enlott
В Молдове американская армия уже чувствует себя как дома ( 1 фото )
Илья КИСЕЛЁВ
Начало Специальной военной операции России на территории Украины привело к ускорению процессов разграничения между странами, поддерживающими ту или иную сторону в происходящих военных действиях, а также к тому, что понятие государственного нейтралитета стало размываться и практически полностью исчезает. Несмотря на то, что у отдельных государств нейтральный статус даже зафиксирован в конституции, проводимую ими реальную политику никак нельзя назвать нейтральной.
Пожалуй, наилучшим примером, иллюстрирующим сказанное, является Республика Молдова, нынешнее руководство которой, несмотря на нейтральный статус, демонстрирует явное пренебрежение статьей 11 Основного закона, который гласит, что (1) Республика Молдова провозглашает свой постоянный нейтралитет и (2) Республика Молдова не допускает размещения на своей территории вооруженных сил других государств.
Процессы, которые происходят сегодня в Молдове, начались достаточно давно – еще в начале 2000-х годов, когда были инициированы различные программы сотрудничества Молдовы и НАТО. Начинались они довольно безобидно: например, в форме помощи военного блока в вывозе и утилизации пестицидов. Однако позже появились не только программы гражданской помощи, но и зачем-то Центр документации НАТО, открывший свой офис в Кишиневе. Позже была открыта программа «Партнерство ради мира», в рамках которой молдавские военнослужащие начали участвовать в миротворческих программах НАТО в Косово и других горячих точках.
С приходом к власти, начиная с 2009 года, проевропейских политиков и провозглашением курса на «евроинтеграцию» стало понятно, что, несмотря на зафиксированный в Конституции нейтральный статус, Молдова станет расширять сотрудничество с НАТО, поскольку общеизвестно, и это особенно даже не скрывается, что самый короткий «путь в Европу» лежит «через постель НАТО».
Расширение списка совместных программ Молдовы и НАТО стало основанием для перехода Национальной армии РМ на его стандарты, а в дальнейшем - для проведения совместных с НАТО учений, которые до определенного периода проходили за пределами территории Молдовы. Даже такие учения являлись нарушением Конституции страны, и в период президентства Игоря Додона становились причиной конфликтов между президентской ветвью власти, с одной стороны, и парламентом и правительством – с другой. Учитывая то, что Молдова является парламентской республикой, Додону не удалось реально воспрепятствовать процессам углубления и расширения сотрудничества между Молдовой и НАТО из-за ограниченности президентских полномочий.
С началом СВО на территории Украины руководство Молдовы в лице главы государства Майи Санду и поддерживающей ее партии «Действие и солидарность» (ПДС) заняло не только открыто проукраинскую и антироссийскую политическую позицию, но и превратило территорию страны в транзитную зону для поставок в адрес ВСУ горюче-смазочных материалов и других стратегических грузов. Понимая, что подобное поведение не согласуется с принципом нейтралитета, власти развернули пропагандистскую кампанию для внедрения идеи о том, что в существующей ситуации нейтралитет на способен обеспечить безопасность Молдовы. Параллельно с этим осуществляются всевозможные меры по разрыву сотрудничества с Российской Федерацией: правительство и парламент денонсируют соглашения, заключенные РМ в рамках СНГ, идут атаки на АО «Молдовагаз» – дочернее предприятие «Газпрома» – и пропаганда некоей «энергетической независимости» от России.
Параллельно с этим расширяется пропаганда НАТО и перевооружения Национальной армии Молдовы, несмотря на то что за два года после прихода к власти Санду и ПДС страна оказалась в глубочайшем экономическом кризисе, а внешняя задолженность почти удвоилась. Правительство оказалось не в состоянии даже проиндексировать пенсии в соответствии с уровнем инфляции, достигшем 34%, и пенсионеры получили индексацию только наполовину. Однако на военные расходы деньги у нынешней власти находятся, и бюджет министерства обороны в 2023 году по сравнению с предыдущим годом был увеличен на 68%, или в абсолютном значении на 649,9 миллиона леев.
Всего, согласно госбюджету, отчисления на оборонное ведомство в текущем году составят примерно 1,7 млрд леев, или 0,55% от ВВП. «Пока мы не проясним свое будущее: останется ли Молдова нейтральным государством, или граждане захотят пойти по другому пути, нужно заботиться о секторе нашей обороны», – заявил министр обороны Анатолий Носатый. При этом он отметил, что нормальный бюджет военной отрасли должен составлять 1-2% ВВП даже в таких странах, как Молдова.
