sanderkelevra
Неудобные вопросы к фильму «Черная Пантера» ( 17 фото )
«Черная пантера» вызвала восторг у части аудитории, другую же оставила в недоумении — почему столь блеклый и дырявый фильм так хвалят, как фанаты картины могли проглядеть огромное количество ляпов и недоработок, и так далее. Мой собственный список вопросов получился еще объемнее обычных простыней, мне даже пришлось остановиться в какой-то момент, чтобы не превращать это в нечитабельный многотомник (поэтому вы можете не обнаружить здесь некоторых вопросов, которые возникли у вас — обязательно упомяните их в комментариях). Я решил сконцентрироваться на самых глубоких и неочевидных идеологических проблемах фильма, так как они вредят картине куда больше обычных ляпов и нелогичностей комикс-муви. Впереди, естественно, одни спойлеры.
Почему Ваканда должна вдохновлять?
Давайте начнем с самого главного, потому что потом к этому моменту придется много раз возвращаться. Фильм позиционировали в том числе и как положительную ролевую модель, некий позитивный образ, который может вдохновлять целую расу — вот, смотрите, мы могли бы быть самой передовой нацией, если бы, например, не гнет колониализма (об этом я подробно рассказывал в рецензии).
Парадокс в том, что Ваканда не слишком похожа на страну мечты и тем более у нее плохо с либеральными ценностями, которые она по идее должна нести в своем позитивном образе — толерантность, равноправие рас и полов, гуманизм и прочее.
Это не демократический просвещенный рай, а ультра-правое государство, о котором мечтает любой расист, националист, сексист и так далее — люди, против которых фильм по идее направлен.
Считайте сами:
Абсолютная монархия
Изоляционизм
Буквальная ритуальная битва за трон = предпочтение физически сильнейших
Патриархат
Милитаризм
Ксенофобия
Этнический национализм (тату на губе)
Традиционализм
Они против приема беженцев, иммиграции в общем, против открытой торговли и даже информационного обмена, против помощи другим странам и против пресловутой «диверсити» — к белым они относятся с тем же расистским сарказмом, за который оторвали бы голову, скажи про них кто-то нечто подобное.
Это мало похоже на общество будущего. Идея, вероятно, была в том, что Ваканда стала чрезвычайно развитой страной, но сохранила культурные традиции Африки, что делает ее непохожей на другие развитые страны. Отсюда хай-тек штаб Шури, раскрашенный тотемами и масками. Но такая Ваканда должна была бы представлять из себя страну с другим, куда более продвинутым, демократическим политическим и общественным строем. Монарх бы остался в качестве дани традиции, как в Великобритании, но управлял бы страной избираемый парламент, например, а то и вовсе некое цифровое гражданское общество, где каждый вакандец голосует онлайн по всем вопросам напрямую, без выборного представителя. И так далее, по всем пунктам.
Но на деле вышло совсем другое — вышла обезьяна с гранатой.
Африканская страна, которая разбогатела на продаже ископаемого сырья и смогла отправить интеллектуальную элиту на обучение в лучшие университеты мира, а вернувшись, элита занялась изучением вибраниума и созданием технологий, повысивших уровень жизни. Но строй остался прежним, верования и предрассудки остались прежними, недоверие к миру и любым чужакам — осталось. По сути, они остались дикарями с копьями, просто теперь это копье стало способно пробить танк.
Чем именно тут нужно вдохновляться? Ведь даже оправдать эгоистичную политику изоляционизма и невмешательства зрителю довольно сложно. Да, теперь они одумались — но до этого у них были десятилетия, случилось множество войн, катастроф, случаев геноцида, эпидемий, наводнений и так далее, где нужна была вся возможная помощь. Они могли помочь, но не стали.
И даже ТʼЧалла полностью соглашался с этой позицией, в «Противостоянии» он тоже появился не потому, что пришел помочь с некой бедой, а просто мстил за отца, причем не особо разобравшись, того ли человека он винит в своих бедах. Потребовался маньяк, захвативший его трон, чтобы Пантера задумался о том, что в их отношении к миру что-то не так.
Вступление: ТʼЧака и НʼДжобу
Итак, брата короля заслали шпионом в… американское гетто?
Что именно НʼДжобу, отец Киллмонгера, разведает в Окланде?
Изучает быт и культуру афроамериканцев? Его же под прикрытием туда заслали не местного героинового барыгу посадить, он же не коп. Очень странная точка приложения усилий. Зато любопытный нюанс сразу вскрыли — Ваканда от всех прячется и закрывается, но шпионов по миру рассылает. Стратегически это оправдано, но выглядит страна все более зловеще от этого.
Зури притворялся американцем перед НʼДжобу?
Это значит, что Зури должен был приехать в США раньше, изучить местную культуру до такой степени, чтобы сойти за местного. Избавиться от акцента, выучить все местные законы, традиции и прослушать весь рэп.
НʼДжобу его не раскусил?
Они явно успели сдружиться — и за все это время НʼДжобу ни разу не поймал его на мелком просчете? Ведь достаточно ляпнуть слово на вакандском, забыв английское, отвести сглаз не тем жестом, поклониться солнцу перед едой — даже путь едва заметным кивком, взять нож вакандским хватом, либо облажаться с другой стороны — обнаружить незнание какого-то американского факта, например, как снимать деньги в банкомате или для чего три ракушки в туалете. Для вакандцев, отрезанных от мира, все это — инопланетная культура, поэтому переучиваться придется долго и во многих аспектах. То, что вакандец не признал вакандца — это и есть настоящая фантастика почище анти-металла.
