Alkatras
Как Ислам-Гирей не дал Хмельницкому уничтожить польскую армию под Жванцем ( 6 фото )
Предыстория
1–2 июня 1652 года в битве под Батогом Хмельницкий уничтожил 20-тысячное польское войско под началом Мартина Калиновского (Как «романтическое дело» обернулось полным уничтожением польской армии под Батогом), которое прикрывало Молдавию. Молдавскому господарю Лупулу ничего не оставалось как принять «сватов» и обвенчать дочь с Тимофеем Хмельницким.
В Малой России победа под Батогом окрылила народ. Официально войну после заключения Белоцерковского мира ещё не объявили. Поэтому польский король Ян Казимир вопрошал, как казаки осмелились устроить бойню под Батогом. Хмель с иронией ответил, что «шалость, свойственная весёлым людям». Что сын с дружками ехал на свадьбу, а по дороге повздорил с другой молодой компанией.
Для Польши разгром под Батогом стал отрезвляющим душем. Паны и шляхта восприняли его как вызов. Свары прекратились, быстро собрали внеочередной сейм, который выделил королю казну, созвал посполитое рушенье (шляхетское ополчение). Польшу поддерживал папский престол, Венеция и Австрия, слали деньги. В Германии вербовали наёмников.
К Хмельницкому для отвода глаз снова направили делегацию, обещали королевское милосердие и прощение, если казаки повинятся и сложат оружие, а крестьяне вернутся к своим панам. Хмель не выдержал такой наглости:
«Милосердия! Прощения! Да за что? За что?..
Так за этим вы приехали? Что вы, в самом деле, представляетесь простаками? Что строите со мной шутки…
Король готовится идти на меня войною, как ему угодно! Желаю, чтобы он был предводителем: я готов его встретить там и тогда, где и когда он захочет».
Битва под Монастырищем
В марте 1653 года 15-тысячный корпус Стефана Чарнецкого вторгся в Брацлавщину. Чарнецкий был среди многочисленных польских дворян, которые оказались в плену у казаков после битвы под Жёлтыми Водами. Пан был послан в цепях в Крым, откуда был выкуплен за большие деньги в 1649 году.
После этого он вновь принимал активное участие в битвах против казаков, в том числе и в победной для поляков Берестецкой битве (Разгром Хмельницкого в Берестецкой битве) и в разгроме под Батогом. В последней битве он едва избежал смерти, спрятавшись в стоге сена. Чарнецкий был сторонником «партии» войны, придерживался мнения, что никакие компромиссы с врагами Польши невозможны.
Поляки захватили Коростышев, Самгородок, Прилуки. Население резали без разбора: повстанцы или мирные, взрослые, женщины, старики и дети. Польские паны считали, что нужно вообще вырезать всех русских под корень. Это была официальная позиция Варшавы. В Бресте был собран сейм, который принял постановление о геноциде русских. Казаки представляли для Речи Посполитой угрозу вечных мятежей, поэтому надо их полностью уничтожить. Мелкой шляхте обещали раздать земли в Малороссии.
Русские дипломаты сообщали в Москву:
«А на сейме ж приговорили и в конституции напечатали, что казаков как мочно всех снести».
Тем временем Иван Богун со своим полком смог остановить дальнейшее наступление войска Чарнецкого. Богун занял оборону в Монастырище и отбил атаки превосходящих сил противника. Затем полковник прибег к военной хитрости: он переодел часть казаков в татарское платье и атаковал противника. Сам сделал вылазку из города. Ляхи, думая, что на помощь казаком пришла татарская орда, запаниковали, бросили обоз и бежали.
Стефан Чарнецкий под Монастырищем. Худ. Хенрик Пиллати
Россия готовится к войне
Москва в это время пыталась ещё образумить Варшаву. Но осторожность царского правительства паны расценивали как слабость. Мол, русские только пугают, а воевать не собираются.
