sanderkelevra
Фильмы про пришельцев и НЛО ( 11 фото )
сентября выходит новый « Хищник» (The Predator) культового режиссера и сценариста Шейна Блэка. Это последний фильм во франчайзе с уникальной идеей: инопланетяне посещают Землю лишь затем, чтобы поохотиться на ее обитателей. В этом материале мы решили вспомнить другие фильмы про самых разных пришельцев, навещавших нашу планету с самыми разнообразными целями (не только ради активного отдыха на природе).
С нашим мнением с пресс-показа нового «Хищника» можно ознакомиться тут. Цикл о Чужих, как часть одной с Хищниками вселенной, мы в подборку включать не стали. Ряд культовых и известных фильмов — в том числе «Нечто», «Аватар», «Люди в черном» и «Звездная пехота», — мы рассмотрим в отдельном материале, посвященном самым крутым расам и образам пришельцев в истории кино.
«Эволюция» (Evolution), 2001
Один из моих любимых фильмов про пришельцев снял Айван Райтман, режиссер многочисленных комедий, среди которых «Джуниор», «Охотники за привидениями», «Детсадовский полицейский» и многие другие. Соответственно, и «Эволюция» получилась полноценной фантастической комедией, хотя изначально задумывалась как серьезное кино о вторжении быстро развивающихся инопланетных организмов.
Фильм рассказывает о том, как в результате падения метеорита в пустыне Аризоны в кратере начинается ускоренная эволюция внеземной формы жизни. Двое профессоров местного колледжа обнаруживают этот феномен, но военные отбирают у них все наработки. Тем не менее, биологу и геологу все же приходится помочь военным остановить чрезвычайно быстро развивающихся пришельцев.
В фильме наглядно и максимально доступно была продемонстрирована теория эволюции и ее «технические» аспекты. Например, то, что животные не сразу привыкли к кислороду, а потому попросту не готовы адаптироваться к условиям, комфортным для людей. Но каждое новое поколение пришельцев все проще привыкает к земной атмосфере. И это притом, что за человеческие сутки меняется несколько поколений этих существ.
«Эволюция» воспринимается, как лекция от задорного преподавателя, который объясняет аудитории базовые принципы эволюции, вставляя уместные и неуместные шутки. Вообще для 2001 года картина выглядела очень хорошо, да и до сих пор не устарела в плане спецэффектов. Пришельцы тут весьма разнообразные. Чего только стоит знаменитый эпизод с «милым щеночком».
А главное достижение фильма, конечно же, — актерский состав: Дэвид Духовны, Орландо Джонс, Джулианна Мур, Шон Уильям Скотт на пике славы отлично справились со своей работой. Именно харизма актеров спасает все те неловкие моменты, когда сценаристы переборщили с шутками и приблизились к грани, когда еще чуть-чуть и начнется «Муви 43».
А еще это единственный фильм на моей памяти, где в финальной битве главным оружием стал шампунь Head & Shoulders!
По мотивам «Эволюции» есть мультсериал — Alienators: Evolution Continues, выходивший с 2001 по 2002 год. Он не смог повторить успех оригинала, но рассказал о событиях, которые произошли после фильма, а именно — уцелел ли кто-то из пришельцев и что было с ними. Главным героем стал доктор Айра Кейн (его в фильме сыграл Орландо Джонс) и его студенты.
«Полет навигатора» (Flight of the Navigator), 1986
Один из самых известных фильмов режиссера Рэндела Клайзера, поставившего также «Бриолин» и «Голубую лагуну». «Полет навигатора» сильно отличается от других работ Клайзера. В центре внимания двенадцатилетний подросток Дэвид Фриман, который однажды пропал без вести, но появился снова на том же месте спустя восемь лет.
Оказывается, что его забрал инопланетный корабль, занимающийся сбором различных живых существ для изучения. Искусственный интеллект не должен был навредить Дэвиду — его цель возвращать организмы обратно, не причиняя им вреда, но что-то пошло не так, и Фриман оказался на восемь лет в будущем в руках властей, желающих узнать, где подросток пропадал все эти годы и что скрыто у него в голове.
Фильм исследовал интересную тему — взаимодействие пришельцев с людьми. Воспринимают ли человечество инопланетные расы как разумных существ, или мы для них лишь цивилизованные животные? Простая идея, многократно исследовавшаяся в различных научно-фантастических произведениях, здесь представлена глазами самих пришельцев. Искусственный интеллект корабля объясняет Дэвиду свою миссию, поэтому мальчик и ввязывается в опасное приключение, которое заведет его за пределы Земли и пространственно-временного континуума.
Прошло больше тридцати лет после выхода «Полета навигатора», и сегодня трудно представить, что когда-то это был один из первых фильмов с использованием компьютерных спецэффектов. Эффектами при работе над картиной занималась Omnibus Graphics, одна из первых студий, вообще занимавшихся компьютерной графикой.
«Чужие среди нас» (They Live), 1988
За 11 лет до «Матрицы» Джон Карпентер сдернул покрывало виртуальной реальности с Соединенных Штатов времен президента Рейгана. На самом деле все богатые и влиятельные люди в стране — это отвратительные монстры-пришельцы, армия и полиция им подчиняется, пока скрытая реклама призывает менее состоятельных граждан спать, потреблять и размножаться.
