kriven
Как изменится внешняя политика Турции, если Эрдоган проиграет ( 1 фото )
Вопреки предположениям многих экспертов, если турецкая оппозиция одержит победу на выборах, это не гарантирует, что Турция станет на сторону Запада. Вместо этого вполне вероятно, что Анкара продолжит проводить внешнюю политику, придерживаясь сбалансированного и тонкого подхода.
Кемаль Кылычдароглу, лидер основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП/CHP) и кандидат в президенты от турецкого оппозиционного Национального альянса (Миллет), 6 мая разместил на своей странице в Twitter видеообращение, озаглавленное: "Ни Запад, ни Восток — это и есть путь турка".
В своём видео, которое было просмотрено более 20 миллионов раз, Кылычдароглу отверг утверждение о том, что Миллет настроен прозападно и раскрыл свой «амбициозный» проект — соединить Турции с тюркскими государствами и Китаем путем возрождения исторического Шелкового пути:
«Мы откроем быстрый новый торгово-транспортный коридор, магистраль. Вдоль этого коридора мы создадим высокопропускную автомобильную и двухпутную железнодорожную инфраструктуру».
Однако в предложении Кылычдароглу не было ни одного упоминания о тюркском государстве — Азербайджане, что вызвало значительный резонанс.
Новый проект НРП в Западной Азии
В альянс «Миллет» входят шесть политических партий, одна из которых — «Гелечек» («Будущее») во главе с Ахметом Давутоглу, ярым противником сирийского президента Башара Асада, который ранее занимал пост министра иностранных дел Эрдогана на ранних стадиях сирийского кризиса.
Однако горячие турецкие политические дебаты по поводу миллионов сирийских беженцев в стране побудили НРПпообещать нормализовать отношения с Дамаском, чтобы эти беженцы могли вернуться домой. Главный советник Кылычдароглу по внешней политике Унал Чевикоз заявил швейцарской Neue Zürcher Zeitung, что "нет другого пути, кроме диалога с президентом Асадом".
Но Дамаск поклялся не отступать ни на дюйм, пока Анкара не выведет свои войска с территорий на севере Сирии. По поводу этого турецкого военного присутствия в Сирии Чевикоз сказал:
«Асад требует этого (вывода турецких войск), потому что он не доверяет Эрдогану. Мы не примем предварительных условий для переговоров. Но если мы будем уверены, что сирийская территория больше не представляет угрозы для Турции и что защита границы работает, тогда мы сможем говорить о военном присутствии».
Но Сирия — не единственное региональное государство, находящееся в поле зрения НРП. В прошлом месяце Кылычдароглу объявил, что планирует создать «Ближневосточную организацию мира и сотрудничества» с тремя соседями Турции:
«Турция, Иран, Ирак и Сирия, почему бы нам не объединиться? Почему мы по-разному смотрим друг на друга перед лицом того, что происходит на Ближнем Востоке? Проблема может быть решена. Мы можем собраться вместе и приложить особые усилия, чтобы хотя бы облегчить страдания людей. Всё это может произойти».
В одном из своих видеообращений Кылычдароглу заявил, что его правительство разработает протокол с Сирией, ЕС и ООН для решения проблемы сирийских беженцев и предупредил ЕС, что «они должны быть частью этого, иначе не будет ни Ирака, ни Сирии, все окажутся у ворот Европы».
Геополитическое видение Кылычдароглу
Хотя Кылычдароглу критикует политику ЕС в отношении беженцев и соглашение о реадмиссии, его видение предполагает «исправление» отношений с Западом. Что касается России, например, Чевикоз сказал, что если НРП победит на выборах, то они «напомнят России, что Турция является членом НАТО». Кылычдароглу в интервью корреспонденту Би-би-си подчеркнул, что он переориентирует Турцию и отдаст приоритет отношениям с Западом, а не с Кремлем. Общая цель НРП — «перезагрузка» отношений с ЕС и Западом.
Однако очевидно, что Россия останется для Турции важным партнером и после выборов. Во время своего визита в Анталию, популярное место отдыха для российских туристов и дом для многих экспатов, Кылычдароглу опроверг заявления о том, что он будет конфликтовать с Москвой. Он подчеркнул, что в его намерения не входит оттолкнуть Россию, заявив: «Мы всех обнимем. Мы не имеем никакого отношения к войне».
В 2022 году доходы Турции от туризма достигли рекордных 46,3 миллиарда долларов, при этом страну посетили 5,23 миллиона российских туристов. Несмотря на то, что с 2019 года число российских туристов сократилось, а число европейских туристов увеличилось, российский туризм продолжает приносить Турции значительные доходы.
Аналогичным образом, хотя доля российского газа в турецком импорте снизилась, а доля азербайджанского газа постепенно увеличивается, российский природный газ по-прежнему составляет 45% от общего объема импорта природного газа Турцией в 2022 году.
Укрепление моста Европа-Азия
Если Кылычдароглу победит на выборах, не следует ожидать резкого сдвига во внешней политике Турции. Однако его проект «Шёлковый путь» служит нескольким целям.
Во-первых, проект соответствует более широкой цели — перепозиционированию Турции в качестве евразийского торгового коридора, особенно после пандемии COVID-19 и торговой напряженности между США и Китаем.
И Кылычдароглу, и Эрдоган разделяют цель возрождения Турции в качестве ключевого игрока в содействии торговле между этими регионами. Кроме того, переход к «зелёной» экономике является общей целью для обоих лидеров.
Богатый рынок низкооплачиваемой рабочей силы и хорошо развитая промышленная инфраструктура Турции еще больше поддерживают концепцию создания торгового коридора. Перспектива соединить Европу с Китаем привлекательна для турецких капиталистов, поскольку она может привлечь иностранные инвестиции и потенциально ослабить растущую зависимость Турции от иностранной валюты, которая может привести к кризису платежного баланса.
Во-вторых, этот проект укрепляет позицию Турции как «восточноориентированной страны в западном мире». Хотя политическое движение евразийства не получило значительного распространения в стране, оно, вероятно, будет резонировать с нынешним интересом западного мира к евразийской интеграции.
Турция стремится стать незаменимым игроком на стыке Азии и Европы, используя свое стратегическое положение на перекрестке этих континентов. Она даже иногда приветствует решения западных компаний о выводе активов из Китая, чтобы представить себя потенциальным «европейским Китаем».
В других случаях Турция играет роль посредника в таких конфликтах, что происходит между Украиной и Россией и стремится к более тесным связям с Центральной Азией через Кавказ, апеллируя к пантюркистским настроениям.
Важно отметить, что взаимодействие Турции с Центральной Азией через Кавказ вряд ли расстроит Запад, поскольку Анкара установила связи с Азербайджаном, Грузией и странами Центральной Азии вскоре после распада Советского Союза с благословения западных стран.
По сути, концепция Кылычдароглу направлена на то, чтобы позиционировать Турцию как «западную страну», уделяющую пристальное внимание востоку. По мере подъема Азии и ослабления влияния запада региональные державы, включая Турцию, стремятся утвердиться в качестве незаменимых игроков для обоих регионов, извлекая выгоду из своих стратегических преимуществ.
Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы"
Взято: Тут
276