sanderkelevra
Альтернативы нет: Пять разочарований от второго сезона «Чернобыля» ( 6 фото )
Три года назад сериал канала ТНТ «Чернобыль: Зона отчуждения» произвел настоящий фурор – если бы не вышедший в тот же год «Физрук», телесезон 2014-го вполне можно было бы называть «Первым мистическим». При всей наивности, авантюризме и откровенно любительском подходе «Чернобыль» оказался тем шоу, которое смогло объединить поклонников самых разных телевизионных зрелищ, а кроме того, сериал подтянул к экранам аудиторию, обычно «зомбоящика» сторонящуюся. В общем, победа по всем фронтам, кроме одного – нужно снимать продолжение, а это вызов посильнее дерзкого дебюта. На прошлой неделе в эфир вышли последние эпизоды второго сезона «Чернобыля», и у зрителей появилась возможность подвести итоги. Спешу поделиться горечью – новые серии разочаровали по вполне очевидным причинам, и вот лишь пять из них.
Сериал сменил жанр
Смена жанра по ходу развития сериала – событие не такое уж и фантастическое, особенно в Голливуде, драма о смертельно больном учителе химии там запросто может превратиться в триллер, а сериал-катастрофа о потерпевших крушение на острове легко оборачивается мистикой и фантастикой. Формально легкая жанровая корректировка «Чернобыля» во втором сезоне не должна напрягать и расстраивать, но тягостное впечатление все равно остается, и прежде всего из-за того, что у сериала образца 2014 года была уникальная концепция, а новые эпизоды, увы, всю самобытность растеряли.
Для тех, кто уже позабыл конструкцию первого сезона, напомню: в нем каждая серия представляла собой отдельное «жанровое упражнение» – начиналось все с ограбления, потом были серии про призраков, про маньяка, про охотников на людей, про безумных ученых, про фантомы и альтернативную реальность. Порой такое нагромождение выглядело форменной какофонией – только что герои убегали от дальнобойщиков, а теперь сражаются с псом-призраком, – но в этом было свое обаяние и непредсказуемость, зрители действительно не могли предугадать, куда заведет новая сюжетная тропинка. Новый сезон, к сожалению, таким разнообразием похвастать не может и четко делится на три сегмента – условно назовем их советский, американский и чернобыльский, – различия в которых между собой, впрочем, скорее художественные, чем сюжетные или жанровые. Увы, но в плане здорового авантюризма сериал резко сдал.
«Чернобыль» без Чернобыля
Другая существенная проблема, появление которой сложно объяснить с позиций здравого смысла, связана с самим названием сериала – во втором сезоне «Чернобыля» о самом Чернобыле и прилегающей к нему Припяти вспоминают только в заключительной серии. Это очень странно, ведь именно тайна «Зоны» привлекала внимание большего числа зрителей в первом сезоне. Да, герои какое-то время добирались до Припяти из Москвы, но все это время таинственность только нагнеталась, подростки знакомились с подробностями аварии, Подкастер выкладывал видео из запретных мест, все разговоры были только об АЭС, как на том свете о море.
В новом же сезоне о Чернобыле будто забыли. Время от времени, конечно, магическое слово произносится, но в нем не осталось и сотой доли того веса, что был раньше. Это можно объяснять поворотом сюжета – мол, авария на четвертом энергоблоке не случилась, эпицентр трагедии переместился за океан, – но даже самому невовлеченному зрителю очевидно, что главные события все равно будут разворачиваться в окрестностях ЧАЭС, так зачем же уходить от самого интересного? Нет, с упорством, достойным иного применения, авторы сначала посвящают себя «альтернативной» Москве, затем разрушенным Штатам, потом снова Москве, и уже «альтернативной альтернативной». И все ради того, чтобы в итоге вернуться к уже хорошо известным высотке, бункеру, бассейну. Семь серий потрачено впустую. Любой американский сериал с подобным отношением к зрителю потерял бы на этом девять десятых аудитории.