На деньгах написано «Это твой Бог», в телевизоре — одни инопланетные рожи… В общем, все как и ожидалось!
Лишний слой реальности снимается при помощи пары темных очков, коробку с которыми находит простой бомж Джон Нада (для разнообразия это не Курт Рассел, а канадский рестлер Родди Пайпер). В фильме много всего замечательного: открывающая картину атака полиции на городок бомжей, молодая Мег Фостер, сцена в банке, из которой в Duke Nukem 3D: Megaton Edition перекочевала самая запоминающаяся фраза…
Но по-настоящему великая киносцена тут всего одна — и она на все 100% эксплуатирует рестлерские навыки Пайпера.
Конечно же, я говорю об эпизоде, в котором Пайпер уговаривает темнокожего приятеля (Кит Дэвид) нацепить очки и убедиться, что от опрессии мерзких яппи-пришельцев в рейгановских США страдают не только белые бомжи, но и черные работяги.
Кит Дэвид, мягко говоря, отказывается… Вся сцена уговоров (насколько я знаю — самая длинная непрерывная драка один на один в западном кино) происходит на голом бетоне без участия каскадеров. И она настолько запомнилась зрителям, что разработчики Saints Row 4 позвали Пайпера и Дэвида ее повторить!
Впервые опубликовано в материале «С днем рождения, Джон Карпентер!»
«Знаки» (Signs), 2002
К 2002 году М. Найт Шьямалан зарекомендовал себя как абсолютный, неразбавленный гений, выпустив на стыке тысячелетий «Шестое чувство» и «Неуязвимого». Первая картина вернула в кино понятие twist ending, вторая и по сей день остается лучшим супергеройским фильмом. В третьем проекте Шьямалана смущало только одно — сможет ли гениальный режиссер и сценарист в третий раз к ряду порадовать нас неожиданным финалом, переворачивающим с ног на голову все наши представления о фильме, который мы только что посмотрели?
Ответ, вы, наверное, знаете: никакой «закрученной концовки» в «Знаках» не оказалось, несмотря на отличные кассовые сборы и теплые отзывы большинства критиков, фильм обескуражил и расстроил тех, кто ждал от Найта третьего подряд попадания в «яблочко» массовой культуры. Это все еще очень качественное авторское кино…, но в Signs можно разглядеть все черты той пропасти, в которую Шьямалан будет валиться следующие 10-15 лет своего творчества.
Тут и абсурдная, непродуманная концепция (пришельцы вторгаются на планету, большей частью состоящую из смертоносной для них субстанции), и скучнейший руральный американский сеттинг, и невероятно напыщенные религиозные мотивы, которых постыдились бы и Зак Снайдер с Дарреном Аронофски. Это минималистский триллер «в одном кукурузном поле» на 4 действующих лица, который подается как эпик о вторжении на Землю инопланетной расы… и все лучшие моменты фильма связаны как раз с его минимализмом, а все худшие — с амбициозностью.
Мел Гибсон играет очень нетипичную для себя (зато типичную для Шьямалана) роль сверхсдержанного фермера, бывшего священника, утратившего веру после смерти жены. С ним живут его младший брат, бывший бейсболист (Хоакин Феникс в одной из лучших ролей) и пара детей. Семейство начинает подозревать, что вокруг их фермы ошивается какая-то нечисть — вскоре выясняется, что неладное творится по всему земному шару. Сначала персонажи таращатся в телевизор, а потом пытаются организовать оборону фермы от сил неприятеля.
Это не столько «Война миров», сколько «Челюсти» с «Ночью живых мертвецов» — и способы обороны фермы, и сами пришельцы тут смехотворные, нелогичные, все держится только на мощнейшей режиссуре Шьямалана, который практически не показывает врага и создает ощущение опасности через звуки (во дворе вдруг умолкла собака) и мелкие визуальные детали.
В картине отличные актерские работы — дети, как всегда у этого режиссера, переигрывают даже очень старающихся взрослых кинозвезд, — и ряд напряженных моментов, сделавших бы честь и молодому Стивену Спилбергу. В то же время сценарий, явно написанный на коленке за пару дней, не способен увязать это все в единое целое.
Это один из тех редких фильмов, отношение к которым не меняется со временем: если вы пересмотрите «Знаки» сейчас, хорошие моменты останутся хорошими, плохие — плохими, лента не взлетит в ваш личный топ, но и не сгинет в бездне отстоя, который вы отсматривали в начале 2000-х за неимением лучшего. Но, надо сказать, про пришельцев снято крайне немного фильмов, устаревать в которых нечему.
«Марс атакует!» (Mars Attacks!), 1996
«Марс атакует!» — самый странный фильм Тима Бертона. Необычные марсиане вторгаются на Землю, где Джек Николсон играет сразу двух персонажей, и сжигают всех из своих бластеров. Люди же неумело пытаются противостоять инопланетной напасти.
Фильм пытается быть максимально комичным, высмеивая известные клише. Отсылок можно найти в картине очень много, и, если оммаж на «День, когда Земля остановилась» угадывается легко, то намеки на «Вторжение девушек-пчел» намного менее очевидны. К слову, к «Дню независимости» фильм не отсылает — их снимали практически в одно и то же время, а все совпадения оказались случайными.