В аэропорту Кишинева уже стало нормальным явлением приземление военно-транспортных самолетов США с грузом вооружений, о которых не принято что-либо сообщать. Визиты заместителя генерального секретаря НАТО румына Мирчи Джоанэ стали настолько регулярными, что создается впечатление, что он бывает в Молдове чаще, чем у себя на родине в Румынии. В Кишиневе эти визиты называют «поддержкой усилий Молдовы по евроинтеграции со стороны НАТО». Перевооружение молдавской армии по западному образцу идет полным ходом и затрагивает все новые направления.
Одним из таких направлений является закупка средств ПВО. Расходы на систему ПВО, которые буквально навязываются Молдове «партнерами по развитию», вызывают много вопросов. С момента начала СВО на Украине единственными объектами, нарушившими воздушное пространство РМ, были фрагменты украинских ракет ПВО. Тем не менее расходы на перевооружение объясняются угрозой российских ударов. Еще больше вопросов вызывает намерение закупить только радар ПВО, об этом сообщил тот же А. Носатый. Это наводит на мысль, что все расходы молдавского бюджета направлены не на «обеспечение безопасности», а на создание еще одного центра электронной разведки против России.
Нынешняя власть явно недовольна тем, что Конституция страны ограничивает ее желание прыгнуть в «постель НАТО», и выбрала путь открытого нарушения принципа нейтралитета Молдовы, которое идет полным ходом. Еще одним доказательством сказанного стало проведение на территории страны военных учений «Огненный щит/Быстрый трезубец – 2023» с участием подразделений не только молдавской, но также румынской и американской армий. В ходе учений прошли пехотные и артиллерийские стрельбы. Навыки отрабатывали 500 молдавских, румынских и американских военнослужащих. В военном ведомстве сообщили, что все направлено на развитие возможностей и повышение уровня оперативной совместимости между участвующими армиями.
Также было объявлено, что в скором времени пройдут учения с привлечением резервистов. Такая частота маневров и рост вооружения страны давно вызывает реальные опасения у граждан, которые уверены, что все эти игрища направлены совсем не на поддержание мира в регионе. Об этом говорят и опросы, проводимые в том числе и прозападными НПО: на референдуме по поводу вступления в НАТО за высказались бы 33,4% респондентов, а 52,6% – против.
Возвращаясь к прошедшим военным учениям необходимо отметить, что они проводились не на территории воинских частей и полигонов, а в непосредственной близости от населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий и вызвали резкую реакцию местного населения. В Чимишлийском районе Молдовы местный фермер Андрей Добровольский, встретив американских солдат, потребовал от них убираться домой. Не менее остро отреагировали на учения и представители оппозиции. Депутат парламента от Партии социалистов Адриан Албу направил в министерство обороны запрос с требованием разъяснить цели присутствия иностранных солдат, в частности американцев, на территории республики, обладающей статусом нейтрального государства. «Кто и на каком правовом основании допустил присутствие иностранных военных с оружием и техникой на суверенной территории нейтрального государства – Республики Молдова?» – задает вопрос депутат.
Глава Партии социалистов, экс-президент Игорь Додон считает, что «ПДС и Майя Санду сделают всё возможное, чтобы в ближайшие год-полтора внести изменения в Конституцию и отказаться от нейтрального статуса». «Майя, скажи прямо, что твои кураторы поставили тебе задачу, чтобы Молдова вступила в НАТО», – призвал он президента страны.
Однако возмущение оппозиции остается без ответа. Министерство обороны попросило граждан не делиться изображениями военных, в том числе иностранцев, и военной техники, «чтобы не порождать дезинформацию». А со стороны более высоких властей высказался спикер парламента И. Гросу. Реагируя на возмущение депутата парламента от Блока коммунистов и социалистов Инги Сибовой по поводу проведения военных учений с участием армий США и Румынии, он заявил, что «единственная опасная армия в наших окрестностях, которой мы должны опасаться, - это армия Российской Федерации. Это армия преступников, убивающая мирных жителей. Это единственная опасность, в остальном креститесь, не бойтесь и не распространяйте ложь».
Подобные заявления высших представителей молдавской власти не оставляют сомнений в том, что события в Молдове развиваются по образцу того, что происходит сейчас на соседней Украине. Возможно, в молдавском руководстве присутствуют иллюзии, что этого удастся избежать, но нет никаких сомнений, что западные «партнеры по развитию» не остановятся перед тем, чтобы продавить вариант распространения военных действий на территорию Молдовы и открытия нового театра военных действий, где ведется война против России чужими солдатами на чужой территории. И проводимые сегодня на территории Молдовы военные учения являются одним из этапов подготовки к этому.
