Bubandis
Финляндская кампания 1712-1714 гг. Создание Балтийского флота ( 5 фото )
Учитывая тот факт, что боевые действия в Померании затягивались (смотрите статью Операции в Северной Германии), русское командование решило предпринять наступление в Финляндии. Операции в Финляндии Пётр придавал большое значение: захват финских земель и выход русских войск на побережье Ботнического залива создавали угрозу непосредственно шведской территории. Через Аландские острова русский десант можно было высадить у самого Стокгольма. Кроме того, Финляндия была важной базой снабжения, её потеря сильно била по Швеции. Россия получала «козырь» для ведения мирных переговоров со шведским правительством. Желания включить Финляндию в состав России Пётр не выказывал.
К 1713 году был разработан план военной кампании в Финляндии. Сухопутные силы получили задачу идти от Выборга, захваченного в 1710 году, к Гельсингфорсу (финн. Хельсинки). После захвата Гельсингфорса войска должны были наступать на Або. Большую роль в операции по захвату Финляндии был должен сыграть Балтийский флот. Галерный флот с десантными силами и припасами после начала навигации должен был идти от Кроншлота к Гельсингфорсу, поддерживая действия сухопутных сил с моря. Корабельный флот получил задачу прикрывать действия галерной эскадры со стороны Финского залива. Командование указывало, что во время операции войска не должны разорять страну, брать с местных жителей только контрибуцию. Для снабжения русских войск продовольствием и другими припасами предполагалось создать магазины в Выборге.
Создание флота на Балтике
К началу Северной войны Россия не имела выхода в Балтийское море и поэтому у неё не было флота в этом морском бассейне. В русско-шведских столкновениях на море и озёрах в 1700—1702 годах русская армия использовала малые транспортные суда – лодки, струги, лодьи, карбасы. Одновременно шла лихорадочная работа на новых верфях: зимой 1702 года начали строить верфь на реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро, в 1703 году корабли стали строить на реке Волхов и Свирь. У Лодейного поля была создана Олонецкая верфь (Свирская верфь) – она стала одним из главных центров стоящегося Балтийского флота. Первым кораблем, заложенным на Олонецких верфях, был трёхмачтовый 28-пушечный фрегат «Штандарт». На Олонецкой верфи в 1703—1706 годах были построены первые ранговые корабли Балтфлота: 11 фрегатов и 12 шняв, а затем несколько линейных кораблей. Кроме этого, на этой верфи до 1724 года также было заложено и построено значительное количество малых кораблей и судов – от шлюпок до бомбардирских кораблей (всего более 800 кораблей и судов). Для участия в кораблестроительных работах и комплектования экипажей на север переводили опытных мастеров и специалистов с Азовского флота.
Уже осенью 1704 года первые корабли Балтфлота стали прибывать по Неве в Петербург. 18 октября к Петропавловской крепости подошёл первый отряд новых кораблей. Они были встречены артиллерийским салютом. Весной 1705 года прибыл ещё один отряд. В результате к маю 1705 года в Балтфлоте было 20 вымпелов с 270 орудиями и 2,2 тыс. человек в экипажах. Командование эскадрой поручили русскому вице-адмиралу норвежского происхождения Корнелиусу Крюйсу. В этом же месяце корабли впервые вышли из Петербурга в Финский залив и стали у Кроншлота. Эскадра приняла участие в отражении шведской атаки на остров Котлин.
Адмирпал Корнелиус Крюйс.
В 1706 году Балтийский флот принял участие в операции по захвату Выборга. 12 октября отряд из пяти небольших лодок под командованием сержанта лейб-гвардии Преображенского полка Михаила Щепотьева (в экипажах был 51 человек) получил приказ совершить рейд в Выборгский залив и захватить при удаче какое-либо судно. В темноте лодки разминулись со шведскими торговыми судами и нарвались на два воинских бота, на них было по 4 пушки и по сто человек экипажа. Русские лодки смело пошли в атаку и взяли на абордаж бот «Эсперн». Бой отличался большой ожесточённостью: из 51 человека в русском отряде уцелело 13 (из них 6 раненых), из ста шведов в плен взяли 27 человек. К тому же горстка отважных людей смогла отбить нападение второго бота и привела «Эсперн» на свою базу.
