DanGen
А ЧТО, ТАК МОЖНО БЫЛО? ЛУКАШЕНКО ОСТАНОВИЛ ИНФЛЯЦИЮ ОДНИМ СЛОВОМ ( 1 фото )
ФОТО: EXSILENTROOT, VLADIMIR GUDVIN/SHUTTERSTOCK.COM
МИХАИЛ МЕЛЬНИКОВ
Решение Александра Лукашенко запретить поднимать цены в Белоруссии стало настоящей сенсацией. Одни не понимают, почему это не сделано уже давно. Другие — что нынче курят в Минске. Чьё же непонимание весомее?
А что, так можно было?
6 октября 2022 года случилось, не побоимся этого слова, историческое событие. И речь не о требовании президента Украины Владимира Зеленского разбомбить Россию — это событие истерическое, — а о требовании президента Белоруссии Александра Лукашенко прекратить рост цен немедленно, сию минуту. Тем же вечером премьер-министр Роман Головченко подписал соответствующее постановление.
В стране с, как ни крути, капиталистической экономикой и главное — зависимостью от внешней торговли попытаться декретно закрепить цены на каком бы то ни было уровне — это серьёзная заявка на Нобелевскую премию по экономике.
На естественный вопрос, каким образом удерживать цены, если у главного торгового партнёра, России, вовсю раскручивается инфляция, Александр Лукашенко не ответил, потому что никто ему такого вопроса не задал. Очевидно, что невозможно покупать дорожающее сырьё из России и при этом оставлять неприкосновенными ценники на прилавках.
Впрочем, лазейку себе белорусский лидер оставил. Согласно постановлению, органы госуправления могут принимать решение о повышении цен "в случае экономической целесообразности". И нельзя сомневаться, что эта целесообразность уже возникла у тысяч организаций.
Чуда нет
Многие в России считают Белоруссию неким образцом рачительного ведения хозяйства, соблюдения законности и даже экономической эффективности. Спору нет, коррупция в стране действительно низкая, но это едва ли не единственное, чем может похвастаться наш западный союзник даже на нашем скромном фоне. Наводнивший Россию синеокий бренд "Сделано в Белоруссии" не стоит воспринимать всерьёз: даже в Минске в магазине белорусской обуви автор этих строк видел в основном китайскую и другую азиатскую продукцию.
Белорусского экономического чуда не существует. Внешняя аккуратность и благопристойность могут произвести впечатление после замусоренной России, но на этом преимущества "Батькостана" кончаются. Страна находится в организационной и финансовой зависимости от не столь вылизанного могучего соседа: более того, не будет преувеличением сказать, что экономически Белоруссия уже стала частью России.
Капризы белорусского рубля
Своё фантастическое требование Лукашенко обосновал высокой инфляцией. Что есть, то есть. На 2022 год Национальный банк Белоруссии планировал умеренную для этой страны инфляцию в размере 6%. МВФ "выписал" стране 7,1%. Более пессимистичный евразийский банк развития — 7,4%. Увы! Уже к середине марта все эти показатели оказались перекрыты. Сейчас белорусы анонсируют 14,3% по итогам года.
Если в начале 2022 года за один белорусский рубль давали чуть больше 29 русских, то сейчас уже менее 24. С курсом доллара интереснее: довольно долго за доллар давали 2,5 белорусских рубля, в марте доллар практически одномоментно подорожал до 3,3, а в июле так же мгновенно опустился обратно на 2,5 — но эти колебания совершенно точно не носили рыночного характера.
Россия не поможет
Затея Лукашенко была бы обречена на провал, даже если бы вверенная ему республика была стопроцентно социалистической — просто потому, что нынешняя Белоруссия зависит от внешних рынков куда сильнее, чем её советская предшественница. При капиталистическом же типе ведения хозяйства фиксация цен может быть только разовой, чрезвычайной мерой и только для небольших групп товаров — примерно как в России и многих других странах существует контроль цен на бюджетные продукты питания и лекарства первой необходимости.
Отдельный вопрос — как государство собирается контролировать уровень цен, например, в интернет-магазине. Они собираются посадить контролёров на каждый сайт? Можно было бы предположить, что расчёт делается на так называемый народный контроль, сиречь стукачей, но ведь и их доносы придётся долго и муторно проверять.
Единственный "рыночный" механизм удержания цен — это компенсация бизнесу убытков. Но единственный возможный источник денег для такой компенсации — Россия. Нам точно сейчас делать нечего, кроме как оплачивать пиар белорусского лидера?
Что с того?
Строгость законов в России, как известно, компенсируется необязательностью их исполнения. Белоруссия — это Россия, так что указанное правило распространяется на неё в полной мере, причём к собственным законам здесь прохладно относятся начиная с самого верха. Если постановление Головченко исполнять буквально, в Белоруссии уже к весне наступит самый натуральный голод. Поэтому про документ либо тихонько забудут, либо не позже января официально отменят со словами, что своё предназначение он выполнил и спас белорусов от нищеты.
А рыбку съесть и цены удержать не получится.
Взято: Тут
1342