Decompeller

Артвин. Город на серпантине. ( 64 фото )


Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Артвин - уездный город (25 тыс. жителей) на реке Чорох и "столица" Турецкой Грузии, её исторической области Кларджетия, о судьбе, колорите и пейзажах которой была прошлая часть. Под уездом же можно понимать как ил Артвин на крайнем северо-востоке Турции, так и Артвинской округ Батумской области на крайнем юго-западе Российской империи, владевшей этими горами в 1878-1918 годах.

Самое впечатляющее в Артвине - расположение: город натурально висит на крутом склоне горы Куап (1747м), из-за которой выглядывает ледяная вершина Карчала (3428м).

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Причём так было всегда - вот таким Артвин в 1912 году попал в кадр Сергею Прокудину-Горскому. И запомните этот вид хорошенькое - не так-то мало из этих домов сохранилось:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Сложись история иначе, наши генпланщики бы растянули Артвин, как какие-нибудь Алаверди, Нарын, Хорог или Дальнегорск, на 20 километров по долине узкой лентой, над которой висело бы село Дзвели-Артвини. Но турки подошли к делу иначе:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

На ровной площадке у берега Чороха, где в райцентре Грузинской ССР Артвини лежала бы главная площадь с помпезными сталинками ДК Гидростроителей и мэрии, памятником Шота Руставели на постаменте от Джугашвили и нижней станцией канатной дороги в Дзели-Артвини, с 2007 года расположился Чорохский университет. Хорошо ли в нём учат - не знаю, но корпус в виде стопки книг красив. При взгляде снизу, с показанной в прошлой части транзитной дороги за Чорохом, город выглядит просто многоярусным, как какой-нибудь Мурманск или Холмск. А вот сверху прекрасно видно, что он натурально вписан в серпантин:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

На кадре выше - вид вверх по течению Чороха, и за поворотом ущелья скрывается не самая мощная (600 МВт), но самая высокая в Турции (240м) ГЭС имени Деринера (1998-2013). При Советах она была бы построена лет так на 20 пораньше и была бы пониже, помощнее и имени Орджоникидзе. По тёмному левому (для нас правом берегу) уходит причудливой синусоидой трасса на Эрзорум, Анкару и Стамбул, а по обрывам слева вьются серпантин дороги на Ардануч, Шавшат, Ардаган, Тбилиси, Москву. К последним двум, впрочем, можно уехать и через Батуми, по дороге вдоль Чороха вниз. Но только сама дорога почти не видна из города - близлежащую скалу она прошивает тоннелем:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Ну а между двух прошлых кадров стоит одинокая скала, увенчанная Артвинским замком, который видели мы только издали - на перемычке к нему располагается воинская часть. И некоторым путешественникам в сопровождении янычара турецкого солдата удавалось пройти в крепость, однако нам у обложенного мешками с песком КПП часовой лишь показал руки крестом да сказал "ясак!" ("Запрещено!"). Средневековыми крепостями этот край нашпигован не хуже, чем современными военными объектами, и в большинстве своём они либо по сей день заняты военными, либо упрятаны на высокие скалы, либо попросту наглухо заперты. Артвинский замок далеко не самый интересный среди них, однако он напоминает о том, что история у Города-на-серпантине долгая:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Долгая - да почти не известная: царские археологи и историки за 40 лет русского господства успели исследовать Ани и только начать изучать Ардануч, и уездный Артвин остался для них не более чем базой экспедиций. Турки вопросом происхождения Артвина если и задаются - то вряд ли желают знать ответ. Для грузин Артвини остаётся в тени прочих древностей Кларджетии, и в общем активнее всех его историей интересуются армяне, пришедшие к выводу, что Арддвин - это ни что иное, как Новый Двин (см. здесь), колония беженцев от арабского ига, в отличие от приморских амшенцев (см. прошлую часть) осевших по эту сторону Лазистанского хребта. Первый замок на скале, на дальних подступах к стольному Ардануджу, построил в 937 году грузинский царь Ашот II, и вопрос скорее в том, стояла ли под этим замком уже в те времена армянская деревня. Дальше менялись эпохи, княжество Тао-Кларджетии разрослось до Грузинского царства с переносом столицы в Тбилиси, а его кочевники да феодалы раскололи на десяток княжеств, самым крупным из которых стало Месхетинское атабекство (Самцхе-Саатабаго) со столицей в Ахалцихе. И замок на утёсе отстроили и расширили то ли на рубеже 15-16 веков атабеки Джакели, то ли турки, в 1579 году взявшие над ними верх. Древний дом Джакели, однако, ещё в стародавние времена не смирившийся с тем, что царство досталось Багратионам и потому всегда слывший в Грузии фрондёрами и предателями, перед чужаками склонился быстро и легко. Атабек Манучар II стал Мустафой I, впервые среди высшей грузинской аристократии приняв ислам. Джакели удержали свой трон ещё на три столетия, поначалу как вассальные Османской империи монархи, а с 1629 как наследственные паши (губернаторы) образованного на месте их княжества Чилдырского эялета (провинции). Артвинский замок стал в нём центром Ливанского санджака (уезда), названный видимо по фамилии здешних наследственных губернаторов из другого грузино-мусульманского рода.

