ZurabSTK

Колдуны, маньяки и фиксики. Какими бывают современные городские демоны и как они влияют на нашу жизнь ( 5 фото + 1 видео )


Колдуны, маньяки и фиксики. Какими бывают современные городские демоны и как они влияют на нашу жизнь города

Ведьмы в авангарде современного искусства, Таро как феминистское оружие, демоны внутри проводов — сегодня к магическим практикам всё чаще апеллируют там, где раньше это только спровоцировало бы косые взгляды. Но на самом деле магическое мышление пронизывает всю нашу повседневность, а не только элитарное искусство и радикальную политическую борьбу. «Нож» узнал у фольклористов из Шанинки, в какую нечисть верит каждый москвич, действительно ли маньяк — это новый леший и почему ночь в заброшке может спасти романтические отношения.

«В ходе экскурсии вы увидите множество достопримечательностей, как природных, так и сотворенных руками человеческими. Вы познакомитесь с подземным фольклором, обычаями, местными байками и даже с подземным божеством — хранителем пещер Аристархом. Вы сможете увидеть подземный быт постоянных посетителей: оборудованные для жилья гроты, роспись на стенах и даже освященный православный храм под землей».

Так анонсируют экскурсию по подземной Москве в одной из многочисленных туристических компаний, которые специализируются на необычных подарках. В один ряд с руфингом (подъемами на крыши), свиданиями в небоскребах и катанием на танках попадают мистические путешествия по подземным рекам.

Колдуны, маньяки и фиксики. Какими бывают современные городские демоны и как они влияют на нашу жизнь города

Примерно так же рассказывают о своих предложениях группы, которые специализируются на диггер-туризме. Сложно сказать, что оказывается важнее для заказчиков: возможность увидеть скрытую городскую экосистему или все-таки завораживающие обещания столкнуться с призраками и духами подземелий. Возможно, принципиальной разницы и нет — по крайней мере, для ученых-фольклористов они попадают в одну большую категорию городской мифологии.

Тем, кто еще не знаком с понятием постфольклора, призраки и божества кажутся более легитимным объектом изучения для исследователей устного народного творчества. Еще с середины XIX века, когда британский литературовед-любитель Уильям Томс придумал термин folk-lore и стал вести в местном журнале одноименную колонку с рассказами об умирающих деревенских традициях, многие люди верят, что изучать «представления предков» необходимо. Кажется, что они позволят вернуть некую утраченную народную мудрость, исконные и истинные представления о законах природы.

Однако сегодня фольклористы изучают сплетни и слухи, мемы и анекдоты, граффити и фанфикшн. Сама идея поиска «исконной» неиспорченной традиции безнадежно устарела: стало ясно, что фольклор всегда существовал в процессе становления в живом общении. Изменилось и представление об «устности», важное для разграничения фольклора и литературных форм. Исследователи объясняют, что появление новых коммуникативных сред — сперва звукозаписи и телевидения, затем интернета — привело к появлению новых форм массовой культуры и изменило способ, с помощью которого люди рассказывают друг другу истории.

В России поворот к «постфольклору» произошел на рубеже 1990-х и 2000-х, а в англоязычных фольклористике и антропологии еще раньше. Многие из исследователей, которые вместе с учениками и последователями сейчас собрались в независимое сообщество International Society for Contemporary Legend Research, обратились к этим самым «современным легендам» еще в 1960-е. Одним из первых объектов изучения стал сюжет об «исчезающем автостопщике», в котором попутчик внезапно и незаметно исчезает из машины тех, кто согласился его подвезти. Другим ключевым корпусом можно считать тексты и практики, которые в англоязычной традиции окружают празднование Хэллоуина.

Подытоживая состояние исследований современных легенд в 2018 году, российская исследовательница Анна Кирзюк выделяет несколько основных типов таких историй:

классические хоррор-сюжеты о проклятых местах и встречах с потусторонним миром,

легенды о краже органов,

health legends о необычных болезнях, методах лечения или опасности заражений,

contamination food stories об отравленной еде, купленной в магазинах или заказанной в публичных местах, и даже cokelore — огромный корпус легенд, окружающих производство и потребление кока-колы.