Бертон собрал в каст половину звезд того времени — от еще актуального Майкла Джея Фокса до Гленн Клоуз и Джека Николсона. На экране периодически маячит еще молодой Джек Блэк, а на сцену может выйти вполне себе реальный Том Джонс. Весь коллектив на экране просто отрывается, играя с перебором. В контексте абсурдности всего фильма это смотрится, как минимум, уместно. Говоря об абсурдности, достаточно упомянуть лишь одну вещь — в «Марсе атакует!» есть Сара Джессика Паркер с телом чихуахуа.
Именно безбашенность, обилие черного юмора и откровенное пародирование всей научной фантастики сразу и сделало ленту такой популярной. Увы, энтузиазм мастера не спас картину от провала. В кинотеатрах «Марс» собрал немногим больше ста миллионов долларов при бюджете в 80 миллионов. Культовый статус фильм о яйцеголовых агрессивных марсианах получил уже после релиза на домашних носителях.
«Марс атакует!» — это самый дорогой дешевый фильм, который вы увидите в своей жизни.
Бертон намеренно отказывался делать фильм более реалистичным, давая подобную установку всем, включая аниматоров. Последних он просил сделать инопланетных захватчиков менее реалистичными для достижения нужного эффекта. Возможно, дело было еще и в бюджете — режиссеру дали изначально 75 миллионов долларов. Он просил повысить бюджет до сотни, но студия добавила лишь пять миллионов.
Сейчас фильм походит скорее на «Акулий торнадо», чем на высокобюджетную комедийную фантастику. Отсылке к классике поймут единицы, остальных же ждет почти два часа забавных и странных моментов с прекрасными видами на испаряющихся знаменитостей. Умно и трэшово, дешево и дорого — «Марс атакует!» стал образцом сатиры и демонстрацией того, что порой маркетинг и целый список громких имен на постере — не ключи к успеху.
«Инопланетянин» (E.T. the Extra-Terrestrial), 1982
Спилберг стал культовым режиссером именно благодаря таким фильмам. В «Инопланетянине» пришелец случайно остается на Земле и попадает во вполне стандартную семью. Если в начале фильма он напоминает смышленое домашнее животное, то дальше все становится куда страннее. Разум Инопланетянина оказывается связан с разумом нашедшего его мальчика Эллиота. Они вместе пытаются восстановить прежний уклад жизни и вернуть пришельца домой, но все идет наперекосяк, когда в дело вмешиваются люди из спецслужб.
«Инопланетянина» хвалят почти все. Во время выхода зрители были в восторге, критики тоже, а академики даже дали ленте номинацию на «Оскар» за лучший фильм. Коммерческий успех, к счастью, последовал. При бюджете в 10,5 миллионов «Инопланетянин» собрал более 700 за время проката, а продажи конфет, упоминаемых в фильме, выросли на 65%. Для сравнения — на продажи вафель Eggo, которые часто упоминаются в «Очень странных делах», второй сезон повлиял гораздо слабее — всего на 14%.
Сам фильм завлекал искренностью происходящего: дети ведут себя наивно, а взрослые относятся к существу из другого мира с опаской, порой даже с враждебностью. Отчасти поэтому и оправдано изменение фильма в переиздании. В обновленной версии Спилберг убрал оружие из рук полицейских, заменив его рациями. Многие были против, но ведь это логично — взрослых могут выставлять антагонистами, но доставать ружья, чтобы остановить детей на велосипедах, никто бы не стал.
Сам пришелец выглядит настолько правдоподобно, насколько могла выглядеть аниматроника в те года. Да и сейчас его превзойдут только динозавры во «Франшизе юрского периода» и разного рода существа из «Звездных Войн». E.T. — тайна этого фильма. Он обладает телекинетическими способностями, чрезвычайно сильной эмпатией, может оживлять цветы… Это и цепляет — мы не знаем, что это за существо, а список его сверхсил не подчиняется логике какого-либо существующего фантастического мира. На дизайн и создание пришельца ушло около полутора миллионов долларов — седьмая часть бюджета.
Спилберг в начале восьмидесятых создал настоящее семейное кино о любви и утрате, веселое и грустное. Возможно, именно этот фильм более всех других заслуживает титул «культового». И бонусом ко всему перечисленному — первая большая роль семилетней на тот момент Дрю Берримор.
«Пятый элемент» (The Fifth Element), 1997
Люк Бессон — гений! Нет, серьезно, гений. Снять фильм, который в 2018 году будет смотреться так же свежо и круто, как и 20 лет назад, не каждый сможет. Да что там говорить, некоторые картины поновее уже через десять, а то и пять лет выглядят так, что без стыда на них не глянешь.
«Пятый элемент» — космическая опера в (почти) классическом понимании, несмотря на то, что авторы отказались от клишированного главного героя, который творит добро во имя добра, потому что он и есть олицетворение добра. Это точно не Корбен Даллас. Но с этой ролью неплохо справляется Лилу.
Здесь даже опера есть — Lucia di Lammermoor итальянского композитора Гаэтано Доницетти в исполнении певицы Инвы Мулы. Если бы меня попросили топ-10 аниме-баттлов, на первом бы месте оказалась сцена, где Корбен и Лилу сражаются с мангалорами на круизном лайнере. Потому что настолько грамотно поставленных боевых сцен я не видел даже в аниме.
