Famikon
Воссоединение Руси: «чтоб во веки все едино были» ( 4 фото )
![Воссоединение Руси: «чтоб во веки все едино были» Воссоединение Руси: «чтоб во веки все едино были» г,Казань [169398],г,Москва [1405113],город Казань г,о,[95235088],история,респ,Татарстан [169363]](https://mtdata.ru/u25/photo689E/7aa4b315a92e288c2e0a29938a21c1bf-0/original.jpg)
«Навеки с Москвой, навеки с русским народом» (1951). Картина Михаила Ивановича Хмелько
370 лет Переяславской раде. Воссоединение Малой Руси с Великой Россией. Народ незаконно отторгнутой Русской украйны присягает государю Алексею Михайловичу и принимает решение о воссоединении.
Древняя, былинная Русь воссоединилась. С 1991 года Русскую землю и русский народ снова незаконно разделили. Придёт время и будет новая Переяславская рада! Русь будет единой!
Великое посольство
Истощённая тяжёлой и кровопролитной борьбой с Речью Посполитой, неурожаями и эпидемиями Малая Русь (Гетманщина, Русская украйна, Войско Запорожское) запрашивала помощи у братской России. Гетман Богдан Хмельницкий неоднократно просил принять Войско Запорожское под руку русского царя. Москва, опасаясь могущества Польши и из-за внутренних проблем, не спешила, выжидала. Однако после нескольких лет жестокой борьбы стало очевидно, что настал благоприятный момент для вступления в борьбу за западную часть Руси.
Просьба Войска Запорожского о российском подданстве рассматривалась на Земском Соборе (Как было принято историческое решение о воссоединении Русской земли), состоявшемся в Москве 1 (11) октября 1653 года. В итоге на Земском Соборе было решено:
«гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять под свою государеву высокую руку…»
Свершилась вековая мечта малороссийской части русского народа о воссоединении с Россией. Восстание Хмеля против польских панов в итоге привело к Русской освободительной войне и вынудило Москву отказаться от осторожной политики и вступить в борьбу с Речью Посполитой за единство Русской земли.
9 октября 1653 года великие и полномочные послы Василий Бутурлин, Иван Алферьев и Ларион Лопухин выехали из Москвы. Их сопровождала большая свита, включая голову московских стрельцов Артамона Матвеева со стрельцами. С ними отбыл и посланник Богдана Хмельницкого Лаврин Капуста.
15 октября посольство было в Калуге, 27 октября – в Севске, 1 ноября – в Путивле. 3 декабря в Путивль приехал полковник кальницкий Иван Федоренко. Он передал боярину Бутурлину письмо гетмана, в котором тот выражал радость по поводу решения Земского Собора и приезда послов. Хмель просил послов, пока он не вернётся в Чигирин, ожидать его в Переяславе. В Чигирин (ставка гетмана) решили не идти, так как «город малый и траву саранча поела, а где саранча и не поела, и тут от засухи хлеб не родился, и хлебом и кормом в тех местах скудно».
Переяслав тогда был вторым большим экономическим и административным центром Малой России после Киева, старым казацким полковым центром на Левобережье Днепра. Иван Федоренко должен был проводить государевых послов в этот город.
Хмель в это время находился около Каменец-Подольского и держал в осаде армию польского короля, который окопался под Жванцем. Польское войско было отрезано от баз, жило впроголодь, несло большие потери от нападений казаков. Польской армии грозила катастрофа.
Но крымский хан, как и под Зборовом, предал гетмана. Узнав о решении Москвы, Ислам-Гирей поспешил договориться с Яном-Казимиром (Как Ислам-Гирей не дал Хмельницкому уничтожить польскую армию под Жванцем). 5 декабря 1653 года был заключен Жванецкий договор. Король уплачивал крымцам большую контрибуцию и разрешил татарам брать ясырь на Волыни с казаков и русинов (так называли русских в Малой России).
Стремясь удержать Хмеля от заключения союза с Русским царством, Ислам предложил ему заключить мир с Польшей на условиях Зборовского договора. Король вынужденно шёл на уступки. За это казаки должны были принять участие в войне с Россией.
