Doule
Павел Луспекаев. Печальная история таможенника Верещагина ( 12 фото )
Всенародная известность пришла к этому прекрасному актеру и достойному человеку на закате жизни, когда его здоровье было уже подорвано, а за плечами был непростой жизненный путь. Павел Борисович Луспекаев обогащал сыгранных героев своим опытом и жизненной мудростью. Он был для зрителя не только экранным образом, но и мудрым наставником.
Как жаль, что им было сыграно, так мало больших ролей в кино.
Актер родился в Луганске, в 1927 году, отец армянин был мясником, мать из донских казачек. Парень рос физически крепким, и обладал обостренным чувством справедливости. Всякий раз, видя несправедливость, он без раздумий бросался в драку.
С началом войны семья переехала вглубь страны. Как только парню исполнилось шестнадцать лет, он убежал на фронт и присоединился к партизанскому отряду, где самоотверженно воевал. Война для актера тяжелые последствия, он сильно обморозил ноги, позже ему раздробило пулей локтевой сустав.
Под конец войны он демобилизованный по ранениям оказался в Ворошиловграде, где вступил в труппу местного драматического театра. Набравшись театральной практики, начинающий артист приехал в послевоенную Москву и поступил в знаменитое театральное училище имени Щепкина.
Юноша обладал южным акцентом и был худым и длинным. По первому впечатлению приемная комиссия мысленно забраковала парня. Но стоило ему начать читать басню, выразительно помогая повествованию жестами, педагоги были зачарованы. Несмотря на недостаток в образовании, Павел не имел даже диплома об окончании школы, маститые педагоги Щуки приняли его и взяли под свое крыло.
Учиться в Щуке было тяжело даже для здорового отличника, но Павел проявил характер и освоил не только историю мировой культуры, но и эстрадные танцы. После окончания училища, по распределению Луспекаев был направлен в Тбилиси. В столицу Грузии он поехал с молодой женой, красивой и талантливой актрисой Инной Кирилловой.
На протяжении нескольких лет актер блистал на сцене Грибоедовского театра. Супругам нравилось пестрое тбилисское многообразие, а Павел обрел друзей и первых восторженных его мастерством зрителей. Возможно, тбилисский период был самым счастливым отрезком жизни актера, но тяжкое наследие войны не отпускало. У молодого человека развился атеросклероз сосудов отмороженных на войне ног.
За время жизни в Грузии горячим кавказским парням часто не давала покоя красота Инны, защищая жену от посягательств, луганский богатырь не раз вступал в драку, и как-то раз поколотив очередную выпившую компанию, разгромил духан.
Свои первые кинороли актер сыграл на студии «Грузия-фильм». Когда режиссёр театра имени Грибоедова Леонид Варпаховский получил перевод в киевский драматический театр, Луспекаев последовал за ним.
В Киеве Павел вновь стал ведущим актером. Луспекаева заметил великий театральный режиссёр и педагог Георгий Александрович Товстоногов и пригласил к себе в ленинградский драматический театр. В БДТ под рукой Товстоногова Павел вырос в по-настоящему крупного актера. Актер, с его харизмой и мужским обаянием, был огромным и уникальным драгоценным камнем который мастерски огранил театральный кудесник из культурной столицы.
Несмотря на проблемы со здоровьем, не терпевший фальши Луспекаев, много и упорно трудился, и требовал того же от коллег. Но с ногами становилось все хуже и хуже, он ходил с огромным трудом, и уже не мог полноценно играть даже при всех своих усилиях воли. Павел Борисович принял для себя тяжелое решение уйти из театра, это вынужденное решение повергло в горе не только обожающую его публику, но и именитого режиссера БДТ.
Актер решил попробовать себя в большом кино. Тем более он уже имел опыт киноактера. Не смотря на то, что сам Лоуренс Оливье называл Луспекаева гением, актер был хорошо известен только ленинградским театралам. Положение должна была изменить роль преподавателя физкультуры в фильме «Республика ШКИД».
Изначально его герою отводилась одна из главных ролей. Он должен был стать антиподом героя Сергея Юрского. Интеллигент-интеллектуал директор школы исповедовал непротивление злу насилием, а суровый, но справедливый Косталмед требовал наведения порядка жесткими методами. Но из-за болезни актера линию этого персонажа пришлось урезать до нескольких появлений. Однако зритель запомнил яркого артиста, а фраза «Не шали» стала нарицательной.
Премьера фильма состоялась, когда Луспекаев лежал в больнице. Врачи бились над тем, что бы сохранить артисту ноги, но усилия их оказались тщетны. Сначала ему отняли левую ногу, а затем и правую. Все это время актер сидел на сильнодействующих обезболивающих, со временем препараты стали лечить не только телесные, но и душевные страдание от разрыва с театром.
Поняв, что попал под зависимость от препаратов Павел Борисович в очередной раз собрал волю в кулак и полностью отказался от обезболивающих. Преодолевая невыносимую боль, актер встал на протезы и еще как то сумел играть в кино. Самую известную свою роль Верещагина в «Белом солнце пустыни», он исполнил именно в этот непростой период.
Последние годы своей жизни Павел Борисович много работал на телевидение и активно играл в кино. В самом разгаре были съемки телесериала «Вся королевская рать», где Луспекаев играл главную роль. Эта роль могла стать началом многообещающей кинокарьеры прекрасного артиста. Но измученное сердце Павла Борисовича не выдержало. Прекрасный актер и достойный человек скончался весной 1970 года. Ему было всего 42 года.
Взято: Тут
469