demon
Итальянское путешествие мощей Святого Николая или вся правда про Деда Мороза ( 8 фото )
Давным-давно жил да был Дед Мороз. А ведь действительно жил и более того, его мощи сейчас покоятся в одной из церквей Италии, вернее, не в одной и не только в Италии. Но обо всем по порядку.
Достоверно известно, что у любимца всех детей и некоторых взрослых есть реальный прототип - Святой Николай, один из самых почитаемых святых в христианской церкви. Наверное, каждый народ хотел иметь своего доброго и справедливого святого, помогающего бедным, больным и юродивым, награждающего добро и наказывающего зло. Интересно, что и на Руси, и на территории всей Европы таким святым был один тот же человек: Николай Чудотворец, Николай Угодник, Николай Мирликийский или Святитель Николай. В христианстве он почитается как чудотворец, на Востоке является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе — покровителем детей.
Святой родился в III веке у богатой благочестивой супружеской пары, долго ждавшей наследника. Имя «Николай» переводится с греческого как «победитель народов».
Когда ему было чуть больше 10 лет, разразилась страшная эпидемия. И мальчика, окруженного любовью и заботой, теперь обступили страдания и отчаяние. Родители мальчика самоотверженно ухаживали за больными, но сами заразились и вскоре умерли. Чудом мальчик даже не заболел. Воспитанием ребенка теперь занялся его дядя, епископ. Читая Евангелие, Николай наткнулся на историю одного богатого юноши, который спросил Иисуса совета, что он должен сделать, чтобы обрести жизнь вечную. Иисус ответил, что он должен любить Бога и соблюдать заповеди. «Но чего мне еще не хватает?» - спросил молодой человек. Иисус ответил: «Иди, продай свое имущество и отдай деньги бедным» (Матфея 19: 16–22).
Богатый юноша в библейской истории ушел, удрученный, но осиротевший Николай, унаследовавший целое состояние от родителей, вдруг почувствовал, что Иисус говорит непосредственно с ним, поэтому он выполнил указания Христа, и с этого момента жизнь его превратилась в череду помощи нуждающимся. Куда бы он ни шел, он нес добро и милосердие.
Истории о его добрых делах и чудесной вере быстро распространились по миру, и везде, где появлялся добрый священник, его приветствовали и почитали. Сразу после смерти тело святого начало мироточить и превратилось в объект паломничества. Над могилой в ликийской Мире, находящейся на территории современной Турции, сначала построили базилику, а в затем церковь Святого Николая, где и хранились мощи до 1087 года, когда их похитили итальянцы из города Бари, хотя почти одновременно с ними за мощами выдвинулись венецианские купцы. Мощи святого должны были стимулировать паломничество, а, значит, и торговлю. Барийцы опередили венецианцев, связали монахов в храме, охранявших святыню, и забрали из саркофага бо́льшую часть мощей Святителя, в спешке оставив мелкие кости, которые потом достались венецианцам.
Но путешествие мощей на этом не кончилось. Уже по прибытии в Бари их пытался похитить архиепископ, но начались народные волнения, в результате чего было принято решение о строительстве базилики Святого Николая. Там мощи и хранились более 800 лет, пока не прогнил пол, заставивший начать ремонтные работы.
В ходе обширных реставрационных работ в 1950-х годах под алтарём базилики был найден саркофаг-реликварий с мощами Николая Чудотворца. Специальная Папская комиссия во главе с Энрико Никодемо, архиепископом Бари, организовала проверку реликвий. К исследованию костей был привлечен Луиджи Мартино, профессор анатомии человека в университете Бари.
Итак, в 1953 году гробница была открыта.
Анализ показал, что 866 лет с момента захоронения гробницу не вскрывали, кости лежали нетронутыми, но выглядели как будто разбросанными в каком-то особом порядке внутри гробницы. Череп был аккуратно помещен в изголовье, рядом лежали две длинные кости, чуть ниже короткие кости и много крошечных фрагментов. Среди костей были также кусочки мрамора и гравий, предположительно поспешно собранные вместе с костями в 1087 году – моряки действовали быстро.
Гробница имела небольшой слой чистой жидкости на дне, кости были мокрыми, а костные пространства были заполнены водой. Тщательный осмотр гробницы не выявил даже небольших трещин в ее толстых стенах.