Хмельницкий отказался. Собрав раду полковников, он обсудил с ними сложившееся положение. Было решено возвращаться домой. Хмель у Межигора разгромил большой крымско-татарский отряд, который возвращался с большой добычей и полоном, после опустошения Литовской Руси.
![Воссоединение Руси: «чтоб во веки все едино были» Воссоединение Руси: «чтоб во веки все едино были» г,Казань [169398],г,Москва [1405113],город Казань г,о,[95235088],история,респ,Татарстан [169363]](https://mtdata.ru/u25/photo1D17/f2f9c3cf186fcfb7655acab8f2e53e01-0/original.jpg)
Письмо Гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с сообщением о победах над польскими войсками и желании запорожских казаков вступить в русское подданство. Черкассы, 1648, 8 июня. РГАДА
Переяслав
24 декабря 1653 года Хмельницкий вернулся в Чигирин. Он пишет письмо русским послам с просьбой поспешить в Переяслав для переговоров. 26 декабря гетман отправляет нарочного вместе с низовым Запорожским Войском с благодарственным письмом на Сечь и просьбой дать немедленный ответ по делу о воссоединении.
В тот же день Богдан принял русских послов Родиона Стрешнева и Мартемьяна Бредихина, которые прибыли ещё в октябре. Переговоры вели Хмельницкий и войсковой писарь Иван Выговский. Обсуждались вопросы, которые касались воссоединения и войны с Польшей.
Московское посольство торжественно прибывает в Переяслав. Его встречает переяславский войсковой полковник Павел Тетеря «с знаменами, и с трубами, и с литаврами». Послов встречают горожане, казаки и духовенство «со кресты, и с образы, и с хоругвями, и со святою водою». Переяславский протопоп Григорий в приветственном слове выразил от имени всех удовлетворение по поводу воссоединения «воедино Малой и Великой России». В Успенской соборной церкви состоялся молебен.
Гетман Хмельницкий приехал в Переяслав 6 января 1654 года. С ним прибыли казацкие старшины и полковники, представители киевских мещан (горожан), по 5–10 казаков от каждого полка. Гетман провёл встречу с государевыми послами, обговаривая условия воссоединения.
Утром 8 (18) января 1654 года прошла Рада старшин. Она одобрила воссоединение. Также было решено созвать общевойсковую, народную Раду. В этот же день прибыл гонец из Запорожской Сечи. Запорожцы одобрили переход народа малороссийского, живущего по обе стороны Днепра, под руку российского государя.
![Воссоединение Руси: «чтоб во веки все едино были» Воссоединение Руси: «чтоб во веки все едино были» г,Казань [169398],г,Москва [1405113],город Казань г,о,[95235088],история,респ,Татарстан [169363]](https://mtdata.ru/u25/photo629A/016dabbb0ded9246aa6379caefd18a98-0/original.jpg)
Переяславская рада. 1654 год. Картина Алексея Кившенко. 1880 г.
Историческое решение
Днем на Переяславской площади собралась общенародная Рада. Перед народом выступил гетман Богдан Хмельницкий:
«Панове Полковники, Ясаулы, Сотники и все войско Запорожское, и вси православнии Християне! ведомо то вам всем, как нас Бог свободил из рук врагов, гонящих церковь Божию и озлобляющих все Христианство нашего православия Восточного, что уже шесть лет живем без Государя в нашей земли в безпрестанных бранях и кровопролитиях с гонители н враги нашими, хотящими искоренити церковь Божию, дабы имя Руское не помянулось в земли нашей, что уже вельми нам всем докучило, и видим, что нельзя нам жити боле без Царя;
для того ныне сбрали есмя Раду, явную всему народу, чтоб есте себе с нами обрали Государя из четырех, которого вы хощете; первый Царь есть Турский, который многажды чрез послов своих призывал нас под свою область; вторый Хан Крымский; третий Король Польский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый есть Православный Великия России Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея России Самодержец Восточный, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим; тут которого хотите избирайте.
Царь Турский есть бусурман; всем вам ведомо, как братии наши, православнии християне, Греки беду терпят, и в каком суть от безбожных утеснении; Кримской Хан тоже бусурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя! Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от Польских Панов утеснения, никому вам сказывать не надобет; сами вы все ведаете, что лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный християнский Великий Государь, Царь Восточный, есть с нами единаго благочестия Греческаго закона, единаго исповедания, едино есми тело церкви православием Великия России, главу имуще Иисуса Христа.
