Bludmoon
Угрозы для нас усиливаются: Эрдоган выписал Швеции путевку в НАТО ( 1 фото )
России это может аукнуться, когда развернется борьба за контроль над Арктикой
Светлана Гомзикова
На фото: президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг и премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон (слева направо) (Фото: AP/ТАСС/Архив)
Материал комментируют:
Константин Блохин
Анкара, судя по всему, все-таки даст Стокгольму то, чего ему с некоторых пор так не хватало — путевку в НАТО. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже подписал протокол о вступлении Швеции в Североатлантический альянс, и теперь его должен ратифицировать турецкий парламент.
Согласно процедуре, сначала документ должен пройти согласование в комиссии по международным делам, и в случае одобрения будет вынесен на голосование парламента в целом. Как сообщил некий источник в Турции, можно рассчитывать, что депутаты рассмотрят этот вопрос «в приоритетной порядке». Конкретные сроки не уточняются. Но в Стокгольме рассчитывают, что в конце ноября страна уже будет полноправным членом альянса.
Напомним, Швеция подала заявку в НАТО в мае прошлого года вместе с Финляндией, которая 4 апреля 2023 стала 31 членом блока. У Стокгольма на этот счет возникли разногласия с Анкарой и Будапештом. В частности, турецкие власти потребовали от Швеции выдать сторонников Рабочей партии Курдистана (в Турции ее считают террористической), отменить введенное в 2019 году эмбарго на экспорт оружия в Турцию, а также запретить акции с сожжением Корана.
В сентябре 2022 г. шведское ведомство, которое контролирует экспорт военной продукции, объявило о разрешении на поставки турецкой стороне. А на июльском саммите в Вильнюсе премьер Швеции пообещал, со своей стороны, поспособствовать вступлению Турции в ЕС в обмен на ратификацию заявки страны в НАТО.
Анкара, как известно, начала интегрироваться в евросообщество в далеком 1987 году. Но пока доросла только до статуса кандидата, получив его в чуть менее далеком 1999-м.
Что в итоге «сломало» принципиальность Эрдогана и заставило его дать шведам зеленый свет, остается только догадываться. Но позиция венгерских властей на сегодня остается единственным препятствием на пути Швеции в Североатлантический альянс. Сможет ли Будапешт здесь долго сопротивляться? Вряд ли. Скорее, это будет зависеть от того, как скоро заинтересованные стороны договорятся и с ним.
Известный тюрколог, доктор политических наук Владимир Аватков уверен, что Эрдоган мог отойти от своей принципиальности и запустить ратификацию только при условии получения солидного куша. А в свете последних событий причин для срочности и перемен, по мнению эксперта, может быть несколько.
Во-первых, это тот самый «подвешенный вопрос о вступлении Анкары в ЕС, в частности заявления, что лидеры ЕС формируют дорожную карту для Турции в вопросе членства». Во-вторых — «большая шахматная игра на Ближнем Востоке в свете арабо-израильского конфликта: едва нормализованные отношения с Израилем не прошли проверку на прочность. Страны снова обменялись любезностями: Турция считает, что Израиль проводит акции геноцида, а Израиль, по сведениям СМИ, отозвал всех своих дипломатов из страны, включая посла».
«Последняя в списке, но не по значению — турецкая экономика, — пишет Аватков в своем Telegram-канале. — Стране ой как нужны инвестиции, нужны расширенные торговые отношения с европейцами. Видать, на одном Востоке далеко не уедешь. Да и для хаба газового Запад нужен, иначе дело не выгорит».
При этом он отметил, что «решение парламента может быть любым — далеко не факт, что оно будет в пользу Швеции. А вот мнение общественности по этому вопросу однозначно и очевидно: Швецию в альянс пускать не стоит. И даже если парламент будет за, нет никаких гарантий, что народ согласится с этим. Антитурецкие демонстрации и многочисленные сожжения Корана из истории и из сознания мусульманского сообщества не вычеркнешь. Так или иначе, каким бы ни было это решение, оно может слишком дорого обойтись Турции».
А вот для нас в любом случае особо ничего не поменяется. С главной угрозой, причем, в долгосрочной перспективе, шведский парламент ранее уже определился — это Россия. А значит, ничего, кроме плохого, нам тут ждать не стоит.
Оценить, какую дополнительную головную боль несет России вступление Швеции в НАТО, «СП» попросила ведущего научного сотрудника Центра исследования проблем безопасности РАН Константина Блохина:
— Никто, на самом деле, не сомневался, что Турцию в конце концов уломают. Так что решение Эрдогана вполне ожидаемо. Венгрия, я думаю, тоже сдастся. Поэтому вступление Швеции в альянс состоится — возможно даже до конца ноября.
