bbc
12 миллиардов на бетон ( 30 фото )
Помните вологодскую историю с набережной? Где исторический вид с естественными берегами загнали в бетон несмотря на протесты жителей? А тюменскую историю с 4 уровнями гранита? Так вот, это всё просто детские ошибки!
Набережная реки Белой в Уфе — местный долгострой-рекордсмен. Первые полтора километра начали закатывать в бетон еще в 2014 году, а общая цена на 2017 год составила 12 млрд рублей. С тех времён в городе и республике поменялась власть, а набережную всё ещё не доделали. Только проблема в том, что переделывать нужно вообще всё.
Что такое вода?
Перед обзором набережной нужно прояснить одну важную вещь: как города пользовались реками раньше и сейчас. Исторически вода была нужна для хозяйственных нужд, обороны и торговли. Во время промышленной революции и в индустриальную эпоху воду использовали для производств. Каких-то полвека назад реки и набережные рассматривали для прокладки дорог для машин.
Крымская набережная в Москве, 1905-1920 года
Крымская набережная, 1998 год
Крымская набережная, 2018 год
Наше отношение к воде кардинально изменилось, человечество осознало её ценность для комфортной жизни. Людей тянет к воде, рядом с ней приятно жить и просто смотреть на неё по утрам и в течение дня. Поэтому квартиры с видом на реки и моря стоят дороже других, а набережные стали отдавать людям. Про зарубежный и российский опыт работы с набережными я много писал тут.
Но есть проблема не только «что строить», но и «как строить». Большие деньги не страхуют от плохих проектов. Часто есть даже обратная тенденция: малыми силами получается сделать больше и лучше, чем мегапроектом. Особенно эта проблема актуальна при жёсткой централизации, когда решение не проходит обсуждение, а принимается одним человеком с возможным эффектом Даннинга-Крюгера.
Бетон или природа?
Последние лет двадцать есть чёткий тренд во всём мире на устойчивое развитие. Это такое развитие, когда мы не создаём проблем своим потомкам. В первую очередь это касается экологии и климата, ведь природе плевать на границы, цвет кожи, родство или толщину бумажника.
Города не должны бороться с природой и побеждать её, нужно подружиться с природой и создавать единую экосистему. Если полвека назад все дружно закатывали поля в асфальт и убирали реки в трубу ради застройки, то сейчас всё происходит ровным счётом наоборот: природу приближают к горожанину.
Вот наглядный пример из Утрехта: в 20 веке на месте канала проложили шоссе, в 21 веке всё вернули обратно.
В России про устойчивое развитие, как правило, знают лишь отдельные специалисты и всякие урбанисты. На политическом и управленческом уровне до подобного не опускаются. Зато проекты любят оценивать с финансовой точки зрения: чем дороже, тем лучше.
Ещё есть практика не создавать команды из специалистов разных отраслей. Если надо что-то строить — пусть строители и дорожники порешают между собой и накидают смету. С точки зрения бюрократического процесса всё идеально, вот только в реальной жизни получаются мёртвые пространства за бешенные деньги. Вот и в Уфе построили не место для общения и хорошего отдыха, а скорее защитную дамбу.
Уфимская набережная
Все эти люди очень довольны освоением 12 млрд рублей:
Наверняка у каждого жителя города есть радостное воспоминание с каждого уровня этой набережной:
Место, которое хочется сфотографировать!
Зачем лететь в Париж, когда есть Уфа?
Новая очередь:
Скоро тут тоже будет хорошо!
Не нравится? Вы просто ничего не понимаете!
Что не так?
Всё. Глупо рассматривать отдельные элементы, люфт плитки или пандусы с зазором, когда сама концепция не выдерживает критики. Это как ругать ручку холодильника, когда сам холодильник даёт тепло вместо холода.
Города создают общественные пространства, чтобы туда приходили люди. Для этого их нужно создавать интересными, насыщать функциями и делать доступным для жителей. Здесь же можно только ходить вдоль высокого забора посреди бетонного поля:
Куда спрятаться во время дождя? А от солнца? Кустик должен меня спасти? А если я захочу купить воды или бутерброд? Если ребёнок захочет в туалет, то что делать? Набережная не даёт возможности проводить здесь время, потому что не отвечает на естественные потребности людей.