Начало Специальной военной операции России на территории Украины привело к ускорению процессов разграничения между странами, поддерживающими ту или иную сторону в происходящих военных действиях, а также к тому, что понятие государственного нейтралитета стало размываться и практически полностью исчезает. Несмотря на то, что у отдельных государств нейтральный статус даже зафиксирован в конституции, проводимую ими реальную политику никак нельзя назвать нейтральной.
Пожалуй, наилучшим примером, иллюстрирующим сказанное, является Республика Молдова, нынешнее руководство которой, несмотря на нейтральный статус, демонстрирует явное пренебрежение статьей 11 Основного закона, который гласит, что (1) Республика Молдова провозглашает свой постоянный нейтралитет и (2) Республика Молдова не допускает размещения на своей территории вооруженных сил других государств.
Процессы, которые происходят сегодня в Молдове, начались достаточно давно – еще в начале 2000-х годов, когда были инициированы различные программы сотрудничества Молдовы и НАТО. Начинались они довольно безобидно: например, в форме помощи военного блока в вывозе и утилизации пестицидов. Однако позже появились не только программы гражданской помощи, но и зачем-то Центр документации НАТО, открывший свой офис в Кишиневе. Позже была открыта программа «Партнерство ради мира», в рамках которой молдавские военнослужащие начали участвовать в миротворческих программах НАТО в Косово и других горячих точках.
С приходом к власти, начиная с 2009 года, проевропейских политиков и провозглашением курса на «евроинтеграцию» стало понятно, что, несмотря на зафиксированный в Конституции нейтральный статус, Молдова станет расширять сотрудничество с НАТО, поскольку общеизвестно, и это особенно даже не скрывается, что самый короткий «путь в Европу» лежит «через постель НАТО».
Расширение списка совместных программ Молдовы и НАТО стало основанием для перехода Национальной армии РМ на его стандарты, а в дальнейшем - для проведения совместных с НАТО учений, которые до определенного периода проходили за пределами территории Молдовы. Даже такие учения являлись нарушением Конституции страны, и в период президентства Игоря Додона становились причиной конфликтов между президентской ветвью власти, с одной стороны, и парламентом и правительством – с другой. Учитывая то, что Молдова является парламентской республикой, Додону не удалось реально воспрепятствовать процессам углубления и расширения сотрудничества между Молдовой и НАТО из-за ограниченности президентских полномочий.
С началом СВО на территории Украины руководство Молдовы в лице главы государства Майи Санду и поддерживающей ее партии «Действие и солидарность» (ПДС) заняло не только открыто проукраинскую и антироссийскую политическую позицию, но и превратило территорию страны в транзитную зону для поставок в адрес ВСУ горюче-смазочных материалов и других стратегических грузов. Понимая, что подобное поведение не согласуется с принципом нейтралитета, власти развернули пропагандистскую кампанию для внедрения идеи о том, что в существующей ситуации нейтралитет на способен обеспечить безопасность Молдовы. Параллельно с этим осуществляются всевозможные меры по разрыву сотрудничества с Российской Федерацией: правительство и парламент денонсируют соглашения, заключенные РМ в рамках СНГ, идут атаки на АО «Молдовагаз» – дочернее предприятие «Газпрома» – и пропаганда некоей «энергетической независимости» от России.
Параллельно с этим расширяется пропаганда НАТО и перевооружения Национальной армии Молдовы, несмотря на то что за два года после прихода к власти Санду и ПДС страна оказалась в глубочайшем экономическом кризисе, а внешняя задолженность почти удвоилась. Правительство оказалось не в состоянии даже проиндексировать пенсии в соответствии с уровнем инфляции, достигшем 34%, и пенсионеры получили индексацию только наполовину. Однако на военные расходы деньги у нынешней власти находятся, и бюджет министерства обороны в 2023 году по сравнению с предыдущим годом был увеличен на 68%, или в абсолютном значении на 649,9 миллиона леев.
Всего, согласно госбюджету, отчисления на оборонное ведомство в текущем году составят примерно 1,7 млрд леев, или 0,55% от ВВП. «Пока мы не проясним свое будущее: останется ли Молдова нейтральным государством, или граждане захотят пойти по другому пути, нужно заботиться о секторе нашей обороны», – заявил министр обороны Анатолий Носатый. При этом он отметил, что нормальный бюджет военной отрасли должен составлять 1-2% ВВП даже в таких странах, как Молдова.