Однако в Москве уже приняли решение о войне. Началась мобилизация. В марте 1653 года по уездам разослали грамоты служилым людям к 20 мая явиться ко двору «со всей службой». Воеводы получили указание переписать по городам «старых солдат». В дополнении к 15 уже имеющимся начали формировать ещё 6 солдатских и рейтарских полков. Формируют первый гусарский полк. Начат набор людей в новые полки. Начался сбор «даточных» людей – по 1 человеку со 100 крестьянских дворов из монастырских, церковных земель, из поместий, которые были оставлены на прокорм старым дворянам, вдовам и детям умерших (погибших) служилых людей.
Развернулась усиленная работа по производству пороха. Генерал Лесли должен был провести ревизию складов с боеприпасами. Сообщалось, что в армию поступило более 31 тыс. мушкетов, 5 тыс. карабинов, 4 тыс. пар пистолетов. В резерве оставалось 10 тыс. мушкетов и 13 тыс. стволов к ним. В Швеции и Германии закупали пушки, 32 тыс. мушкетов, холодное оружие и латы, боеприпасы. Также в Западной Европе вербовали военных специалистов.
Москва в последний раз попыталась уладить дело с миром. В Варшаву было направлено посольство Репнина-Оболенского. Оно повторило прежние претензии об ошибках в титуле царя, о «бесчестных» книгах, об оскорблениях русского государя. Репнин предъявил ультиматум: Варшава должна была исправить ошибки и вернуться к условиям Зборовского мира, вернуть собственность православной церкви в Малороссии, впредь не притеснять православных.
Польские паны даже не стали осуждать эти условия. Репнин узнал, что уже приняты противоположные решения об искоренении русских и православной веры в украйне-окраине Речи Посполитой. Тогда Репнин прервал переговоры и объявил, что «великий государь будет стоять за свою честь, сколько подаст ему помощи милосердный Бог».
Варшава в серьёз не восприняли этот демарш. Мол, русские блефуют, боятся Польши. А если и попробуют, то будут разгромлены.
Сучавская кампания
Польские паны нашли слабое место Хмельницкого. Его союз с Молдавией. Молдавский господарь был слабой подмогой для Гетманщины. Его подданные и так усиливали казачье войско. Позиции господаря Василия Лупула (Лупу) были слабыми. Местное боярство не желало поддерживать «хлопов». Хозяин Ясс враждовал с другими дунайскими правителями – воеводой Валахии Бессарабом и князем Трансильвании Ракоци.
Поляки связались с ними, поддержали местных бояр и организовали заговор. Во главе заговорщиков стал крупный боярин Георгий Стефан. В Молдавию вошли трансильванские войска, к ним присоединились силы заговорщиков. Василий Лупу был вынужден бежать к Хмельницкому в Чигирин. Его сторонники продолжали удерживать резиденцию князя – крепость Сучава. Бояре направили в Константинополь послов с просьбой, чтобы «…султан не давал престола Василию Лупу, а утвердил Стефана, за которого стоит страна».
Хмельницкий вместо того, чтобы вести армию на запад, вынужден был выручать родственника. Его сын Тимош-Тимофей и Лупул повели 20-тысячное войско. За ними пошёл и сам Хмель с главными силами. Армия не понадобилась, Тимофей форсировал Прут и без особых усилий разбил валашско-трансильванское войско. Вступив в столицу Молдовы Яссы, Тимош вернул тестю господарский престол.
Сам Хмель постоял у границы и вернулся в Чигирин. Здесь его ждали послы русского царя Матвеев и Фомин. Сообщили, что его просьбы о переходе в подданство России удовлетворены. Вскоре стольник Лодыженский привёз грамоту о принятии Гетманщины под высокую руку царя Алексея Михайловича. Сообщил, что в России собирают армию.
Замок в Сучаве
На Дунае же ситуация резко ухудшилась. Молдавский господарь решил развить успех, и казацко-молдавские войска вторглись в Валахию. После нескольких успешных боёв союзное войско потерпело тяжелое поражение близ села Финта под Бухарестом от объединённых войск Валахии и Трансильвании под началом Бессараба и Стефана. Резервов у Тимофея и Василия Лупу не было, и враг перешёл в контрнаступление. Кроме того, к Георгию Стефану присоединилось несколько польских отрядов.
