Maga959595
Ещё раз о чудесах ( 2 фото )
Почему Христос прежде, чем сотворить чудо, вопрошал людей об их вере? Могут ли быть чудеса нам во вред? Должна ли вера утверждаться чудесами? И как отличить чудеса подлинные от ложных? Отвечает протоиерей Олег Стеняев.
Сегодня мы поговорим о чудесах. О чудесах люди любят говорить. Когда кто-то услышит о каком-то чуде, то хочет сразу поделиться этой новостью с другими. Но в Церкви, в первую очередь, обращали внимание на чудо веры. На чудо нравственного перерождения человека, которое выглядело, в понимании святых отцов, чем-то более значительным, чем чудо воскрешения мертвого, чудо исцеления больного и другие чудеса.
Так, преподобный Макарий Египетский писал о чудесах:
«Ныне, после крестного знамения, благодать так действует и умиряет все члены и сердце, что душа от великой радости уподобляется незлобивому младенцу и человек не осуждает уже ни еллина, ни иудея, ни грешника, ни мирянина, но на всех чистым оком взирает внутренний человек, и радуется о целом мире, и всемерно желает почтить и полюбить еллинов и иудеев. В иной час он – сын царев, так твердо уповает на Сына Божия, как на отца. Отверзаются перед ним двери, и входит он внутрь многих обителей, и по мере того, как входит, снова отверзаются перед ним двери в соразмерном числе, например, из ста обителей – в другие сто обителей, и обогащается он; и в какой мере обогащается, в такой же показываются ему новые чудеса».
Как видим, в понимании преподобного Макария Египетского подлинное чудо – это чудо нравственного перерождения, когда человек, достигнув некоторых нравственных позиций в своей жизни, открывает перед собой какую-то новую вселенную, куда он спешит войти. Так, о Моисее говорится в книге Исход, что, когда он поднялся на гору, он вдруг оказался у подножия другой горы, как бы духовной горы; и, взойдя на Синай, он ощутил, что ему открываются совсем новые горизонты Божественного.
Моисей получает откровение на горе Синай на глазах старейшин Израилевых. Мозаика базилики Сан-Витале, Равенна
Господь оберегает свободную волю человека, потому чудо – это всегда ответ Бога на веру человека
Господь оберегает свободную волю человека, поэтому чудо всегда является ответом на проявление как раз этой свободной воли: только тогда, когда человек исповедует Христа Господом своим, Христос может начать действовать в жизни этого человека. Даже когда люди прибегали к Иисусу Христу с просьбой о помощи, Он спрашивал их, имеют ли они веру. Почему Он так спрашивал? Чтобы чудо не разрушило свободную волю человека. Чудо должно являться чем-то органичным, естественным в жизни человека, соответствовать уровню его веры. Вот почему в древности чудес было больше, а сейчас их значительно меньше: уровень веры снизился.
Если бы Господь каскадом чудес вторгался в нашу реальность, это означало бы насилие над нашей свободной волей. С другой стороны, это было бы и не нужно. Так, например, святительИоанн Златоуст пишет: «Чудеса предлагаются для неверных, а не для верующих. Неверный же при удобном случае с презрением отнесется и к чудесам». То есть чудо, в некотором смысле, это и костыль для сомневающихся. И Христос однажды сказал: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим» (Ин. 10: 38). И мы, христиане, верим не потому, что Он нас убедил каскадом чудес, но прежде всего потому, что мы возлюбили Господа всем сердцем своим, всем помышлением своим и всею крепостию своею.
И еще одна цитата из творений святителя Иоанна Златоуста: «Где теперь ищущие знамений? Пусть услышат они, что более всего нужно сердце, чувствительное к добру. А ежели его не будет, то от знамений нет никакой пользы». Эти слова Златоуста перекликаются с тем высказыванием преподобного Макария Египетского, которое мы привели выше. Совершенно необходимо пережить чудо нравственного перерождения. А если этого не произойдет, то чудо внешнего характера едва ли может как-то помочь.
Более того, давайте вспомним, что в Библии говорится о чудесах последнего чудесника – антихриста. В Откровении Иоанна Богослова мы находим такие слова: «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он (то есть антихрист. – прот. О. С.) обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив» (Откр. 13: 11–14). Как видим, последний чудесник антихрист сотворит великие чудеса и знамения. И те, которые свои веру в чудеса основывают не на нравственном перерождении, не на любви к Господу, а на внешних неких эффектах, рискуют быть очарованными чудесами, которые сотворит антихрист.