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Русская армия не доходила сюда ни в 1829 году, когда взяла Ахыску (Ахалцихе), ни с 1877, когда наши солдаты омыли сапоги в водах Чилдырского озера. Но по итогам той войны на Османскую империю была наложена огромная контрибуция, и с тяжким вздохом заглянув в казну, молодой султан Абдул-Хамид II решил рассчитаться натурой. Думаю, отдать соседний Батум ему настоятельно порекомендовали русские дипломаты, ну а горную глушь вокруг Артвина в состав империи приняли, видать, по принципу "бери, пока дают". Ибо было здесь горный тупик, связанный с внешним миром лишь узкими ущельями, так что отдав Батум, логистически турки лишались и Артвина. Под Россией для нетерпеливых и готовых к тряске пассажиров тут всё-таки построили дорогу, по которой 95 вёрст до Батума с ночлегом в Борчке занимали около суток чистой езды. Но испокон веков важнее были козьи тропы по берегам Чороха, которыми вверх по течению ишаки тянули длинные плоскодонные лодки, в редких путевых заметках русской эпохи называвшиеся то каюками, то фелюгами.

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Ливанский санджак под Россией превратился в Артвинский округ - изначально Батумской области, а в 1883-1903 годах, когда она упразднялась - Кутаисской губернии. В округе 50% населения составляли турки (турками официально и называвшиеся - до эпохи младотурок это звучало примерно как "хохлы" или "хачи"), 34% - грузины (в большинстве своём мусульмане из глухих долин), 14% - армяне и лишь 2% славяне. Представлявшие собой типичную колониальную администрацию, сосредоточенную почти исключительно в окружном центре. 1/3 славянской общины Артвина приходилось на великороссов, видимо гражданских специалистов и приказчиков, а 2/3 - на малороссов, к коим тогда причислялись кубанские казаки. На высоких берегах Чороха несла служба военная элита, казачий спецназ - пластуны из 1-го Кубанского батальона, чьи автографы в заброшенной грузинской церкви я уже показывал в прошлой части. При батальоне где-то в начале ХХ века была построена типовая Петропавловская церковь, своим посвящением напоминавшая о древнем кафедральном соборе стольного Артануджа:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Совсем не похожим на округ выглядел его центр, до революции числившийся местечком 7-тысячный Артвин, где 10% населения приходилась на тех же самых славян, 65% - на армян и лишь 21% - на турок. Грузин же тут жило и вовсе несколько десятков, причём рискну предположить - скорее приехавших из губернского Кутаиса христиан, чем спустившихся из Имерхеви и Борчки горцев. Более вероятно, что грузинская кровь текла в жилах артвинских турок и армян, среди которых они, попадая в город, ассимилировались в зависимости от вероисповедания.