В общем, современная легенда часто звучит так, как будто то, что в них описывается, и вправду могло произойти: рассказчики говорят об обычных людях и знакомых местах, мифологические сюжеты встраиваются в новостные репортажи и застольные речи, в них легко встретить квазирациональные (вроде бы научные, но не поддающиеся проверке) объяснения произошедшего.

Девяностые или 2018-й

Пентаграмма, которую образуют московские сталинские высотки, православный крест в основе плана ВДНХ и засекреченное метро по правительственному плану на случай войны? Атеистический Советский Союз породил множество городских легенд, которые бытуют в разных социальных кругах до сих пор. Но их пик пришелся, конечно, на 1990-е.

В это время государственный запрет на разговоры о сверхъестественном был снят, и заряженная вода, колдуньи, нетрадиционная медицина и поиски призрачных заброшек наводнили медиапространство.

Исследователи говорят, что, изучая сегодня российские городские легенды, они часто имеют дело с представлениями, которые сформировались именно во времена перестройки. Опрашивая взрослых и подростков, проводя глубинные интервью и включенные наблюдения, ученые обнаруживают, что магическое мышление накладывает мистические образы на образы массовой культуры, детали быта и даже те самые «традиционные» модели.

Как всё это систематизировать? Подходов множество. Существует, например, проект «Историческая память города»: ученые из Центра исследований фольклора и антропологии города (ЦИФАГ) в Шанинке наносят на «Яндекс.Карту» места, которые упоминают их информанты, и классифицируют магические объекты в сопроводительных комментариях. Но всё на карту не нанесешь. Не отмечать же все кабинеты, в которых принимают современные целители, или все квартиры, обитатели которых чувствуют присутствие домового? Вместе с Мариной Байдуж из ЦИФАГа «Нож» попробовал составить каталог магических представлений современных горожан.

Женщина или Чумак


Аллан Чумак заряжает воду по ТВ

Что общего у женщин, цыган и Аллана Чумака? Все они современные маги. По крайней мере, многие из наших соотечественников думают так хотя бы об одной из названных категорий.

В одной из статей наша консультантка Марина Байдуж пишет, что современные горожане обычно определяют ведьму одним или сразу несколькими из пяти способов. Большинство понимают под этим словом специалистов — целителей, знахарей, экстрасенсов, которые берут за прием деньги и подают себя как профессионалов. На это представление иногда накладывается вера в демоническую природу таких людей, их связь с «нечистой силой»: ведьма «сама находится на службе у Зла или же умеет заставить работать на себя нечистую силу», — пишет Байдуж.

Другой тип представлений характерен для людей, которые хотят обнаружить магические способности у самих себя. В России такие группы часто собираются внутри неоязыческих сообществ и других новых религиозных движений. Впрочем, многие практикуют магию и в одиночку или объединяются в виртуальные группы — как замечает исследовательница, в основном «ради удовольствия».

Ведьмовское самоопределение может становиться и сознательным политическим актом. Хотя в России среди амбассадоров нового мистицизма можно назвать разве что, собственно, журнал «Нож», жители и жительницы условного Запада всё чаще практикуют слияние магических практик и феминистской теории.

Свободный эзотеризм, еще в 1960-е понятый как освобождение от институциональной религии, остается одним из способов взаимоподдержки и объединения в группы для женщин или квир-людей. Он оказывается и уместным дополнением к психотерапии, и основой для перформативного искусства, которое сегодня всё больше стремится к ритуалу:

«…Они, завесив блэк-бокс черными шелками, уставив сцену фейковыми свечами и забросав белыми розами столы, встречали гостей в черных плащах и мехах, раскрашенные как старые рокерши. Затем забрались на сцену, предупредили, что будут вскрывать сегодня самые темные чувства, положили друг другу в рот по таблетке, поплевались кровью, окрасив языки в красный, перевоплотились в черных ведьм и сообщили: We’re gonna have some poetry. <…> Я никогда до этого не видела перформансов, где шоу, ритуал, юмор, нежность и забота о зрителе, манифестация своей политической позиции, эмансипаторная телесность и просто актерское мастерство появлялись в такой совершенной пропорции. Час огромного напряжения, а выходишь оттуда как из спа-салона или спелеокамеры», —

писала танц-критик Аня Козонина о перформансе Dead дуэта Beauty and the Beast.