Чудо веры, действительно, самое удивительное чудо. Я знаю людей, которые хотели бы иметь веру в Бога, но у них ее нет, и они не знают, как обрести ее. И в то же время мы, православные христиане, знаем из Библии, что «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10: 17). Слово Божие, достигшее каждого из нас, – это и есть чудо Божественного присутствия. А во дни земной жизни Христа Спасителя Его жизнь – это и есть Слово Бога, Которое стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины. И, хотя мы не были свидетелями Его земной жизни, в Святых Дарах, вкушая Его Тело и Кровь, мы приобщаемся тем чудесным переменам от Господа, которые могут произойти в нашей жизни таким образом, что чудо нашего нравственного перерождения станет для нас некоей объективной реальностью. Поэтому мы должны осознать значение именно духовных аспектов, когда совершаются чудесные проявления Божественной благодати в нашей жизни. И не обращать внимания на внешние чудеса, какие-то эффекты, которые нам предлагает мир, в том числе и с целью нашего обольщения.
И святые отцы подчеркивали: подлинное чудо – это не мертвого воскресить, подлинное чудо – это не больного исцелить, подлинное чудо – это когда неверующий становится верующим, когда язычник становится христианином, когда еретик становится православным. Вот это чудо веры мы должны взыскать для себя и для других.
Конечно, мир всё время будет гоняться за внешними чудесами. Отец Серафим (Роуз) в свое время написал книгу о будущей религии антихриста («Единая религия будущего»), где он рассказывает об этих бесовских чудесах, которые становятся реальностью для многих людей современного мира. Так, он описывает эффект летающих тарелок, когда диавол и бесы создают как бы свою религию с черного хода. Но отец Серафим (Роуз) обращает внимание на бессмысленность тех контактов, которые якобы возникают у людей с инопланетянами. Он приводит пример, как к одному американскому фермеру залетела тарелка, вылезли из нее гуманоиды и стали обучать этого американского фермера, как… ему кормить кур. Трудно представить, что инопланетяне пролетели столько световых лет, чтобы научить фермера кормить кур. Скорее всего, это диавольская насмешка над человеком, чтобы поразить его чем-то чудесным, не связанным с нравственными выводами и с духовным перерождением.
Поэтому подлинное чудо есть то, которое нас меняет, а ложное чудо есть то, которое оставляет нас в том состоянии, в каком мы были ранее, и даже ввергает нас в состояние суеверий и комплексов.
Сегодня мы поговорим о чудесах. О чудесах люди любят говорить. Когда кто-то услышит о каком-то чуде, то хочет сразу поделиться этой новостью с другими. Но в Церкви, в первую очередь, обращали внимание на чудо веры. На чудо нравственного перерождения человека, которое выглядело, в понимании святых отцов, чем-то более значительным, чем чудо воскрешения мертвого, чудо исцеления больного и другие чудеса.
Так, преподобный Макарий Египетский писал о чудесах:
«Ныне, после крестного знамения, благодать так действует и умиряет все члены и сердце, что душа от великой радости уподобляется незлобивому младенцу и человек не осуждает уже ни еллина, ни иудея, ни грешника, ни мирянина, но на всех чистым оком взирает внутренний человек, и радуется о целом мире, и всемерно желает почтить и полюбить еллинов и иудеев. В иной час он – сын царев, так твердо уповает на Сына Божия, как на отца. Отверзаются перед ним двери, и входит он внутрь многих обителей, и по мере того, как входит, снова отверзаются перед ним двери в соразмерном числе, например, из ста обителей – в другие сто обителей, и обогащается он; и в какой мере обогащается, в такой же показываются ему новые чудеса».
Как видим, в понимании преподобного Макария Египетского подлинное чудо – это чудо нравственного перерождения, когда человек, достигнув некоторых нравственных позиций в своей жизни, открывает перед собой какую-то новую вселенную, куда он спешит войти. Так, о Моисее говорится в книге Исход, что, когда он поднялся на гору, он вдруг оказался у подножия другой горы, как бы духовной горы; и, взойдя на Синай, он ощутил, что ему открываются совсем новые горизонты Божественного.
Моисей получает откровение на горе Синай на глазах старейшин Израилевых. Мозаика базилики Сан-Витале, Равенна
Господь оберегает свободную волю человека, потому чудо – это всегда ответ Бога на веру человека
Господь оберегает свободную волю человека, поэтому чудо всегда является ответом на проявление как раз этой свободной воли: только тогда, когда человек исповедует Христа Господом своим, Христос может начать действовать в жизни этого человека. Даже когда люди прибегали к Иисусу Христу с просьбой о помощи, Он спрашивал их, имеют ли они веру. Почему Он так спрашивал? Чтобы чудо не разрушило свободную волю человека. Чудо должно являться чем-то органичным, естественным в жизни человека, соответствовать уровню его веры. Вот почему в древности чудес было больше, а сейчас их значительно меньше: уровень веры снизился.