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Ведь артвинские армяне - сущность не менее самобытная, чем те же амшенцы (армяне-мусульмане Понта) или черкесогаи (черкесоязычные армяне Западного Кавказа). Артвинский язык не был понятен остальным людям хай, очень сильно разбавленный тюркскими и грузинскими словами: скажем, фраза "девочка, куда идёшь?" по-армянски звучит "ахчик урес гнум", а по-артвински "гого вордиес артли" - ни единого общего слова! Более того, стараниями князей Джакели в Чилдырском эялете дал трещину главный барьер между армянами и всеми остальными народами - религия. Предавшие веру ради трона грузинские князья пытались быть большими турками, чем сами турки, и если в остальной Османской империи дискриминация христиан сводилась к дополнительным налогам и в общем терпимому поражению в правах, то здесь смена религии стала для армян и грузин вопросом выживания. Многие сдались и приняли ислам, но поняв, что Джакели куда влиятельнее карманных константинопольских патриархов, иные христиане далёких гор попросили защиты у Папы Римского. Окрестности Ахалцихе и Ахалкалаки в Грузии до сих пор слывут оплотом армяно-католичества, а о грузино-католических купцах я подробнее рассказывал в Батуми. Артвин от резиденции Джакели стоял далеко, поэтому здесь всё вышесказанное было не столь тотальным, но к началу ХХ века в местечке действовало 3 армяно-католических и 2 армяно-григорианских церкви, и католики составляли до половины горожан. Друг друга армяне разных вер не жаловали так же, как и мусульман: католики называли григориан "полорики" ("заблудшие"), а григориане католиков "почктраци" ("бесхвостые"). Так же самобытно, не похоже на других армян и различно между католикам и григорианами у ардвинцев было и всё остальное (например, свадьбы), но тут мне будет проще дать ссылку на выдержки из книги Арташеса Тер-Багдасаряна "Ардвин и ардвинцы" (на отдельном сайте и вот этом форуме). Армяне растили над Чорохом сладкий виноград сорта ркацители, главная производная которого на базарах Батума называлась "артвинским вином". Но теперь здесь не увидишь виноградников...

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

В начале Первой Мировой османская армия ненадолго захватила эти горы, и хотя геноцид был ещё не объявлен, а по ту сторону фронта за султана сражалось немало армян, вторжение сопровождалось резнёй. Турки перебили в Артвинском округе не менее 7 тысяч армян и русских, сравняли с землёй Петропавловскую церковь, а в 1915 года русская армия погнала их отсюда до озера Ван и Евфрата. Оккупация Артвина так и осталась единственной в ту войну победой Османской империи над Российской. Обе империи вскоре обрушились, но только наша - первой, и Тао-Кларджетия до самого Спери в верховьях Чороха перешла под контроль Грузинской демократической республики. Турки ставили целью Кавказского фронта возврат к границе 1876 года, однако ГДР заручилась покровительством ФРГ кайзеровской Германии, и спорить с вассалом старшего союзника султан не рискнул. На Чорох уже другая Турция, не империя, а республика, вернулась только в 1921 году, когда с обратной стороны в Грузию вторглась Красная Армия. Излёт войны, однако, способствовал тому, что "возвращение в родную гавань" для Артвина было куда менее кровавым, чем для Игдира или Карса. Армяне организованно переселялись отсюда в Советский Союз, в основном в Ростовскую Нахичевань и округу Апшеронска, до 1925 года. В раннем СССР местные выходцы были примерно тем же, чем стали на осколках Союза бакинские армяне, вплоть до руководившего Советской Арменией в 1960-66 годах артвинца Якова Зорабяна. Грузины-мусульмане же, не говоря уж о самих турках, и вовсе встречали кемалистов как освободителей. В 1936 году Артвин стал центром ила Чорох, 20 лет спустя ставшего Артвинским илом.

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Видимо в память о тех событиях на соседнем с городом отроге Куапа, по такому случаю названном Ататепе ("Отчья горка") в 2012 году появился крупнейший в мире памятник Ататюрку (22м) под 60-метровым флагштоком. В своей канонической позе "идущего против ветра" он, конечно, уступает Ильичам с Волго-Дона и Канала имени Москвы, но зато нависает над всей долиной, что Спаситель над Рио-де-Жанейро. Такое сравнение не случайно: именно идею "Ататюрк для турок что Христос для христиан" и вкладывал в этот монумент 80-летней скульптор Сыткы Кахведжиоглу. И на Ататепе, конечно, стоило подняться - оттуда отличные виды на город, а 60-тонную статую из железа и меди дополняют фрагменты гипсового макета в натуральную величину (справа на кадре выше). Но за 3 километра у здешних таксистов ценник 30 лир (300 рублей), а пешком сходить туда мы так и не нашли времени.

