Silverredeemer
"В морду надо бить за такие фильмы!". Стоит ли смотреть картину "Братство"? ( 2 фото )
Известный режиссёр Павел Лунгин, которого мы знаем и любим за такие картины, как «Царь» и «Остров», снял по сценарию своего сына Александра фильм о советских солдатах в Афганистане, основанный на воспоминаниях недавно умершего от рака экс-главы ФСБ Николая Ковалёва. Представителям Совета Федерации новое творение режиссёра пришлось не по душе.
Наш кинообозреватель посмотрел антивоенный фильм режиссёра Павла Лунгина об ограниченном контингенте советских войск в Афганистане и готов рассказать, почему эта картина не понравилась депутатам, но понравится зрителям.
Совет Федерации не одобрил
Фильм Павла Лунгина «Братство» ещё до выхода на экраны обрёл скандальную известность. Посмотревшие его члены Совета Федерации были так возмущены тем, как режиссёр показал действия советских солдат в Афганистане, что фильм, премьера которого была запланирована на 9 мая, лишился прокатного удостоверения. Лунгин рассказывал, что после закрытого показа в зале были слышны возгласы парламентариев: «В морду надо бить за такие фильмы, сажать надо!». В прокат «Братство» всё же выйдет, но уже 10 мая и только на пару дней, а вот показывать оскандалившуюся картину на ММКФ Никита Михалков таки не решился, поспешно заменив её документальным фильмом про Горбачёва.
Чем же так расстроил уважаемых господ, заседающих в высоких кабинетах, фильм, основанный на воспоминаниях экс-главы ФСБ Николая Ковалёва, скончавшегося от рака несколько дней назад? Прежде всего тем, что бойцы советской армии показаны в нём далеко не героями. Эти ребята не понимают, кому нужна эта война и что они вообще делают на афганской земле, но знают, что умирать на чужбине им совсем неохота, а домой было бы здорово вернуться с трофеем — например, ножом душмана или импортным двухкассетным магнитофоном.
Война не нужна
Представители Совета Федерации возмутились, что Лунгин искажает правду о войне, неправдоподобно изображает советских солдат и даже осмеливается показывать, как они «совершают воинские преступления». В самом деле, в «Братстве» дерзкий дембель (Александр Кузнецов) грабит караван, жирный прапор (Ян Цапник) продаёт местному населению казённую тушёнку, а хипповатого вида КГБшник (Кирилл Пирогов) вступает в сговор с лидером бандформирования. Офицер КГБ, списанный, вероятно, с самого Ковалёва, представляет собой главную проблему фильма: он прямым текстом говорит о том, что воевать не нужно, нужно договариваться, и при этом позволяет себе закрыть глаза на идущий мимо караван с героином.
Режиссёр не скрывает от зрителей творимые душманами зверства, но вместе с тем показывает бородачей не однородной массой жаждущих крови дьяволов, а живыми людьми, которые, как и все, хотят жить, не прочь подзаработать, страдают без сигаретки и скучают по дому. Посему, в отличие от «Балканского рубежа», противники главных героев выглядят человечными, а вот война, напротив, показана как грязное, бесчеловечное и ужасающе бессмысленное действо. Сцена зачистки кишлака, сопровождаемая хриплыми воплями Летова о том, что «всё идёт по плану», смотрится не так эффектно, как оборона аэродрома в творении Куценко, но зато в происходящее на экране веришь сразу.
Вывод (войск из Афганистана)
«Братство» похоже на дитя любви «Цельнометаллической оболочки» (Full Metal Jacket) и «Афганского излома». В отдельные моменты эта картина кажется анахронизмом, гостем из девяностых, но вместе с тем абсолютно ясно, почему именно сейчас Павел Лунгин решил вновь поднять непопулярную в отечественном кинематографе тему Афганистана. Недаром в титрах звучит ещё одна песня «Гражданской обороны», напоминающая о том, что солдатами не рождаются.
Взято: Тут
7