Elenita
Почему Пётр I отказался от русского Правобережья ( 3 фото )
Сражение при Клишове
Сражение в Клишове
К началу 1702 года шведская армия Карла XII овладела всей Курляндией и стала на границе Речи Посполитой. Ситуация для саксонского курфюрста и польского короля Августа II была плачевная. Большая часть польских магнатов не поддерживала короля. Август сделал попытку договориться с Карлом. Однако шведский монарх, полный гнева и презрения к польскому правителю, даже не стал вести переговоры.
В мае 1702 года шведы без боя вошли в Варшаву. На город была наложена контрибуция. Значительная часть польских магнатов и панов перешла на сторону Карла XII. Август бежал в Краков, где собирал войска для решительного сражения. Примас Польши Михаил Радзиевский предложил Августу выступить в качестве мирного посредника. Август дал согласие. Свидание примаса с Карлом в Варшаве длилось всего 15 минут. Шведский король отказался от мира, пока поляки не выберут другого монарха.
Польская армия располагалась на возвышенности у Клишова. Армия состояла из саксонских войск фельдмаршала Штейнау и генерал-лейтенанта Шуленбурга, а также польского войска под командованием коронного гетмана Любомирского. Всего около 24 тыс. солдат. Саксонский лагерь был защищён болотистой местностью и лесом, поэтому они не ожидали нападения.
Намереваясь ликвидировать эту угрозу, шведский король Карл XII выступил из Варшавы. К нему присоединились отряды генералов Мёрнера и Стенбока. Его армия насчитывала около 12 тыс. солдат. В 9 часов утра 8 (19) июля 1702 года шведы 4 колоннами двинулись на союзников через густой лес. В полдень шведы неожиданно для противника вышли из леса. Армия Августа в спешке стала строиться удобно для обороны. Штейнау возглавил левый фланг, Шуленбург центр. На правом фланге были поляки Любомирского.
Карл увидел, что левый фланг и центр, где стояли саксонцы, прикрыт заболоченной местностью. Поэтому главный удар шведской армии был намечен по польскому правому крылу. Поляки отразили две атаки. Саксонцы также успешно отбивались, переходили в контратаку. Был смертельно ранен начальник шведской кавалерии герцог Фридрих Голштинский, зять Карла XII. Разъярённый Карл лично возглавил атаку и опрокинул поляков.
Тем временем в центре шведы генерала Поссе с большим трудом смогли преодолеть болотистую местность и успешно атаковали саксонцев. На левом саксонском фланге Штейнау с помощью фашин форсировал болото, которое шведы посчитали непроходимым, и ударил в тыл шведского правого крыла. С большим трудом командующий на этом участке шведами Реншильд сумел организовать оборону и заставил противника отступить. Затем шведы опрокинули саксонскую кавалерию Флемминга. Саксонцы также бежали. В 18 часов шведы захватили вражеский лагерь, весь артиллерийский парк (48 орудий) и казну.
Потери шведской армии – около 900 человек, саксонцев и поляков – 3 700 человек убитыми, ранеными и пленными.
Август бежал в Краков. 31 июля 1702 года Карл с небольшим отрядом конницы вошёл в Краков. Гарнизон просто проспал момент появления противника. Август едва не попал в плен и бежал в Сандомир.
Клишовская баталия. Автор Йохан Литхейм
Восстание на украйне
Традиционно беспорядок в Речи Посполитой вызвал ответ на русской украйне. Началось восстание казачества на Правобережье. Казачий гетман Правобережья Самойло Самусь, который ранее служил польскому престолу, поднял восстание. Мятеж был вызван нежеланием Варшавы признать хотя бы минимальные политические права казачества. В частности, расширить реестр.
Поводом стало желание поляков «отобрать у Самуся военные клейноды, которые после Могилы ему в уход вручены, как то: булаву, бунчук, печать и пять пушек». Гетман отказался сложить полномочия и перебил в Богуславе новую польскую администрацию. Традиционно казаки перебили и местных евреев. Далее казаки заняли Корсунь, убили тамошнего губернатора, перебили местный небольшой гарнизон из польских драгун и еврейскую общину. К казакам присоединилась часть местный православной шляхты и низшее духовенство.