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Улица с кадра выше - центральная в Артвине, и за три дня в городе мы выучили на ней все лавки с сырами и сладостями, магазины с кока-колой и хлебом и кафешки с чорбой и донером. Улица выводит на главную площадь с современным зданием велаята, симпатичным питьевым фонтаном, остановкой маршруток, тремя Ататюрками (включая памятник) и шестью большими турецкими флагами (в кадре не все):

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Здесь же кучкуются гостиницы, и первые две оказались неимоверно дорогими (причём по одной это было видно, а в другой хозяева явно задирали цену для "мистеров"), а в третьей единственный раз на всём нашем турецком маршруте не оказалось мест. Но уже на крыльце нас вдруг окликнула по-русски бойкая женщина лет 50 с осветлёнными волосами, ставшая нашим проводником по Артвину. Звали её Лейла, была она из "тбилисских курдов" (то есть, видимо, езидов), а в Турцию приехала на заработки лет 15 назад и узнала этот город лучше многих местных. Тут надо пояснить, что с тех пор, как Россия в 2000 году ввела для Грузии визовый режим, на заработки грузины активнее всего ездят именно в Турцию, и в первую очередь, конечно, в приграничный Артвин. Благодаря грузинам понимающего по-русски человека в Турции проще найти разве что где-нибудь в Анталье. Горничные и уборщицы местных гостиниц через одну грузинки, и в ту гостиницу, где мы столкнулись, Лейла зашла поболтать к коллегам. Сама же она работала в другой гостинице, занимавшей соседний подъезд, и как я понял, была там фактически хозяйкой - официально лишь горничная, фактически она построила весь остальной персонал и в любых вопросах стала посредником с живущим в другом городе директором. Гостиница, конечно, оказалась дешёвой (сторговались мы на 80 лир за двухместный номер) и достаточно убогой - прокуренный холл, тесная лестница, неработающий душ, туалет "мусульманского типа" (то есть с дыркой в полу) да номер, где перегорела лампочка, а турок, когда полез её менять, истоптал своими носками всю простыню. Лампочку он так и не заменил, и Лейла пристроила нас в соседнюю комнату, где оказался сломан замок, а теснота была такая, что откидной столик раскладывался прямо над кроватью. Но о том, что за немногим большие деньги в Турции можно найти условия в разы лучше, я тогда ещё не знал. Да и мог ли я не остановиться в гостинице с таким видом?!

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Купола под окном принадлежали бане, куда, за неимением душа, видимо предполагалось ходить наводить чистоту:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Лейла же, когда мы заселились, повела нас вверх по артвинским улицам, явно обрадованная возможностью поговорить на одном языке с кем-то кроме коллег-гастрбайтеров и опостылевших чванливых турок. Она показала нам, где поменять валюту, а где купить сим-карту (увы, и то, и другое в тот момент было на обеденном перерыве), причём с последней пообещала вечером помочь, выступив в роли переводчика. Короткий подъём от площади с велаятом выводит на другую, бывшую Базарную площадь с уцелевшим домиком царской эпохи поодаль и здоровенной Чарши-Джами - Базарной мечетью:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Её тонкий минарет (1861-65) хорошо виден на кадре №3, который Прокудина-Горского, а вот основание здание воздвигнуто в совершенно непривычную эпоху - в 1956 году. Надо заметить, именно 1950-е в Турции стали мечетестроительным бумом: при Ататюрке секуляризация страны не сопровождалась разрушением храмов, но всё же и строительство их не слишком приветствовалось. А вот в 1940-50-х демократизация турецкого общества обернулась исламизацией, которую пресёк лишь военный переворот 1960 года. Резной минбар мечети остался, может быть, и от предшественницы, но в общем по её расписным сводам с витражами видно, что это почти новодел:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Второе название мечети - Меркези-Джами, то есть Центральная: Базарной была скорее её предшественница, но видимо вместе со старым зданием снесли и сам базар. Теперь на его месте уютный солнечный сквер, кафе-мороженное да пара симпатичных деревянных скульптур, поставленных явно тогда, когда это ещё не было мейснтримом:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Всё это осмотрели мы уже на обратном пути, а с Лейлой пересекли площадь быстро. Напротив мечети дома лепятся к крутому склону, и вместо переулка там лестница:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

