Fern
Ислам в Дагестане: история. Самая большая мечеть в Дагестане ( 8 фото )
Ислам является второй по величине официальной религией в мире. Количество ее приверженцев достигает почти двух миллиардов человек в ста двадцати восьми странах мира. В республике Дагестан граждане также придерживаются исламской религии.
Начало истории
Считается, что ислам зародился на территории нынешних святых мест — городов Мекки и Медины. Это западная часть Аравийского полуострова. Формирование религии совпало со становлением государственных основ у арабов, поэтому именно этот народ считают распространителями религии по всему миру.
Согласно истории, первым, кто начал проповедовать ислам, был неизвестный юноша по имени Мухаммед. Жил он в Мекке. Его семья была очень знатного рода, но к моменту рождения сына стала небогатой. В основном воспитанием Мухаммеда занимался дед, который был патриархом. Народ любил его за мудрость и справедливость.
Отец Мухаммеда умер, когда ему было несколько месяцев (по другой версии еще до рождения сына). Младенца отдали на воспитание в кочевое племя (так предписывали обычаи народа). Мама забрала его к себе, когда Мухаммеду исполнилось 5 лет. Вскоре она решила посетить родственников мужа и его могилу. Она взяла сына и поехала в Ясриб. По дороге обратно мама Мухаммеда заболела и умерла. Ему на тот момент исполнилось 7 лет.
Его взял к себе дядя, который был богатым торговцем. Мальчик помогал ему в торговых делах. Первые проповеди Мухаммед начал читать примерно в 610 году, однако жители его родного города не признавали его речей и не приняли его. Он принял решение переселиться в Ясриб, который стал называться городом пророка (по-арабски Медина). Именно там со временем проповеди Мухаммеда стали доходить до умов и сердец людей, позиции новой религии стали укрепляться.
Не все разделяли новую веру. Конфликт религий существует и в наши дни. Мусульманская общественность не одобряет взглядов ортодоксальных христиан, которые, по их мнению, не уверовали в истинного бога.
Война и религия
Распространение ислама в Дагестане растянулось на сотни лет. За этот период случилось много событий, которые до сих пор считаются трагическими. Обычно время, когда пришел ислам в Дагестан, принято делить на два этапа: до и после X века нашей эры. Первый этап очень тесно связан с арабами. Он имеет несколько направлений. Арабы — воинственная нация. Они совершали военные походы, при которых искусственно насаждалась мусульманская религия.
Первым человеком, кто принес ислам в Дагестан, считается арабский полководец Маслама ибн Абдул-Малик. Во время захватов (XVIII век) арабы действовали очень тонко, если говорить о навязывании их веры. Все, кто принимал новое учение, освобождались от подушного налога. Его платили только те жители, кто исповедовал прежнюю религию.
От уплаты этого налога освобождались женщины, дети, монахи, а также христиане, которые воевали на стороне арабов. Это была своеобразная политическая хитрость и экономическое принуждение к принятию новой религии.
Первый последователь
Согласно историческим сведениям, история ислама в Дагестане начинается с арабского военачальника Масламы. Именно по его распоряжениям началось строительство первых мечетей в Дагестане. Постепенно эта религия укреплялся в одном из самых крупных городов — Дербенте. Нет точных сведений, кто первым принял ислам в Дагестане. Существуют исторические сведения, что одним из радикальных шагов Масламы было насильственное переселение людей из Сирии. Это также оказывало влияние на распространение и укрепление ислама среди местного населения.
После удачной операции по переселению Маслама пошел дальше и начал практиковать подобное насаждение ислама среди местных жителей в других городах. Тех, кого не удавалось привлечь в новую веру, Маслама казнил. Так история Дагестана развивалась вплоть до IX века, когда сила и мощь арабского государства стали сникать. Есть сведения, что после падения арабского халифата во многих частях Дагестана жители вернулись к своим языческим истокам.
После десятого века
Примерно со второй половины десятого века ислам в Дагестане уже окончательно закрепился и получил распространение. Это выражалось в появлении арабских имен, в обозначении письменности и различных формул.
Второй так называемый этап исламизации Дагестана начался с проникновением на его территорию тюркских кочевых племен. Степные султаны также были носителями исламской религии и на завоеванных территориях продолжали ее навязывание. В тот период южная часть Дагестана находилась в подчинении у тюркского султаната. Правители щедро раздавали земли знати, которая принимала ислам.
Арабское вторжение в Дагестан принесло в страну новую религию. Окончательно укрепили ее позиции свирепый хан Тимур и его сподвижники. Для знаменитого завоевателя религия была одним из основополагающих факторов при управлении не только собственными землями, но и вновь завоеванными. Тимур очень тонко манипулировал религией, награждал землями тех дагестанских владык, которые не только сами принимали ислам, но и обращали в новую веру всех своих подданных.