В этот период продолжался процесс строительства главной базы флота и важнейшего торгового порта - Петербурга. Трудом десятков тысяч людей малонаселённая заболоченная территория быстро преображалась. Рылись каналы, прорубались просеки, возводились земляные насыпи, строились сотни жилых и служебных зданий, укреплений. В ноябре 1704 года на левом берегу Невы была заложена большая верфь – Главное Адмиралтейство. Для её строительства привлекли работных людей с Олонецкой верфи, мастеров из Ростова, Владимира, Новгорода и ряда других городов. Уже через год были построены основные верфи, а вокруг них лесопилки, кузницы, смолокурни, канатные, парусные, мачтовые мастерские. Были заложены первые корабли. Строительство шло в условиях войны и угрозы нападения шведов на Петербург, поэтому адмиралтейство было защищено валом с пятью земляными бастионами, по периметру были отрыты рвы, заполненные водой. В 1706 году начали спускать на воду первые корабли - первый спуск корабля на воду произошёл 10 мая (29 апреля) 1706 года. Флот получил прам с 18 пушками. Прам – это плоскодонное артиллерийское парусное судно, которое применяли для действий на мелководье, у побережья и в реках против крепостей и береговых укреплений противника. О значительности этой верфи говорит тот факт, что к 1715 году на предприятии работало до 10 тыс. человек.
Адмиралтейство. Гравюра А. Ф. Зубова. 1716 год.
Одновременно в Петербурге были заложены и другие верфи. В 1712 году у устья р. Мойки заложили Скампавейный двор, позднее известный как Галерный двор. Сюда перевели с Адмиралтейской верфи строительство мелких и средних судов (скампавей, полугалер и галер). В 1716 году начали строить Партикулярную верфь – она была предназначена для создания разного рода небольших парусных и гребных судов, ремонта иностранных и русских коммерческих судов. С помощью этой верфи Пётр создал Невский флот - первый яхт-клуб в России и мире. В результате Петербург превратился в один из крупнейших кораблестроительных центров не только в России, но и в Европе. Строили корабли и в Архангельске.
Конечно, нельзя не сказать и о негативных последствиях строительства Петербурга. Тысячи работных людей и крестьян, которых мобилизовали на строительство Петербурга и других важных объектов, работали в тяжелейших условиях. Они трудились по 12-14 часов в сутки, получали мизерную зарплату, подвергались штрафам, телесным наказаниям, голодали, замерзали, тонули. В итоге сотни и тысячи людей погибли.
Правительство в ходе Северной войны тратило на строительство и развитие вооружённых сил большую часть бюджета страны. К примеру, в 1710 году из 3 млн. 134 тыс. рублей общей суммы государственных доходов на армию и флот потратили 3 млн. рублей. Одновременно с созданием верфей шёл процесс строительства предприятий смежных отраслей. В Холмогорах делали канаты, в московском Хамовном дворе парусину и т. д. В Петербурге основали Пушечный двор, Охтинский пороховой завод, Сестрорецкий оружейный завод. В России выросла плеяда опытных кораблестроительных мастеров. Некоторые из них предлагали «прорывные» идеи, так, плотник Ефим Никонов предложил проект «потаённого судна» - подводной лодки; мастер Алексей Бурцев разработал проект колёсного судна, которое могло идти как по ветру, так и против него.
Первые корабли Балтийского флота уступали по своим мореходным и боевым качествам кораблям ведущих морских держав, которые имели многовековой опыт строительства морских судов. Но темпы технического прогресса в строительстве русского флота были столь высокими, что уже через 10-15 лет после закладки первых кораблей на балтийских верфях в составе Балтфлота были корабли, которые были на одном уровне с лучшими иностранными судами. Большая работа была проведена над прочностью, устойчивостью, техническим и навигационным оснащением, усилением вооружения кораблей. Только в течение первых семи лет Северной войны в состав Балтфлота вошло около 200 боевых и вспомогательных судов. Основными кораблями парусного флота были: линейные корабли, фрегаты, шнявы и бриги. Линейные корабли – это большие трехмачтовые корабли с 2-3 артиллерийскими палубами, на которых устанавливали 50-80 пушек, с водоизмещением в 800-1200 тонн, экипажем в 300-500 человек. Так, первым линейным кораблём, который заложили и построили в Петербургском адмиралтействе, стала 54-пушечная «Полтава». Корабль был спущен на воду 15 (26) июня 1712 года, имел водоизмещение в 1100-1200 тонн, экипаж от 300 до 460 человек. Первыми же линейными кораблями, которые построили для Балтфлота, стали 50-пушечные линкоры 4-го класса: «Выборг», «Пернов», Рига» и один безымянный. Они не были полноценными боевыми единицами, т. к. имели небольшую осадку и были плоскодонными. Их заложили в 1708 году и спустили на воду в 1710 году. Линейные корабли строили на Новоладожской и Олонецкой верфях.