Зачем ТʼЧака убил НʼДжобу?
У него типа не было выбора, он спасал Зури. Ага. Ты — супербыстрая пуленепробиваемая кошка с кучей боевых навыков, приходишь к наверняка вооруженному человеку и загоняешь его в угол. Может, ты приготовишься к тому, что он в любой момент начнет стрелять? И извините, поверить в то, что у тебя хватает реакции и скорость подскочить и проткнуть брата когтями, но не хватает, чтобы просто заслонить Зури своим бронированным рылом или обезоружить обычного человека, не пившего сок вашей сердцевидной травы, я не могу.
Когда Кларк свернул шею Зоду, зрители обплевались. Но ведь Супс убил генерала, поняв, что их силы равны и просто скрутить его он не сможет, они будут драться, лишь умножая жертвы, Когда Пантера без видимой нужды убивает своего брата и оставляет племянника в гетто — все хлопают, 97%, все дела. Зод Кларку не брат, а убийца его отца и изменник родины, и все равно Кал-Эл страдает от того, что на это пришлось пойти. Здесь же никакой необходимости не было — ты сильнее, ты неуязвим, у тебя охрана с собой, четверо против одного с пистолетом. Какая ты нахрен Пантера, если не можешь такую элементарную ситуацию разрулить без жертв?
Значит, ТʼЧака хотел убить НʼДжобу — это казнь. Предал — умри. Опасность для какого-то там Зури — предлог.
И это снова возвращает нас к пугающей политической системе Ваканды — абсолютная власть монарха. Король сам решает, кого казнить, кого миловать, может убить, а потом еще и скрыть это. И Зури, ставший шаманом и чтущий традиции превыше всего, считает это допустимым. Такая вот идеальная страна.
То, что карательный отряд не называется страшным немецким словом, не меняет его сути. Представьте на секунду, что Ваканда — не африканская страна, а провинция Германии. Она маскируется под обычных бюргеров, избирает короля поединком, рассылает шпионов в другие страны, а предателей карает смертью на месте, причем делает это король лично, даже если предатель — его брат. С такими заменами вы бы посмотрели эту первую сцену и решили бы, что вам показывают ориджин злодея и сейчас Мстители будут спасать мир от этой Ваканды-Гидры.
Почему ТʼЧака не забрал сына НʼДжобу в Ваканду?
Король страны, где настолько сильно единства народа, противопоставленного чужакам, бросил родную кровинушку, племянника, сына брата, которого сам случайно и прикончил, выживать в гетто. Круто. Сам Эрик-то был ни в чем не виноват, это ребенок, который никого не предавал.
ТʼЧака вроде как оставил его, чтобы никто не узнал об убийстве, и можно было сказать, что предатель НʼДжобу пропал — скрылся. Но сын-то причем? Его не было в комнате, он не знал, что случилось. Его можно было спокойно забрать с собой, объяснив, что папа его либо сбежал, как трус и предатель, либо, что он вынужден был уехать на срочное секретное задание, а Киллмонгера оставил брату на попечение. А потом сообщить ему, что папа на задании героически погиб.
Может, король не хотел видеть каждый день напоминание о своей ошибке, может, он просто расист, который не признавал племянника-полукровку с матерью-американкой.
Откуда у Эрика вакандская татуировка?
Если ее можно набить в любом тату-салоне, ей бы не доверяли, как паспорту. Значит, отец в какой-то момент притаскивал сына в Ваканду, о чем никто не узнал? Или смог набить сам? Это как самому напечатать свидетельство о рождении своему ребенку.
Коронация
Накию сорвали с важного задания только ради коронации?
Накия — одна из немногих вакандцев, кто не может равнодушно смотреть на страдания других, она явно долго готовила операцию (раз до сих пор не в курсе о смерти ТʼЧаки), внедрялась в сеть злодеев (это работорговцы, видимо. Не может же в фильме про расизм не быть буквальных работорговцев), рисковала жизнью ради шанса спасти невинных людей… Тут появляется Пантера и без предупреждения, без спросу, херит всю операцию, рискуя при этом жизнями тех, кого ты хотела спасти? Ради чего? Ну блин, у меня коронация, ты там постой в толпе, мне приятно будет. Охренеть.
ТʼЧалла здесь напоминает невменяемого бывшего, который звонит тебе посреди ночи со словами «У меня днюха, давай с нами, мы бухаем и цепляем шлюх», ты объясняешь, что на работу с утра и ребенок заболел, но ему по барабану — он со всей бухой ватагой заваливаются к тебе, ломятся в туалет, заставляют одеваться и идти с ними. И ты идешь, потому что надо увести этих идиотов от спящего мужа и ребенка как можно скорее, полицию ждать долго.
Неужели присутствие Накии на формальной церемонии было важнее жизней, которые она могла спасти?
Ведь освободить рабов в этом караване она могла и сама, это не было целью, она пыталась выйти на главаря или изучить всю сеть. И этому уже не бывать. Это показывает, что ТʼЧалле настолько наплевать на жизни людей вне Ваканды, что это не кажется ему неадекватным.
Если бы они пришли вытаскивать ее с задания уже после захватом Эриком власти или прихода Таноса, это было бы логично. Большая угроза, больше людей нужно спасать, дома беда. Но ведь нет же, это просто прихоть.
На трон садится самый физически сильный?
