RobertMi
10 культовых голливудских фильмов, которые были сняты без сценария и покорили мир ( 11 фото )
Кинопроизводство — это большие деньги, но студии и продюсеры могут настолько увлечься концепцией, режиссёром, актёрским составом или мечтами о большой кассе, что могут забыть о некоторых важных вещах. Например, о том, что нет сценария. Как можно при этом снять картину, которая не только побьёт рекорды проката, но и станет культовой? Когда события развиваются на основе импровизаций режиссёра и актёров?
Челюсти (1975)
Кадр из фильма «Челюсти».
«Челюсти», несмотря на столь незатейливый сюжет, вошли в историю кинематографа как культовый фильм ужасов. При этом, изначально на успех особо никто не рассчитывал. Неопытный режиссёр, отсутствие сценария, скудный бюджет и целая череда неудач на съёмочной площадке, в итоге вылились в кассовый хит, который популярен и сегодня.
Изначально картина была дорогим студенческим проектом. Не было не только сценария, не было актёров, включая главное действующее лицо — акулу, и хотя бы элементарного представления о том, что вообще должно происходить на экране. Только благодаря креативности и технической изобретательности Стивена Спилберга, удалось снять фильм, который впоследствии стал культовым.
Отрочество (2014)
Кадр из фильма «Отрочество».
Режиссёр Ричард Линклейтер никогда не выбирал лёгких путей, постоянно переключаясь между жанрами, пробуя новые приемы и, как правило, оказываясь на высоте. Такую картину мог снять только такой энтузиаст. Ведь на её съёмки режиссёр потратил долгих 12 лет!
Не имея чёткого сценария, Линклейтер работал на съёмочной площадке с детьми, которые по мере съёмок взрослели. Он позволил драме разворачиваться в ответ на то, где находились его актёры в своей жизни, продвигаясь только с общей идеей. Режиссёр исследовал глубинные проблемы взросления самым естественным для этого способом. Получившийся в результате фильм — это плод любви, который, несмотря на свою, казалось бы, нишевую независимую привлекательность, сумел собрать в прокате более чем в десять раз больше своего бюджета.
Чужой 3 (1992)
Кадр из фильма «Чужой-3».
Франшиза «Чужой» популярна спустя почти полвека после выхода первой своей части. Конечно, после Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона снимать тяжело, поэтому продюсеры долго не могли найти режиссёра для третьей части. Кандидаты приходили и уходили, а дело никак не двигалось с мёртвой точки. Уже было потрачено 7 миллионов долларов, а снято не было даже одной катушки. В результате студия 20th Century Fox решила нанять неопытного Дэвида Финчера. Они надеялись таким образом полностью контролировать процесс съёмок и свести постоянно растущие расходы к минимуму. При этом отсутствие сценария никого не волновало.
Финчер попал в ситуацию, когда нужно снять то, не знаю что и при этом максимально сэкономить деньги студии. Итогом стала противоречивая работа, которая, несмотря на все эти передряги, оказалась тепло принята критиками и заработала отличную кассу.
Люди в чёрном 3 (2012)
Кадр из фильма «Люди в чёрном-3».
Поклонникам «Людей в чёрном» пришлось ждать целое десятилетие, чтобы снова увидеть агентов J (Уилл Смит) и K (Томми Ли Джонс) после того, как второй фильм франшизы имел бурное производство и был раскритикован критиками в пух и прах. Несмотря на неудачу второй картины, актёры дали согласие на съёмки в третьей части.
В итоге получилось так, что главные звёзды были готовы, штат Нью-Йорк предоставлял хорошие налоговые льготы и снимать нужно было начинать немедленно. Задержка могла стоить слишком дорого. И всё бы хорошо, только сценария не было. Фильм начали снимать, а сюжет развивали в процессе. Продюсеры, сценаристы, режиссёр и актёры спорили до хрипоты по поводу каждой сцены. И всё же работа бала закончена и стала очень успешной.
Парк Юрского периода 3 (2001)
Кадр из фильма «Парк Юрского периода III».
До выхода в 2022 году фильма «Мир Юрского периода: Доминион», «Парк Юрского периода III» считался худшим в серии картин о Юрском периоде. Он был первым, не основанным на романах Майкла Крайтона. Критики его ругали, но зрители валили валом на просмотр. Режиссёр справился с очень непростой задачей, которая перед ним стояла. Он снял фильм без оригинального актёрского состава, без сценария и... без Стивена Спилберга.
Сюжет развивался по ходу работы, страницы с текстом актёры получали в день съёмок, не было времени на подготовку и никакого представления о последовательностях или общей траектории развития персонажей. Сцены снимались без какой-то последовательности. Из-за этого бюджет рос, так как съёмочная группа постоянно перемещалась между голливудскими павильонами и местами съёмок на Гавайях. Тем не менее, Джонстон вложил все силы в фильм, который, по его словам, «не имел окончательного сценария, пока мы не закончили работу над фильмом».
Пираты Карибского моря: На краю света (2007)
Рекламный плакат фильма «Пираты Карибского моря: На краю света».
Трудно поверить, что всемирный успех франшизы «Пираты Карибского моря» начался как аттракцион в тематическом парке, но ещё труднее поверить, что второй и третий фильмы были запущены в производство без сюжета.