Из-за перепада высот на набережную сложно попасть. Я смог лишь с третьей попытки спуститься, сделав крюк с километр. Сначала навигатор вёл меня по тропе через приятные старые районы, но внизу был тупик.
Затем другим путём, через горы мусора, где я наткнулся на злую собаку и решил поискать иной путь. От правительства республики до этого места по прямой около 400 метров.
Фокусировка сработала не на мусоре :(
Лишь потом я дошёл до сквера, где была лестница. Это самый центр города, но на велосипеде или с коляской вы здесь не пройдёте.
Выход я нашёл примерно через километр и подземный переход:
Лифт, само собой, не работал. Даже рельсы пандуса не смогли сделать доступными, перед ними идёт огромная ступенька.
Сейчас в Уфе набережная, на которую сложно попасть, где нечего делать и основное желание побыстрее сбежать. Её было дорого строить, её дорого содержать, а какого-либо дохода (в рублях или эмоциях) она не приносит. Мне страшно представить цену одной лишь пересадки деревьев и цветов из кадок. Лучшее в этой набережной — вид на другой берег с пляжем и естественным рельефом, куда как раз хочется попасть.
Как это исправить?
Этот вопрос мне задали на прошедшем в городе урбанфоруме. Тут сложно дать ответ, потому что плохо всё. Проблема системная: очевидно, что при принятии решения никто не задавал себе вопросы: «А нужна ли она жителям?» и «А что они там будут делать?» Сложно придумать хорошее решение, которое бы сработало при таком отношении.
Укреплять берег на случай разлива можно разными методами, бетон и гранит — самые топорные для городов. Для сравнения, вот набережная в Лионе, её тоже время от времени топит, но архитекторы воспользовались этим для создания амфитеатра с деревьями и зоной воды.
Половодье не уничтожает набережную, после него нужно лишь спустить воду и подмести всё вокруг, зато в остальное время набережная живёт обычной жизнью.
Вопрос доступности набережной —основной: она должна стать проницаемой, для этого нужно приближать застройку к воде и прорубать проходы. Здесь сложный рельеф, но зачем нужна набережная, если на неё невозможно попасть? Возможно, властям и бизнесу стоит подумать о фуникулёре — это может стать новой фишкой города.
Набережную Белой вряд ли будут сносить или тратить ещё несколько миллиардов на перестройку, поэтому стоит попробовать вытянуть её недорогими средствами. Например, выставить дебаркадеры с бизнесом, туалетами и культурными площадками — их можно утаскивать на зиму или половодье в безопасное место. Более того, раньше так уже делали:
Речной вокзал на Монументе, 1984 год
Уровни нужно насытить функциями, здесь поможет тактический урбанизм. Например, проводить фестивали еды или показы фильмов. Туалеты и киоски можно ставить временные.
Временное благоустройство набережной Сены
Для этого нужна отдельная дирекция, которая бы занималась исключительно набережной: искала возможности для мероприятий, спонсоров, договаривалась бы с другими службами и так далее. Подобные организации есть в Москве, Казани и в других городах. Просто посмотрите, как один фестиваль смог оживить набережную Мойки в Петербурге, а ведь город туда почти ничего не вложил:
Те же подпорные стенки можно переделать в скалодромы или сделать там горки. Вдоль высокого забора поставить барные стулья и сделать столики, можно сверху навесы добавить для тени. В Дивногорске такое как раз сделали в прошлом году:
В Нью-Йорке с помощью культурной программы и тактического урбанизма вообще регулярно перекрывают улицы и наполняют их людьми. Всё возможно, главное — захотеть.
Хочется пожелать жителям города смелого руководства, которое не побоится признать проблемы и начать исправлять ошибки. Пока это памятник бездарно потраченным налогам, который с каждым годом стареет и дорожает.
Взято: Тут
521