Уже упоминал это в списке, но на церемонии стоит остановиться подробнее. Испытание поединком в борьбе за трон — явно традиция, оставшаяся с древних времен, где физическая сила, ловкость, крепкое здоровье были более-менее адекватными критериями отбора вождя. Как в волчьей стае — Акелла промахнулся, постарел, не может вести стаю, нужен кто-то помоложе и посильнее.
Но Ваканда же давно просвещенная. Возможно, поединок — формальность, как вопрос «Кто против этого брака?» на свадьбе, все должны были вслух отказаться и признать Пантеру королем. Но МʼБаку вмешивается — и ему дают сражаться. А позже — Эрику. И принимают его как короля просто потому, что он убивает предыдущего.
По идее, это огромная уязвимость в системе, которую давно должны были прикрыть — утрясти закулисами, договориться никаких поединков не допускать, а если и допускать, то результат пусть ни на что не влияет. Потому что иначе получается Киллмонгер на троне — чужак, не знающий ничего о Ваканде, решивший использовать ее для достижения своих целей, которые ни к чем хорошему для страны не приведут.
Это противоречит человеческой истории и механизму власти как таковой — за монархом стоит его окружение. Ключи власти, через которых он осуществляет контроль, и это окружение будет заботиться прежде всего о сохранении статуса кво. Они не отдадут власть первому встречному, о котором ничего не знают или знают точно, что с ним симбиоза не выйдет. Окружение (совет, знать, купечество, духовенство) не допустит этого — либо отменят бой, либо его результаты. По любой надуманной причине: найдут легальную неувязку или скажут, что солнце зашло за тучи и бой не считается священным, так как боги не видели — что угодно.
Если бы МʼБаку победил, костюм Пантеры пришлось бы редизайнить под обезьяну?
Это не придирка и не ошибка, конечно, просто любопытно. Тотем племени Джабари — обезьяна, самого МʼБаку в комиксах звали Man-Ape (человек-обезьяна) и ходил он в костюме белой гориллы — все это выглядит настолько расистским, что из фильма все это, к счастью, выкинули. Но вопрос остается — Пантеры не символ Ваканды, а тотем конкретного племени, поэтому при смене династии должен был поменяться и главный тотем, и костюм. А может, МʼБаку и не стал бы бегать в костюме по миру — фишка с Черной Пантерой была выдумана ТʼЧакой, в политический строй Ваканды она не вписана и в обязанности короля может не входить.
Каша из топора
Такой маленький кусок вибраниума (топор) действительно стоит того, чтобы затевать ограбление?
До этого Кло оперировал куда большими объемами, ведь его поставок хватило на тело Альтрона. Я понимаю, что стащить кило вибраниума из музея проще, чем тонну, но из защищенной Ваканды, но все же…
Зачем Эрику вообще нужен Кло?
В комиксах Кло силой заставил НʼДжобу сотрудничать при нападении на Ваканду, в ходе которого тот и умер. Эрик там имел повод охотиться на Кло, чтобы отомстить за отца. Здесь же папа сам продает вибраниум Кло, а убивает его Пантера, мстить Кло особо поводов нет. Так зачем тратить столько времени? Только чтобы использовать его как дар вакандцам, чтобы те его пустили?
Но ведь основной козырь Киллмонгера — королевская кровь. Я имею право на трон. Давай махаться. На границе он мог просто показать губу — я свой, пустите. Больше похоже, что Эрик, как настоящая драма-квин, решил отложить раскрытие своего наследия для театрального эффекта. Для зрителей, короче.
Зачем Киллмонгер так долго тянул с убийством Кло?
Зачем грабил с ним музей? Зачем вызволял? Ну втерся ты к нему в доверие — ну так пристрели в спину, начни с него, чего ты даешь ему шанс захватить заложницу, сбежать куда-то. Опять же, для зрителей, но тактическим гением, которым Киллмонгера рисуют, это Эрика не выставляет. Втирался в доверие столько времени, чтобы пристрелить спокойно — и то не смог. Как он там правительства свергал, если престарелого инвалида однорукого пришить не может, который при этом спиной к нему поворачивается? И ладно бы Кло заподозрил его и был начеку, подловил бы как-то, так нет.
Корея
Как Эверетт Росс планировал арестовать Улисса Кло?
Если он вообще собирался его арестовывать, а не действительно купить у него топор и сделать из него какое-нибудь оружие.
У Росса явно не было достаточно людей, он не попросил о помощи Мстителей — на что он рассчитывал? Что бы произошло, если бы Пантера не появился?
Росс забыл, где находится?
Он говорит Пантере — это операция ЦРУ, пошли отсюда вон. Мы привыкли слышать этот командный тон, но обычно в кино его произносят агенты, находящиеся на родине. Если бы дело было в США, тут все верно — правительственное агентство ведет операцию, а ты — иностранный гражданин, вмешиваться не имеешь права. Конечно, ЦРУ не имеет права вести дела внутри страны, это юрисдикция ФБР и других отделений, но это уже другой вопрос.
А тут американский шпион на территории чужой страны проводит операцию — никаких прав, которые он может качать, у него нет. Он сам нарушает закон. Но при этом ты имеешь наглость указывать монарху другой страны? Американцы… Они ведь скорее всего и не заметят неадекватности этого момента.
Почему Эрику дали увезти Кло, почему не преследовали?
Да, Росс ранен, но Пантера — не врач, отвезти агента в больницу или в Ваканду могли и другие, обсудили бы по внутренней связи, а пока — включил костюм и помчался за микроавтобусом. Но внутренний голос сценариста шепнул Пантере — отпусти, так надо. И он отпустил.
Зачем давать Россу проснуться?