Скоро всей Америке кирдык
Финал первого сезона был грандиозным – альтернативная реальность, где Советский Союз не только не распался, но и расцвел, а атомная катастрофа «перенеслась» в Америку, приятно порадовала. Есть в нас что-то ностальгическое, оттого-то и пользуются у зрителей популярностью телешоу на тему шестидесятых-семидесятых-восьмидесятых, на том и собрала свои рейтинги «Обратная сторона Луны». Но кто же мог предполагать, что второй сезон «Чернобыля» авторы потратят на то, чтобы продемонстрировать с экрана «влажные мечты» гиперпатриотов, мечтающих о крахе доллара, взрыве Йеллоустоуна и отделении Техаса. Понимаю, удержаться от того, чтобы пнуть «заклятого друга», сложно, но как-то тоньше это стоит делать.
На память приходит ажиотаж, сопровождавший выход норвежского сериала «Оккупированные». Тогда дело дошло едва ли не до официальных нот протеста российского МИД – мол, зачем же вы выставляете россиян злобными захватчиками, мы от этого испытываем горечь. А теперь, воспользовавшись «случаем», российский сериал и сам рад был высадиться на чужой территории и прибрать к рукам Аляску с Калифорнией. Причем сделано это все довольно топорно и уныло – этакий плевок в спину от людей, которые никак не могут смириться с тем, что их государство не выдержало испытания временем и рассыпалось на куски. Хоботов, это мелко!
Романтика создателям сериала по-прежнему не удается
Первый сезон можно было похвалить за весьма достоверно прописанные и сыгранные типажи ведущих персонажей. Особенно хорошо авторам тогда удалось избежать лишней романтизации (в смысле введения любовных линий) сюжета – было очевидно, что у Паши есть чувства к Ане, а Настя любит Лешу, несмотря на все его выходки. Ничего более делать было не нужно, дабы не скатиться к розовым соплям и драматичным поцелуям в финале, хотя и здесь возникла некоторая искусственность, когда что-то романтическое проснулось в гопнике Лехе, на его потуги говорить о любви было больно смотреть.
Изначально казалось, что в новом сезоне создатели сериала пойдут тем же путем – оставят романтику на периферии, коснутся неловких отношений в самолете и отложат выяснение чувств до лучших времен, но отчего-то авторам захотелось поиграть в любовь. Получилась, впрочем, только пошлость во всех ее смыслах – сначала альтернативный Гоша выводил из себя и героев, и зрителей своим неуемным желанием «присунуть», потом была угловатая и какая-то обреченная постельная сцена, а в финале зрителя ждало махровое клише с любовью, побеждающей все злобные силы. Паша, чей разум оказался захвачен злодеем, целился-целился в Аню из пистолета, но сдержался, переломил ход ментального поединка и сохранил жизнь возлюбленной. Несите носовые платки, у нас тут новый «Дневник Бриджит Джонс». И это при том, что в финале первого сезона авторы без малейших сомнений избавились от четырех из пяти главных героев – а тут решили всепобеждающую любовь притянуть. Беда.
Путаница временных и сюжетных линий
Что меньше всего хотелось бы критиковать, так это сюжетную составляющую с перемещением во времени и созданием альтернативных вселенных. Согласитесь, глупо предъявлять авторам претензии о невозможности встреч двух (и даже трех!) Паш в одной реальности, учитывая, что все эти путешествия сквозь годы являются фантастикой в чистом виде, но ведь дело не только в нарушении «правил путешественника во времени» и коррозии «пространственно-временного континуума» – в сериале отчаянно стало не хватать логики при обилии ненужных сюжетных ответвлений.
В защиту сценаристов отмечу, что незакрытые сюжетные нити бахромой свисали и в первом сезоне – там в песок ушло множество загадок, а добрый десяток заряженных ружей на стенах не выстрелили. Однако второй сезон превзошел первый по количеству неумело введенных и выведенных из сюжета героев – тут вам и человек с кошкой в салоне самолета, и десантник Епифенцев, и Клэр Мэтисон, и Майкл Огден, и даже Никита-Паша. Создается полное ощущение, что обилием третьестепенных персонажей, которые никак не продвигают сюжет, авторы либо затыкают логические дыры (безуспешно), либо просто растягивают хронометраж (успешно). Крайне искусственно смотрится и все более глубокое погружение в глубь времен – линия с переливанием крови и без того не выдерживает никакой критики, так еще и нанизанный на нее прыжок в 1950-е совершенно алогичен и разрушает и без того шаткую конструкцию сериала.