24 июля 1702 года Самусь написал письмо на Левобережье (подконтрольная России часть Малой Руси) к полковнику Переяславскому:
«Я по своей обиде принужден разбрататься с ляхами, и не только в Корсуни, но и изо всех городов украинских их выгнал, а сами мещане неверных жидов выбили, послыша от них отягчения, склоняясь под высоковладетельную державу царского величества и будучи готовы за веру христианскую умереть».
Также Самусь написал ряд писем левобережному гетману Мазепе, представителям левобережной старшины и правобережного казачества. Так, например, в письме Самуся Ивановича к казацкой старшине Подолья от 7 сентября 1702 года отмечалось:
«…царю Московскому и господину гетману Мазепе целой душой поклялся… служить верно на службе монаршей и региментарской за весь народ православный украинский, чтобы с тех пор ляхи с отчизны нашей украинской отошли и уже больше на Украине не распоряжались».
Таким образом, восставшее Правобережье просилось в русское подданство, стремясь воссоединить области Малой Руси под властью русского царя. Однако ни Мазепа, ни царь Пётр Алексеевич не спешили использовать этот благоприятный момент, чтобы завершить объединение основной части южнорусских и западнорусских земель под властью русского государя. Хотя момент был крайне удачный. Речь Посполитая была разгромлена и не могла оказать серьёзного противодействия. Казачество Правобережья при моральной и небольшой материальной поддержке Русского царства само бы решило задачу освобождения от польской власти.
Проблема была в том, что царь Пётр в своей политике был ориентирован на Европу (Зачем создали миф о Петре Великом). Для него «прорубить окно» в Европу было важнее вековой национальной задачи воссоединения Русской земли и русского народа. Петр выполнял обязанности перед своим саксонским партнёром Августом. Он вначале вообще собирался ограничиться минимальными территориальными приобретениями на Балтике. Основная доля бывшей Ливонии полагалась Речи Посполитой. Только после сокрушительного разгрома Речи Посполитой и Саксонии, их капитуляции перед Карлом и успехов Русской армии, Пётр изменил стратегию.
Гетман Мазепа был не прочь объединить всю русскую украйну под своей властью. Но на письма Самуся отвечал, что без приказа русского государя действовать не может. Также Мазепа, известный интриган, опасался конкуренции со стороны Самуся. Кроме того, он вынашивал планы объединения Малороссии по итогам Северной войны. Возможно, у него уже родился замысел перехода на сторону шведского монарха и образования из Малороссии «самостийного» государственного образования под протектором польской короны.
Полковник Семён Филиппович Гурко (Палий)
Поражение второй Хмельнитчины
Вскоре к Самусю под Белую Церковь подошёл казачий полк фастовского полковника Семёна Гурко (известен как Палий – «сжигатель»), который уже давно вёл борьбу за объединение Левобережья и Правобережья. Самусь с 5 тыс. отрядом в сентябре 1702 года начал штурм Белой Церкви, но поляки его отразили. Однако восстание расширялось. В октябре повстанцы разбили поляков Потоцкого под Бердичевым. Сам Бердичев взяли и всех неправославных «порубали».
В октябре-ноябре казаки Самуся, Палия, Абазы и Искры заняли Винницу, Немиров, Быхов, Бар, Шаргород, Рашков, Калуш и другие города. Немиров взяли на четвёртый день штурма. 10 ноября капитулировала Белая Церковь. В руки казаков попали большие трофеи: 28 пушек, оружие, амуниция и боеприпасы. В результате казаки самостоятельно в короткие сроки освободили от поляков большую часть Правобережья – Киевщину, Подолье, часть Волыни и Галиции.
Обеспокоенный король Август II направил универсал к Самусю и «всему казацкому войску» с призывом не «узурпировать» украйну, перестать бунтовать и разойтись по домам. Также король предлагал направить казацкую воинственность против общего врага – шведов. Август обещал правобережному казачеству, что назначит специальных комиссаров, которые изучат причиненные им обиды. Но Самусь уже не доверял своему бывшему покровителю.