В аэропорту Кишинева уже стало нормальным явлением приземление военно-транспортных самолетов США с грузом вооружений, о которых не принято что-либо сообщать. Визиты заместителя генерального секретаря НАТО румына Мирчи Джоанэ стали настолько регулярными, что создается впечатление, что он бывает в Молдове чаще, чем у себя на родине в Румынии. В Кишиневе эти визиты называют «поддержкой усилий Молдовы по евроинтеграции со стороны НАТО». Перевооружение молдавской армии по западному образцу идет полным ходом и затрагивает все новые направления.
Одним из таких направлений является закупка средств ПВО. Расходы на систему ПВО, которые буквально навязываются Молдове «партнерами по развитию», вызывают много вопросов. С момента начала СВО на Украине единственными объектами, нарушившими воздушное пространство РМ, были фрагменты украинских ракет ПВО. Тем не менее расходы на перевооружение объясняются угрозой российских ударов. Еще больше вопросов вызывает намерение закупить только радар ПВО, об этом сообщил тот же А. Носатый. Это наводит на мысль, что все расходы молдавского бюджета направлены не на «обеспечение безопасности», а на создание еще одного центра электронной разведки против России.
Нынешняя власть явно недовольна тем, что Конституция страны ограничивает ее желание прыгнуть в «постель НАТО», и выбрала путь открытого нарушения принципа нейтралитета Молдовы, которое идет полным ходом. Еще одним доказательством сказанного стало проведение на территории страны военных учений «Огненный щит/Быстрый трезубец – 2023» с участием подразделений не только молдавской, но также румынской и американской армий. В ходе учений прошли пехотные и артиллерийские стрельбы. Навыки отрабатывали 500 молдавских, румынских и американских военнослужащих. В военном ведомстве сообщили, что все направлено на развитие возможностей и повышение уровня оперативной совместимости между участвующими армиями.
Также было объявлено, что в скором времени пройдут учения с привлечением резервистов. Такая частота маневров и рост вооружения страны давно вызывает реальные опасения у граждан, которые уверены, что все эти игрища направлены совсем не на поддержание мира в регионе. Об этом говорят и опросы, проводимые в том числе и прозападными НПО: на референдуме по поводу вступления в НАТО за высказались бы 33,4% респондентов, а 52,6% – против.
Возвращаясь к прошедшим военным учениям необходимо отметить, что они проводились не на территории воинских частей и полигонов, а в непосредственной близости от населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий и вызвали резкую реакцию местного населения. В Чимишлийском районе Молдовы местный фермер Андрей Добровольский, встретив американских солдат, потребовал от них убираться домой. Не менее остро отреагировали на учения и представители оппозиции. Депутат парламента от Партии социалистов Адриан Албу направил в министерство обороны запрос с требованием разъяснить цели присутствия иностранных солдат, в частности американцев, на территории республики, обладающей статусом нейтрального государства. «Кто и на каком правовом основании допустил присутствие иностранных военных с оружием и техникой на суверенной территории нейтрального государства – Республики Молдова?» – задает вопрос депутат.
Глава Партии социалистов, экс-президент Игорь Додон считает, что «ПДС и Майя Санду сделают всё возможное, чтобы в ближайшие год-полтора внести изменения в Конституцию и отказаться от нейтрального статуса». «Майя, скажи прямо, что твои кураторы поставили тебе задачу, чтобы Молдова вступила в НАТО», – призвал он президента страны.
Однако возмущение оппозиции остается без ответа. Министерство обороны попросило граждан не делиться изображениями военных, в том числе иностранцев, и военной техники, «чтобы не порождать дезинформацию». А со стороны более высоких властей высказался спикер парламента И. Гросу. Реагируя на возмущение депутата парламента от Блока коммунистов и социалистов Инги Сибовой по поводу проведения военных учений с участием армий США и Румынии, он заявил, что «единственная опасная армия в наших окрестностях, которой мы должны опасаться, - это армия Российской Федерации. Это армия преступников, убивающая мирных жителей. Это единственная опасность, в остальном креститесь, не бойтесь и не распространяйте ложь».
Подобные заявления высших представителей молдавской власти не оставляют сомнений в том, что события в Молдове развиваются по образцу того, что происходит сейчас на соседней Украине. Возможно, в молдавском руководстве присутствуют иллюзии, что этого удастся избежать, но нет никаких сомнений, что западные «партнеры по развитию» не остановятся перед тем, чтобы продавить вариант распространения военных действий на территорию Молдовы и открытия нового театра военных действий, где ведется война против России чужими солдатами на чужой территории. И проводимые сегодня на территории Молдовы военные учения являются одним из этапов подготовки к этому.
Взято: Тут
936