За ней начинается старый город, о большинстве зданий которого я не рискнул предполагать, под Россией они строились, до неё или после. Вот этот здоровенный дом, например, виднеется на кадре №3 левее минарета:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Однако выше площади остались довольно крупные куски старой застройки, почти не изменившиеся со времён Прокудина-Горского:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Безусловно, что в "пёстрой русской империи" уездный Артвин не был похож ни на один больше город:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

А фахверков тут явно было больше, чем в Остзейских и Привислинских губерниях:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Хотя и исчезает колоритная среда Артвина просто на глазах:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

И как ни странно, бережнее всего турки относятся в этой части страны именно к русским домам, один из которых, ныне занятый, кажется, детской школой искусств, нам и показала Лейла:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Самый эффектный вид на него открывается снизу, а вот вход располагается сверху, и подняться на следующий ярус можно только изрядно попетляв в закоулочках. У входа табличка на турецком, английском и грузинском поясняет, что на рубеже 19-20 веков это здание было построено как воинский штаб. Но области и округа тем и отличались от губерний и уездов, что в последних власть принадлежала гражданским чиновникам, а тут - военным. 1-й пластунский Кубанский батальон не просто охранял Артвин - он сам был его администрацией, располагавшейся, видимо, вместе с квартирами, на 4 этажах этого дома.

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Не знаю, вывели бы нас переулочки, пойди мы от Русского штаба наверх, на следующую площадь с очередной новодельной мечетью. На практике мы от штаба направились вниз, а сюда поднялись уже на ночь глядя маршруткой:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Эта площадь примечательна памятником лезгинке - как говорилось уже в прошлой части, Артвин для турок олицетворяет Кавказ, а летом в одном из окрестных селений проводится даже Кавказский фестиваль с боем быков. Ну а заводные кавказские ритмы и танцы в тюркском мире не менее знамениты, чем в русском:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Что же касается нынешних артвинцев, то... Официально они, конечно же, турки, и в обиходе по-турецки говорят - какие-то послабления в этнической политике произошли лишь в 2010-х годах, но коснулись больше народов, и так твёрдо стоящих на своей идентичности - курдов, черкесов и лазов. Однако - вглядитесь в лица: ну какие же это турки? Грузины и есть грузины:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Так как Артвин стал первым турецким городом на нашем пути, я не обращал тогда здесь на это внимание, но пересматривая свои фотографии после Эрзурума, Вана или Карса, я понимаю, что у артвинцев какая-то более мягкая, интеллигентная, городская внешность, чем у большинства жителей Турецкой Сибири:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

От площади с лезгинкой городские кварталы уходят на Ататепе, и кабы не сумерки (а из-за гор тут день на пару часов коровеч!), мы бы повернули правее, направившись к памятнику Ататюрку. Но понимая, что времени мало, мы выбрали левую улицу, идущую по самому карнизу горы. С карниза этого - отличный вид на центр, у левого края кадра можно даже разглядеть Русский штаб:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

С этой стороны, впрочем, тоже обнаружился солидный кусок старой застройки:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

В котором нашлась ещё пара зданий, схожих с Русским штабом:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Вплоть до деталей декора:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Какая же это Турция? Италия, да и только!

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Эти дома, наверное, принадлежали армянским купцам и виноделам, за неимением ничего иного решившим взять Русский штаб за образец. А мастеров, быть может, хозяин этого вызвал откуда-то с севера - лепнина тут как на каком-нибудь купеческом особнячке на Тамбовщине:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Странное же расположение двух исторических центров, между которыми словно вырос овраг, напоминает, что дореволюционный Артвин представлял собой россыпь обособленных кварталов на склоне Куапа. И за оврагом осталась Базарная часть (Чарши-мелле), а это мог быть какой-нибудь Колорто, Камкасур, Кордзул или Хайпет - один из армянских кварталов.