Оставшиеся силы Хмельницкого (около 7 тыс. бойцов) засели в крепости Сучава. 21 августа войско Георгия Стефана, которое вскоре возросло до 30 тыс., подошло к Сучаве и попыталось с наскока взять казацкий лагерь под стенами крепости. Эта попытка провалилась, так как казаки сумели возвести сильные укрепления. Началась осада крепости. Татары (2 тысячи), пришедшие с казаками, отделились и вернулись домой.
После начала осады Тимош послал письмо своему отцу Богдану, прося о помощи. Хмель разрывался – куда идти? Навстречу королевской польской армии или спасть сына? Как пожертвовать наследником, отцовской гордостью? Большая часть армии прикрывала Гетманщину под Белой Церковью. Хмель пытался собрать вторую рать.
Гетман трижды рассылал универсалы старшинам с приказом собираться на помощь осажденным в Сучаве, но они не спешили. Также Хмель просил о помощи крымского хана. Ислам-Гирей сначала отказывался. Но затем под давлением князей и мурз, которые мечтали захватить сокровища Лупула, в сентябре направил войска. Один татарский отряд направился в Молдавию.
Но было уже поздно. Под Сучавой шли тяжелые бои. Казаки пытались прорваться, так как заканчивалось продовольствие, порох, было трудно с водой. После первого успеха их отбросили назад. 11 сентября противник начал генеральный штурм. Польским драгунам Денгоффа удалось ворваться на казацкие валы, но оттуда их выбили защитники. Казаки не использовали огнестрельного оружия, видимо, что порох у них заканчивался.
Атакующие понесли очень большие потери: 1 500 молдаван, валахов и трансильванцев, 800 поляков. Очевидцы писали о том, что польские трупы заполнили вал перед казацкими шанцами. У польских драгун остался жив лишь один капитан, а все остальные офицеры погибли. Начались ссоры между поляками и их союзниками из-за того, кто же виноват в этой неудаче.
Ночью казаки сделали новую вылазку, но их отбросили. 12 (22) сентября 1653 года во время пушечного обстрела позиций казаков Тимофей Хмельницкий получил ранение в бедро. Началась гангрена, от которой 15 (25) сентября 1653 года храбрый полководец скончался.
Казаки избрали наказным гетманом полковника Николая (Михаила) Федоровича и продолжали храбро защищаться. Их противники более не желали идти на смерть. До лагеря Стефана дошли слухи, что на помощь Василию Лупу идут крымские войска. Усилилось дезертирство: из лагеря сбежало несколько польских хоругвей. Поэтому решили начать переговоры. Казакам предложили почётную сдачу.
9 октября было подписано соглашение. Казакам было оставлено оружие, кроме пушек, знамена и тело Тимоша. Они оставили всё награбленное добро. Семье Василя Лупу было разрешено свободно уехать. Лупу перебрался в Крым, оттуда в Турцию, где и скончался в заключении. Молдавским господарем стал Георгий Стефан. Из крепости вышло, по разным данным, 4–5 тыс. казаков.
Богдан уже в дороге встретил гроб с телом сына. Сказал одно: Тимош умер, как и подобает умирать настоящему казаку. Хмель выдержал и эту личную трагедию. Наоборот, он снова собрался, был энергичным и решительным.
Новый господарь Молдавии Георгий Стефан, господарь Валахии Бессараб и князь Трансильвании Ракоци вели переговоры с Варшавой о совместных действиях против Хмельницкого. Однако двухмесячная тяжелая борьба за Сучавы показала правителям Молдавии, Валахии и Трансильвании всю сложность войны с казаками. Поэтому дальше переговоров дело не пошло. Более того, вскоре молдавский господарь через Хмельницкого начал тайные переговоры с Москвой о переходе в русское подданство.
Тимофей Хмельницкий
Битва под Жванцем
Отвлечение Хмельницкого на Молдавию позволило польскому королю Яну Казимиру сосредоточить у Каменца 60-тысячную армию. Но шляхта, как обычно, собиралась медленно. Король несколько месяцев простоял на месте, теряя время и возможность ударить, пока Хмель метался выручать сына. Король планировал раздавить Гетманщину ударами с нескольких направлений. Заключил союзы с Валахией, Трансильванией, молдавским мятежником Г. Стефаном.