После колоссального успеха первого фильма, студия Disney установила сроки выхода и попросила режиссёра Гора Вербински снять ещё две части. В результате он снимал «Сундук мертвеца» и «На краю света» одновременно, используя те же локации и декорации, сначала без сценария для обеих картин, затем, по мере разработки сценария для второго фильма, без сценария для третьего.
Имея только смутные идеи, заданные «Сундуком мертвеца», Вербински и его команда писали разрознённые сцены для «На краю света» во время съёмок, чтобы они могли понять, какие декорации нужно использовать повторно, прежде чем их снесут. Это включало съёмки финальной сцены капитана Джека (Джонни Деппа) из третьего фильма всего через четыре дня после начала съёмок второго, без малейшего представления о том, как она впишется в повествование. Итог превзошёл все ожидания – фильмы в прокате собрали около 2 миллиардов долларов в общей сложности.
Красотка (1990)
Кадр из фильма «Красотка».
Высокобюджетная романтическая комедия «Красотка» не начиналась как глянцевая романтическая история с хэппи эндом. Сценарий картины был мрачным и депрессивным, без каких-либо намёков на счастливый конец. Долго искали актёров на главную роль. В итоге наняли молодую, никому тогда не известную Джулию Робертс, но продюсерская компания обанкротилась и производство было заморожено на неопределённый срок.
О картине пронюхала студия Disney и решила профинансировать съёмки, но при этом ничего общего с оригинальным сценарием не должно было быть. В результате режиссёр Гарри Маршалл приступил к съёмкам без сценария. Иногда актёры реализовывали на площадке его идеи, а когда таковые заканчивались, то режиссёр включал камеру, говорил актерам «быть смешными» и позволял им импровизировать. К счастью, Маршалл смог привнести в фильм свой культовый юмор и привести производство к успеху, создав одну из архетипичных романтических комедий конца 20-го века, которая безумно популярна по сей день.
Грань будущего (2014)
Кадр из фильма «Грань будущего».
Боевик о путешествиях во времени «Грань будущего» считается одним из лучших нефраншизных научно-фантастических фильмов, снятых Голливудом в 21 столетии. Конечно, немалую часть успеха обеспечили Том Круз и Эмили Блант в главных ролях, но режиссёр тоже проделал колоссальную работу.
Несмотря на то, что у Дага Лаймана был полный оригинальный сценарий от Данте Харпера и бюджет в $178 млн, режиссёр выбросил большую часть текста, оставив только общие концепции и персонажей. Все варианты, которые ему предлагали сценаристы, Лайман отметал просто безжалостно, казалось, ему ничего не может понравиться. История развивалась по мере съёмок, режиссёр всё придумывал на ходу. Итогом стала кассовая картина и уже даже ведётся работа над сиквелом.
Касабланка (1942)
Кадр из фильма «Касабланка».
Немногие фильмы имеют такую узнаваемость, как «Касабланка», которая сумела сохранить актуальность для зрителей на протяжении восьми десятилетий с момента выхода. В главной роли владельца ночного клуба Рика Блейна - Хамфри Богарт. Сюжет вращается вокруг любовного треугольника между ним, его бывшей пассией Ильзой Лунд (Ингрид Бергман) и её нынешним парнем Виктором Ласло (Пол Хенрейд) на фоне Второй мировой войны.
Хотя фильм в общих чертах основан на нереализованной пьесе Мюррея Бернетта и Джоан Элисон, большая часть сценария была написана сценаристами по ходу дела, а режиссёр Майкл Кертис набросал всё, что мог. Это включало финальный акт, который, по словам Бергман, «никто не знал, как закончить», то есть ей пришлось играть весь фильм, не зная, должна ли она быть влюблена в Рика или Виктора.
Хотя эта неопределённая ситуация выявила в Бергман её самые лучшие актёрские качества, Богарт остался недоволен работой и актёров, и картиной в целом. Его всё время угнетало отсутствие сценария, он постоянно был в плохом настроении и срывался на партнёрах. Тем не менее это не помешало его фирменной харизме сочиться через каждый кадр.
Железный человек (2008)
Кадр из фильма «Железный человек».
Краеугольный камень киновселенной Marvel, «Железный человек» задал тон огромной франшизе фильмов о супергероях, используя всю неиспользованную звёздную мощь и харизму Роберта Дауни-младшего. Несмотря на всё это, в самом начале картина совсем не была похожа на тот идеальный продукт, который определил успех всех последующих фильмов Marvel.
До «Железного человека» режиссёр Джон Фавро снял только один коммерчески и финансово успешный фильм, но продюсеры Ави Арад и Кевин Файги увидели то, что им понравилось, и Marvel доверили ему бюджет в $130 млн. Дауни, который должен был воплотить противоречивый образ миллионера-плейбоя и Джефф Бриджес, призванный стать его наставником и вдохновителем, были наняты, когда сценарий был совершенно иным.
На протяжении периода подготовки и даже во время съёмок сценарий постоянно менялся. В него всё время вносили изменения. В результате написание сценария сильно отставало от последовательностей и раскадровок, придуманных Фавро. Это означало, что Дауни, Бриджес, Фавро и группа продюсеров должны были собирать фильм на ходу, часто придумывая сцены и диалоги прямо перед включением камер.
Взято: Тут
764