Нет, слово «провал» по отношению ко второму сезону сериала будет, пожалуй, перегибом, но в целом крен конструкции проекта заметен даже по указанным выше пунктам. Впрочем, нужно отдать должное авторам, они держатся молодцами, говорят о высоких рейтингах и обширном отклике поклонников, замахиваются не просто на продолжение, а на полнометражную картину, которая должна стать своеобразным завершением «трилогии». Конечно, сюжет остановился перед большим прыжком, но градус ожидания заметно упал – развить удачную идею не получилось, хотя предпосылки были. Жаль.
Сериал сменил жанр
Смена жанра по ходу развития сериала – событие не такое уж и фантастическое, особенно в Голливуде, драма о смертельно больном учителе химии там запросто может превратиться в триллер, а сериал-катастрофа о потерпевших крушение на острове легко оборачивается мистикой и фантастикой. Формально легкая жанровая корректировка «Чернобыля» во втором сезоне не должна напрягать и расстраивать, но тягостное впечатление все равно остается, и прежде всего из-за того, что у сериала образца 2014 года была уникальная концепция, а новые эпизоды, увы, всю самобытность растеряли.
Для тех, кто уже позабыл конструкцию первого сезона, напомню: в нем каждая серия представляла собой отдельное «жанровое упражнение» – начиналось все с ограбления, потом были серии про призраков, про маньяка, про охотников на людей, про безумных ученых, про фантомы и альтернативную реальность. Порой такое нагромождение выглядело форменной какофонией – только что герои убегали от дальнобойщиков, а теперь сражаются с псом-призраком, – но в этом было свое обаяние и непредсказуемость, зрители действительно не могли предугадать, куда заведет новая сюжетная тропинка. Новый сезон, к сожалению, таким разнообразием похвастать не может и четко делится на три сегмента – условно назовем их советский, американский и чернобыльский, – различия в которых между собой, впрочем, скорее художественные, чем сюжетные или жанровые. Увы, но в плане здорового авантюризма сериал резко сдал.
«Чернобыль» без Чернобыля
Другая существенная проблема, появление которой сложно объяснить с позиций здравого смысла, связана с самим названием сериала – во втором сезоне «Чернобыля» о самом Чернобыле и прилегающей к нему Припяти вспоминают только в заключительной серии. Это очень странно, ведь именно тайна «Зоны» привлекала внимание большего числа зрителей в первом сезоне. Да, герои какое-то время добирались до Припяти из Москвы, но все это время таинственность только нагнеталась, подростки знакомились с подробностями аварии, Подкастер выкладывал видео из запретных мест, все разговоры были только об АЭС, как на том свете о море.
В новом же сезоне о Чернобыле будто забыли. Время от времени, конечно, магическое слово произносится, но в нем не осталось и сотой доли того веса, что был раньше. Это можно объяснять поворотом сюжета – мол, авария на четвертом энергоблоке не случилась, эпицентр трагедии переместился за океан, – но даже самому невовлеченному зрителю очевидно, что главные события все равно будут разворачиваться в окрестностях ЧАЭС, так зачем же уходить от самого интересного? Нет, с упорством, достойным иного применения, авторы сначала посвящают себя «альтернативной» Москве, затем разрушенным Штатам, потом снова Москве, и уже «альтернативной альтернативной». И все ради того, чтобы в итоге вернуться к уже хорошо известным высотке, бункеру, бассейну. Семь серий потрачено впустую. Любой американский сериал с подобным отношением к зрителю потерял бы на этом девять десятых аудитории.
Скоро всей Америке кирдык
Финал первого сезона был грандиозным – альтернативная реальность, где Советский Союз не только не распался, но и расцвел, а атомная катастрофа «перенеслась» в Америку, приятно порадовала. Есть в нас что-то ностальгическое, оттого-то и пользуются у зрителей популярностью телешоу на тему шестидесятых-семидесятых-восьмидесятых, на том и собрала свои рейтинги «Обратная сторона Луны». Но кто же мог предполагать, что второй сезон «Чернобыля» авторы потратят на то, чтобы продемонстрировать с экрана «влажные мечты» гиперпатриотов, мечтающих о крахе доллара, взрыве Йеллоустоуна и отделении Техаса. Понимаю, удержаться от того, чтобы пнуть «заклятого друга», сложно, но как-то тоньше это стоит делать.
