Baramar
Не счесть алмазов пламенных в лабазах каменных ( 1 фото )
В комментариях к заметкам о «Капитанской дочке» проскользнуло интересное: один из комментаторов упрекнул меня в пренебрежении к сокровищам национальной культуры. Разумеется, он прав. Я действительно пренебрегаю и совершенно этого не стыжусь. Но интересно не это, а само словосочетание – «сокровища национальной культуры».
Сокровища!
Подразумеваются сундуки, набитые невероятными уникальными непревзойдёнными... э... штучками, каждая из которых представляет собой немыслимую ценность. Вот так выглядит национальная культура с точки зрения очень многих комментаторов. Это сокровищница, пред которой следует с почтительной дрожью прекланять колени и наслаждаться лицезрением драгоценностей, созданных рукомеслом вдохновенных посланцев небес, не таких, как мы с вами... Как известно из письма Пушкина Вяземскому по поводу пропажи дневников Байрона, Пушкин полагал, что гениальные художники, к коим он непринуждённо относил себя, прекрасного, испражняются исключительно бабочками, гадости, творимые ими, восе не такие, как гадости, сотворяемые простыми смертными, не умеющими стихи писать. Мнение Пушкина, как известно, разделяется многими россиянами.
Но фокус-то в том, что давно уже, с самого зарождения рыночной экономики, богат не тот господин, который у себя на чердаке над златом чахнет, а тот, кто пускает своё состояние в оборот и вкладывает свои сбережения в перспективные предприятия. Тот, у кого в чулане мешок с брильянтами, а в миске пустая похлёбка – нищий. Несмотря на брильянты. У Достоевского, до того, как он спятил и стал гением, был отличный расказ на это тему – «Господин Прохарчин», про бедолагу из ночлежки, в рваных штанах и с язвой желудка от плохого питания, прятавшего тысячи рублей в соломенный матрас.
Так вот, как ни грустно, но, если национальная культура исчерпывается сокровищницей, она бедна и ничтожна. Богата та культура, которая непрерывно пускает в оборот все новые и новые достижения, непрерывно обогащая их и приумножая. Такая культура комфортна, динамична, вызывает интерес, а иногда и зависть у соседей. Такая культура, построенная по принципу экономики... Ну, там, Адам Смит, Карл Маркс, теория прибавочной стоимости... Всё это прекрасно работает не только в индустрии, но и на поле производства идей и смыслов.
А сокровищница... Это музей, куда можно пойти с детьми в выходной день, расслабиться. Но жить в музее нельзя – это верный путь к безумию.
Сокровища!
Подразумеваются сундуки, набитые невероятными уникальными непревзойдёнными... э... штучками, каждая из которых представляет собой немыслимую ценность. Вот так выглядит национальная культура с точки зрения очень многих комментаторов. Это сокровищница, пред которой следует с почтительной дрожью прекланять колени и наслаждаться лицезрением драгоценностей, созданных рукомеслом вдохновенных посланцев небес, не таких, как мы с вами... Как известно из письма Пушкина Вяземскому по поводу пропажи дневников Байрона, Пушкин полагал, что гениальные художники, к коим он непринуждённо относил себя, прекрасного, испражняются исключительно бабочками, гадости, творимые ими, восе не такие, как гадости, сотворяемые простыми смертными, не умеющими стихи писать. Мнение Пушкина, как известно, разделяется многими россиянами.
Но фокус-то в том, что давно уже, с самого зарождения рыночной экономики, богат не тот господин, который у себя на чердаке над златом чахнет, а тот, кто пускает своё состояние в оборот и вкладывает свои сбережения в перспективные предприятия. Тот, у кого в чулане мешок с брильянтами, а в миске пустая похлёбка – нищий. Несмотря на брильянты. У Достоевского, до того, как он спятил и стал гением, был отличный расказ на это тему – «Господин Прохарчин», про бедолагу из ночлежки, в рваных штанах и с язвой желудка от плохого питания, прятавшего тысячи рублей в соломенный матрас.
Так вот, как ни грустно, но, если национальная культура исчерпывается сокровищницей, она бедна и ничтожна. Богата та культура, которая непрерывно пускает в оборот все новые и новые достижения, непрерывно обогащая их и приумножая. Такая культура комфортна, динамична, вызывает интерес, а иногда и зависть у соседей. Такая культура, построенная по принципу экономики... Ну, там, Адам Смит, Карл Маркс, теория прибавочной стоимости... Всё это прекрасно работает не только в индустрии, но и на поле производства идей и смыслов.
А сокровищница... Это музей, куда можно пойти с детьми в выходной день, расслабиться. Но жить в музее нельзя – это верный путь к безумию.
Взято: Тут
120