Инопланетяне, кстати, получились куда более запоминающимися, чем в тех же «Звездных войнах». Вспомнить хотя бы ту же оперную певицу. Она буквально излучает загадочность, когда ее только-только представляют зрителям! Да и где еще вы увидите симпатичного кальмара, который устраивает настоящие концерты в космосе и собирает гигантские залы?!
В фильме прекрасно все. Мне не к чему придраться. Совсем. Любые непонятные вещи из разряда: «А почему Лилу не погибла в начале фильма, когда упала на такси с такой большой высоты?!» — прекрасно объясняются жанром. Здесь нет каких-то научных обоснований, потому что они не нужны. Это сказка. Только в космосе.
Надеюсь, когда-нибудь вы посмотрите на «Валериан и город тысячи планет» с другой стороны и увидите, что это идеальный духовный наследник «Пятого элемента», во многом превзошедший ленту 1997 года. Он заслуживает, чтобы о нем спустя 20 лет отзывались точно так же.
«Район № 9» (District 9), 2009
Лучшая работа режиссера Нила Бломкампа использует инопланетное вторжение в качестве метафоры расизма и социального расслоения. Даже слово «вторжение» не лучшим образом подходит фильму, ведь пришельцы изначально просто зависли в небе, а люди сами пробрались сквозь обшивку корабля и доставили их на поверхность.
Незваные гости получили насмешливое прозвище «креветки», их презирают почти все люди, которые вынуждены терпеть не самых приятных соседей. Пришельцам тоже приходится несладко, ведь их поселили в грязном гетто на территории Южной Африки и обделили правами на нормальную жизнь. Конфликт в обществе нарастает, а ощутить его сполна предстоит главному герою Викусу, который сам постепенно начинает превращаться в инопланетянина.
Из фильма становится очевидно, что Бломкамп постарался раскрыть тему расовой сегрегации. Причем относится он к ней достаточно иронично, ведь инопланетяне у него зачастую гораздо более человечны, чем обозленные на всех и всех люди. Трансформация в сторону гуманизма заметна в главном герое, который по мере потери своего прежнего облика проникается сочувствием к пришельцам, оказавшимся на Земле далеко не по своей воле.
Столь необычный взгляд на достаточно избитую тематику позволил «Району № 9» навсегда поселиться в сердцах миллионов фанатов. Некоторые даже на сиквел надеются, благо задел для этого есть, но Бломкамп совершенно не торопится с анонсом. Но и без продолжения фильм продолжает оставаться одной из недосягаемых вершин своего жанра.
«День независимости» (Independence Day), 1996
«День независимости» Роланда Эммериха сформировал очертания современных фильмов поджанра «злые пришельцы хотят захватить Землю». Здесь есть все для идеальной картины подобного плана: обаятельный тандем отважных героев в исполнении Уилла Смита и Джеффа Голдблюма, злые инопланетяне, намного превосходящие человечество в плане технологий, и очень много спецэффектов.
Да, набор простой, зато работающий превосходно. В фильме все направлено на создание ощущения катастрофической угрозы, шансы справиться с которой ничтожно малы. Но человечество способно преодолеть все благодаря находчивости и искренней вере в завтрашний день. Потому нет ничего удивительного в том, что сюжет «Дня независимости» до краев наполнен духом патриотизма.
Также в нем можно полюбоваться на гигантские корабли пришельцев, которые с легкостью уничтожают истребители ВВС США. Нескончаемый парад взрывов и массовый геноцид человечества способны вызвать шок и трепет даже по сегодняшним меркам, а уж в 1996 году так и вовсе казались невозможными. С технической точки зрения к фильму не придраться — в нем все на максимально высоком уровне, из-за чего он нисколько не устарел.
Образ инопланетян в киноленте получился достаточно классическим, но все равно их внешний вид вызывает отвращение. Сильнее пугают только их бессердечные планы по уничтожению планет и абсолютное отсутствие жалости. «День независимости» держит в напряжении все время просмотра и внушает веру, что никакая атака внеземных цивилизаций нам не страшна.
«Монстро» (Cloverfield), 2008
Триллер режиссера Мэтта Ривза и продюсера Джей Джей Абрамса подошел к вопросу инопланетного вторжения с неожиданной стороны. Главный пришелец тут большой, страшный и способен запросто разрушить весь Нью-Йорк, но основное внимание акцентируется не на нем. Ведь весь фильм подан в виде съемки на любительскую камеру от первого лица.
Главный герой Роб должен был вскоре уехать в Японию, по случаю чего его друзья организовали прощальную вечеринку и решают все записать на камеру. Однако нападение на город ужасного создания портит все планы. Теперь ему нужно как-то выжить и покинуть опасную зону, параллельно снимая ужасы вокруг себя.
Главная особенность всей картины заключается в эффекте «трясущейся камеры», из-за чего происходящее на экране приобретает большую реалистичность. Ты будто и правда наблюдаешь хронику последних часов жизни группы людей, столкнувшихся с ужасающим нечто. Сам монстр, кстати, довольно обычный в плане дизайна и поведения, потому ужас вокруг него нагоняется как раз из-за главных героев, которые не до конца способны осознать, в какой ситуации оказались. Пришельца стараются не показывать слишком часто, но нам внушают, что он очень опасен, активно демонстрируя разрушения и панику в городе.