Сами кости оказались очень хрупкими и фрагментированными. Череп был по сравнению с другими костями в лучшем состоянии, что, вероятно, свидетельствовало о бережной и осторожной транспортировке в Бари (даже зубы остались в гнездах), остальные же, видимо, были сломаны во время того же плавания, моряки не додумались «смягчить» путешествие 700 вековым мощам хотя бы тканевой прокладкой.
После первоначального осмотра кости были помещены в стеклянную урну. Сообщается, что кости продолжали мироточить в течение всего этого времени.
Когда ремонтные работы были завершены, кости были исследованы во второй раз, в 1957 году. На этот раз были сделаны тысячи подробных измерений и рентгеновских снимков, а также выполнены тщательные анатомические измерения.
Эти измерения позволили реконструировать скелет и оценить пропорции человека. Оказалось, что кости действительно являются частью одного скелета человека, немного старше семидесяти лет (исторические свидетельства сообщают о смерти Святого Николая в возрасте около 75 лет, от 72 до 80 лет). Прообраз Санта Клауса был среднего роста и худощавого телосложения, около 60 кг веса. Он был ростом 1 метр и 67 сантиметров. Плечи были шириной в 40 см, обхват груди 86 см или чуть больше. Его голова имела нормальную слегка вытянутую форму, при этом лицо было довольно широким, с выдвинутым вперед подбородком и широким лбом. Большие глазницы, аккуратный нос среднего размера и незначительные скулы. Наличие зубов в черепе позволило даже оценить диету святого- она была почти исключительно вегетарианской.
Луиджи Мартино использовал многочисленные фотографии черепа под разными углами - спереди, сбоку и под углом - чтобы узнать, как могло выглядеть лицо. Так, проецируя мягкие ткани, он рисовал брови, глаза и веки, нос, губы, подбородок, щеки и бороду, соответствующие скелетной кости. В результате получилось довольно аскетичное, худое лицо с большими глазами и лбом. Он полагал, что это соответствовало различным изображениям святого, самым близким из которых была мозаика Святого Николая с Богородицей и Иоанном Крестителем в часовне Святого Исидора в базилике Святого Марка в Венеции.
Современная криминалистика разработала инструменты, помогающие узнать, как выглядели люди по их останкам. Профессор судебной медицины Франческо Интрона в 2004 году с помощью опытного антрополога Каролины Уилкинсон из Манчестерского университете Англии решили реконструировать образ святого и создать компьютерную модель головы святого. В 2014г. образ был дополнен с помощью новейших интерактивных 3D-технологий и системы реконструкции лица.
В результате получился пожилой человек с седой бородой, круглой головой и квадратной челюстью. У Святого Николая также был сломан нос, который, видимо, асимметрично зажил.
Но возникает вопрос, а что же, вернее, кто похоронен в Венеции? Где настоящие реликвии, Бари или Венеция? И как вообще так могло случиться, что мощи захотели похитить почти одномоментно?
Возвращаясь к истории. История Венеции тесно связана с Востоком, а именно с Византийской империей. Островной город долгое время политически зависел от Византии и жил под ее мощным покровительством. После падения Византии Венеция завладела значительной частью бывшей империи, в том числе греческими островами. Греческая диаспора в то время в Венеции была огромна, что и позволило построить там православный храм. Именно греки, активно участвовавшие в политической жизни города, и начали привозить мощи своих святых.
Венецианская республика принимала непосредственное участие в первых крестовых походах, что может объяснить тот факт, что до сих пор множество мощей православных святых хранится именно в Венеции: они оказались среди трофеев, захваченных в Константинополе при печально известном IV крестовом походе.
В 1096 году начат I Крестовый поход против сарацинов, Венеция приняла в нем непосредственное участие. В самой Венеции кроме святого Марка, есть еще два покровителя – святой великомученик Феодор Стратилат и Святой Николай. И именно вступая в этот поход венецианцы обратились с молитвой к Николаю-чудотворцу, чтобы он помог венецианскому оружию в битвах против неверных и сподобил получить свои мощи.
Венецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, по пути победив и взяв в плен пизанцев, с ними они и поплыли в город Миры, который после турецкого опустошения был почти мертв.