Впрочем, рациональным выбором наших современников могут становиться не только магические практики — рационализм и сам проникает в те формулы, с помощью которых мы думаем о магии. А иногда то, что притворяется мышлением рациональным, на самом деле оказывается магическим. Примером могут служить любые наукообразные разговоры в терминах энергетики или информационных потоков — скажем, о нооскопах.

Как это исследуют

В книге «Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России» исследовательница Ольга Христофорова анализирует веру в колдовство, в первую очередь представления о сглазе и порче, как социальный феномен. Она описывает шесть моделей анализа колдовства: это может быть способ объяснить несчастья, сложно устроенный социальный институт, инструмент политической власти, метод эмоциональной разрядки, инструмент для влияния на подозрительно успешных людей или же основной тип мышления в развивающихся странах. Большая часть материала собрана в Верхокамье (районы Пермского края и Удмуртии), однако заключительная глава называется «Традиционные модели в городской культуре» и рассказывает, как горожане говорят о магии в самолетах, парикмахерских и поликлиниках.

Домовой или кошка

Черная масса, серое облачко или плотный сгусток энергии? Это только три варианта из пары десятков способов представить домового, которые зарегистрировала Байдуж. Дух дома, квартиры, а иногда и офиса — это, вероятно, самый популярный мифологический персонаж.

Привычный — но противоречивый. Общего мнения по поводу функций и настроя домового у горожан нет. Кто-то рассказывают об опасности, которую он несет. Антропологи тогда фиксируют «полтергейстную» функцию — и отмечают, что злые духи обычно представляются в аморфных образах вроде тех самых черной массы и серого облачка или, например, светящегося шара или темного силуэта.

Иногда домовых представляют столь абстрактно, что от них остаются только так называемые «акциональные характеристики» — глаголы вроде «душит», «пугает», по которым исследователи часто и определяют персонажа.

Колдуны, маньяки и фиксики. Какими бывают современные городские демоны и как они влияют на нашу жизнь города

Хотя и домовой-полтергейст иногда является в виде уродливого существа или страшного старика, конкретные образы характернее для его «патронажных» версий. Действия домовых-охранителей информанты часто называют «шалостями» и верят, что они приносят удачу. Такое существо, вполне возможно, живет и у некоторых из тех, кто сам никогда не стал бы говорить о домовом. Дело в том, что «кошки и есть те, кто защищают семью и дом от плохой энергетики», как рассказывала одна из горожанок.

Как это исследуют

«Особенности визуальных характеристик домового в современном городе» — небольшая статья Марины Байдуж, в которой она выделяет пять основных типов домового и показывает, в каком виде горожане могут воображать каждого из них. Абстрактные образы вроде черной массы и серого облачка соседствуют с вполне конкретными и довольно пугающими: «огромный мужик», «нечто круглое», «тело как кирпич, мех мягкий, как у кошки», «звероподобный, имеет красные глаза и когти».

Маньяк или леший

Возможно, вашей первой визуальной ассоциацией к слову «домовой» стали домовенок Кузя или Тоби и Добби из «Гарри Поттера». Конечно, их создатели не выдумывали своих героев из воздуха, а ориентировались на образы, которые к тому моменты уже были зафиксированы собирателями фольклора.

Теперь в нашем сознании конкретные домовята тоже часто накладываются на образ, знакомый по детским книжкам или урокам литературы и истории. Антропологи говорят, что постфольклор конструируется именно благодаря наложению «традиционных» представлений на те конкретные, которые распространяются в медиа. Архив образов из кино, поп-культуры и журналов называется особым термином — «медиалор». Это понятие, конечно, шире, чем демонологический «пантеон». В него попадают и мемы, и виральные новости или видео, и так называемые «моральные паники». Примером последних можно считать реакцию на «синих китов», которая распространялась в родительских сообществах с огромной скоростью.

