Александр
Вестерн по-тольяттински: Почему стоит смотреть сериал «Лада Голд» ( 7 фото )
Кадр из сериала «Лада Голд», 2023
В бандитских 1990-х Тольятти приобрел славу криминальной столицы России. Неудивительно, что создатели «Лады Голд» решили выбрать его для истории в духе Дикого Запада. Для российского кинематографа роуд-муви, как и истерн, — жанры не слишком востребованные. Тем интереснее посмотреть, как с ними справился режиссер Никита Власов. Тем более что все эпизоды «Лады Голд» уже в подписке Okko.
Нетривиальная завязка
Несчастный молодой хипстер Артур (Роман Евдокимов) с крашеными волосами и серьгой в ухе умоляет таможенную службу вернуть его обратно в Амстердам. В аэропорту его встречают люди в черном с бандитскими лицами. Парень указывает на них и говорит, что это преступники. Но чиновники остаются к нему равнодушны, так что приходится пожаловать в Россию (без «добро»). Быстро выясняется, что приехал Артур на похороны, хоронят у него деда, а был дед криминальным авторитетом с говорящей кличкой Мидас (Павел Прилучный).
Артур наивно думает, что времена бандитских разборок давно остались в прошлом, но раньше, чем начинаются поминки, родственники и друзья семьи начинают коллективно допрашивать недавнего гражданина Евросоюза по поводу дедушкиного золота. Вот тут и выясняется, что давным-давно Мидас украл общее сокровище и спрятал. А где спрятал — никто не знает. Ну, разве что Артур мог бы знать, ведь дед в детстве ему рассказывал. Но Артур не помнит.
В это же время в многострадальном Тольятти Паша Огурцов (Эльдар Калимулин) хоронит деда, прославленного полицейского Ивана Огурцова (Иван Фоминов). В чем главный огурцовский подвиг? Правильно, он посадил Мидаса. Его внук выдающейся храбростью не отличается, бедствует, мечтает открыть типографию (Артур уже после знакомства резонно замечает: «А это кому-то щас нужно?») и за отпевание деда платит его же орденами. По завещанию он ничего не получает, кроме старенькой машинки от местного АвтоВАЗа. «Лада» и сводит парней вместе. Не только она, конечно, еще бандиты. Очень много бандитов.
В основе «Лады Голд» — сказка
Сериалы о 1990-х могут пугать, с одной стороны, излишней реалистичностью повествования, с другой стороны, романтизацией, за которую их часто и ругают. «Лада Голд» умело обходит острые моменты своей исторической основы. Больше того, сам сериал начинается со сказки. Мидас приходит к своему внуку и рассказывает ему о рыцарях и особенном коне: «Втайне от всех главный рыцарь поменял золото на самую красивую, самую дорогую в мире лошадь. И никто, никто об этой лошади не знал. Даже другие рыцари».
Он целует мальчика перед сном, выходит из его комнаты и сдается прямо в руки полиции. Сказка Мидаса, можно сказать, задает ритм и настрой всему, что случается потом. Несмотря на то что в «Ладе Голд» полно жестокости, она всегда остается шуточной, нарочито кинематографичной, будто бы подсмотренной в натуралистичных боевиках, но пересказанной языком упоительных историй, которыми делишься с друзьями, чтобы произвести впечатление. Этот язык — одно из главных достоинств сериала. В отличие от прочих российских проектов, чаще всего нацеленных на суровую реалистичность, «Лада Голд» вовсе не боится прослыть выдумкой. Для жанрового определения этого проекта лучше всего подойдет старая добрая байка.
В сериале есть золотая машина (!)
Довольно быстро (это почти даже не спойлер, особенно учитывая, что слово «голд» вынесено в название сериала) мальчики узнают, что «Лада» у них не простая, а золотая. И не какая-то золотая, а целой 999-й пробы, самой ценной. Машина поначалу выкрашена в классические цвета милиции (принадлежала она еще Огурцову-деду), но потом ее немного прокачивают в казахском тюнинге: «Лада» становится похожа на кальянную на колесах.
Опустим, что машина из чистого золота должна бы весить невозможно много и вряд ли бы передвигалась, — этому сериалу вообще не нужно задавать вопросов. Если вам непонятно, как у молодого Павла Прилучного уже может быть внук, и у его ровесника полицейского Огурцова — тоже внук, лучше просто не спрашивайте об этом. Иначе вам покажут (и сценаристы показывают), как их дети родили своих детей в 15 лет. Ну, что поделать, суровые тольяттинские нравы, любовь зла, нет повести печальнее на свете и так далее.
Сериал включает две параллельные линии
В настоящем Артур и Паша скрываются от бандитов, которым нужна их «Лада». В прошлом их деды противостоят друг другу. Причем вторую линию мы, зрители, всегда видим через приукрашенные рассказы жителей города, которыми они делятся друг с другом. Охранник описывает подружке, как Огурцов впервые арестовал Мидаса. Женщины за высадкой огурцов сплетничают, как Мидаса покрывали свыше. Эти рассказы всегда ненатуралистичные, преувеличенно супергеройские. Женщины добавляют в свои истории, конечно же, немного романтики («Тогда я тебя арестую». — «По какой статье?» — «По статье любви»), а мужчины — побольше драк.