Дилемма на пустом месте. Его можно вылечить, но для этого нужно вести в Ваканду, и он увидит, что она не отсталая. Так держите его дальше в искусственной коме — вылечите, верните в Корею и скажите, что само зажило. Повезло, пуля прошла навылет. Даже если он что-то заподозрит, доказательством того, что Ваканда — развитая страна, это не станет.
И потом — он не первый, кого вы пускаете. Кэп и Баки как минимум уже были здесь, причем Баки был не при смерти. Ему помогли, не моргнув глазом, поэтому их колебания с Россом выглядят довольно странно.
Либо наоборот — их согласие вот так запросто помочь Баки выглядит странно в контексте нового фильма и всех мучений по поводу невмешательства, изоляционизма и полной секретности. Баки сам себе доверять не может, а вы ему свой главный секрет вручаете. На что не пойдешь ради нужд сценаристов.
Третий акт
Кто придумал эти нелепые шрамы на коже Киллмонгера?
Шрамы Эрика выглядят не как кресты на волыне, а как декоративное шрамирование пафосного подростка, и создают впечатление, что Эрику все время холодно, поэтому он покрыт гусиной кожей. Его хочется лопать, как упаковочный пластик с пупырками.
Почему ВʼКаби, друг детства Пантеры, так легко предал его после одной ошибки?
Кло пытались поймать десятилетиями — с того самого момента, как он с помощью НʼДжобу заполучил первую партию вибраниума. Ну провалил Пантера тысячную попытку его поймать — что удивительного? Если бы ТʼЧалла вслух отказался от поимки или пошел на сделку с Кло, тогда гнев ВʼКаби был бы оправдан, но так — предательство притянуто за уши.
Почему Киллмонгер велел сжечь сердцевидные цветы?
Ведь Эрик будет королем не вечно. Он не хочет, чтобы его дети правили Вакандой?
Почему ему дают их сжечь?
Про то, что окружение короля не даст ему сделать ничего, что противоречит их интересам, я уже сказал. Но тут другой нюанс — Зури, совет и Дора Милаж позволили Эрику драться за трон и занять его после победы потому, что служат этому трону, традициям и законам. Короне, а не конкретному королю. А значит, монарх не может самоуправствовать, Тʼчалла не мог приказать просто схватить Эрика и бросить в темницу.
Но при этом сам Эрик приказывает нечто, противоречащее устоям Ваканды — уничтожить важный элемент системы наследования и духовной культуры. И ему дают это сделать. Как-то не сходится. Так королю или короне вы служите? Если короне, то вы обязаны прокашляться и пояснить королю, что это не в его власти. Уже тогда Окойе должна была обвинить Эрика в измене и напасть, но ей потребовалось куда больше времени и еще один противоречащий закону приказ.
Кому Киллмонгер собрался раздавать суперкопья?
Эрик говорит, что черных братьев угнетают по всему миру и продвинутое оружие Ваканды поможет им противостоять угнетению. Но кому конкретно оно поможет? Каким именно черным? Африканским неграм больше пригодились бы больницы, школы, развитие экономики их стран — что они будут делать с копьем? Еще эффективнее резать друг друга, скидывая одного диктатора и ставя на его место нового? Или копья нужны чернокожим США и Европы?
Прилетает Киллмонгер в Комптон на голубом вертолете и говорит угнетенным братьям: «Я вам копий привез. Ими можно танк пробить». А братья ему и отвечают: «Ты, братиш, больной? Что нам с твоим копьем делать? На техномамонтов охотиться? Ты лучше бы добился справедливости для копов, расстреливающих черных ни за что, или работы бы нам привез, социального равенства там».
Оружие Ваканды способно пригодиться лишь террористам и странам в состоянии войны. Если бы Киллмонгер был с Ближнего Востока и вез копья террористам, они бы точно обрадовались. Это было бы логично. У них священная война со всем миром, им любое оружие, особенно необычное, которое еще не привыкли отслеживать и против которого не внедряли защиту, очень бы пригодилось. Но фильм должен быть про расизм и негров, поэтому логику попросили выйти.
Возможно, Эрик чего-то не договаривает и все его разговоры о предках неспроста — может, у него есть машина времени, и он собирается отправиться к этим самым предкам, которых угоняют в рабство из Африки, чтобы им раздать свои копья.
Там они тоже были бы к месту. Но если машины времени нет, Киллмонгер выглядит Дедом Морозом, который привез детям дрель, Сименс С60 и розовый дилдо. Чувствуется некий логический разрыв между подарком, целевой аудиторией и эпохой.
Копья не помогут выбить из белых голов расизм (если только вместе с мозгами), наоборот, негры с копьями, хоть и суперпродвинутыми, лишь укрепляют стереотип. Чернокожих не угнетают физически, каких именно опрессоров Киллмонгер мечтает сбросить, неясно. Поднять черных на всемирный бунт и сбросить белую власть повсюду, устроить этнические чистки (он вообще очевидно Гитлер, просто арийская раса заменена на черную, что у самого Гитлера создало бы нехилый когнитивный диссонанс)? Кто пойдет на это? Какие черные в мире угнетены до состояния, что пойдут за мужиком, раздающим копья, сбрасывать правительство страны?
Что им нужно на самом деле: чтобы люди перестали смотреть на цвет кожи, судить по нему, чтобы исчез расовый профайлинг, чтобы их не принимали поголовно за опасных уголовников, чтобы брали на работу как всех остальных. Ну какие нахрен копья?
А кто сможет эффективно использовать такое копье?
