rubik12
Алексей Иванов: «Если писатель обслуживает чьи-то политические интересы — это позорно» ( 2 фото )
В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга Алексея Иванова «Быть Ивановым» — честные ответы на самые острые вопросы из переписки с посетителями его сайта. Редактор Bookmate Journal Кристина Ятковская поговорила с писателем отдельно — про рабочие ритуалы, любимые экранизации, политический активизм и книги, которые он читает для удовольствия.
«Эта коммуникация есть. Она работает с разной степенью напряжения — но работает. Читатели спрашивают. Писатели отвечают» Алексей Иванов «Быть Ивановым: Пятнадцать лет диалога с читателями»
— Зачем нужно писать про Россию?
— Никто не обязан писать про Россию, это личный выбор писателя. Вообще, литература — это рассказ о жизни со сверхбытовым содержанием. Этим самым «сверхбытовым» СМИ интересуются крайне редко и очень шаблонно, а искать подобные истории в соцсетях хлопотно, да и нелепо. Но очень интересно знать, как современники и соотечественники живут не в обыденном и житейском измерении. Такое знание формирует адекватность.
— Если бы не было России, то какая другая страна вас заинтересовала бы больше всего и почему?
— По влиянию на мировую историю — безусловно, Англия. По личной душевной расположенности — Германия. А по разнообразию жизни и внутренней свободе — США.
— Что вам нравится сейчас в России?
— Мне нравится, что, несмотря на все препятствия, во многих людях не угасает желание правды и свободы. Это очень ценно. Только это и позволяет надеяться, что мы выкарабкаемся из ловчей ямы, в которую угодили.
— Назовите три вещи, которых вы боитесь.
— Если не считать смерти, которой боится любой человек, то бесплодности своих усилий, несвободы и несчастий моих близких.
— Как вы пишете — по плану или сочиняете на ходу? Есть ли у вас какой-то специальный писательский ритуал?
— Длинный роман со сложным сюжетом и незнакомой фактурой невозможно написать по вдохновению или по наитию, без большой и системной подготовки, как невозможно построить небоскреб без чертежей и расчетов. Разумеется, я пишу по плану, по определенной технологии. У меня есть мелкие ритуалы, но они нужны не для задабривания музы, а для настройки на работу. Например, перед работой я ничего не читаю постороннего, не отвечаю на письма, не звоню, чтобы не сбиваться с мыслей.
— Фильмы, снятые по вашим книгам, вы видели, уже имея собственный опыт работы с кино (документальный фильм «Хребет России» с Парфеновым). Как вы относитесь к экранизациям ваших романов? Какая из них любимая?
— Есть экранизации моих произведений, а есть фильмы по моим сценариям. Экранизации, которые я уже видел, — «Географ», «Ненастье», «Общага» — мне нравятся, потому что это сильные фильмы сами по себе, работа больших мастеров. А фильмы по сценариям — «Царь», «Тобол» — не нравятся, потому что режиссеры вторглись в текст. Любимый фильм — «Географ», потому что снимался в районе, где я жил, в школе, где я учился, на реке, по которой я ходил в походы.
Трейлер фильма «Географ глобус пропил» (режиссер Александр Велединский, 2013)
— Как писателю найти баланс между литературой и политическим активизмом?
— Если писатель участвует в общественной жизни как обычный гражданин — это его личное дело, и никто ему не судья. Если своими произведениями писатель обслуживает чьи-то политические интересы — это позорно. Если просто рассказывает о политических драмах и коллизиях эпохи — это достойно и увлекательно, когда сделано профессионально. Вот и весь баланс.
О книгах для удовольствия и нынешних литературных критиках читайте в продолжении интервью на Bookmate Journal
«Эта коммуникация есть. Она работает с разной степенью напряжения — но работает. Читатели спрашивают. Писатели отвечают» Алексей Иванов «Быть Ивановым: Пятнадцать лет диалога с читателями»
— Зачем нужно писать про Россию?
— Никто не обязан писать про Россию, это личный выбор писателя. Вообще, литература — это рассказ о жизни со сверхбытовым содержанием. Этим самым «сверхбытовым» СМИ интересуются крайне редко и очень шаблонно, а искать подобные истории в соцсетях хлопотно, да и нелепо. Но очень интересно знать, как современники и соотечественники живут не в обыденном и житейском измерении. Такое знание формирует адекватность.
— Если бы не было России, то какая другая страна вас заинтересовала бы больше всего и почему?
— По влиянию на мировую историю — безусловно, Англия. По личной душевной расположенности — Германия. А по разнообразию жизни и внутренней свободе — США.
— Что вам нравится сейчас в России?
— Мне нравится, что, несмотря на все препятствия, во многих людях не угасает желание правды и свободы. Это очень ценно. Только это и позволяет надеяться, что мы выкарабкаемся из ловчей ямы, в которую угодили.
— Назовите три вещи, которых вы боитесь.
— Если не считать смерти, которой боится любой человек, то бесплодности своих усилий, несвободы и несчастий моих близких.
— Как вы пишете — по плану или сочиняете на ходу? Есть ли у вас какой-то специальный писательский ритуал?
— Длинный роман со сложным сюжетом и незнакомой фактурой невозможно написать по вдохновению или по наитию, без большой и системной подготовки, как невозможно построить небоскреб без чертежей и расчетов. Разумеется, я пишу по плану, по определенной технологии. У меня есть мелкие ритуалы, но они нужны не для задабривания музы, а для настройки на работу. Например, перед работой я ничего не читаю постороннего, не отвечаю на письма, не звоню, чтобы не сбиваться с мыслей.
— Фильмы, снятые по вашим книгам, вы видели, уже имея собственный опыт работы с кино (документальный фильм «Хребет России» с Парфеновым). Как вы относитесь к экранизациям ваших романов? Какая из них любимая?
— Есть экранизации моих произведений, а есть фильмы по моим сценариям. Экранизации, которые я уже видел, — «Географ», «Ненастье», «Общага» — мне нравятся, потому что это сильные фильмы сами по себе, работа больших мастеров. А фильмы по сценариям — «Царь», «Тобол» — не нравятся, потому что режиссеры вторглись в текст. Любимый фильм — «Географ», потому что снимался в районе, где я жил, в школе, где я учился, на реке, по которой я ходил в походы.
Трейлер фильма «Географ глобус пропил» (режиссер Александр Велединский, 2013)
— Как писателю найти баланс между литературой и политическим активизмом?
— Если писатель участвует в общественной жизни как обычный гражданин — это его личное дело, и никто ему не судья. Если своими произведениями писатель обслуживает чьи-то политические интересы — это позорно. Если просто рассказывает о политических драмах и коллизиях эпохи — это достойно и увлекательно, когда сделано профессионально. Вот и весь баланс.
О книгах для удовольствия и нынешних литературных критиках читайте в продолжении интервью на Bookmate Journal
Взято: Тут
352