Когда крестоносцы вошли в базилику Святителя Николая, они нашли разбитую гробницу. Монахи, оставшиеся в церкви, рассказали, что почти 10 лет назад почти все мощи уже забрали барийцы. Была также часть мощей, которую, по их словам, еще раньше забрал император Василий, чтобы перевезти в Константинополь, но куда они делись- загадка. Поэтому венецианцы собрали остатки мощей, прихватив мощи ученика Николая и предположительно его учителя, и уехали.
В конце первого крестового похода в 1101 году корабли вернулись в Венецию. Как и в Бари, возникли разногласия по поводу того, где должны храниться мощи. Некоторые предложили Базилику Сан-Марко, пока не будет построена новая церковь, названная в честь святого, но в конце концов для хранения мощей была выбран монастырь Святого Николая на острове Лидо.
Кости были сначала помещены в укрепленную башню, а после завершения строительства отдельной церкви мощи были помещены под главным алтарем.
Так начались столетия споров между Бари и Венецией - у кого действительно были мощи Николая? Все это время Бари отказывался открывать гробницу, поэтому Венецианцы могли изучать только «свои» кости, но никогда даже не осматривали их. Оба города претендовали на истинность реликвий.
Уже известный нам Луиджи Мартино, профессор анатомии в Университете Бари, который провел тщательное анатомическое исследование костей в Бари в 1953 и 1957 годах, и тут стал экспертом. Спустя почти 40 лет, в 1992 году, его попросили осмотреть мощи, хранящиеся в Лидо.
Венецианские кости были разбиты и хранились в виде множества мелких кусочков и фрагментов, всего около пятисот. Они были беловато-серого цвета, вероятно потому, что они хранились в открытом сухом контейнере, возможно, даже на солнце, что сделало кости еще более ломкими. Формально это была даже не гробница, а ящик с черепками. Правда, один источник утверждает, что они хранились в извести в течение 230 лет. Если это так, это дополнительно объясняет цвет и состояние костей. Рака с мощами трех святых была открыта, и не единожды, а как минимум три раза до перемещения мощей в новое здание церкви в XVII веке.
Так, например, в 1449 году рака была открыта по причине мироточения чистейшей жидкостью, которая оседала в виде капель снаружи гробницы. Аббат, ставший свидетелем чуда, собрал прозрачную вязкую жидкость и поместил ее в сосуд. Говорят, что даже на морозе жидкость не замерзала.
С разрешения Лоренцо Джустиниани, епископа Венеции, гробницу в 1992 году открыли и обнаружили сосуд с кремоподобным миром.
Луиджи Мартино пришел к выводу, что фрагменты костей в Венеции дополняют кости в Бари. Они из скелета одного и того же человека.
Множество маленьких кусочков, найденных в Венеции, соответствуют и рассказам моряков Бари, которые собрали все большие куски, оставив меньшие за ненадобностью.
В отчетах моряках говорилось, что когда была вскрыта гробница (а она была буквально варварски сломана), то много мелких кусочков мрамора упало на скелет. Затем наименее брезгливый моряк Маттео прыгнул в гроб, пытаясь ногой убить водившихся там насекомых. Он повредил почти все ребра, которые превратились в пыль и сейчас почти все находятся в Венеции.
Профессор Мартино пришел к выводу, что скромные останки в Венеции не являются и не должны рассматриваться как менее важные, чем в Бари.
Черные - в Бари, белые кости - в Лидо в Венеции
Но интересно и то, что наука постепенно продвигается вперед. И в 2019 году было опубликованы результаты … денситометрии костей Святого Николая.
Оказалось, что минеральная плотность костей святого Николая на 168% выше, чем у современников из контрольной группы. Вероятно, это связано с высокой концентрацией солей кальция. Из истории жизни Святого Николая известно о длительном заключении в возрасте 51 года во влажной темнице. Сообщалось, что это могло спровоцировать анкилозирующий спондилоартрит, а также распространенный гиперостоз внутренней поверхности черепа, что проявлялось частыми и выраженными головными болями.
Результаты этого исследования позволяют предположить, что такие условия помогли поддерживать хорошую минеральную плотность костей даже в старости, несмотря на кажущееся противоречие.
Дополнительным элементом, который может влиять на минеральную плотность костей, является аскетично-вегетарианская диета. Такие результаты денситометрии костей указывает на то, что образ жизни Святого способствовал в целом неплохому состоянию его здоровья к моменту смерти.