Ладно, переклинило меня на копьях — может в поставках были и более адекватные технологии, но показывают нам именно копья. Но обычный обыватель или даже тренированный стрелок что будет с ним делать? Женщины из Дора Милаж учатся обращаться с ними годами, у них есть необходимая сила и точность, сколько новичку придется учиться бросать тяжелое копье в танк? И что делать, если танка нет и на тебя прут обычные спецназовцы — мелкие, юркие и стреляющие в тебя такими старомодными, но надежными и быстрыми пулями. Бунтовщикам придется писать просьбы противнику: «Пожалуйста, приезжайте на танках».
Киллмонгер забыл про Мстителей?
На самом деле, учитывая, что мы не знаем, кому Эрик собирался раздавать оружие, как и против каких опрессоров его использовать, сформулировать дальнейшие претензии четко не выходит. Но наш черный Гитлер должен был осознавать, что в этом мире есть супергерои (как бы Мстители ни были развалены после Гражданки, они есть) и против них даже эти мегакопья — дробина для слона. Что мешает даже тому же Железному Человеку перехватить эти поставки? И в этом случае…
Зачем обязательно сбивать корабли с оружием прямо сейчас?
Ясно, что это нужно для того, что Эверет Росс сделал в фильме хоть что-то — например поуправлял дроном. Но неужели он не может просто позвонить Старку, Вижену, Вдове, чтобы они оперативно их перехватили. Окей, допустим он не хочет их звать прямо сюда, потому что вряд ли успеют долететь, да и секрет Ваканды узнают. Допустим, корабли уйдут в невид и за пределами Ваканды их уже не отследишь.
Но неужели Шури не сможет сама отследить эти беспилотники? Откуда-то же они управляются. Она же тут главный техногений. И даже если копья успеют раздать — их можно всем скопом прилететь и отобрать. Не достаточно это мощное оружие, в этом проблема. И не создающее немедленную угрозу. Если бы беспилотники везли вирус, уничтожающий все не-черное население Земли — вот тогда подвиг Росса был бы куда более значимым. Там уже и впрямь нельзя медлить и Тони звонить поздно.
На кой черт фильму вообще сдался Росс?
Это один из самых ярких примеров перебора с лишними персонажами. Возможно, в изначальном сценарии всем этим людям и впрямь выделялось больше сцен и давались свои линии, делая их присутствие оправданным. Но в конечном варианте монтажа Росс, Накия, Зури, МʼБаку и ВʼКаби выглядят недостаточно раскрытыми и поэтому — попросту лишними. Они не добавляют истории ничего существенного, без них все бы случилось примерно так же. Накию выглядит блекло рядом с Окойе, она просто еще одна бой-баба рядом с Пантерой, но менее яркая, чем лысая генеральша. Накия выделяется лишь тем, что Пантера вроде как ее любит, но это не влияет абсолютно ни на что.
Росс же выглядит еще хуже. Он был не слишком нужен и в «Противостоянии», но в «Пантере» выглядит совсем уж насильно вписанным в историю.
По идее, он должен исполнять роль простого парня, опоры для зрителя, который смотрит ошалевшими глазами чужака на чудеса Ваканды. Но выливается это в нелепого персонажа, который просто стоит в сторонке и отпускает глупые ремарки, а под конец сценаристы осознают его полную бесполезность и им приходится прописывать ему натужную сцену героизма, которая делает одно — крадет наше время. На Росса нам плевать и на его героическое вождение дронов — тоже. Он — бюрократ, правительственный функционер, героя более блеклого и отталкивающего придумать сложно.
Что за хрень с финальной битвой?
То, что она вся компьютерная и поэтому совершенно не воспринимается всерьез, уже говорили. Но сама концепция поражает еще больше. Вы стравили двух практически неуязвимых героев, которые бесконечно пытаются друг друга процарапать, но безрезультатно — что делать? Окей, ослабим их костюмы в специальной зоне.
Хорошо, но как это ослабление конкретно влияет на костюмы, каков план бойцов — неясно абсолютно. Почему ТʼЧалла пытается ударить сразу после прохода поезда? Только тогда уязвимость работает? В чем она? На костюме появляются дыры, в которые надо успеть всадить клинок? Почему все так неочевидно-то? Когда Блэйду нужно было поразить Новака в сердце в единственную щель сбоку это было позаковыристее, но вопросов не возникало — дель Торо грамотно все объяснил. Куглер же не позаботился, чтобы зритель понимал, что происходит.
Зачем нужна первая сцена после титров, если есть концовка?
Визит Пантеры в американское гетто, заявление о покупке земли и постройке образовательных центров — уже достаточное завершение линии о помощи другим. Ясно, что ТʼЧалла решил все же «сорвать покровы» и променять безопасность на шанс помочь другим. Его выступление в ООН уже не несет ничего нового, кроме ухмылки в конце в стиле «Вы не поверите».
Зачем разморозили Баки?
Барнса упрятали в холодильник потому, что он не доверял сам себе — советское зомбирование все еще было властно над ним. Разморозить его собирались тогда, когда смогут избавить его от этой беды. Если его разморозили, потому что лекарство нашли — неужели его успели сделать за то время, пока он там валялся (а это по идее максимум пара лет)? А если оно было доступно и раньше — зачем вообще замораживали?
Если его разбудили, не имея лекарства, то что такого срочного случилось, что его потребовалось срочно размораживать? Танос еще не прилетел. Нам просто не сказали о причине? Если бы в конце сцены Пантера или Кэп встретили бы Баки и сказали: «На нас движется угроза такого масштаба, что сложно представить, и нам нужны все, кто может биться», это бы выглядело осмысленно. А так — неясно, что этот кусок вообще говорит.