Однако медиалорные сюжеты иногда обнаруживают поразительное сходство с канонически фольклорными. Так, по словам нашей консультантки, современный маньяк из темного парка на окраине города типологически близок к более «деревенскому» лешему.

Правда, в наши дни страх перед маньяками связан не в последнюю очередь с реальными угрозами изнасилования и ощущением незащищенности. Он вытекает из вполне рационального осмысления опасностей, которыми окружены женщины, дети, квир-люди, да и вообще все мы перед лицом потенциальных агрессоров. Так что этот страх точно не стоит дискредитировать. Зато интересно задуматься, не говорили ли поверья о лешем примерно о тех же опасностях, только другими словами.

Как это исследуют

Из нескольких докладов с секции «От фольклора к медиалору» на конференции «Оборотни и оборотничество: стратегии описания и интерпретаций» (2015) можно узнать, что канонический образ оборотня (ликантропа) во многом сформирован фильмами «Лондонский оборотень» и «Человек-волк». Встретить такого персонажа можно на армейском полигоне и на велосипедной прогулке.

Пугающее или счастливое

В парках можно встретить не только маньяков и леших, а магические силы, в свою очередь, водятся не только в парках. Так называемый placelore — один из самых богатых жанров фольклора и постфольклора. Как пишет финская антрополог Мэри-Энн Риммель, история «делает неопределенное место определенным и специфичным, наполненным смыслом <…>, помогает узнать место, а место помогает запомнить историю».

Сам нарратив часто вырастает из конкретной реальности — например, люди пытаются объяснить себе, почему на том или ином месте никак не завершится стройка.

Иногда источником становятся авторские вымыслы, которые возникают в популярных книгах, в художественных фильмах или на экскурсиях с названиями вроде «Москва таинственная» или «Москва мистическая». Часто повод обнаруживается в предполагаемых исторических реалиях, будь то языческие капища, которые располагаются под парком «Царицыно», или те же мистические практики Сталина.

Колдуны, маньяки и фиксики. Какими бывают современные городские демоны и как они влияют на нашу жизнь города

Есть разные способы обживать такие места. Одни люди стараются держаться от них подальше, а другие используют их как повод для азартных приключений или преодоления себя. Так, одному из информантов Байдуж ночь в руинах Ховринской больнице помогла спасти отношения. Посещение заброшенного здания позволило продемонстрировать романтическое бесстрашие и в то же время собственную надежность, защищенность от злых сил.

Антропологи называют такие практики legend-tripping — путешествия по «легендарным» местам. Вот как объясняет этот термин Марина Байдуж:

«Феномен включает в себя прежде всего подростковые, но не только, практики посещения мест, известных по локальным легендам как опасные: связанные с обитающими там мифологическими персонажами или с более абстрактными и неперсонифицированными угрозами, а также произошедшими здесь ужасающими происшествиями, например убийствами. Стоит подчеркнуть, что все эти практики объединяет структура действия: нужно пойти в место X, связанное с опасной легендой Y, и совершить в нем действия Z, подразумевающие коммуникацию с героями этой легенды, и за счет этого верифицировать мифологический нарратив».

Интересно, что если «плохими», опасными некие локации обычно называет целая группа людей, то вот «счастливые» места куда чаще существуют в рамках индивидуальной мифологии.

Системное исключение составляют разве что памятники вроде скульптур на московской станции «Площадь Революции», к которым можно прикасаться и загадывать желания, мосты, на которые навешивают замки влюбленные, и святые места, где городские легенды наслаиваются на канонические религиозные сюжеты.

В остальном счастливыми люди часто называют пространства, в которых уже случались их личные положительные события, — хоть дворы, хоть парки, хоть станции метро. В такие места-талисманы многие ритуально возвращаются на счастье или хотя бы испытывают радость, случайно оказавшись поблизости.