На память приходит ажиотаж, сопровождавший выход норвежского сериала «Оккупированные». Тогда дело дошло едва ли не до официальных нот протеста российского МИД – мол, зачем же вы выставляете россиян злобными захватчиками, мы от этого испытываем горечь. А теперь, воспользовавшись «случаем», российский сериал и сам рад был высадиться на чужой территории и прибрать к рукам Аляску с Калифорнией. Причем сделано это все довольно топорно и уныло – этакий плевок в спину от людей, которые никак не могут смириться с тем, что их государство не выдержало испытания временем и рассыпалось на куски. Хоботов, это мелко!
Романтика создателям сериала по-прежнему не удается
Первый сезон можно было похвалить за весьма достоверно прописанные и сыгранные типажи ведущих персонажей. Особенно хорошо авторам тогда удалось избежать лишней романтизации (в смысле введения любовных линий) сюжета – было очевидно, что у Паши есть чувства к Ане, а Настя любит Лешу, несмотря на все его выходки. Ничего более делать было не нужно, дабы не скатиться к розовым соплям и драматичным поцелуям в финале, хотя и здесь возникла некоторая искусственность, когда что-то романтическое проснулось в гопнике Лехе, на его потуги говорить о любви было больно смотреть.
Изначально казалось, что в новом сезоне создатели сериала пойдут тем же путем – оставят романтику на периферии, коснутся неловких отношений в самолете и отложат выяснение чувств до лучших времен, но отчего-то авторам захотелось поиграть в любовь. Получилась, впрочем, только пошлость во всех ее смыслах – сначала альтернативный Гоша выводил из себя и героев, и зрителей своим неуемным желанием «присунуть», потом была угловатая и какая-то обреченная постельная сцена, а в финале зрителя ждало махровое клише с любовью, побеждающей все злобные силы. Паша, чей разум оказался захвачен злодеем, целился-целился в Аню из пистолета, но сдержался, переломил ход ментального поединка и сохранил жизнь возлюбленной. Несите носовые платки, у нас тут новый «Дневник Бриджит Джонс». И это при том, что в финале первого сезона авторы без малейших сомнений избавились от четырех из пяти главных героев – а тут решили всепобеждающую любовь притянуть. Беда.
Путаница временных и сюжетных линий
Что меньше всего хотелось бы критиковать, так это сюжетную составляющую с перемещением во времени и созданием альтернативных вселенных. Согласитесь, глупо предъявлять авторам претензии о невозможности встреч двух (и даже трех!) Паш в одной реальности, учитывая, что все эти путешествия сквозь годы являются фантастикой в чистом виде, но ведь дело не только в нарушении «правил путешественника во времени» и коррозии «пространственно-временного континуума» – в сериале отчаянно стало не хватать логики при обилии ненужных сюжетных ответвлений.
В защиту сценаристов отмечу, что незакрытые сюжетные нити бахромой свисали и в первом сезоне – там в песок ушло множество загадок, а добрый десяток заряженных ружей на стенах не выстрелили. Однако второй сезон превзошел первый по количеству неумело введенных и выведенных из сюжета героев – тут вам и человек с кошкой в салоне самолета, и десантник Епифенцев, и Клэр Мэтисон, и Майкл Огден, и даже Никита-Паша. Создается полное ощущение, что обилием третьестепенных персонажей, которые никак не продвигают сюжет, авторы либо затыкают логические дыры (безуспешно), либо просто растягивают хронометраж (успешно). Крайне искусственно смотрится и все более глубокое погружение в глубь времен – линия с переливанием крови и без того не выдерживает никакой критики, так еще и нанизанный на нее прыжок в 1950-е совершенно алогичен и разрушает и без того шаткую конструкцию сериала.
Нет, слово «провал» по отношению ко второму сезону сериала будет, пожалуй, перегибом, но в целом крен конструкции проекта заметен даже по указанным выше пунктам. Впрочем, нужно отдать должное авторам, они держатся молодцами, говорят о высоких рейтингах и обширном отклике поклонников, замахиваются не просто на продолжение, а на полнометражную картину, которая должна стать своеобразным завершением «трилогии». Конечно, сюжет остановился перед большим прыжком, но градус ожидания заметно упал – развить удачную идею не получилось, хотя предпосылки были. Жаль.
Взято: Тут
2
Комментариев 1