Визуально линия в прошлом транслируется через эффект старых VHS-записей. Иногда линия содержит прямые параллели с происходящим, иногда слабо с ним связана, но каждый раз подчеркивает глубокий контраст между «соевыми» внуками, которые чуть что паникуют, и их дедами, которые играючи вынимают из себя пули.
Достойный юмор
Во-первых, это очень смешной сериал. Во-вторых, очень-очень смешной. Бандиты там пьют ежевичный раф на миндальном, казах веганит («Я веган, только между нами»). Там есть свой Терминатор: дядя Артура Шамрай (Даниил Воробьёв) тоже охотится за золотом, и он совершенно н е у б и в а е м ни при каких обстоятельствах. Есть Дарт Вейдер: один из бандитов разговаривает через голосовой аппарат для горла. Есть хороший русский бандит-философ с принципами: периодически он спрашивает, записывает ли за ним кто-нибудь особенно яркие философские измышления.
Девушка Паши Полина — вылитая жена Шурика из «Иван Васильевич меняет профессию», а Стася Милославская (великолепная!) играет женщину-спецагентку-киллершу-добавить нужное, которая катается на мотоцикле и лупит из автоматов (или пистолетов, или ножей, или рапир, у нее довольно впечатляющий арсенал оружия). Эдакая девушка с татуировкой дракона. Кстати, если бы нужно было провести параллель с какой-то игрой, то получилось бы, что создатели «Лады Голд» поместили Тольятти в мир GTA. Из кинореференсов стоит упомянуть Тарантино, Гая Ричи и Стивена Содерберга. Отдельно нужно отметить, что кино такого плана в России снимают редко. «Лада Голд» легко может стать и сериалом, который интересно смотреть и обсуждать с друзьями, и семейным кино.
Музыкальное сопровождение
Включить трек «Лада Седан» от «Рекорд Оркестра» создателям, конечно, сам бог велел. Но и кроме этого в сериале найдется множество отличных саундтреков: от «Каспийского груза» до Сюткина. Специально для сериала Ноггано также написал песню «Золотая Лада», где срифмовал марку машины с «дышит на ладан».
Новые локации
В сериале нет раздражающих примелькавшихся локаций, кочующих из фильма в фильм. Но есть Тольятти и особенно гаражи Тольятти, и есть Астрахань и села вокруг, барханы. Есть колоритные шиномонтажки посреди трассы, киоски с арбузами вдоль дороги, ломбарды, общежития и только одна приличная квартира за весь фильм, но и из нее герои быстро исчезают. А главное, что есть в «Ладе Голд» и чего нет в других российских проектах, — сама по себе машина, и не какая-то, а «Лада» — наша, отечественная. И метафора-то у нее понятная: пусть машинка не очень, но если чуть поскрести, окажется, что из золота.
Неординарные отношения главных героев
И кинокритики, и зрители неоднократно отмечали уверенную актерскую игру — и это правда, все актеры, от самых главных до второстепенных, играют так, что не к чему придраться. Но отдельная история — Артур и Паша. Они, братья по несчастью, обмелевшие наследники великих дедов, проходят путь от ненависти до любви за удивительные пару часов. То, как они искренне переживают друг за друга, не скованные стереотипами прошлого, по сути, и есть главное в сериале. Да, и Артур, и Паша — трусливые неудачники, вечно впадающие в неприятности, но их способность выходить сухими из воды (иногда — в прямом смысле) очаровательна.
Контраст между парами Мидас/Огурцов и Паша/Артур отлично показывает пропасть между поколением девяностых и их внуками. Да, внуки, может быть, не так хорошо обращаются с пистолетами и не держат в страхе половину города, но им и не нужно всё это. У них другие интересы и совсем другая жизнь. И когда смотришь на них и сравниваешь невольно с великими дедами, очень быстро понимаешь: Мидас и Огурцов крутые, но быть хочется Пашей и Артуром, потому что мы и есть такие же Паши и Артуры. И сам Мидас говорит Огурцову: «Я хочу другой судьбы своему внуку. Ты, наверное, тоже».
К финалу (и динамичный сюжет им в этом помогает) главные герои из неудачников вырастают в героев, находят себя, любовь и настоящих друзей. И хоть конец сериала кажется абсолютно нереалистичным, он сохраняет интонации и дух той же сказки, с которой «Лада Голд» началась. Оказывается, что есть рыцари, друзья рыцарей, прекрасные дамы и самый лучший конь — которым можно поделиться. В финальном эпизоде герои разными способами проговаривают, что золото, пусть даже 999-й пробы, — не самое важное. Некоторые напрямую сообщают «Я люблю тебя», а некоторые выражают свои чувства иначе. Например, отчаянным «Беги, малой» или скупым «Квиты».
Смотреть в Okko
Текст: Яна Титоренко
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Взято: Тут
255