artem06725
Пластины и шнуры: доспехи Страны восходящего солнца ( 19 фото )
Самураи эпохи Намбокутё (1336-1392): самурай слева в традиционном доспехе о-ёрой; самурай в центре – в доспехе до-мару («вокруг тела») с нагрудными пластинками гёё; самурай справа также одет в до-мару, а на голове у него шапочка эбоси – головной убор самураев, который они носили вместо подшлемника. Рис. Ангуса МакБрайда
У жаровни сижу
и гляжу, как под дождичком мокнет
на улице князь…
Исса
Доспехи и оружие самураев Японии. Пластинки японских доспехов обычно окрашивались в различные цвета при помощи органических пигментов. Например, чернили их обыкновенной сажей; ярко-красный цвет давала киноварь; коричневый получали смешением красной краски с черной. Именно темно-коричневый цвет лака был в Японии особенно популярен, что было связано с обычаем пить чай, а еще модой на все старое. В данном случае этот цвет создавал впечатление металлической поверхности, ржавой от старости, хотя самой ржавчины там не было. Фантазия мастеров при этом была безгранична: один добавлял в лак мелко рубленную солому, другой сыпал порошок обожженной глины, а кто-то — толченые кораллы. «Золотой лак» получали, добавляя в него золотую пыль или покрывая изделия тонким листовым золотом. Красный цвет также был весьма популярен, поскольку его считали цветом войны, к тому же на таких доспехах вблизи была не так видна кровь, а вот издали они производили на врага устрашающее впечатление. Казалось, что люди в них забрызганы кровью с головы до ног. Не только отделка лаком доспехов, но даже и сам лак стоил очень дорого. Дело в том, что сок лакового дерева собирают только с июня по октябрь, а так как выделяется он лучше всего поздно ночью, то его сборщикам спать в это время не приходится. Причем за целый сезон, который длится полгода, одно дерево дает всего одну чашку сока! Сложен и процесс покрытия этим лаком готовых изделий. Причина в том, что японский лак уруси нельзя сушить, как это обычно принято, а нужно держать на свежем воздухе, но зато обязательно в тени и в сырости. Поэтому лакировку больших партий лаковых изделий иной раз производят в земляной яме, устроенной так, чтобы по ее стенкам стекала вода, а сверху ее накрывали пальмовыми листьями. То есть такое производство требовало больших знаний, опыта и терпения, но уж зато и стойкость лака к воздействию японского климата и механическим повреждениям была действительно исключительной. Лаком покрывали ножны мечей и металлические и кожаные пластинки доспехов, поверхность шлемов и лицевых масок, поножи и стремена, так что неудивительно, что всего лишь на один доспех нужен был лак с нескольких деревьев, из-за чего и стоимость его была очень и очень высока!
Пара мечей дайсё сонаэ («большой и малый»): катана и вакидзаси. Предполагается, что их владельцем был сам Тоётоми Хидеёси. Ножны покрыты красным лаком и украшены полосами золотой фольги
Коробчатое совершенство
В предыдущем материале было сказано, что уже в начале Х века классическим доспехом самураев стал доспех о-ёрой, или «большой доспех», который от поздних доспехов кейко отличался тем, что представлял собой одну большую деталь, которая оборачивалась вокруг торса воина и закрывала ему грудь, левый бок и спину, а вот на правый бок нужно было надеть отдельную пластину ваидатэ. Кираса щ-ёрой называлась до и состояла из нескольких рядов пластинок накагава. На верхней части кирасы мунаита были предусмотрены крепления наплечных ремней ватагами, имевших толстую подкладку, при этом на плечах у них имелись вертикально стоящие пластины сёдзино-ита, не дававшие ударить мечом по шее воина сбоку.
Сиро-ито одоси цумадори о-ёрой – очень старый доспех о-ёрой эпохи Хэйан с шевронным узором в виде половины угла слева. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Пластины на груди кирасы закрывали выделанной кожей, что было связано с практикой японской стрельбы из лука. Стрелок становился к противнику левым боком и тянул тетиву к своему правому плечу. Так вот, чтобы при выстреле тетива не задевала за края пластин кирасы, их и закрывали гладко выделанной кожей. Подмышки спереди защищались пластинами, закрепленными на шнурах: сэндан-но-ита также из пластин, находилась справа, а узкая цельнокованая пластина кюби-но-ита – слева. Защитой для нижней части тела и бедер служили трапециевидной формы кусадзури, которые также состояли из пластин на шнуровке. Панцирного воротника для доспехов о-ёрой не придумали, но вот плечи у воина прикрыли большими прямоугольными наплечниками о-содэ, похожими на большие гибкие щиты. Держались они на толстых шелковых шнурах, завязанных на спине в виде банта, который назывался агэмаки. Интересно, что какой бы цвет ни был у шнуровки самих доспехов, шнуры о-содэ и бант агэмаки всегда были только красного цвета.