Эти данные опровергают и лишний вес Санты/Деда Мороза, и его обжорство, и его неповоротливость. Как-то так. Разрушаем мифы с помощью доказательной медицины :)
Достоверно известно, что у любимца всех детей и некоторых взрослых есть реальный прототип - Святой Николай, один из самых почитаемых святых в христианской церкви. Наверное, каждый народ хотел иметь своего доброго и справедливого святого, помогающего бедным, больным и юродивым, награждающего добро и наказывающего зло. Интересно, что и на Руси, и на территории всей Европы таким святым был один тот же человек: Николай Чудотворец, Николай Угодник, Николай Мирликийский или Святитель Николай. В христианстве он почитается как чудотворец, на Востоке является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе — покровителем детей.
Святой родился в III веке у богатой благочестивой супружеской пары, долго ждавшей наследника. Имя «Николай» переводится с греческого как «победитель народов».
Когда ему было чуть больше 10 лет, разразилась страшная эпидемия. И мальчика, окруженного любовью и заботой, теперь обступили страдания и отчаяние. Родители мальчика самоотверженно ухаживали за больными, но сами заразились и вскоре умерли. Чудом мальчик даже не заболел. Воспитанием ребенка теперь занялся его дядя, епископ. Читая Евангелие, Николай наткнулся на историю одного богатого юноши, который спросил Иисуса совета, что он должен сделать, чтобы обрести жизнь вечную. Иисус ответил, что он должен любить Бога и соблюдать заповеди. «Но чего мне еще не хватает?» - спросил молодой человек. Иисус ответил: «Иди, продай свое имущество и отдай деньги бедным» (Матфея 19: 16–22).
Богатый юноша в библейской истории ушел, удрученный, но осиротевший Николай, унаследовавший целое состояние от родителей, вдруг почувствовал, что Иисус говорит непосредственно с ним, поэтому он выполнил указания Христа, и с этого момента жизнь его превратилась в череду помощи нуждающимся. Куда бы он ни шел, он нес добро и милосердие.
Истории о его добрых делах и чудесной вере быстро распространились по миру, и везде, где появлялся добрый священник, его приветствовали и почитали. Сразу после смерти тело святого начало мироточить и превратилось в объект паломничества. Над могилой в ликийской Мире, находящейся на территории современной Турции, сначала построили базилику, а в затем церковь Святого Николая, где и хранились мощи до 1087 года, когда их похитили итальянцы из города Бари, хотя почти одновременно с ними за мощами выдвинулись венецианские купцы. Мощи святого должны были стимулировать паломничество, а, значит, и торговлю. Барийцы опередили венецианцев, связали монахов в храме, охранявших святыню, и забрали из саркофага бо́льшую часть мощей Святителя, в спешке оставив мелкие кости, которые потом достались венецианцам.
Но путешествие мощей на этом не кончилось. Уже по прибытии в Бари их пытался похитить архиепископ, но начались народные волнения, в результате чего было принято решение о строительстве базилики Святого Николая. Там мощи и хранились более 800 лет, пока не прогнил пол, заставивший начать ремонтные работы.
В ходе обширных реставрационных работ в 1950-х годах под алтарём базилики был найден саркофаг-реликварий с мощами Николая Чудотворца. Специальная Папская комиссия во главе с Энрико Никодемо, архиепископом Бари, организовала проверку реликвий. К исследованию костей был привлечен Луиджи Мартино, профессор анатомии человека в университете Бари.
Итак, в 1953 году гробница была открыта.
Анализ показал, что 866 лет с момента захоронения гробницу не вскрывали, кости лежали нетронутыми, но выглядели как будто разбросанными в каком-то особом порядке внутри гробницы. Череп был аккуратно помещен в изголовье, рядом лежали две длинные кости, чуть ниже короткие кости и много крошечных фрагментов. Среди костей были также кусочки мрамора и гравий, предположительно поспешно собранные вместе с костями в 1087 году – моряки действовали быстро.
Гробница имела небольшой слой чистой жидкости на дне, кости были мокрыми, а костные пространства были заполнены водой. Тщательный осмотр гробницы не выявил даже небольших трещин в ее толстых стенах.
