aleks78
Владимир Сорокин и его ранние рассказы ( 5 фото )
Владимир Сорокин – интересный писатель. Теперь он уже не торт, но начинал он с прекрасных рассказов, талантливо имитировавших позднюю советскую прозу среднего уровня.
Причём фишка была не в виртуозной стилизации (не пародии, именно стилизации), а в том, что в какой-то момент эталонно совковый текст вдруг «сползал» в иную концептуальную систему, обнажая свою «сделанность». За реализмом, скучным, шершавым, социалистическим, неописуемо банальным и в силу своей банальности кажущимся отражением реальной жизни, проступала схема, к реальности отношения не имеющая.
Например, эталонный рассказ «Желудёвая падь», одна из первых легальных публикаций Владимива Сорокина. Очень точное воспроизведение типового текста авторов круга журнала «Огонёк» (когда он был ещё софроновским «Огоньком») и «Наш современник». Расслабленная, вялая и неискренняя «любовь к родине» в самый патетический момент срывается в откровенный маразм, обнаруживая за ностальгической душевной интонацией — пустоту. Дедуля-фронтовик, проникновенно излагающий своему внуку штампы «секретарской» литературы, типа «Фронт за линией фронта», вдруг начинает предаваться глоссолалии и, высоко задирая ноги, удаляется в лес...
Конечно, не все рассказы Сорокина – из сборника «Первый субботник», кстати – прекрасное название – исчерпываются демонтажом литературных клише. Есть в цикле и более глубокие работы, такие, как рассказ «Геологи».
Там, значит, сидят ребята-геологи в зимовье, и обсуждают, идти спасать заблудившихся товарищей или так оставить, сами, мол, выберутся... Нет, не стану пересказывать, скажу лишь, что «Геологи» прекрасно описывают ситуацию с научным мышлением в СССР. В финале рассказа выясняется, что эти геологи, вроде бы учёные, на самом деле мыслят магически. Геология для них не наука, а религия с магическими ритуалами.
Это очень точно подмечено — в СССР даже «учёные» воспринимали науку как своего рода волшебство, сопровождаемое заклинаниями, сложной магией и т.п. Реально учёных почти не было, были могущественные маги, типа академиков Рыбакова, Дмитрия Лихачева и т.п. Советские учёные воспроизводили научную деятельность иностранных учёных (действительно занимавшихся наукой) в стиле «культа карго» и удивлялись, что их «соломенные самолёты» не летают — ведь они так похожи на западные!
Вот об этом рассказ. Вместо того, чтобы идти спасать людей или бросить их на произвол судьбы (и то и другое было бы рационально), советский коллектив начинает шаманствовать, успокаивая свою совесть.
То, что анализ советского мышления в этом рассказе очень точен, было подтверждено уже позже написания рассказа (он вообще-то написан ещё в начале 80-х), когда советские учёные, доценты с кандидатами, математики, физики, геологи и астрономы, начали прижимать к телеэкранам ягодицы, чтобы экстрасенс Чумак дистанционно излечил их геморрой, покупать газеты с гороскопами супругов Глобы и пить мочу по рекомендациям «доктора» Малахова.
Причём фишка была не в виртуозной стилизации (не пародии, именно стилизации), а в том, что в какой-то момент эталонно совковый текст вдруг «сползал» в иную концептуальную систему, обнажая свою «сделанность». За реализмом, скучным, шершавым, социалистическим, неописуемо банальным и в силу своей банальности кажущимся отражением реальной жизни, проступала схема, к реальности отношения не имеющая.
Например, эталонный рассказ «Желудёвая падь», одна из первых легальных публикаций Владимива Сорокина. Очень точное воспроизведение типового текста авторов круга журнала «Огонёк» (когда он был ещё софроновским «Огоньком») и «Наш современник». Расслабленная, вялая и неискренняя «любовь к родине» в самый патетический момент срывается в откровенный маразм, обнаруживая за ностальгической душевной интонацией — пустоту. Дедуля-фронтовик, проникновенно излагающий своему внуку штампы «секретарской» литературы, типа «Фронт за линией фронта», вдруг начинает предаваться глоссолалии и, высоко задирая ноги, удаляется в лес...
Конечно, не все рассказы Сорокина – из сборника «Первый субботник», кстати – прекрасное название – исчерпываются демонтажом литературных клише. Есть в цикле и более глубокие работы, такие, как рассказ «Геологи».
Там, значит, сидят ребята-геологи в зимовье, и обсуждают, идти спасать заблудившихся товарищей или так оставить, сами, мол, выберутся... Нет, не стану пересказывать, скажу лишь, что «Геологи» прекрасно описывают ситуацию с научным мышлением в СССР. В финале рассказа выясняется, что эти геологи, вроде бы учёные, на самом деле мыслят магически. Геология для них не наука, а религия с магическими ритуалами.
Это очень точно подмечено — в СССР даже «учёные» воспринимали науку как своего рода волшебство, сопровождаемое заклинаниями, сложной магией и т.п. Реально учёных почти не было, были могущественные маги, типа академиков Рыбакова, Дмитрия Лихачева и т.п. Советские учёные воспроизводили научную деятельность иностранных учёных (действительно занимавшихся наукой) в стиле «культа карго» и удивлялись, что их «соломенные самолёты» не летают — ведь они так похожи на западные!
Вот об этом рассказ. Вместо того, чтобы идти спасать людей или бросить их на произвол судьбы (и то и другое было бы рационально), советский коллектив начинает шаманствовать, успокаивая свою совесть.
То, что анализ советского мышления в этом рассказе очень точен, было подтверждено уже позже написания рассказа (он вообще-то написан ещё в начале 80-х), когда советские учёные, доценты с кандидатами, математики, физики, геологи и астрономы, начали прижимать к телеэкранам ягодицы, чтобы экстрасенс Чумак дистанционно излечил их геморрой, покупать газеты с гороскопами супругов Глобы и пить мочу по рекомендациям «доктора» Малахова.
Взято: Тут
575