Идея триллера, в котором главная угроза большую часть времени остается за кадром, переросла в целую вселенную «Кловерфилд». «Кловерфилд 10», к примеру, рассказывает о девушке, которую похитили и держат внутри бункера, убеждая, что на поверхности жить стало невозможно. «Монстро» благодаря своей сути явно заслуживает внимания и как фильм о пришельцах, и как достойный представитель «сюжетов от первого лица».
С нашим мнением с пресс-показа нового «Хищника» можно ознакомиться тут. Цикл о Чужих, как часть одной с Хищниками вселенной, мы в подборку включать не стали. Ряд культовых и известных фильмов — в том числе «Нечто», «Аватар», «Люди в черном» и «Звездная пехота», — мы рассмотрим в отдельном материале, посвященном самым крутым расам и образам пришельцев в истории кино.
«Эволюция» (Evolution), 2001
Один из моих любимых фильмов про пришельцев снял Айван Райтман, режиссер многочисленных комедий, среди которых «Джуниор», «Охотники за привидениями», «Детсадовский полицейский» и многие другие. Соответственно, и «Эволюция» получилась полноценной фантастической комедией, хотя изначально задумывалась как серьезное кино о вторжении быстро развивающихся инопланетных организмов.
Фильм рассказывает о том, как в результате падения метеорита в пустыне Аризоны в кратере начинается ускоренная эволюция внеземной формы жизни. Двое профессоров местного колледжа обнаруживают этот феномен, но военные отбирают у них все наработки. Тем не менее, биологу и геологу все же приходится помочь военным остановить чрезвычайно быстро развивающихся пришельцев.
В фильме наглядно и максимально доступно была продемонстрирована теория эволюции и ее «технические» аспекты. Например, то, что животные не сразу привыкли к кислороду, а потому попросту не готовы адаптироваться к условиям, комфортным для людей. Но каждое новое поколение пришельцев все проще привыкает к земной атмосфере. И это притом, что за человеческие сутки меняется несколько поколений этих существ.
«Эволюция» воспринимается, как лекция от задорного преподавателя, который объясняет аудитории базовые принципы эволюции, вставляя уместные и неуместные шутки. Вообще для 2001 года картина выглядела очень хорошо, да и до сих пор не устарела в плане спецэффектов. Пришельцы тут весьма разнообразные. Чего только стоит знаменитый эпизод с «милым щеночком».
А главное достижение фильма, конечно же, — актерский состав: Дэвид Духовны, Орландо Джонс, Джулианна Мур, Шон Уильям Скотт на пике славы отлично справились со своей работой. Именно харизма актеров спасает все те неловкие моменты, когда сценаристы переборщили с шутками и приблизились к грани, когда еще чуть-чуть и начнется «Муви 43».
А еще это единственный фильм на моей памяти, где в финальной битве главным оружием стал шампунь Head & Shoulders!
По мотивам «Эволюции» есть мультсериал — Alienators: Evolution Continues, выходивший с 2001 по 2002 год. Он не смог повторить успех оригинала, но рассказал о событиях, которые произошли после фильма, а именно — уцелел ли кто-то из пришельцев и что было с ними. Главным героем стал доктор Айра Кейн (его в фильме сыграл Орландо Джонс) и его студенты.
«Полет навигатора» (Flight of the Navigator), 1986
Один из самых известных фильмов режиссера Рэндела Клайзера, поставившего также «Бриолин» и «Голубую лагуну». «Полет навигатора» сильно отличается от других работ Клайзера. В центре внимания двенадцатилетний подросток Дэвид Фриман, который однажды пропал без вести, но появился снова на том же месте спустя восемь лет.
Оказывается, что его забрал инопланетный корабль, занимающийся сбором различных живых существ для изучения. Искусственный интеллект не должен был навредить Дэвиду — его цель возвращать организмы обратно, не причиняя им вреда, но что-то пошло не так, и Фриман оказался на восемь лет в будущем в руках властей, желающих узнать, где подросток пропадал все эти годы и что скрыто у него в голове.
Фильм исследовал интересную тему — взаимодействие пришельцев с людьми. Воспринимают ли человечество инопланетные расы как разумных существ, или мы для них лишь цивилизованные животные? Простая идея, многократно исследовавшаяся в различных научно-фантастических произведениях, здесь представлена глазами самих пришельцев. Искусственный интеллект корабля объясняет Дэвиду свою миссию, поэтому мальчик и ввязывается в опасное приключение, которое заведет его за пределы Земли и пространственно-временного континуума.
Прошло больше тридцати лет после выхода «Полета навигатора», и сегодня трудно представить, что когда-то это был один из первых фильмов с использованием компьютерных спецэффектов. Эффектами при работе над картиной занималась Omnibus Graphics, одна из первых студий, вообще занимавшихся компьютерной графикой.
«Чужие среди нас» (They Live), 1988
За 11 лет до «Матрицы» Джон Карпентер сдернул покрывало виртуальной реальности с Соединенных Штатов времен президента Рейгана. На самом деле все богатые и влиятельные люди в стране — это отвратительные монстры-пришельцы, армия и полиция им подчиняется, пока скрытая реклама призывает менее состоятельных граждан спать, потреблять и размножаться.
На деньгах написано «Это твой Бог», в телевизоре — одни инопланетные рожи… В общем, все как и ожидалось!