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

С этих улиц в гостиницу мы поднимались колоритными закоулками, на любом повороте опасаясь уткнуться в тупик.

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Странное ощущение, когда город окружает тебя со всех сторон, в том числе снизу и сверху, а между улицами и подъездами стёрта чёткая грань:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Рельеф облагораживает даже самые стандартные многоэтажки:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Когда у дома вход с одной стороны с первого этажа, а с другой - с последнего, не очень-то важно, что у него за архитектура:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Многоэтажки в Артвине расположен в основном ниже Базарной части, вдоль того самого серпантина, которым поднимаются маршрутки от моста через Чорох:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Армянских церквей в Артвине не осталось, старые домики по отдельности не впечатляют, и всё же сам пейзаж Города-на-серпантине не забыть:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

На изгибах главной улицы - и различные колоритные детали современности. Вот например реплика налии, грузинского кукурузного амбара - мне такие запомнились "визиткой" сельской Аджарии:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Остановка с мотивами деревянной сельской Грузии:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Макет оды (западно-грузинского деревянного дома) в лавке недалеко от гостиницы:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

И хотя скрыта Грузия здесь под безэтническим эвфемизмом "Кавказ"...

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

...на окнах многих домов, будь то фахверки или многоэтажки, сушатся цветастые карпеты:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Да и самих грузин мы встречали за день прогулки неоднократно. В одном месте, услышав русскую речь, нас окликнули двое мужиков в трениках, на лицах которых чётко читался неудачный визит то ли к начальнику за долгом по зарплате, то ли в госучреждение за какой-то бессмысленной, но незаменимой бумагой.
-Откуда приехали?
-Из России вот.
-И как, нравится?
-Да, очень красиво здесь.
-Это вы тут мало были. Турки не люди!
Впрочем, не знаю, что бы те же мужики сказали турку, случайно встреченному на просторах России...
Пяток зигзагов серпантина привели нас в Артомелинскую, или Среднюю часть - и то, и другое от старого названия Орта-мелле. Холм посреди многоэтажек здесь облеплен старым кладбищем:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Над которым гордо стоит мечеть Орта-мелле, известная с 18 века (кадр Прокудина-Горского со стариком и двумя девочками - как раз с её двора), но в нынешнем виде построенная в 1970-е годы.

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

У шедшего мимо турка я спросил, где здесь "культур-эви", по-нашему говоря - Дом культуры. На советские ДК, даром что рядом с советского вида пятиэтажками, он оказался совсем не похож:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Скорее оказавшись сочетанием банального кафе с этнографическим музеем:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Занимающим бывшую усадьбу, видимо, турецкого сановника Бикан-оглу Яхья-ага вокруг его старейшего в Артвине дома (1799-1800):

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Не буду пытаться "на глаз" определить, что за народ мог строить это здание - грузинские дома в окрестных сёлах выглядят несколько иначе, так что я бы предположил, что аналоги надо искать где-то по ту сторону Понтийских гор. Впрочем, в окрестных деревнях и домов 18 века не осталось:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

На лоджии - кафе, а за резными порталами - пара жилых комнат:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Столики в которых вполне спокойно уживаюся с предметами быта, собранными, видимо, по всей округе.

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

Богатые артвинские дома традиционно состояли из трёх ярусов: внизу - кладовки, погреба и даже хлевы (свиней, кстати, тут даже христиане не держали - скорее всего, тупо потому, что их было негде взять), вверху - чердаки, сушильни и зимние холодильники для хранения фруктов. Жилой, как в огромных избах русского севера, оставалась совсем небольшая часть, которая, по кавказскому обычаю, включала ещё и гостевую комнату. Она, видимо, на кадре выше, просторная и пустая, но со снегоступами, сохнущими над очагом. А вот на кадре ниже хорошо видны долабы - ниши в стенах, выполнявшие роль шкафов. Там же выставлена утварь - например, деревянный таз "ташты" для мытья овощей и фруктов, посуда разных размеров и форм или туеса, в которых хранилось добро. Кроватей в здешних домах не было - спали на коврах и лавках:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