Литовский гетман Радзивилл должен был наступать на Киев с севера, по Днепру. Но этот план провалился. Радзивилл докладывал, что русские собирают полки у границы Литвы. Литовская шляхта отказывалась идти на юг, опасаясь, что их поместья разорят. Радзивиллу не верили. Король слал новые приказы наступать. Папа римский даже угрожал проклятием. Но литовский гетман и местные паны не сдавались, они не желали оставлять беззащитными свои владения.
Богдан Хмельницкий и крымский хан, объединив свои силы и собрав до 60–80 тыс. воинов, начали наступление в направлении Каменца-Подольского. Польский король ожидал вестей о падении Сучавы, после чего к нему должны были выступить войска валашских, молдавских и трансильванских воевод. Однако поляки так и не дождались помощи. Прибыли только польские отряды, направленные на помощь в Молдавию.
Из Каменца польские войска двинулись в Бар. Получив известие о соединение войск крымского хана с казаками, польский военный совет решил отступить в район Жванца, стать там укрепленным лагерем и дождаться подхода союзников. У Жванецкого замка, между реками Днестр и Жванчик, польская армия построила укрепленный лагерь. Через Днестр построили мост для связи с Буковиной.
С учётом сложного положения польской армии Хмельницкий решил ограничиться осадой вражеского лагеря. В октябре казаки и татары блокировали польскую армию под Жванцем. Войска Хмельницкого заняли окрестные подольские городки. Отдельные польские отряды, которые пытались помочь основным силам и собирать провиант, были разбиты. Казацкие отряды совершали рейды по Галиции и Волыни.
Польским войскам не хватало продовольствия, фуража, дров, теплой одежды, ситуацию усугубляли холода. Массовое дезертирство шляхтичей и внутренние беспорядки подрывали боеспособность армии. Осада длилась 2 месяца. Дело, как и в период Зборовского сражения (Поражение польской армии под Зборовом), шло к полному поражению польской армии. В королевском лагере кончалось продовольствие и боеприпасы, вспыхнули эпидемии.
Предательство Крымской орды
Пришло известие, что в войну вступает Россия. 1 (11) октября 1653 года царский Земский собор принял решение удовлетворить просьбу Хмельницкого и объявил войну Речи Посполитой. Единственной надеждой на спасение у высшего польского командования оставались переговоры с крымскими татарами.
Ситуацию для поляков снова спас крымский хан. Хмельницкий, который все верно рассчитал и видел, что польские войска деморализованы и наступил момент решительных действий, предложил хану нанести решительный удар. Однако крымские татары в декабре покинули своих союзников и ушли. Ислам-Гирей, в свете безвыходного положения польской армии, решил не допустить её полного разгрома.
Крымские хищники с удовольствием участвовали в этой войне, грабеж поселений и увод людей для продажи в рабство сильно их обогатил. К тому же крымские войска старались избегать серьёзных боестолкновений. Они выжидали – чья возьмёт. Если казаки побеждали, они присоединялись.
Крымский хан не хотел решительной победы казаков или вхождения Гетманщины в состав Русского царства, так как это осложняло положение Крыма. Лучший сценарий для крымских феодалов – длительная резня и междоусобица, когда можно безнаказанно уводить людей для продажи в рабство и грабить земли.
Польский король пообещал выплатить крымскому хану контрибуцию в 100 тысяч злотых и дал разрешение на протяжении 40 дней грабить и угонять в рабство (ясырь) русское население на Волыни.
После ухода крымского войска Хмельницкому пришлось дать согласие на восстановление условий Зборовского соглашения 1649 года. Невыгодный для казаков Белоцерковский договор 1651 года был отменен. Всем было очевидно, что это снова временное соглашение, до нового обострения.
Хан Крыма Ислам III Гирей (правил в 1644–1654 гг.)
- Самсонов Александр
- https://ru.wikipedia.org/
Взято: Тут
407