А вот это уже более легкий и не такой тяжелый доспех харамаки-до, что означает «вокруг тела». Пример одноцветной плотной шнуровки кэбики-одоси голубого цвета
Вид сзади. Интересно, что на этом доспехе бант агэмаки почему-то темно-синего цвета, хотя, по идее, ему следовало быть красным!
Еще один доспех куро-до-мару XIV–XV вв. – весь черный, с черными пластинками и шнурами. Наплечники о-содэ для доспехов до-мару были такими же, как на доспехах о-ёрой
Два вида искусства: одоси и кэбики
А еще японские доспехи отличались от европейских тем, что, во-первых, рисунок шнуровки, а во-вторых, ее плотность и материал шнуров играли отнюдь не утилитарную, а очень важную роль, и, более того, являлись для оружейных дел мастеров даже особыми видами искусства: первое — одоси, второе — кэбики. Причем дело здесь было далеко не в одной красоте. Именно цвет шнуров и узоры из этих шнуров на доспехах помогали самураям отличать своих от чужих, пусть даже доспехи одного и того же цвета были у разных сторон. Принято считать, что различать кланы по цветам стали еще во время императора Сейва (856-876 гг.), когда светло-зеленый цвет выбрала семья Фудзивара, Тайра выбрала фиолетовый, а Тачибана — желтый и т.д. Доспехи легендарной императрицы Дзинго имели шнуровку темно-малинового цвета, за что их называли «доспехи красного шитья».
Как и во многих других странах мира, красный цвет воины Японии предпочитали всем прочим. Но среди них был также популярен и белый цвет — цвет траура. Его обычно использовали желавшие показать, что они в бою ищут смерти либо что дело их безнадежно. Соответственно, плотность плетения шнурами демонстрировала положение воина в его клане. Тугая шнуровка, которая практически полностью покрывала всю поверхность пластинок, была принадлежностью доспехов знати. А у простых пехотинцев-асигару на доспехах был самый минимум шнуров.
Шнуры и цвета
Для соединения пластинок в японских доспехах могли использоваться кожаные шнуры (гава-одоси) или шелковые (ито-одоси). Самым простым и одновременно популярным было плотное плетение из шнуров одного цвета — кэбики-одоси. Интересно, что если шнуры были кожаные, скажем, белого цвета, то их мог украшать мелкий рисунок цветов японской вишни — кодзакура-одоси. При этом сами цветы могли быть и красными, и темно-синими и даже черными, а фон соответственно — белым, желтым или же коричневым. Особую популярность плетение такими шнурами приобрело в период Хэйан и в начале периода Камакура. Однако фантазия японских мастеров такой простой одноцветной шнуровкой отнюдь не ограничивалась, и они со временем начали комбинировать цвета шнуров. И для каждого такого плетения, естественно, тут же было придумано свое собственное название. Так, если при одноцветном плетении один или же два верхних ряда пластинок скреплялись шнурами белого цвета, то такое плетение называлось ката-одоси, причем оно было популярным в самом начале периода Муромати. Вариант, в котором шнуры другого цвета шли снизу, назывался коситори-одоси; а вот если цветовые полосы в доспехе чередовались, это уже было плетение дан-одоси, характерное для конца того же периода.
До-мару с плетением иро-иро-одоси
Плетение из полос шнуров разного цвета получило название иро-иро-одоси, также характерного для конца Муромати. Иро-иро-одоси, в котором цвет каждой полосы заменялся посредине на другой, тоже имел свое собственное название — катами-гавари-одоси. В XII в. распространилось сложное плетение сусуго-одоси, в котором самая верхняя полоса была белой, а цвет у каждой новой полосы был более темным, чем у предыдущей, начиная со второй полосы и вниз. Причем между белой полосой вверху и остальными с оттенками выбранного цвета помещалась одна полоса желтого плетения. Иногда плетение имело вид шеврона: сага-омодака-одоси (углом верх) и омодога-одоси (углом вниз). Узор цумадори-одоси имел вид половины угла и был особенно популярен в конце периода Камакура – начале периода Муромати. А сикимэ-одоси – это плетение в виде шахматной доски.