Лишний слой реальности снимается при помощи пары темных очков, коробку с которыми находит простой бомж Джон Нада (для разнообразия это не Курт Рассел, а канадский рестлер Родди Пайпер). В фильме много всего замечательного: открывающая картину атака полиции на городок бомжей, молодая Мег Фостер, сцена в банке, из которой в Duke Nukem 3D: Megaton Edition перекочевала самая запоминающаяся фраза…
Но по-настоящему великая киносцена тут всего одна — и она на все 100% эксплуатирует рестлерские навыки Пайпера.
Конечно же, я говорю об эпизоде, в котором Пайпер уговаривает темнокожего приятеля (Кит Дэвид) нацепить очки и убедиться, что от опрессии мерзких яппи-пришельцев в рейгановских США страдают не только белые бомжи, но и черные работяги.
Кит Дэвид, мягко говоря, отказывается… Вся сцена уговоров (насколько я знаю — самая длинная непрерывная драка один на один в западном кино) происходит на голом бетоне без участия каскадеров. И она настолько запомнилась зрителям, что разработчики Saints Row 4 позвали Пайпера и Дэвида ее повторить!
Впервые опубликовано в материале «С днем рождения, Джон Карпентер!»
«Знаки» (Signs), 2002
К 2002 году М. Найт Шьямалан зарекомендовал себя как абсолютный, неразбавленный гений, выпустив на стыке тысячелетий «Шестое чувство» и «Неуязвимого». Первая картина вернула в кино понятие twist ending, вторая и по сей день остается лучшим супергеройским фильмом. В третьем проекте Шьямалана смущало только одно — сможет ли гениальный режиссер и сценарист в третий раз к ряду порадовать нас неожиданным финалом, переворачивающим с ног на голову все наши представления о фильме, который мы только что посмотрели?
Ответ, вы, наверное, знаете: никакой «закрученной концовки» в «Знаках» не оказалось, несмотря на отличные кассовые сборы и теплые отзывы большинства критиков, фильм обескуражил и расстроил тех, кто ждал от Найта третьего подряд попадания в «яблочко» массовой культуры. Это все еще очень качественное авторское кино…, но в Signs можно разглядеть все черты той пропасти, в которую Шьямалан будет валиться следующие 10-15 лет своего творчества.
Тут и абсурдная, непродуманная концепция (пришельцы вторгаются на планету, большей частью состоящую из смертоносной для них субстанции), и скучнейший руральный американский сеттинг, и невероятно напыщенные религиозные мотивы, которых постыдились бы и Зак Снайдер с Дарреном Аронофски. Это минималистский триллер «в одном кукурузном поле» на 4 действующих лица, который подается как эпик о вторжении на Землю инопланетной расы… и все лучшие моменты фильма связаны как раз с его минимализмом, а все худшие — с амбициозностью.
Мел Гибсон играет очень нетипичную для себя (зато типичную для Шьямалана) роль сверхсдержанного фермера, бывшего священника, утратившего веру после смерти жены. С ним живут его младший брат, бывший бейсболист (Хоакин Феникс в одной из лучших ролей) и пара детей. Семейство начинает подозревать, что вокруг их фермы ошивается какая-то нечисть — вскоре выясняется, что неладное творится по всему земному шару. Сначала персонажи таращатся в телевизор, а потом пытаются организовать оборону фермы от сил неприятеля.
Это не столько «Война миров», сколько «Челюсти» с «Ночью живых мертвецов» — и способы обороны фермы, и сами пришельцы тут смехотворные, нелогичные, все держится только на мощнейшей режиссуре Шьямалана, который практически не показывает врага и создает ощущение опасности через звуки (во дворе вдруг умолкла собака) и мелкие визуальные детали.
В картине отличные актерские работы — дети, как всегда у этого режиссера, переигрывают даже очень старающихся взрослых кинозвезд, — и ряд напряженных моментов, сделавших бы честь и молодому Стивену Спилбергу. В то же время сценарий, явно написанный на коленке за пару дней, не способен увязать это все в единое целое.
Это один из тех редких фильмов, отношение к которым не меняется со временем: если вы пересмотрите «Знаки» сейчас, хорошие моменты останутся хорошими, плохие — плохими, лента не взлетит в ваш личный топ, но и не сгинет в бездне отстоя, который вы отсматривали в начале 2000-х за неимением лучшего. Но, надо сказать, про пришельцев снято крайне немного фильмов, устаревать в которых нечему.
«Марс атакует!» (Mars Attacks!), 1996
«Марс атакует!» — самый странный фильм Тима Бертона. Необычные марсиане вторгаются на Землю, где Джек Николсон играет сразу двух персонажей, и сжигают всех из своих бластеров. Люди же неумело пытаются противостоять инопланетной напасти.
Фильм пытается быть максимально комичным, высмеивая известные клише. Отсылок можно найти в картине очень много, и, если оммаж на «День, когда Земля остановилась» угадывается легко, то намеки на «Вторжение девушек-пчел» намного менее очевидны. К слову, к «Дню независимости» фильм не отсылает — их снимали практически в одно и то же время, а все совпадения оказались случайными.
Бертон собрал в каст половину звезд того времени — от еще актуального Майкла Джея Фокса до Гленн Клоуз и Джека Николсона. На экране периодически маячит еще молодой Джек Блэк, а на сцену может выйти вполне себе реальный Том Джонс. Весь коллектив на экране просто отрывается, играя с перебором. В контексте абсурдности всего фильма это смотрится, как минимум, уместно. Говоря об абсурдности, достаточно упомянуть лишь одну вещь — в «Марсе атакует!» есть Сара Джессика Паркер с телом чихуахуа.