Вибраниум — новые наномашины?
Пока вибраниум был просто очень прочным металлом, гасившим вибрацию, это еще умещалось в какие-то рамки. Но в фильме Куглера он стал ответом на все, приобретая поистине мистические способности. Дает суперсилы Пантере, позволяет говорить с мертвыми и так далее. Почему, бабушка, у тебя глаза такие большие? Вибраниум, детка.
Когда сценарист превращает один фантастический элемент в затычку каждой бочке, история превращается в фарс. Ни о чем кроме лени, не позволяющей придумать что-то более адекватное, это не говорит.
Почему в фильме столько лишнего?
Или непроработанного, или сокращенного до такой степени, что это выглядит лишним? Сцена в музее должна быть представлением злодея, но ничего существенного о нем не говорит — самый страшный наемник мира проявляет себя тем, что подбрасывает отраву в кофе смотрительнице. Весьма коварный. Тактический гений.
Но и вся линия с топором — сценарный костыль. За музеем следует столько же бесполезная для истории сцена в Корее. Она дает экшен-сцену, но помимо этого — ничего. Про топор уже забывают, он свалился под стол и на него забили. Фокус переключается на Кло. Теперь все вертится вокруг него. Его хватают, его вызволяют… и убивают. Эрик использует его как пропуск в Ваканду и про Кло забывают, он завалился под стол и больше не важен.
Все эти белые нитки начинают раздражать. Идет целая вереница сцен, которые есть, чтобы быть. Они двигают вперед лишь вторичный сюжет, который сам по себе введен лишь для того, чтобы дать повод для экшена и ввести героев, которые сами по себе нужны для еще каких-то формальных нужд. Кло — чтобы произнести монолог про Ваканду, который хорошо смотрится в трейлере, но в фильме уже неуместен совершенно.
Все эти сцены и линии вставлялись как болванки, их можно и нужно было проработать до той степени, чтобы они раскрывали Эрика и Пантеру, работали на их связь.
Например, ограбление музея могло дать начало расследованию Пантеры, который бы шел по следу Киллмонгера и Кло, создавая напряжение, вводя детективный элемент, показывая интеллектуальные способности как героя, так и уходящих от него злодеев.
Вместо этого сцены так и выглядят обособленными сценарными заготовками, которые болтаются сами по себе, пока Эрик не приезжает в Ваканду и не начинается, собственно, основной сюжет. На втором часу фильма. Что мы до этого-то смотрели? А потом выясняется, что на раскрытие Росса, Накии и Зури у нас времени нет. Куда же оно все подевалось-то?
В чем задача Черной Пантеры?
Зачем королю одновременно быть и супергероем — какие именно задачи он должен решать в этом облике? Если Ваканда ни во что не вмешивается — значит, летать по миру и спасать людей он не станет. Он и не спасает — таких примеров в кино нет. Примеров его миссий у нас четыре: Тʼчака отправляется разобраться с братом-предателем (это он мог сделать и просто как король, супергероем быть для этого необязательно), ТʼЧалла охотится на убийцу отца в «Противостоянии» (личные мотивы, опять же никакого отношения к супер-геройству), ТʼЧалла нападает на караван с рабами, а затем отправляется в Корею ловить Кло. Это все. В самой Ваканде он тоже ничего не делает как Пантера, более того, ему то и дело приходиться отключать эти силы, чтобы выполнить королевский долг.
Когда в трейлере показали атаку на караван, было похоже, что Пантера как раз помогает людям — борется со злом, но в фильме оказалось, что на рабов ему было плевать и он здесь просто для того, чтобы забрать бывшую. А ведь именно это могло стать хорошим примером его работы — кошмарить местных (африканских) преступников, создавать миф о страшном духе отмщения, чтобы не борзели — короче, все как у Бэтмена. Но нет, он даже рабыням говорит — ни слова о том, что вы здесь видели, а значит — никакого мифа о мстителе нет и поддерживать его он не хочет. Так в чем тогда смысл Пантеры?
Я уже не раз говорил, что Marvel забыла, что вообще изначально значил миф о супергерое.
Фантазия о превращении из обывателя в могущественного бойца, способного, наконец, противостоять задолбавшей несправедливости. Мечта бессильных иметь возможность повлиять на то, что отравляет мир. Естественно, дорогой ценой, жертвуя личной жизнью, рискуя головой, скрывая альтер-эго от семьи и друзей, и так далее. Пантера под определение супер-героя просто не попадает.
Он занимается тем, что должны взять на себя обычные оперативники. Почему, например, вытаскивать Накию или охотиться на Кло должен именно король лично? Это такой африканский колорит — назвался королем, делай все сам, не перекладывай на чужие плечи? Да, вспоминаются и древние традиции, по которым короли вели свои армии в бой, и Нед Старк, который завещал казнить преступников лично, а не делегировать это другим, но всему есть предел. Если ты отправляешь короля ловить контрабандистов, какие-то более важные задачи типа подписания указов или балансировки бюджета могут серьезно тормозиться.
Возможно, в комиксах все иначе, там есть примеры героизма и все объяснено. Но если так, фильм это тем более не красит, потому что самого важного он из комиксов и не взял, выходит.
Почему костюм Пантеры так малоэффективен?