Тимур умело разжигал неприятие и ненависть к иным вероисповеданиям. Местная знать, одурманенная обещаниями великого полководца, принимала новую религию.
В местах, где жители всячески боролись против насаждения ислама, Тимур действовал иными методами. Например, в Грузии было запрещено письмо и чтение на грузинском языке. Были построены мечети, в которые назначены муллы из арабов. Они не только говорили, но и писали на арабском. Однако грузинские цари, являвшиеся приверженцами христианской веры, с большим ожесточением боролись против новых порядков, так как не хотели терять свое влияние на местное население.
Серьезные препятствия распространению ислама в Дагестане создали монголы (особенно после наступления монгольского хана Букдая в 1239 году). Хан со своей армией шел напролом, сжигая все на своем пути. Попал под разрушение и Дербент, который к тому времени был оплотом мусульманства в Дагестане. Все мечети были разрушены, уничтожены книги и документы. Но Дербент выстоял.
Позже все разрушенные мечети были отстроены вновь. Один из ханов Золотой Орды по имени Берке в конце тринадцатого века сам принял исламскую религию и повелел сделать то же самое своим подданным. При Берке дагестанские представители духовенства получили значительную поддержку и защиту, а прибывшие из Дагестана мужчины, являвшиеся жителями Северного Кавказа, имели особый статус и общественное положение на всей территории Золотой Орды.
Окончательное укрепление ислама
Тяжелый период пришелся на шестнадцатый век. Это время расцвета и распространения такой ветви религии, как суфизм. Влияние суфизма началось со стороны Персии. Так же, как и любые властители мира, они хотели утвердить на землях Дагестана свою веру.
Суфизм, конечно, способствовал укреплению позиций ислама. Также он разрушал влияние традиционных устоев. Местные правители в своей власти опирались на обычаи и традиции. Суфизм же придерживался иерархии «учитель-ученик».
Ислам в Дагестане пустил крепкие корни. Этому способствовал непрерывный поток приверженцев религии. Это арабы, за ними тюрки, затем Тимур. Постепенно в стране повсеместно стали появляться медресе, мечети, школы, начала распространяться арабская письменность.
Дагестан втянулся в мировой круговорот исламской культуры, которая в тот период времени была на подъеме и считалась самой высокоразвитой. Большую популярность стала приобретать арабская литература. Работы ее ярких представителей, таких как Фирдауси, Авиценна, дошли и до наших дней.
В отличие от становления ислама в Дагестане, в соседние земли (Чечню, Ингушетию, Кабарду) исламская религия пришла значительно позже. В шестнадцатом веке, когда ислам достаточно укрепился в Дагестане, появились миссионеры, которые на добровольных началах приезжали в отдаленные районы и рассказывали о религии, о ее основных законах, зачитывали на общественных собраниях выдержки из Корана и разъясняли непонятные людям места.
В северо-западные районы Кавказа ислам пришел значительно позднее. Например, среди крымских татар и адыгейцев религия укрепилась лишь к началу девятнадцатого века.
Главная мечеть Дагестана
В Махачкале расположилась самая большая мечеть в Дагестане и Европе. В этот город прибывают тысячи паломников, чтобы посетить это культовое сооружение. Основным образом для его строительства послужила турецкая Голубая мечеть, расположенная в Стамбуле. Строительство вели турецкие специалисты.
Отличается дагестанская мечеть от турецкой тем, что выполнена в белоснежных тонах. Слово «Джума» на арабском языке означает «пятница, пятничный». В мечети по пятницам в полдень собирается большинство жителей города и близлежащих районов, чтобы совершить намаз в Махачкале.
Центральная мечеть была открыта в 1997 году благодаря пожертвованиям одной состоятельной семьи из Турции. Изначально здание не отличалось особой вместительностью. Было решено произвести реконструкцию в целях расширения пространства.
В 2007-м на одном из главных телевизионных каналов республики был проведен телемарафон для сбора средств на строительство. Благодаря этому было собрано почти тридцать миллионов рублей, что позволило провести реконструкцию здания и территории. Теперь намаз в Махачкале могут одновременно проводить пятнадцать тысяч верующих.
Архитектура и убранство
Как указано выше, центральную мечеть возводили турецкие специалисты. Прообразом явилась стамбульская Голубая мечеть. Во время реконструкции к основному зданию пристраивались дополнительные «крылья», которые расширили здание и позволили увеличить вместимость практически в два раза.
В настоящее время несколько раз в день с высоких минаретов мечети звучит протяжный гулкий звук, призывающий всех людей на намаз в Махачкале. Люди оставляют работу и отправляются на молитву.