Как это исследуют

Сайт «Историческая память города» — постоянно пополняемый архив московского «плейслора». Здесь описаны районы, улицы, дворы и отдельные объекты, представлены устные тексты-источники, работает система фильтров — можно, например, изучать только религиозные практики или получить карту «Москвы бездомной». Практики ранжируются от абсолютно повседневных («Дети воровали арбузы и дыни из вагонов на Окружной дороге, садились играть в домино и есть краденое» — о районе Кунцево) до вполне мистических («Говорили, что место проклято. Люди тонули сами по себе. Были разговоры и про орудующую на месте банду, которая нарочно топит в бассейне людей» — о бассейне «Москва»).

Даркнет или фиксики

Рискнули бы вы погрузиться в deep web или даже не знаете, что это? «Сегодня молодые люди на спор отправляются в глубины интернета — так же, как предыдущие поколения ходили ночевать в лес, населенный призраками, или стучались в дома, где живут ведьмы», — пишут авторы англоязычной академической «Энциклопедии интернета», которая вышла только в 2018 году.

Российские фольклористы пока не занимаются исследованиями интернет-пространств, скрытых, умышленно или нет, от поисковых операторов. Да и в англоязычном мире легче обнаружить подборку даркнет-легенд в развлекательном медиа, чем убедительную публикацию на эту тему в научном журнале.

Однако даже из подборок можно понять, что мифология дипвеба включает и совсем общие представления (например, о том, что на малодоступных ресурсах расцветает наркотрафик, детская порнография и даже работорговля), и конкретные сюжеты: об игре «Грустный Сатана», которая убивает компьютеры, о «красных комнатах», где людей убивают онлайн, или демонстрирует более безобидную веру в существование «марианской интернет-впадины» — самой глубокой части даркнета.

Одна из причин возникновения интернет-мифологии в том, что пользователям зачастую непонятно, как устроены все эти информационные каналы. Подробно разбираются в них разве что специалисты по кибербезопасности или самые давние пользователи. Между тем большинство обитателей Видимой сети (surface web) даже не отличат deep web от dark web’а — той его части, которая скрыта от поисковиков именно умышленно, и не по экономическим соображениям, как статьи или видео по подписке.

Впрочем, что говорить об интернет-технологиях, когда даже электрические провода оказываются населены фиксиками, а работу компьютера мы по-прежнему часто объясняем магией. Как ни странно, это вполне рациональная попытка защитить себя от перегруза сложными или непрактичными знаниями.

Как это исследуют

«The Deep Web  —  etymological curiosity and urban legend» Криса Монтейро — единственный академический текст о даркнете с элементами антропологии, который мне удалось обнаружить. Это фактически обзорная статья: автор рассказывает об истории Темной сети и происхождении ее названия, а также перечисляет, не вдаваясь в подробный анализ, несколько связанных с ней легенд. В России тоже рассказывают истории о том, как в даркнете транслируют казни детей и террористов и даже открывают ворота в онлайн-ад, но очень редко.

Не показывайте пальцем

Человек, который убил Хеллоуин, — так прозвали 30-летнего мужчину, который угостил своего сына конфетами с цианистым калием в канун Дня всех святых. У Рональда О’Брайана накопилось больше ста тысяч долларов долгов, и городская легенда об отравленных конфетах пришлась очень кстати. Отец планировал получить деньги по страховке, а вместо этого оказался сам приговорен к смертной казни.

В этой реальной истории, которая случилась в 1974 году в Техасе, сконцентрированы сразу несколько ключевых проблем городской антропологии. Те самые «моральные паники», которые у нас окружают «синих китов», заставляют многих американцев всерьез волноваться о составе хэллоуинских сладостей.

Джоэль Бест, американский социолог и автор книжки «Damned Lies & Statistics» о спекуляциях со статистическими данными, еще с 1985 года собирает из полицейских архивов истории, которые на скорую руку классифицируют как «хэллоуинский садизм», — и пока не нашел оправдания городским страхам. Чаще всего опасности ограничиваются незначительными возгораниями, отравления обычно вызывает другая еда, и единственным основанием для паники остается еще несколько случаев наподобие дела О’Брайана — то есть угрозы со стороны корыстных родственников.