Я не очень понимаю, как Ваканда со всеми ее супертехнологиями при создании экипировки суперсолдата пришла к идее бронированной кошки, вооруженной когтями. Броня — супер: легкая, неуязвимая, втягивается в ожерелье, маскируется под одежду, да еще и кинетическую энергию способна перераспределять. Старк так еще не умеет, некоторые даже думают, что его броня из трейлера «Войны бесконечности», медленно обтекающая тело — это попытка догнать технологии Ваканды, показывающая, насколько он еще далек.
Но если все так, и Старк на годы отстал от Шури — почему Пантера не может даже летать? Почему у него нет оружия, кроме когтей? То, что атакующие возможности костюма куда слабее защитных, великолепно продемонстрировал финальный бой двух кошек, которые не могли ничего друг другу сделать. А то, что полет или какое-то дальнобойное оружие Пантере очень бы пригодились, стало ясно тогда, когда Эрик вызволил Кло и Пантера просто отпустил их — ну они же на микроавтобусе уехали, как я их догоню? Он, вероятно, забыл, что в прошлом фильме догонял машины бегом, но умей он летать, как тот же отсталый Железный Человек, было бы еще удобнее.
Ясно, что набор способностей Пантеры диктуется комиксами и должен иметь свой колорит, отличаться от абилок других Мстителей, но если вы представляете Пантеру в кино, вы должны прикинуть, что кажется нелепым в этой схеме. Либо поменять это, либо объяснить нелепость, либо строить сцены так, что они не всплывают наружу. В пресловутом «Противостоянии» Пантера не выглядел неуместно с тем же (даже меньшим) набором способностей, потому что там их подавали в контексте, где они не обнажали своих минусов. А здесь он то не может догнать Кло, то процарапать свой же костюм.
Сколько смертей Ваканда могла предотвратить, если бы не отсиживалась у себя?
Когда вводишь какую-то древнюю силу, которая скрытно существовала веками в нашем мире, сразу возникает ряд вопросов, особенно если сила условно добрая — а почему она не вмешалась в войну, не предотвратила холокост или геноцид армян, или любое из сотен страшных событий истории. Невмешательство Чудо-женщины во Вторую мировую объяснялось ее фиаско в Первой, но все равно со скрипом.
Насколько адекватно спрашивать подобное с Ваканды — вопрос неоднозначный. В комиксах страна объединилась, начала разработку вибраниума, послала людей учиться заграницей и начала технологический рост лишь при ТʼЧаке, поэтому даже холокост они успешно пропустили, не говоря уже о колонизации Африки. В то время они еще были дикарями и помочь ничем не могли.
Но когда Ваканда вырвалась вперед и закрылась куполом по версии киновселенной — неясно. Есть ведь древний топор из вибраниума, а значит, его разработку начали очень давно. Обычаи, в том числе связанные с сердцевидными цветами, выглядят древними, поэтому должны были зародиться не поколение-два назад, а гораздо раньше.
Если выйдет так, что уже во времена колонизации Африки и угона рабов в Америку Ваканда была достаточно развитой, чтобы защитить не только себя, но и соседей, но не сделала этого, вся их добродетельность выглядит откровенным лицемерием.
Но даже если гипер-развитие науки и технологий случилось лишь в последние лет двадцать, то и в этот период на Земле случилось достаточно трагедий, в которые стоило бы вмешаться столь прогрессивному народу. Я понимаю, что именно этот вопрос и поставлен как центральный в фильме, но мне кажется, именно это и замазывает для зрителей простой факт — оправдать десятилетия невмешательства не так просто.
То, что вакандцы задумались об этом сейчас, не извиняет десятилетий непротивления злу. На них можно смотреть как на злодеев, имеющих шансов на перевоспитание, но не как на героев.
Те страны, которые из-за ксенофобии, паранойи и эгоизма отказались открыть границы для сирийских беженцев во время кризиса (или приняли лишь небольшое количество), подверглись порицанию. Они закрыли глаза и на страдания самих сирийцев, и на бедственное положение пограничных стран, которые оказались завалены беженцами в три слоя, не имея ресурсов для того, чтобы обработать такой наплыв, обеспечить хотя бы базовые потребности этих людей. И это особенно позорно на фоне Германии, которая объявила, что примет всех. Это один пример из недавних.
Достаточно прикинуть количество жертв ураганов, наводнений, катастроф на атомных электростанциях, войн, терактов, эпидемий, детей-инвалидов, которые живут с недугами, которые вакандцы могли бы вылечить, или и вовсе умирают от них. Прикинули? Теперь попробуйте покричать «Слава Ваканде». Стране надежды, наступившего светлого будущего, столице прогресса и справедливости.
Изоляционизм в наше время выглядит абсолютным нонсенсом. Мир стал крошечным, перевязанным во всех областях, чих в одной стране эхом проносится по всем остальным, экономика срослась настолько, что любое изменение в системе влияет на всех сразу — что и доказал недавний финансовый кризис. Мы вместе боремся с причинами и последствиями глобального потепления, с эпидемиями, всем миром помогаем при наводнениях и ураганах и так далее. Поэтому это «Мы — сами по себе» в устах Ваканды звучит особенно странно в наши дни. Вероятно, куда в большей степени, чем полвека назад, когда ее придумали вместе с ее изоляционизмом.
Почему не помогать скрытно?
Страх вакандцев тоже понятен. Когда Китай не хотел торговать чаем с Британией, англичане посадили всю страну на наркотики и начались Опиумные войны, когда США понадобилась нефть, началась война в Ираке. Ясно, что, всплыви залежи вибраниума на поверхность, в Ваканде тоже бы живо пошли искать оружие массового поражения (и вполне вероятно, нашли бы, там же супер-продвинутое оружие) и организовали «миротворческое вторжение».