Очевидно же, что все эти попытки «сопротивления» строились исключительно на желании повысить собственную политическую субъектность в глазах НАТО. Но главным в альянсе все равно является Вашингтон, а следовательно, как там скажут, так и будет. А какие-то «косметические терки» между Анкарой и Стокгольмом для американцев — мелочь, если стоит цель ослабить Россию.
Однако для самой Швеции здесь есть как плюсы, так и минусы. Там, вероятно, думают, что после того, как страна вступит в НАТО, там произойдут какие-то внутренние положительные преображения. Однако это не так. Та же Финляндия, которая уже получила статус члена альянса, приобрела одновременно с этим массу проблем. Поскольку слишком дорого это членство ей обходится. Швеция вскоре тоже с этим столкнется.
Но в любом случае процессы происходят глобальные. Мир фрагментируется. Нейтральных и колеблющихся становится все меньше и меньше. Все выбирают какую-либо сторону. И, я думаю, особого пространства для маневра ни у Финляндии, ни у Швеции тут нет.
«СП»: — Что для нас это значит?
— Для нас, определенно, это проблема. Враждебный России военный блок усиливается, расширяется и увеличивается в границах. Например, после присоединения Финляндии к альянсу сухопутная граница России со странами блока увеличилась более чем вдвое - с 1215 до 2600 км. А это непосредственная угроза для части наших территорий.
Тем более что они давно мечтают превратить Балтийское море в море НАТО, заблокировав нам выход из Финского залива.
Петр Первый прорубал «окно в Европу» через Балтику, а входящие в альянс страны сегодня хотят нам это окно заколотить. Конечно, мы должны реагировать. Но дело в том, что наша политика основывается на «политике реакции» — т.е. мы всегда занимаем выжидательную позицию, говорим, что первыми какие-либо жесткие действия предпринимать не будем, посмотрим, что конкретно будут делать наши оппоненты. В случае Финляндией и Швецией это не исключение.
Иначе говоря, если на территории этих стран появятся военные базы НАТО и будут развернуты ударные виды вооружений, тогда мы готовы действовать. России просто придется тогда расширить список своих целей на территории и этих стран.
«СП»: Мы, наверное, не просто так Ленинградский военный округ восстанавливаем?
— Безусловно, мы должны быть готовы к любым вызовам. Тем более, есть опасения, что Калининград может быть блокирован.
На самом деле нужно готовиться только к худшим сценариям. Потому что нет ничего, что бы показывало, что будет какая-то стабилизация и нормализация. Наоборот, Запад консолидируется и становится все более и более агрессивным в отношении России.
Но, на мой взгляд, Западу сейчас не до Балтики. Они, конечно, этот вариант рассматривают, но на будущее.
Американская сверхдержава находится в упадке, и не знает пока, кому отдать приоритет, условно говоря. Нанести стратегическое поражение России на Украине не получилось. А в свете нынешнего арабо-израильского конфликта акцент с Украины смещается на Израиль, потому что Израиль это ближайший союзник США.
Потом, не будем забывать, что Восточная Европа — это все-таки периферия мировой системы. А центр сейчас смещается как раз с Запада в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Основным противником вообще объявлен Китай, со статусом «экзистенциальный вызов». И очевидно, что продолжая поддерживать Украину и тот же Израиль, Штаты в итоге рискуют проиграть в главном.
«СП»: Поясните.
— Они рискуют как раз проиграть вот эту гонку за мировое господство. Потому что все это переходит в Азиатско-Тихоокеанский регион. Что если там возникнет еще одна «заварушка» — между КНР и Тайванем? Тогда ресурсы США будут распылены, а в условиях такого рассредотачивания довольно трудно достичь конкретной цели. Как говорится, «за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
Поэтому здесь перед американским истеблишментом стоят весьма непростые решения.
«СП»: Хотелось бы напомнить, что Швеция «главной угрозой» объявила именно нашу страну. А, как известно, еще со времен Александра Невского шведы пытались что-то «откусить» от России. Можно ли считать, что теперь у них руки будут развязаны?
— Нейтральный статус Швеции, на самом деле, был просто формальностью. Практически никогда она особо нейтральной и не была. Швеция уже практически интегрирована в НАТО, и все, что вокруг ее «членства» происходит, это лишь для «галочки».
Но не думаю, что сейчас шведы заинтересованы в разжигании большого конфликта на нашем северо-западе. На мой взгляд, все «заиграет яркими красками» где-то к середине 21 века, когда главный возможным театром военных действия станет Арктика. Когда начнется борьба в Западом за арктические ресурсы. За то, чтобы отобрать у нас или заблокировать наш Северный морской путь.
Вот тогда они, конечно, будут активизироваться в этом направлении. На данный момент о какой-то шведском фронте, я бы не стал говорить.