Пусть такие кейсы и исключения из правил, но на самом деле они объясняют, как действует городская легенда. Фольклористы используют для описания этого механизма слово «остенсия» — определение с помощью прямого указания.

Фольклорные сюжеты, оказываются, формируют реальность, а не просто описывают ее. Они становятся алгоритмами действия для преступников, их способом отвести от себя подозрения и основанием для страха среди горожан.

Остенсивными можно назвать и ночевки в Ховринской больнице, и путешествия по подземным водам Москвы-реки, и даже посещение дворов-талисманов.

Колдуны, маньяки и фиксики. Какими бывают современные городские демоны и как они влияют на нашу жизнь города

Последнее особенно важно: склонность видеть в магических практиках и мифологических историях исключительно негатив — это инерция нашего рационалистского мышления. Многие антропологи убеждены, что большая часть современных легенд на самом деле так же остенсивно (то есть с помощью простого указания) скрепляет локальные группы людей и помогает выстраивать коллективную идентичность — жителей одного дома, района, города, участников одного онлайн-сообщества.

Транслируя мифологические сюжеты, люди часто размечают на своей ментальной карте незнакомые пространства, обживают и объясняют их.

Правда, рассуждения о том, почему возникают городские легенды, у многих антропологов вызывают скепсис из-за того, что они ненаучно близки к психоанализу. Чтобы объяснить, зачем людям легенды, применяют и артикуляционную теорию (легенда позволяет выразить страхи, о которых не скажешь напрямую), и компенсаторную (легенда выражает этически неприемлемые желания и изображает их выполнимыми). Но они подразумевают большую долю интерпретации со стороны исследователей, опасность вчитывания смыслов, которые невозможно проверить.

Также приводят исследования о том, как читателей, слушателей или зрителей привлекает «желтая», леденящая душу, таинственная информация. Возьмем даже эту статью: увидев первую цитату, вы почувствовали желание читать дальше или, наоборот, раздражение? Есть ли принципиальные различия между этим текстом и заметками на любительских порталах собирателей городских легенд — или и то, и то на самом деле служит средой для распространения и кристаллизации новой мифологии? Остается только сказать, что и эти вопросы — тоже релевантные исследовательские проблемы для современных фольклористов и городских антропологов.

Взято: Тут

00
  • 0
  • 511
Обнаружили ошибку?
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации.
Нужна органическая вечная ссылка из данной статьи? Постовой?
Подробности здесь

Добавить комментарий

  • Внимание!!! Комментарий должен быть не короче 40 и не длиннее 3000 символов.
    Осталось ввести знаков.
    • angelangryapplausebazarbeatbeerbeer2blindbokaliboyanbravo
      burumburumbyecallcarchihcrazycrycup_fullcvetokdadadance
      deathdevildraznilkadrinkdrunkdruzhbaedaelkafingalfoofootball
      fuckgirlkisshammerhearthelphughuhhypnosiskillkissletsrock
      lollooklovemmmmmoneymoroznevizhuniniomgparikphone
      podarokpodmigpodzatylnikpokapomadapopapreyprivetprostitequestionrofl
      roseshedevrshocksilaskuchnosleepysmehsmilesmokesmutilisnegurka
      spasibostenastopsuicidetitstorttostuhmylkaumnikunsmileura
      vkaskewakeupwhosthatyazykzlozomboboxah1n1aaaeeeareyoukiddingmecerealguycerealguy2
      challengederpderpcryderpgopderphappyderphappycryderplolderpneutralderprichderpsadderpstare
      derpthumbderpwhydisappointfapforeveraloneforeveralonehappyfuckthatbitchgaspiliedjackielikeaboss
      megustamegustamuchomercurywinnotbadnumbohgodokaypokerfaceragemegaragetextstare
      sweetjesusfacethefuckthefuckgirltrolltrolldadtrollgirltruestoryyuno