Сами кости оказались очень хрупкими и фрагментированными. Череп был по сравнению с другими костями в лучшем состоянии, что, вероятно, свидетельствовало о бережной и осторожной транспортировке в Бари (даже зубы остались в гнездах), остальные же, видимо, были сломаны во время того же плавания, моряки не додумались «смягчить» путешествие 700 вековым мощам хотя бы тканевой прокладкой.
После первоначального осмотра кости были помещены в стеклянную урну. Сообщается, что кости продолжали мироточить в течение всего этого времени.
Когда ремонтные работы были завершены, кости были исследованы во второй раз, в 1957 году. На этот раз были сделаны тысячи подробных измерений и рентгеновских снимков, а также выполнены тщательные анатомические измерения.
Эти измерения позволили реконструировать скелет и оценить пропорции человека. Оказалось, что кости действительно являются частью одного скелета человека, немного старше семидесяти лет (исторические свидетельства сообщают о смерти Святого Николая в возрасте около 75 лет, от 72 до 80 лет). Прообраз Санта Клауса был среднего роста и худощавого телосложения, около 60 кг веса. Он был ростом 1 метр и 67 сантиметров. Плечи были шириной в 40 см, обхват груди 86 см или чуть больше. Его голова имела нормальную слегка вытянутую форму, при этом лицо было довольно широким, с выдвинутым вперед подбородком и широким лбом. Большие глазницы, аккуратный нос среднего размера и незначительные скулы. Наличие зубов в черепе позволило даже оценить диету святого- она была почти исключительно вегетарианской.
Луиджи Мартино использовал многочисленные фотографии черепа под разными углами - спереди, сбоку и под углом - чтобы узнать, как могло выглядеть лицо. Так, проецируя мягкие ткани, он рисовал брови, глаза и веки, нос, губы, подбородок, щеки и бороду, соответствующие скелетной кости. В результате получилось довольно аскетичное, худое лицо с большими глазами и лбом. Он полагал, что это соответствовало различным изображениям святого, самым близким из которых была мозаика Святого Николая с Богородицей и Иоанном Крестителем в часовне Святого Исидора в базилике Святого Марка в Венеции.
Современная криминалистика разработала инструменты, помогающие узнать, как выглядели люди по их останкам. Профессор судебной медицины Франческо Интрона в 2004 году с помощью опытного антрополога Каролины Уилкинсон из Манчестерского университете Англии решили реконструировать образ святого и создать компьютерную модель головы святого. В 2014г. образ был дополнен с помощью новейших интерактивных 3D-технологий и системы реконструкции лица.
В результате получился пожилой человек с седой бородой, круглой головой и квадратной челюстью. У Святого Николая также был сломан нос, который, видимо, асимметрично зажил.
Но возникает вопрос, а что же, вернее, кто похоронен в Венеции? Где настоящие реликвии, Бари или Венеция? И как вообще так могло случиться, что мощи захотели похитить почти одномоментно?
Возвращаясь к истории. История Венеции тесно связана с Востоком, а именно с Византийской империей. Островной город долгое время политически зависел от Византии и жил под ее мощным покровительством. После падения Византии Венеция завладела значительной частью бывшей империи, в том числе греческими островами. Греческая диаспора в то время в Венеции была огромна, что и позволило построить там православный храм. Именно греки, активно участвовавшие в политической жизни города, и начали привозить мощи своих святых.
Венецианская республика принимала непосредственное участие в первых крестовых походах, что может объяснить тот факт, что до сих пор множество мощей православных святых хранится именно в Венеции: они оказались среди трофеев, захваченных в Константинополе при печально известном IV крестовом походе.
В 1096 году начат I Крестовый поход против сарацинов, Венеция приняла в нем непосредственное участие. В самой Венеции кроме святого Марка, есть еще два покровителя – святой великомученик Феодор Стратилат и Святой Николай. И именно вступая в этот поход венецианцы обратились с молитвой к Николаю-чудотворцу, чтобы он помог венецианскому оружию в битвах против неверных и сподобил получить свои мощи.
Венецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, по пути победив и взяв в плен пизанцев, с ними они и поплыли в город Миры, который после турецкого опустошения был почти мертв.
Когда крестоносцы вошли в базилику Святителя Николая, они нашли разбитую гробницу. Монахи, оставшиеся в церкви, рассказали, что почти 10 лет назад почти все мощи уже забрали барийцы. Была также часть мощей, которую, по их словам, еще раньше забрал император Василий, чтобы перевезти в Константинополь, но куда они делись- загадка. Поэтому венецианцы собрали остатки мощей, прихватив мощи ученика Николая и предположительно его учителя, и уехали.