В это время почти вся Правобережная Русь не подчинялась полякам. Власть там принадлежала трем полковникам – Самусю, Искре и Палию. Они вели себя как удельные князья, ссорились друг с другом, писали жалобы в Батурин Мазепе. Сам Мазепа ябедничал на них в Москву. Особенно много жалоб шло на Палия, которого Мазепа считал свои главным конкурентом.
Поляки не могли сами навести порядок на принадлежавшей им русской окраине. Тогда они передали просьбу унять казаков русскому послу князю Долгорукову. Посол отписал об этом Головину, тот доложил царю. Пётр Алексеевич в декабре 1702 года пишет полковникам Самусу и Палию, предлагает простить обиды полякам, вместе воевать против шведов и ничего не упоминает о возможном покровительстве Русского царства над Правобережьем.
В начале 1703 года польская коронная армия во главе с гетманом Сенявским отбила Бар, Хмельник и Немиров. Поляки во главе с Потоцким и Вишневецким разбили казаков под Староконстантиновым. Самусь отходит в Белую Церковь. Однако поляки не могли сами подавить восстание. Они снова пожаловались в Москву.
Русский царь снова пишет казачьей старшине на Правобережье, чтобы они забыли свои обиды и отказались от своего желания отмежеваться от власти польского короля. В 1704 году польские и российские дипломаты заключили так называемый Нарвский трактат, согласно которому царь получает право ввести свои войска на Правобережье.
Мазепа получает царский приказ – выступить с войском в польские владения для подавления сторонников Лещинского. Войска Мазепы вошли в польские пределы и объединились с отрядами Палия, Искры и Самуся. Мазепа довольно быстро избавился от своих конкурентов. Он сфабриковал ложное обвинение против Палия, который якобы собирался перейти на сторону польского короля Лещинского (ставленник Карла). Мазепа арестовал Палия и его сына. Их сослали в Сибирь, в Енисейск (по другим данным – в Тобольск). В 1708 году после того, как гетман Мазепа открыто предал царя Петра, Палий был прощён, возвращён на родину и назначен полковником Белоцерковского полка. Участвовал в Полтавской битве.
В 1708 году за участие в доносе своего родственника и бывшего полтавского полковника Ивана Искры на гетмана полковник корсунский Захар Искра по приказу Мазепы был арестован вместе с его сыном Климентом. В 1711 году прощён и возвращён на Левобережье.
Самусь, который в этот период на должности полковника Богуславского продолжал борьбу с польской шляхтой, был арестован русскими властями уже в 1711 году. Его также выслали в Сибирь, но вскоре простили и вернули на родину.
Таким образом, правительство Петра так и не использовало благоприятную возможность по завершению объединения Русских земель и русского народа. Речь Посполитая была разбита шведами, там было два польских короля, началась смута. Казаки своими силами освободили русское Правобережье. Оставалось только признать этот факт и воссоединить Русскую землю. Однако для Петра оказались важнее обязательства перед его западными партнерами, которые его в это время сами усиленно предавали (в частности, за нашей спиной старались помириться со Швецией).
Понятно, что в 1702–1703 гг. логично было выждать, как будут развиваться события на Правобережье, в Речи Посполитой и на Балтике дальше. Поддерживать повстанцев тайно, через Батурин. Но затем надо было брать Правобережье. Август был разбит, отказался от Польши. В Речи Посполитой правил ставленник нашего врага Швеции – Лещинский. Наша армия теснила врага в Прибалтике. Решающее сражение со шведами было не за горами. Однако шанс решить важнейшую стратегическую задачу был упущен.
Эту задачу решила уже русская немка Екатерина Великая (Первый раздел Речи Посполитой; Как польские паны допрыгались до второго раздела Речи Посполитой).
Автор:Самсонов АлександрИспользованы фотографии:https://ru.wikipedia.org/
Взято: Тут
1688