Именно безбашенность, обилие черного юмора и откровенное пародирование всей научной фантастики сразу и сделало ленту такой популярной. Увы, энтузиазм мастера не спас картину от провала. В кинотеатрах «Марс» собрал немногим больше ста миллионов долларов при бюджете в 80 миллионов. Культовый статус фильм о яйцеголовых агрессивных марсианах получил уже после релиза на домашних носителях.
«Марс атакует!» — это самый дорогой дешевый фильм, который вы увидите в своей жизни.
Бертон намеренно отказывался делать фильм более реалистичным, давая подобную установку всем, включая аниматоров. Последних он просил сделать инопланетных захватчиков менее реалистичными для достижения нужного эффекта. Возможно, дело было еще и в бюджете — режиссеру дали изначально 75 миллионов долларов. Он просил повысить бюджет до сотни, но студия добавила лишь пять миллионов.
Сейчас фильм походит скорее на «Акулий торнадо», чем на высокобюджетную комедийную фантастику. Отсылке к классике поймут единицы, остальных же ждет почти два часа забавных и странных моментов с прекрасными видами на испаряющихся знаменитостей. Умно и трэшово, дешево и дорого — «Марс атакует!» стал образцом сатиры и демонстрацией того, что порой маркетинг и целый список громких имен на постере — не ключи к успеху.
«Инопланетянин» (E.T. the Extra-Terrestrial), 1982
Спилберг стал культовым режиссером именно благодаря таким фильмам. В «Инопланетянине» пришелец случайно остается на Земле и попадает во вполне стандартную семью. Если в начале фильма он напоминает смышленое домашнее животное, то дальше все становится куда страннее. Разум Инопланетянина оказывается связан с разумом нашедшего его мальчика Эллиота. Они вместе пытаются восстановить прежний уклад жизни и вернуть пришельца домой, но все идет наперекосяк, когда в дело вмешиваются люди из спецслужб.
«Инопланетянина» хвалят почти все. Во время выхода зрители были в восторге, критики тоже, а академики даже дали ленте номинацию на «Оскар» за лучший фильм. Коммерческий успех, к счастью, последовал. При бюджете в 10,5 миллионов «Инопланетянин» собрал более 700 за время проката, а продажи конфет, упоминаемых в фильме, выросли на 65%. Для сравнения — на продажи вафель Eggo, которые часто упоминаются в «Очень странных делах», второй сезон повлиял гораздо слабее — всего на 14%.
Сам фильм завлекал искренностью происходящего: дети ведут себя наивно, а взрослые относятся к существу из другого мира с опаской, порой даже с враждебностью. Отчасти поэтому и оправдано изменение фильма в переиздании. В обновленной версии Спилберг убрал оружие из рук полицейских, заменив его рациями. Многие были против, но ведь это логично — взрослых могут выставлять антагонистами, но доставать ружья, чтобы остановить детей на велосипедах, никто бы не стал.
Сам пришелец выглядит настолько правдоподобно, насколько могла выглядеть аниматроника в те года. Да и сейчас его превзойдут только динозавры во «Франшизе юрского периода» и разного рода существа из «Звездных Войн». E.T. — тайна этого фильма. Он обладает телекинетическими способностями, чрезвычайно сильной эмпатией, может оживлять цветы… Это и цепляет — мы не знаем, что это за существо, а список его сверхсил не подчиняется логике какого-либо существующего фантастического мира. На дизайн и создание пришельца ушло около полутора миллионов долларов — седьмая часть бюджета.
Спилберг в начале восьмидесятых создал настоящее семейное кино о любви и утрате, веселое и грустное. Возможно, именно этот фильм более всех других заслуживает титул «культового». И бонусом ко всему перечисленному — первая большая роль семилетней на тот момент Дрю Берримор.
«Пятый элемент» (The Fifth Element), 1997
Люк Бессон — гений! Нет, серьезно, гений. Снять фильм, который в 2018 году будет смотреться так же свежо и круто, как и 20 лет назад, не каждый сможет. Да что там говорить, некоторые картины поновее уже через десять, а то и пять лет выглядят так, что без стыда на них не глянешь.
«Пятый элемент» — космическая опера в (почти) классическом понимании, несмотря на то, что авторы отказались от клишированного главного героя, который творит добро во имя добра, потому что он и есть олицетворение добра. Это точно не Корбен Даллас. Но с этой ролью неплохо справляется Лилу.
Здесь даже опера есть — Lucia di Lammermoor итальянского композитора Гаэтано Доницетти в исполнении певицы Инвы Мулы. Если бы меня попросили топ-10 аниме-баттлов, на первом бы месте оказалась сцена, где Корбен и Лилу сражаются с мангалорами на круизном лайнере. Потому что настолько грамотно поставленных боевых сцен я не видел даже в аниме.
Инопланетяне, кстати, получились куда более запоминающимися, чем в тех же «Звездных войнах». Вспомнить хотя бы ту же оперную певицу. Она буквально излучает загадочность, когда ее только-только представляют зрителям! Да и где еще вы увидите симпатичного кальмара, который устраивает настоящие концерты в космосе и собирает гигантские залы?!