Если бы Господь каскадом чудес вторгался в нашу реальность, это означало бы насилие над нашей свободной волей. С другой стороны, это было бы и не нужно. Так, например, святительИоанн Златоуст пишет: «Чудеса предлагаются для неверных, а не для верующих. Неверный же при удобном случае с презрением отнесется и к чудесам». То есть чудо, в некотором смысле, это и костыль для сомневающихся. И Христос однажды сказал: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим» (Ин. 10: 38). И мы, христиане, верим не потому, что Он нас убедил каскадом чудес, но прежде всего потому, что мы возлюбили Господа всем сердцем своим, всем помышлением своим и всею крепостию своею.
И еще одна цитата из творений святителя Иоанна Златоуста: «Где теперь ищущие знамений? Пусть услышат они, что более всего нужно сердце, чувствительное к добру. А ежели его не будет, то от знамений нет никакой пользы». Эти слова Златоуста перекликаются с тем высказыванием преподобного Макария Египетского, которое мы привели выше. Совершенно необходимо пережить чудо нравственного перерождения. А если этого не произойдет, то чудо внешнего характера едва ли может как-то помочь.
Более того, давайте вспомним, что в Библии говорится о чудесах последнего чудесника – антихриста. В Откровении Иоанна Богослова мы находим такие слова: «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он (то есть антихрист. – прот. О. С.) обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив» (Откр. 13: 11–14). Как видим, последний чудесник антихрист сотворит великие чудеса и знамения. И те, которые свои веру в чудеса основывают не на нравственном перерождении, не на любви к Господу, а на внешних неких эффектах, рискуют быть очарованными чудесами, которые сотворит антихрист.
Чудо веры, действительно, самое удивительное чудо. Я знаю людей, которые хотели бы иметь веру в Бога, но у них ее нет, и они не знают, как обрести ее. И в то же время мы, православные христиане, знаем из Библии, что «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10: 17). Слово Божие, достигшее каждого из нас, – это и есть чудо Божественного присутствия. А во дни земной жизни Христа Спасителя Его жизнь – это и есть Слово Бога, Которое стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины. И, хотя мы не были свидетелями Его земной жизни, в Святых Дарах, вкушая Его Тело и Кровь, мы приобщаемся тем чудесным переменам от Господа, которые могут произойти в нашей жизни таким образом, что чудо нашего нравственного перерождения станет для нас некоей объективной реальностью. Поэтому мы должны осознать значение именно духовных аспектов, когда совершаются чудесные проявления Божественной благодати в нашей жизни. И не обращать внимания на внешние чудеса, какие-то эффекты, которые нам предлагает мир, в том числе и с целью нашего обольщения.
И святые отцы подчеркивали: подлинное чудо – это не мертвого воскресить, подлинное чудо – это не больного исцелить, подлинное чудо – это когда неверующий становится верующим, когда язычник становится христианином, когда еретик становится православным. Вот это чудо веры мы должны взыскать для себя и для других.
Конечно, мир всё время будет гоняться за внешними чудесами. Отец Серафим (Роуз) в свое время написал книгу о будущей религии антихриста («Единая религия будущего»), где он рассказывает об этих бесовских чудесах, которые становятся реальностью для многих людей современного мира. Так, он описывает эффект летающих тарелок, когда диавол и бесы создают как бы свою религию с черного хода. Но отец Серафим (Роуз) обращает внимание на бессмысленность тех контактов, которые якобы возникают у людей с инопланетянами. Он приводит пример, как к одному американскому фермеру залетела тарелка, вылезли из нее гуманоиды и стали обучать этого американского фермера, как… ему кормить кур. Трудно представить, что инопланетяне пролетели столько световых лет, чтобы научить фермера кормить кур. Скорее всего, это диавольская насмешка над человеком, чтобы поразить его чем-то чудесным, не связанным с нравственными выводами и с духовным перерождением.
Поэтому подлинное чудо есть то, которое нас меняет, а ложное чудо есть то, которое оставляет нас в том состоянии, в каком мы были ранее, и даже ввергает нас в состояние суеверий и комплексов.
Взято: Тут
697