Центральная Джума-мечеть имеет два этажа. На первом полы полностью застелены зелеными ковриками. Этот зал предназначен исключительно для мужчин. Второй этаж — женский. Все женщины, приходящие сюда, располагаются для молитвы на красных ковриках.
Все стены мечети, колонны и потолки украшены различными декоративными элементами на религиозную тему. Здесь можно видеть изречения из Корана на арабском языке. В залах множество лепнины, каменных изразцов, узоров. Здесь же хранятся религиозные книги, древние рукописи и четки, сделанные из богемского стекла. Залы украшают великолепные люстры.
Современная жизнь мечети
Центральная Джума-мечеть в Махачкале не потеряла своей актуальности в потоке быстро меняющейся современной жизни. Сейчас она служит символом мира и добра. На ее территории проводятся всевозможные встречи и мероприятия, связанные с религией и морально-нравственными аспектами жизни, а также намазы и проповеди.
Кроме того, руководством мечети организован учебный центр, куда могут приходить все желающие, чтобы больше узнать об истории Дагестана, пообщаться с новыми людьми, почитать Коран.
Мечеть рада волонтерам, которые желают оказать помощь всем нуждающимся, а также проводить встречи для обучения молодежи основам религии. Добраться до мечети очень просто. Она находится на пересечении улиц Дахадаева и Имама Шамиля. Это всего несколько минут езды от центра города.
Мечеть в Гази-Кумухе
Город Гази-Кумух широко известен с давних времен. С первых лет своего существования он стал одним из важнейших политических и культурных центров Восточного Кавказа, а также одним из самых значимых и крупных очагов распространения ислама в Дагестане.
Город переживал несколько тяжелейших событий в своей истории. Сюда проникали и пытались укрепиться не только ислам, но и другие религии, такие как зороастризм, христианство, множество мелких локальных вероисповеданий и их форм.
Во время нашествия арабского полководца Масламы, целью которого было обратить в исламскую религию все встречающиеся на его пути народы, строительство мечетей по его приказу велось во всех крупных городах. Оно проводилось даже в далеких горных аулах. Построена была такая мечеть и в Гази-Кумухе.
Однако на этот счет среди историков существуют значительные разногласия. Некоторые специалисты утверждают, что эта мечеть была возведена через три века после смерти Масламы. Не сохранилось никаких упоминаний о том, что она была построена по приказу именно этого полководца.
Документы, находящиеся в местных архивах, утверждают, что мечеть в населенном пункте Кумух, который всегда славился своими базарами и культовыми сооружениями, была построена по приказу Магомед-хана. А улучшил и расширил ее после смерти Магомеда Сурхай-хан.
Описание
В 1949 году в село Кумух прибыл известный исследователь Кавказа Л. И. Лавров. Посетив мечеть, он довольно подробно описал ее внутреннее и внешнее убранство. Стены здания были выложены плитками одинакового размера.
Стрельчатые своды, возведенные в начале строительства, сохранились до сих пор и ни разу не были отреставрированы. Уникальной частью сооружения является сложная решетка над мирхабом. Ее вырезали из цельного камня самые опытные каменотесы несколько месяцев подряд.
Надо сказать, что за весь период существования мечети в Гази-Кумухе многие исследователи и путешественники приезжали полюбоваться на ее архитектуру и составляли собственные заметки. В своих путеводных записках они фиксировали исключительно те данные, которые нравились им больше всего при посещении достопримечательности.
Кто-то с восхищением описывал надписи и узоры на стенах, кому-то была больше по душе архитектура или колонны которые самым замысловатым образом поддерживали потолочные плиты.
Внутри мечеть также имеет сложную для того времени конструкцию. Здесь установили многочисленные колонны, которые располагаются вдоль зала. Он разделен на две части — мужскую и женскую. Женщинам разрешалось молиться на северной стороне.
Внутри колонны и стены очень тщательно оштукатурены и расписаны изумительными узорами, которые представляют собой сплетения причудливых растений. Также по периметру можно прочитать выдержки из Корана, которые написаны арабской вязью.
Мечеть за свою долгую жизнь была несколько раз отреставрирована. На этот счет есть интересная легенда, которая гласит, что мать одного из ханов лично следила за реконструкцией. Она за свою жизнь семь раз совершала паломничество в священный город Мекку, поэтому хотела, чтобы работы были проведены по всем правилам.
До наших дней сохранились практически весь фундамент и каменные элементы. Реконструкции подвергались лишь мелкие детали планировки и убранства. В современное время мечеть еще ни разу не подвергалась широкомасштабному ремонту. Поэтому все, что есть в ней сейчас, пришло к нам из далекого прошлого, когда без компьютерных технологий умельцы возводили здания на века.
Взято: Тут
55