Светлана Гомзикова
На фото: президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг и премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон (слева направо) (Фото: AP/ТАСС/Архив)
Материал комментируют:
Константин Блохин
Анкара, судя по всему, все-таки даст Стокгольму то, чего ему с некоторых пор так не хватало — путевку в НАТО. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже подписал протокол о вступлении Швеции в Североатлантический альянс, и теперь его должен ратифицировать турецкий парламент.
Согласно процедуре, сначала документ должен пройти согласование в комиссии по международным делам, и в случае одобрения будет вынесен на голосование парламента в целом. Как сообщил некий источник в Турции, можно рассчитывать, что депутаты рассмотрят этот вопрос «в приоритетной порядке». Конкретные сроки не уточняются. Но в Стокгольме рассчитывают, что в конце ноября страна уже будет полноправным членом альянса.
Напомним, Швеция подала заявку в НАТО в мае прошлого года вместе с Финляндией, которая 4 апреля 2023 стала 31 членом блока. У Стокгольма на этот счет возникли разногласия с Анкарой и Будапештом. В частности, турецкие власти потребовали от Швеции выдать сторонников Рабочей партии Курдистана (в Турции ее считают террористической), отменить введенное в 2019 году эмбарго на экспорт оружия в Турцию, а также запретить акции с сожжением Корана.
В сентябре 2022 г. шведское ведомство, которое контролирует экспорт военной продукции, объявило о разрешении на поставки турецкой стороне. А на июльском саммите в Вильнюсе премьер Швеции пообещал, со своей стороны, поспособствовать вступлению Турции в ЕС в обмен на ратификацию заявки страны в НАТО.
Анкара, как известно, начала интегрироваться в евросообщество в далеком 1987 году. Но пока доросла только до статуса кандидата, получив его в чуть менее далеком 1999-м.
Что в итоге «сломало» принципиальность Эрдогана и заставило его дать шведам зеленый свет, остается только догадываться. Но позиция венгерских властей на сегодня остается единственным препятствием на пути Швеции в Североатлантический альянс. Сможет ли Будапешт здесь долго сопротивляться? Вряд ли. Скорее, это будет зависеть от того, как скоро заинтересованные стороны договорятся и с ним.
Известный тюрколог, доктор политических наук Владимир Аватков уверен, что Эрдоган мог отойти от своей принципиальности и запустить ратификацию только при условии получения солидного куша. А в свете последних событий причин для срочности и перемен, по мнению эксперта, может быть несколько.
Во-первых, это тот самый «подвешенный вопрос о вступлении Анкары в ЕС, в частности заявления, что лидеры ЕС формируют дорожную карту для Турции в вопросе членства». Во-вторых — «большая шахматная игра на Ближнем Востоке в свете арабо-израильского конфликта: едва нормализованные отношения с Израилем не прошли проверку на прочность. Страны снова обменялись любезностями: Турция считает, что Израиль проводит акции геноцида, а Израиль, по сведениям СМИ, отозвал всех своих дипломатов из страны, включая посла».
«Последняя в списке, но не по значению — турецкая экономика, — пишет Аватков в своем Telegram-канале. — Стране ой как нужны инвестиции, нужны расширенные торговые отношения с европейцами. Видать, на одном Востоке далеко не уедешь. Да и для хаба газового Запад нужен, иначе дело не выгорит».
При этом он отметил, что «решение парламента может быть любым — далеко не факт, что оно будет в пользу Швеции. А вот мнение общественности по этому вопросу однозначно и очевидно: Швецию в альянс пускать не стоит. И даже если парламент будет за, нет никаких гарантий, что народ согласится с этим. Антитурецкие демонстрации и многочисленные сожжения Корана из истории и из сознания мусульманского сообщества не вычеркнешь. Так или иначе, каким бы ни было это решение, оно может слишком дорого обойтись Турции».
А вот для нас в любом случае особо ничего не поменяется. С главной угрозой, причем, в долгосрочной перспективе, шведский парламент ранее уже определился — это Россия. А значит, ничего, кроме плохого, нам тут ждать не стоит.
Оценить, какую дополнительную головную боль несет России вступление Швеции в НАТО, «СП» попросила ведущего научного сотрудника Центра исследования проблем безопасности РАН Константина Блохина:
— Никто, на самом деле, не сомневался, что Турцию в конце концов уломают. Так что решение Эрдогана вполне ожидаемо. Венгрия, я думаю, тоже сдастся. Поэтому вступление Швеции в альянс состоится — возможно даже до конца ноября.
Очевидно же, что все эти попытки «сопротивления» строились исключительно на желании повысить собственную политическую субъектность в глазах НАТО. Но главным в альянсе все равно является Вашингтон, а следовательно, как там скажут, так и будет. А какие-то «косметические терки» между Анкарой и Стокгольмом для американцев — мелочь, если стоит цель ослабить Россию.
