбэках — к моральному и физическому распаду.
Обласканная критиками француженка Клер Дени вынашивала идею «Высшего общества» еще с начала нулевых. На протяжении 15 лет она пробовала на главную роль нескольких известных актеров, но не Роберта Паттинсона. Паттинсон же так сильно мечтал поработать с режиссером, что его стремления в итоге окупились. Перед кастингом он скрупулезно изучал черные дыры и труды Стивена Хокинга, которыми вдохновлялась сама Дени.
Смотреть в Okko
«Лебединая песня»
Кэмерон узнает, что смертельно болен. Он понимает, что это разобьет сердце его жене, которая и так недавно пережила болезненную утрату. Вместо искреннего разговора герой выбирает участие в научном эксперименте. По его условиям, Кэмерон уедет доживать последние дни в специальное учреждение, а к его супруге и маленькому сыну вернется совершенно здоровый клон. Но отдать самых любимых людей в чужие руки, пускай и внешне свои, оказывается слишком тяжелым решением.
«Лебединая песня» размышляет о моральных последствиях заигрывания с природой, а также о мотивах человеческого выбора: герой совершает поступки из сострадания или эгоизма? Сюжет целиком разворачивается вокруг этой дилеммы, отметая технические вопросы о работе эксперимента. Дорогая и выхолощенная картинка, которая уже стала визитной карточкой проектов Apple TV+, окунает в медитативные размышления о личных этических границах.
«Она»
Разведенный писатель Теодор живет в эпохе, охваченной технологиями и безысходностью. Чтобы пережить бракоразводный процесс, мужчина приобретает новейшую систему искусственного интеллекта. Выбрав приятный женский голос, он начинает общение с программой по имени Саманта. Со временем Саманта становится ему ближе, чем кто-либо из реального мира. Между героями зарождаются романтические чувства, для реализации которых не хватает физической оболочки.
Режиссеры картины задаются не самыми оригинальными, но любопытными вопросами отличия человека и машины. Пугающе депрессивная концепция любви к несуществующему имеет здесь и положительные оттенки — технологии становятся путем к самопознанию главного героя. В блестящей игре Хоакина Феникса можно увидеть всю палитру душевных метаний Теодора и шаги, которые он предпринимает, изучая самого себя. Скарлетт Йоханссон же не просто озвучила операционную систему, а ради фильма прошла специальный курс по передаче эмоций через голосовую актерскую игру. Ее речь придает Саманте уникальную глубину и характер, даря ощущение беседы с настоящей личностью.
Смотреть в Okko
«Связь»
События разворачиваются в течение одного вечера, когда группа старых друзей собирается на ужин. Неожиданно мобильные телефоны ломаются, связь пропадает. Главная героиня вспоминает, что читала в новостях о приближающейся комете, которая может влиять на электричество, однако ее рассуждения прерывает полное отключение света. Друзья выходят из дома, чтобы проверить район, но по соседству обнаруживают только компанию своих двойников.
«Связь» разыгрывается по театральным канонам классицизма — сохраняется единство места, времени и действия. Такой выбор отчасти обусловлен минимальным бюджетом, что также привело к частой импровизации актеров. Режиссер Джеймс Уорд Биркит использовал сценарий в качестве общего ориентира, но многие диалоги и действия развивались на ходу. В основе картины лежат идеи о параллельных вселенных, свободе воли и коллективном сознании — всё это создало в итоге незабываемое научно-фантастическое произведение, достойное зрительского внимания.
Смотреть в Okko
Текст: Полина Резникова
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Взято: Тут
610