В самых богатых домах в русское время вешали тчаги (люстры), но здесь - лишь керосинки. И в каждой комнате - камин. Надписи арабицей напоминают, что жил в этом доме не армянин и не грузин-мусульманин, а турок:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

На витринах - просто предметы быта этого вроде и обделённого достопримечательности, но безмерно колоритного места:

Артвин. Город на серпантине. замки-крепости,Турция,дорожное,деревянное,этнография

За достопримечательностями же в следующей части отправимся в Артануч - древнюю столицу Грузии в 30 киломтерах отсюда.

ЗАКАВКАЗЬЕ-2019

БОЛЬШОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ. Азербайджан, Армения, Нагорный Карабах, Турция.
Аджария

Батуми. История и панорамы.
Батуми. Детали и колорит.
Батуми. Приморский бульвар
Батуми. Старый город.
Батуми. Южные окраины.
Батуми. Бензе.
Аджарское взморье. Чакви, Цихисдзири, Кобулети.
Горная Аджария. Махунцети и Мирвети.
Горная Аджария. Мачахела.
Горная Аджария. Хуло.
Лазистан. Гонио и Сарпи.
Турецкая Грузия - Кларджетия (ил Артвин)

Вдоль Чороха. Борчка, Хамамли, Адское ущелье.
Артвин.
Артанудж.
Шавшат и Карагёль.
Турецкая Гразия - Тао, или Тайк (ил Эрзурум)

Юсуфейли, Ишхан, Тортум.
Ошки и дорога в Эрзурум.
Олту (Олтиси).
О Турции в общем

Южная Грузия, Западная Армения и Восточная Анатолия. История Второй Сибири.
Транспорт Турции.
Среда, колорит и детали.
Люди и реалии Турции.

Взято: Тут

+5091652
  • 1
  • 18 177
Обнаружили ошибку?
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации.
Нужна органическая вечная ссылка из данной статьи? Постовой?
Подробности здесь

Комментариев 1

  1. Офлайн
    Гость Анатолий
    Гость Анатолий 19.01.2023 в 01:20
    0
    Спасибо за статью. Познавательно. Мой армянский прадед бежал с семьёй из Артвина в Россию ещё при царе: друг-турок предупредил, что будет резня христиан. Прадед действительно был армяно-католиком. Моя армянская бабушка говорила, что другие армяне уже в России говорили, что армяно-католики их "хвост". Приятно найти подтверждение этому в вашей статье. По преданию прадед некоторое время работал в Ватикане. В семье сохранились реликвии артвинского периода: кофемолка, кольцо с бирюзой, мелкие серебряные монетки. Ещё раз спасибо за статью!

Добавить комментарий

  • Внимание!!! Комментарий должен быть не короче 40 и не длиннее 3000 символов.
    Осталось ввести знаков.
    • angelangryapplausebazarbeatbeerbeer2blindbokaliboyanbravo
      burumburumbyecallcarchihcrazycrycup_fullcvetokdadadance
      deathdevildraznilkadrinkdrunkdruzhbaedaelkafingalfoofootball
      fuckgirlkisshammerhearthelphughuhhypnosiskillkissletsrock
      lollooklovemmmmmoneymoroznevizhuniniomgparikphone
      podarokpodmigpodzatylnikpokapomadapopapreyprivetprostitequestionrofl
      roseshedevrshocksilaskuchnosleepysmehsmilesmokesmutilisnegurka
      spasibostenastopsuicidetitstorttostuhmylkaumnikunsmileura
      vkaskewakeupwhosthatyazykzlozomboboxah1n1aaaeeeareyoukiddingmecerealguycerealguy2
      challengederpderpcryderpgopderphappyderphappycryderplolderpneutralderprichderpsadderpstare
      derpthumbderpwhydisappointfapforeveraloneforeveralonehappyfuckthatbitchgaspiliedjackielikeaboss
      megustamegustamuchomercurywinnotbadnumbohgodokaypokerfaceragemegaragetextstare
      sweetjesusfacethefuckthefuckgirltrolltrolldadtrollgirltruestoryyuno