Той Великий Государь, Царь християнский, сжалившися над нестерпимым озлоблением православныя церкви в нашей малой России, шестьлетных наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое своё Царское сердце и нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с Царскою милостыо своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме Его Царския высокия руки благотишнейшего пристанища не обрящем; а будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет, вольная дорога. К сим словам весь народ возопил: волим под Царя Восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели не навистнику Христову, поганину, достати.
Потом Полковник Преясловский Тетеря, ходячи в кругу на все стороны, спрашивал: вси ли тако соизволяете рекли весь народ: вси единодушно;
потом Гетман молыл: буди тако, да Господь Бог наш сукрепит под Его Царскою крепкою рукою; а народ по нем вси единогласно возопили: Боже! утверди, Боже! укрепи, чтоб есми во веки все едино были».
Так было провозглашено воссоединение Малой и Великой России. Свершилась великая цель, к которой стремились части единого народа.
Сразу после Рады Хмельницкий с войсковой старшиной прибыл на съезжий двор к боярину Бутурлину. Воевода передал им царскую грамоту, подтверждавшую согласие русского правительства на воссоединение Русских земель и произнёс речь об истории взаимоотношений Войска Запорожского с Русским государством.
Затем все отправились в Успенскую соборную церковь для принесения присяги. Для приведения малороссийского народа к присяге прибыли представители русского духовенства – архимандрит казанского Преображенского монастыря Прохор и протопоп Адриан со священниками и дьяконами. Первыми присягнули гетман, войсковой писарь, обозный и войсковые судьи, есаулы и полковники. Имена всех их вносили в особую «чиновную» книгу, «каковая от государя прислана».
После присяги Богдану Хмельницкому в присутствии старшин, казаков и мещан были переданы новое знамя Войска Запорожского, булава, как знак гетманского достоинства, «ферезея» и шапка. Старшине передали царские подарки. На следующий день были приведены к присяге участники народной Рады, жители города.
Хмельницкий ещё несколько дней пробыл в городе, встречался с послами, обсуждая важные дела. Он передал письмо царю Алексею Михайловичу и 13 (23) января выехал в Чигирин. На следующий день отбыли и государевы послы.
Вскоре после Переяславской рады официальный титул русского царя был изменён: в нём слова «всея Русии» заменены на «всея Великие и Малые Русии (России)», к титулу государя добавлено «Киевский» и возвращено «Черниговский».
Хмельницкий спешно готовит Войско к новому этапу борьбы с Речью Посполитой. Одновременно гетман со старшиной вырабатывают условия воссоединения. Они вошли в историю как «мартовские статьи» или «статьи Богдана Хмельницкого».
В соответствии с соглашением на Малую Русь начали прибывать государевы войска. Так, в Киев были посланы воеводами боярин и наместник ростовский князь Фёдор Куракин, боярин и наместник галицкий князь Фёдор Волконский. С ними прибыл дьяк Посольского приказа Андрей Немиров. Их сопровождал отряд полковника Юрия Голицына – 2 тыс. солдат, 500 стрельцов, 100 детей боярских и 5 пушкарей. Такие отряды направлялись и в другие города.
Государев полк вошёл в Киев 23 февраля 1654 года. Его торжественно встретил наказной киевский полковник во главе тысячи казаков с развёрнутыми знаменами и горожанами. Спешно начали строить острог-крепость.
![Воссоединение Руси: «чтоб во веки все едино были» Воссоединение Руси: «чтоб во веки все едино были» г,Казань [169398],г,Москва [1405113],город Казань г,о,[95235088],история,респ,Татарстан [169363]](https://mtdata.ru/u25/photoC492/15e3877121b27e95e6c60514753befd9-0/original.jpg)
Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России. Б. А. Чориков «Живописный Карамзин, или Русская история в картинках»
- Самсонов Александр
- https://ru.wikipedia.org/
Взято: Тут
#г #казань [169398] #г #москва [1405113] #город казань г #о #[95235088] #история #респ #татарстан [169363]
1104