Однако для самой Швеции здесь есть как плюсы, так и минусы. Там, вероятно, думают, что после того, как страна вступит в НАТО, там произойдут какие-то внутренние положительные преображения. Однако это не так. Та же Финляндия, которая уже получила статус члена альянса, приобрела одновременно с этим массу проблем. Поскольку слишком дорого это членство ей обходится. Швеция вскоре тоже с этим столкнется.
Но в любом случае процессы происходят глобальные. Мир фрагментируется. Нейтральных и колеблющихся становится все меньше и меньше. Все выбирают какую-либо сторону. И, я думаю, особого пространства для маневра ни у Финляндии, ни у Швеции тут нет.
«СП»: — Что для нас это значит?
— Для нас, определенно, это проблема. Враждебный России военный блок усиливается, расширяется и увеличивается в границах. Например, после присоединения Финляндии к альянсу сухопутная граница России со странами блока увеличилась более чем вдвое - с 1215 до 2600 км. А это непосредственная угроза для части наших территорий.
Тем более что они давно мечтают превратить Балтийское море в море НАТО, заблокировав нам выход из Финского залива.
Петр Первый прорубал «окно в Европу» через Балтику, а входящие в альянс страны сегодня хотят нам это окно заколотить. Конечно, мы должны реагировать. Но дело в том, что наша политика основывается на «политике реакции» — т.е. мы всегда занимаем выжидательную позицию, говорим, что первыми какие-либо жесткие действия предпринимать не будем, посмотрим, что конкретно будут делать наши оппоненты. В случае Финляндией и Швецией это не исключение.
Иначе говоря, если на территории этих стран появятся военные базы НАТО и будут развернуты ударные виды вооружений, тогда мы готовы действовать. России просто придется тогда расширить список своих целей на территории и этих стран.
«СП»: Мы, наверное, не просто так Ленинградский военный округ восстанавливаем?
— Безусловно, мы должны быть готовы к любым вызовам. Тем более, есть опасения, что Калининград может быть блокирован.
На самом деле нужно готовиться только к худшим сценариям. Потому что нет ничего, что бы показывало, что будет какая-то стабилизация и нормализация. Наоборот, Запад консолидируется и становится все более и более агрессивным в отношении России.
Но, на мой взгляд, Западу сейчас не до Балтики. Они, конечно, этот вариант рассматривают, но на будущее.
Американская сверхдержава находится в упадке, и не знает пока, кому отдать приоритет, условно говоря. Нанести стратегическое поражение России на Украине не получилось. А в свете нынешнего арабо-израильского конфликта акцент с Украины смещается на Израиль, потому что Израиль это ближайший союзник США.
Потом, не будем забывать, что Восточная Европа — это все-таки периферия мировой системы. А центр сейчас смещается как раз с Запада в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Основным противником вообще объявлен Китай, со статусом «экзистенциальный вызов». И очевидно, что продолжая поддерживать Украину и тот же Израиль, Штаты в итоге рискуют проиграть в главном.
«СП»: Поясните.
— Они рискуют как раз проиграть вот эту гонку за мировое господство. Потому что все это переходит в Азиатско-Тихоокеанский регион. Что если там возникнет еще одна «заварушка» — между КНР и Тайванем? Тогда ресурсы США будут распылены, а в условиях такого рассредотачивания довольно трудно достичь конкретной цели. Как говорится, «за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
Поэтому здесь перед американским истеблишментом стоят весьма непростые решения.
«СП»: Хотелось бы напомнить, что Швеция «главной угрозой» объявила именно нашу страну. А, как известно, еще со времен Александра Невского шведы пытались что-то «откусить» от России. Можно ли считать, что теперь у них руки будут развязаны?
— Нейтральный статус Швеции, на самом деле, был просто формальностью. Практически никогда она особо нейтральной и не была. Швеция уже практически интегрирована в НАТО, и все, что вокруг ее «членства» происходит, это лишь для «галочки».
Но не думаю, что сейчас шведы заинтересованы в разжигании большого конфликта на нашем северо-западе. На мой взгляд, все «заиграет яркими красками» где-то к середине 21 века, когда главный возможным театром военных действия станет Арктика. Когда начнется борьба в Западом за арктические ресурсы. За то, чтобы отобрать у нас или заблокировать наш Северный морской путь.
Вот тогда они, конечно, будут активизироваться в этом направлении. На данный момент о какой-то шведском фронте, я бы не стал говорить.
Взято: Тут
#геополитика #г #калининград [634949] #город калининград г #о #[95241740] #калининградская обл #[634779]
413