В конце первого крестового похода в 1101 году корабли вернулись в Венецию. Как и в Бари, возникли разногласия по поводу того, где должны храниться мощи. Некоторые предложили Базилику Сан-Марко, пока не будет построена новая церковь, названная в честь святого, но в конце концов для хранения мощей была выбран монастырь Святого Николая на острове Лидо.
Кости были сначала помещены в укрепленную башню, а после завершения строительства отдельной церкви мощи были помещены под главным алтарем.
Так начались столетия споров между Бари и Венецией - у кого действительно были мощи Николая? Все это время Бари отказывался открывать гробницу, поэтому Венецианцы могли изучать только «свои» кости, но никогда даже не осматривали их. Оба города претендовали на истинность реликвий.
Уже известный нам Луиджи Мартино, профессор анатомии в Университете Бари, который провел тщательное анатомическое исследование костей в Бари в 1953 и 1957 годах, и тут стал экспертом. Спустя почти 40 лет, в 1992 году, его попросили осмотреть мощи, хранящиеся в Лидо.
Венецианские кости были разбиты и хранились в виде множества мелких кусочков и фрагментов, всего около пятисот. Они были беловато-серого цвета, вероятно потому, что они хранились в открытом сухом контейнере, возможно, даже на солнце, что сделало кости еще более ломкими. Формально это была даже не гробница, а ящик с черепками. Правда, один источник утверждает, что они хранились в извести в течение 230 лет. Если это так, это дополнительно объясняет цвет и состояние костей. Рака с мощами трех святых была открыта, и не единожды, а как минимум три раза до перемещения мощей в новое здание церкви в XVII веке.
Так, например, в 1449 году рака была открыта по причине мироточения чистейшей жидкостью, которая оседала в виде капель снаружи гробницы. Аббат, ставший свидетелем чуда, собрал прозрачную вязкую жидкость и поместил ее в сосуд. Говорят, что даже на морозе жидкость не замерзала.
С разрешения Лоренцо Джустиниани, епископа Венеции, гробницу в 1992 году открыли и обнаружили сосуд с кремоподобным миром.
Луиджи Мартино пришел к выводу, что фрагменты костей в Венеции дополняют кости в Бари. Они из скелета одного и того же человека.
Множество маленьких кусочков, найденных в Венеции, соответствуют и рассказам моряков Бари, которые собрали все большие куски, оставив меньшие за ненадобностью.
В отчетах моряках говорилось, что когда была вскрыта гробница (а она была буквально варварски сломана), то много мелких кусочков мрамора упало на скелет. Затем наименее брезгливый моряк Маттео прыгнул в гроб, пытаясь ногой убить водившихся там насекомых. Он повредил почти все ребра, которые превратились в пыль и сейчас почти все находятся в Венеции.
Профессор Мартино пришел к выводу, что скромные останки в Венеции не являются и не должны рассматриваться как менее важные, чем в Бари.
Черные - в Бари, белые кости - в Лидо в Венеции
Но интересно и то, что наука постепенно продвигается вперед. И в 2019 году было опубликованы результаты … денситометрии костей Святого Николая.
Оказалось, что минеральная плотность костей святого Николая на 168% выше, чем у современников из контрольной группы. Вероятно, это связано с высокой концентрацией солей кальция. Из истории жизни Святого Николая известно о длительном заключении в возрасте 51 года во влажной темнице. Сообщалось, что это могло спровоцировать анкилозирующий спондилоартрит, а также распространенный гиперостоз внутренней поверхности черепа, что проявлялось частыми и выраженными головными болями.
Результаты этого исследования позволяют предположить, что такие условия помогли поддерживать хорошую минеральную плотность костей даже в старости, несмотря на кажущееся противоречие.
Дополнительным элементом, который может влиять на минеральную плотность костей, является аскетично-вегетарианская диета. Такие результаты денситометрии костей указывает на то, что образ жизни Святого способствовал в целом неплохому состоянию его здоровья к моменту смерти.
Эти данные опровергают и лишний вес Санты/Деда Мороза, и его обжорство, и его неповоротливость. Как-то так. Разрушаем мифы с помощью доказательной медицины :)
Взято: Тут
790