sersaratov
«Это же братский народ»: в России переживают, что Украина не справится с коронавирусом ( 5 фото )
Эксклюзив Новостного агентства «Харьков»
Эпидемия коронавируса на Украине пришлась как раз на разгар медреформы, которую начали внедрять еще при бывшей и. о. министра здравоохранения гражданке США Ульяне Супрун и продолжают действующие власти страны.
В ходе реформы по всей стране закрываются больницы, фельдшерские пункты, специализированные диспансеры. Врачей готовят к сокращениям, а пациентов — к повышению расценок. Люди в селе остаются без помощи врачей, их жизнь и здоровье никого не интересует. В больницах нет лекарств, а хорошие украинские специалисты уехали за границу из-за мизерных зарплат и отвратительных условий труда. Причины понятны: низкая заработная плата, непродуманная медреформа. Как следствие, разрушение всей системы здравоохранения.
Только с 2014 по 2016 год 66 тысяч украинских медработников ушли из отрасли. Ежегодно покидают страну и уезжают на Запад семь тысяч врачей. По оценкам специалистов, обеспеченность Украины врачами значительно ниже, чем в странах Европы.
Если среднеевропейский показатель составляет 32 врача на 10 тыс. населения, то на Украине — 24 (данные за 2016 год). Это усредненная цифра по всей стране, и если в городах ситуация чуть лучше, то в сельской местности показатель еще ниже.
Можно понять, почему работники здравоохранения покидают страну: в Евросоюзе врачи получают от 2000 до 3000 евро в месяц, а то и больше. Медсестры — 1500-2000 евро (45-60 тыс. грн). При этом узкие специалисты оплачиваются лучше, чем семейные врачи, — от 3000 до 10 000 евро (90-290 тыс. грн).
На Украине средняя зарплата медсестры составляет 4573 грн. По статистике Госслужбы занятости, меньше всего медицинские сестры получают в скорой — 4173 грн, немногим больше в стоматологии — 5182 грн. По данным Work.ua, в частном секторе медсестрам платят в среднем по 8000 грн.
3323 грн – столько получает медицинская сестра с 25-летним стажем Нина Козловская. Ее пост в Facebook в конце ноября прошлого года буквально взорвал сеть. Тогда женщина рассказывала, что ее коллеги массово увольняются и скоро не останется тех, кто умеет ставить капельницу.
На видеообращение медсестры из Боярки с призывом не молчать и выходить на протесты отозвались тысячи ее коллег по всей стране. Под хештегом #будьякніна они начали писать об условиях работы медсестрой на Украине, о мизерных зарплатах и об искусстве выживать на них.
Вот, например, рассказ медсестры психиатрического отделения Нели Павлив из Львова: «Заработная плата – 4200 грн. Я медсестра высшей категории, со стажем. Немного маловато, чтобы прожить нормально. Сейчас чехи, немцы, поляки очень много открыли возможностей для наших медиков. И слышу, что там медсестра может заработать до 30 тысяч гривен».
«У меня 30 лет медицинского стажа и 1600 гривен пенсии. Так государство оценивает наш труд. Должны быть пересмотрены и тарификация, и штатные расписания, потому что не может одна медсестра обслуживать 30 больных в отделениях», – рассказала Оксана Ткаченко.
Новостное агентство «Харьков» связалось с писателем и историком Арменом Гаспаряном, чтобы выяснить, как в этих катастрофических условиях в здравоохранении Украина будет справляться с пандемией, которая уже забрала сотни жизней по всему миру.
Все вопросы, отмечает Армен Гаспарян, нужно адресовать Доктору Смерть – бывшей и. о. министра здравоохранения Ульяне Супрун, а также ее последователям: «Они рассчитывали создать медицинскую модель по программе Соединенных Штатов, но им не хватило ни мозгов, ни времени, ни денег. В результате старое разрушили, а новое не построили». Писатель и сам задается вопросом, что Украина будет делать сейчас, в условиях пандемии коронавируса:
«Я сегодня говорил с киевлянами, вообще все, конечно, в удручающем состоянии. Собственно, весь мир к этому был не готов, но травмы Украины в результате «гидности», сноса всего, чего только можно, могут сказаться самым печальным образом. И этого категорически не хотелось бы: одно дело, что мы критики власти, но другое – люди. Это же братский народ. У нас у всех там родственники и друзья. Как на Украине собираются это исправлять, я не понимаю».
Власть, добавил историк, вроде как демонстрирует решительность и жесткость, но на самом деле все иначе: к примеру, ситуация с неподчинением мэра Харькова Геннадия Кернеса указу Зеленского о введении ЧП.
«Зеленский ему сказал: будет уголовное преследование. И на этом все закончилось. Слушайте, при таком странном подходе, наверное, будут возникать вопросы», – недоумевает Гаспарян.
А что касается заработных плат медицинских работников на Украине, то это их большая боль на четверых (Эстония, Латвия, Литва и Украина) : «Ровно то же самое зафиксировано в Прибалтике, именно с них брали пример. Ну пожалуйста, вы получили ровно ту модель, которую хотели. Мы же предупреждали, говорили: ребята, послушайте, ну там же д**илы, у них постоянные проблемы с медициной, постоянные забастовки и так далее, будьте умнее. Но они взяли и сделали ровно то же самое. Ну молодцы!»
Евгения Александрова специально для Новостного агентства «Харьков».
Взято: Тут
250