Доспех до-мару из префектуры Аомори (северная часть бывшей провинции Муцу), относится к концу XVI в. и традиционно ассоциируется с Акита Санэсуэ, даймё рода Акита. Доспех скреплен необычным пестрым шелковым шнуром в стиле ката-ака одоси (с красной верхней частью). На ремнях ватагами появились фигурные листовидные пластинки гёё. Зеркало на шлеме между рогами кувагата служило для отпугивания злых духов
А вот это наплечник о-содэ от этого доспеха. Краска шнуровки на верху сильно выцвела
И это лишь малая часть вариантов плетения, порожденных фантазией мастеров-доспешников. Очень часть шнуровка изображала герб – мон владельца доспеха. Например, свастика была на о-содэ северного клана Цугару. Ну а такое плетение, как камацума-дора-одоси, и вовсе представляло оригинальный цветовой узор. Но вершиной искусства плетения, требовавшим особого мастерства, было плетение фусинава-мэ-одоси. Суть его заключалась в использовании тисненых синей краской кожаных шнуров, которые после протягивания через отверстия образовывали на поверхности доспеха сложный цветной узор. Наиболее популярной такая шнуровка была в эпоху Намбокутё.
Доспех харамаки-до эпохи Сэнгоку со шнуровкой в стиле катами-гавари-одоси – «замена у половины тела»
Доспех харамаки-до эпохи Эдо, XVII в., о-содэ которых украшено изображением цветка павлонии
По идее, рисунок и цвета шнуровки должны были повторяться на всех деталях доспеха, включая и о-содэ, и кусадзури. Но существовали доспехи до-мару и харамаки-до, на которых о-содэ имели один рисунок, повторявшийся затем и на туловище, но на пластинах кусадзури рисунок был другой. Обычно это был самый темный цвет полосы на кирасе до и на о-содэ. При описании шнуровок часто попадаются такие термины, как ито и гава (кава). Они обозначают соответственно плоские шелковые шнуры и кожаные ремешки. Таким образом, описание шнура состоит из названия материала и его цвета, что, например, сиро-ито-одоси – это белый шелковый шнур, а куро-гава-одоси – черный кожаный ремешок.
О-содэ этого доспеха
Дзинбаори — накидка-безрукавка, которую полководцы надевали поверх доспехов. Обычно делалась из плотной ткани и украшалась изображением монов. В данном случае мы видим дзинбаори клана Симадзу, сшитый из красного бархата с воротником из белого. Все-таки некоторые самураи были большие оригиналы, что и говорить! Эпоха Эдо, XIX в.
Дзинбаори клана Симадзу: вид сзади
А это дзинбаори клана Синосукаку: вид спереди. Эпоха Эдо, XIX в.
Вид сзади
Полное название японского доспеха было очень сложным и для европейца трудно запоминаемым, так как в него включалось название цвета шнуров и материала, из которого они были сделаны, типа использованного плетения и тип самого доспеха. Получается, что доспех о-ёрой, в котором чередуются красные и синие шелковые шнуры, будет иметь название: ака-кон ито дан-одоси ёрой, при этом первым всегда назывался цвет, который находился вверху. До-мару со шнуровкой красного цвета с половиной шеврона назывался бы ака-цумадори ито-одоси до-мару, а доспех харамаки с ремешками из черной кожи — куро-гава одоси харамаки-до.
Однако не надо думать, что у японцев в ходу были только лишь доспехи из пластин, как металлических, так и кожаных. Известны весьма оригинальные доспехи типа харамаки-до, снаружи выглядевшие как изготовленные целиком из кожаных полос, соединенных шнурами.
Наиболее известный из этого типа доспехов — коричневый доспех кавацудзуми харамаки из храма Ицукусима (о. Миядзима во Внутреннем море), период Намбокутё
Доспех фусубэ-кавацуцуми харамаки (крытый прокопченной кожи). Состоит из двух пластин для торса, передней и задней, и «юбки» из семи пятиярусных кусадзури. Такие доспехи были популярны в период Сэнгоку, «период войн», когда спрос на них вырос и надо было спешно его удовлетворять. Вот оружейники и придумали такие доспехи. Дело в том, что под кожей тоже были металлические пластинки, но… самые разные, разного вида и размера, от разных доспехов, собранные с бору по сосенке. Понятно, что ни один уважающий себя самурай не надел бы такие доспехи. Его бы просто засмеяли. Но… под кожей их видно не было! В Токийском национальном музее есть также один такой доспех, который мы сейчас и посмотрим, как спереди, так и сзади.
Доспех фусубэ-кавацуцуми харамаки: вид спереди
Вид сзади. Обратите внимание, что, в отличие от других доспехов, завязывавшихся на боку, харамаки завязывался на спине. Место, где находились завязки, прикрывалось специальной пластиной, называвшейся сэ-ита – «пластиной труса». Но на этом доспехе она отсутствует. Либо ее не было совсем, либо она просто потерялась
Продолжение следует…
Автор:Вячеслав ШпаковскийСтатьи из этой серии:История доспехов Страны восходящего солнца
Взято: Тут
869