В фильме прекрасно все. Мне не к чему придраться. Совсем. Любые непонятные вещи из разряда: «А почему Лилу не погибла в начале фильма, когда упала на такси с такой большой высоты?!» — прекрасно объясняются жанром. Здесь нет каких-то научных обоснований, потому что они не нужны. Это сказка. Только в космосе.
Надеюсь, когда-нибудь вы посмотрите на «Валериан и город тысячи планет» с другой стороны и увидите, что это идеальный духовный наследник «Пятого элемента», во многом превзошедший ленту 1997 года. Он заслуживает, чтобы о нем спустя 20 лет отзывались точно так же.
«Район № 9» (District 9), 2009
Лучшая работа режиссера Нила Бломкампа использует инопланетное вторжение в качестве метафоры расизма и социального расслоения. Даже слово «вторжение» не лучшим образом подходит фильму, ведь пришельцы изначально просто зависли в небе, а люди сами пробрались сквозь обшивку корабля и доставили их на поверхность.
Незваные гости получили насмешливое прозвище «креветки», их презирают почти все люди, которые вынуждены терпеть не самых приятных соседей. Пришельцам тоже приходится несладко, ведь их поселили в грязном гетто на территории Южной Африки и обделили правами на нормальную жизнь. Конфликт в обществе нарастает, а ощутить его сполна предстоит главному герою Викусу, который сам постепенно начинает превращаться в инопланетянина.
Из фильма становится очевидно, что Бломкамп постарался раскрыть тему расовой сегрегации. Причем относится он к ней достаточно иронично, ведь инопланетяне у него зачастую гораздо более человечны, чем обозленные на всех и всех люди. Трансформация в сторону гуманизма заметна в главном герое, который по мере потери своего прежнего облика проникается сочувствием к пришельцам, оказавшимся на Земле далеко не по своей воле.
Столь необычный взгляд на достаточно избитую тематику позволил «Району № 9» навсегда поселиться в сердцах миллионов фанатов. Некоторые даже на сиквел надеются, благо задел для этого есть, но Бломкамп совершенно не торопится с анонсом. Но и без продолжения фильм продолжает оставаться одной из недосягаемых вершин своего жанра.
«День независимости» (Independence Day), 1996
«День независимости» Роланда Эммериха сформировал очертания современных фильмов поджанра «злые пришельцы хотят захватить Землю». Здесь есть все для идеальной картины подобного плана: обаятельный тандем отважных героев в исполнении Уилла Смита и Джеффа Голдблюма, злые инопланетяне, намного превосходящие человечество в плане технологий, и очень много спецэффектов.
Да, набор простой, зато работающий превосходно. В фильме все направлено на создание ощущения катастрофической угрозы, шансы справиться с которой ничтожно малы. Но человечество способно преодолеть все благодаря находчивости и искренней вере в завтрашний день. Потому нет ничего удивительного в том, что сюжет «Дня независимости» до краев наполнен духом патриотизма.
Также в нем можно полюбоваться на гигантские корабли пришельцев, которые с легкостью уничтожают истребители ВВС США. Нескончаемый парад взрывов и массовый геноцид человечества способны вызвать шок и трепет даже по сегодняшним меркам, а уж в 1996 году так и вовсе казались невозможными. С технической точки зрения к фильму не придраться — в нем все на максимально высоком уровне, из-за чего он нисколько не устарел.
Образ инопланетян в киноленте получился достаточно классическим, но все равно их внешний вид вызывает отвращение. Сильнее пугают только их бессердечные планы по уничтожению планет и абсолютное отсутствие жалости. «День независимости» держит в напряжении все время просмотра и внушает веру, что никакая атака внеземных цивилизаций нам не страшна.
«Монстро» (Cloverfield), 2008
Триллер режиссера Мэтта Ривза и продюсера Джей Джей Абрамса подошел к вопросу инопланетного вторжения с неожиданной стороны. Главный пришелец тут большой, страшный и способен запросто разрушить весь Нью-Йорк, но основное внимание акцентируется не на нем. Ведь весь фильм подан в виде съемки на любительскую камеру от первого лица.
Главный герой Роб должен был вскоре уехать в Японию, по случаю чего его друзья организовали прощальную вечеринку и решают все записать на камеру. Однако нападение на город ужасного создания портит все планы. Теперь ему нужно как-то выжить и покинуть опасную зону, параллельно снимая ужасы вокруг себя.
Главная особенность всей картины заключается в эффекте «трясущейся камеры», из-за чего происходящее на экране приобретает большую реалистичность. Ты будто и правда наблюдаешь хронику последних часов жизни группы людей, столкнувшихся с ужасающим нечто. Сам монстр, кстати, довольно обычный в плане дизайна и поведения, потому ужас вокруг него нагоняется как раз из-за главных героев, которые не до конца способны осознать, в какой ситуации оказались. Пришельца стараются не показывать слишком часто, но нам внушают, что он очень опасен, активно демонстрируя разрушения и панику в городе.
Идея триллера, в котором главная угроза большую часть времени остается за кадром, переросла в целую вселенную «Кловерфилд». «Кловерфилд 10», к примеру, рассказывает о девушке, которую похитили и держат внутри бункера, убеждая, что на поверхности жить стало невозможно. «Монстро» благодаря своей сути явно заслуживает внимания и как фильм о пришельцах, и как достойный представитель «сюжетов от первого лица».
Взято: Тут
1