Фрегатами называли трехмачтовые суда с 30-40 пушками, они уступали линейным кораблям в огневой мощи, но были быстрее. Их водоизмещение составляло 500-600 тонн, экипаж был в 150-250 человек. Шнявы и бриги – это небольшие двух-трехмачтовые парусные корабли, вооружённые 14-18 пушками, водоизмещение – 300-370 тонн, экипаж – 80-110 человек. Их чаще всего использовали для разведки и посыльной службы.
Особенностью прибрежных вод Балтийского моря является наличие множества островов, узких бухт, обширных мелководий, рифов, извилистых проливов и т. д. Это осложняло навигацию больших парусных кораблей. Требовались корабли с небольшой осадкой и высокими маневренными качествами. Этим качествам отвечали парусно-гребные суда – скампавеи, галеры. Галеры Балтфлота были вооружены 19 пушками, имели 16 пар весел, экипаж из 200-250 гребцов (по 6-8 человек на весло), 40-50 матросов, а также некоторое количество пушкарей, плотников и пр. Скампавея – это небольшая галера, с одной-двумя пушками, с экипажем в 100-150 человек. Галеры и скампавеи применялись для перевозки войск, различного рода припасов, высадки и огневой поддержки десантных сил, разведки и охранения при действиях в шхерах, могли использоваться для абордажного боя. На галерах и скампавеях, кроме экипажей, как правило, находились и отряды солдат.
Галера "Двина" 1721 года.
Пётр ввел для боевых кораблей военно-морской флаг – белое прямоугольное полотнище с синими диагональными полосами (Андреевский флаг). Для торговых судов также учредили флаг – прямоугольное полотнище с тремя горизонтальными полосами: белой, синей и красной.
В строительстве Военно-морских сил России приняли активное участие многие сподвижники Петра. Одним из ближайших помощников русского царя в военно-морском управлении на протяжении трёх десятков лет был граф Фёдор Матвеевич Апраксин. Он был воеводой в Архангельске, в 1700 году был назначен главой Адмиралтейского приказа и азовским губернатором, принял активное участие в создании Азовского флота, а с 1708 года носил высший флотский титул генерал-адмирала. С 1718 года он стал первым президентом Адмиралтейств-коллегии. Вместе с царем руководил боевыми действиями армии и флота в Финском заливе до завершения Северной войны. В строительстве верфей, гаваней, предприятий большие управленческие способности проявили И. Головин, А. Меньшиков, Ф. Салтыков, И. Татищев и др.
Памятник Ф.М. Апраксину в Выборге.
Понятно, что подобные преобразования требовали массы специалистов самого разного профиля, и одними иностранцами было не обойтись. Пётр прилагал большие усилия для создания системы учебных заведений для подготовки кадров. В 1701 году в Москве открыли Навигацкую школу, в 1715 году в Петербурге – Морскую академию. В 1701-1715 годах Навигацкую школу закончили 1200 человек, многие из них получили назначение на Балтийский флот. Кроме того, в первой четверти 18 столетия учредили около 10 школ, где готовили специалистов для Военно-морских сил: адмиралтейские школы на Воронежской верфи, в Кронштадте, Ревеле, Астрахани, Казани и т. д. В результате русский флот мог обходиться без иностранцев – в 1721 году Пётр запретил принимать на флот иностранных граждан. Комплектование флота рядовым составом в первые годы Северной войны проводилось на основе рекрутской повинности, как и в армии. Служба была пожизненной, повинности подлежали государственные, дворцовые, монастырские и помещичьи крестьяне и другие податные сословия России. Для того периода истории эта система была передовой. Она позволяла создавать вооружённые силы с однородным национальным составом, с довольно высоким уровнем морального духа и дисциплины, в отличие от наёмных армий Западной Европы. Рекрутская система позволила за первые 15 лет Северной войны мобилизовать в армию и на флот 330 тыс. человек. Это помогло резко усилить боевую мощь вооружённых сил России, но и значительно усилило налоговое бремя на население.
Перед началом кампании в Финляндии русское командование предприняло меры для того, чтобы усилить Балтийский флот. Так, только в течение зимы 1712-1713 годов было построено 90 бригантин, 50 скампавей, 3 прама. Галерный флот получил строгую организацию: в него входило 3 дивизии, каждая имела 1 полугалеру, 20 скампавей, 10 бригантин, 20 карбасов и экипаж пехоты в 5,4 тыс. солдат. Кроме строительства боевых кораблей на русских верфях правительство решило купить их за границей, т. к. ощущалась нехватка больших парусных кораблей. В 1710—1714 годы у англичан и голландцев было куплено 16 линейных кораблей и 6 фрегатов. В результате к 1714 году в состав Балтфлота вошло 17 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 177 скампавей и бригантин, 22 вспомогательных судна.
Продолжение следует...
Автор:Самсонов Александр
Взято: Тут
83