Но это не значит, что нельзя было совместить помощь миру и сохранение прогресса в секрете. У вас даже есть инструмент –свой супергерой с маскировкой и бесшумными кросовками, на которых можно прокрадываться в больницы и лечить детей, анонимно жертвовать приютам, спасать людей из наводнений и говорить им, что ты — мышь-рокер с Марса. Учитывая количество пришельцев в киновселенной, никто бы не удивился.
Почему Ваканда должна вдохновлять?
Давайте начнем с самого главного, потому что потом к этому моменту придется много раз возвращаться. Фильм позиционировали в том числе и как положительную ролевую модель, некий позитивный образ, который может вдохновлять целую расу — вот, смотрите, мы могли бы быть самой передовой нацией, если бы, например, не гнет колониализма (об этом я подробно рассказывал в рецензии).
Парадокс в том, что Ваканда не слишком похожа на страну мечты и тем более у нее плохо с либеральными ценностями, которые она по идее должна нести в своем позитивном образе — толерантность, равноправие рас и полов, гуманизм и прочее.
Это не демократический просвещенный рай, а ультра-правое государство, о котором мечтает любой расист, националист, сексист и так далее — люди, против которых фильм по идее направлен.
Считайте сами:
Абсолютная монархия
Изоляционизм
Буквальная ритуальная битва за трон = предпочтение физически сильнейших
Патриархат
Милитаризм
Ксенофобия
Этнический национализм (тату на губе)
Традиционализм
Они против приема беженцев, иммиграции в общем, против открытой торговли и даже информационного обмена, против помощи другим странам и против пресловутой «диверсити» — к белым они относятся с тем же расистским сарказмом, за который оторвали бы голову, скажи про них кто-то нечто подобное.
Это мало похоже на общество будущего. Идея, вероятно, была в том, что Ваканда стала чрезвычайно развитой страной, но сохранила культурные традиции Африки, что делает ее непохожей на другие развитые страны. Отсюда хай-тек штаб Шури, раскрашенный тотемами и масками. Но такая Ваканда должна была бы представлять из себя страну с другим, куда более продвинутым, демократическим политическим и общественным строем. Монарх бы остался в качестве дани традиции, как в Великобритании, но управлял бы страной избираемый парламент, например, а то и вовсе некое цифровое гражданское общество, где каждый вакандец голосует онлайн по всем вопросам напрямую, без выборного представителя. И так далее, по всем пунктам.
Но на деле вышло совсем другое — вышла обезьяна с гранатой.
Африканская страна, которая разбогатела на продаже ископаемого сырья и смогла отправить интеллектуальную элиту на обучение в лучшие университеты мира, а вернувшись, элита занялась изучением вибраниума и созданием технологий, повысивших уровень жизни. Но строй остался прежним, верования и предрассудки остались прежними, недоверие к миру и любым чужакам — осталось. По сути, они остались дикарями с копьями, просто теперь это копье стало способно пробить танк.
Чем именно тут нужно вдохновляться? Ведь даже оправдать эгоистичную политику изоляционизма и невмешательства зрителю довольно сложно. Да, теперь они одумались — но до этого у них были десятилетия, случилось множество войн, катастроф, случаев геноцида, эпидемий, наводнений и так далее, где нужна была вся возможная помощь. Они могли помочь, но не стали.
И даже ТʼЧалла полностью соглашался с этой позицией, в «Противостоянии» он тоже появился не потому, что пришел помочь с некой бедой, а просто мстил за отца, причем не особо разобравшись, того ли человека он винит в своих бедах. Потребовался маньяк, захвативший его трон, чтобы Пантера задумался о том, что в их отношении к миру что-то не так.
Вступление: ТʼЧака и НʼДжобу
Итак, брата короля заслали шпионом в… американское гетто?
Что именно НʼДжобу, отец Киллмонгера, разведает в Окланде?
Изучает быт и культуру афроамериканцев? Его же под прикрытием туда заслали не местного героинового барыгу посадить, он же не коп. Очень странная точка приложения усилий. Зато любопытный нюанс сразу вскрыли — Ваканда от всех прячется и закрывается, но шпионов по миру рассылает. Стратегически это оправдано, но выглядит страна все более зловеще от этого.
Зури притворялся американцем перед НʼДжобу?
Это значит, что Зури должен был приехать в США раньше, изучить местную культуру до такой степени, чтобы сойти за местного. Избавиться от акцента, выучить все местные законы, традиции и прослушать весь рэп.
НʼДжобу его не раскусил?
Они явно успели сдружиться — и за все это время НʼДжобу ни разу не поймал его на мелком просчете? Ведь достаточно ляпнуть слово на вакандском, забыв английское, отвести сглаз не тем жестом, поклониться солнцу перед едой — даже путь едва заметным кивком, взять нож вакандским хватом, либо облажаться с другой стороны — обнаружить незнание какого-то американского факта, например, как снимать деньги в банкомате или для чего три ракушки в туалете. Для вакандцев, отрезанных от мира, все это — инопланетная культура, поэтому переучиваться придется долго и во многих аспектах. То, что вакандец не признал вакандца — это и есть настоящая фантастика почище анти-металла.
Зачем ТʼЧака убил НʼДжобу?
У него типа не было выбора, он спасал Зури. Ага. Ты — супербыстрая пуленепробиваемая кошка с кучей боевых навыков, приходишь к наверняка вооруженному человеку и загоняешь его в угол. Может, ты приготовишься к тому, что он в любой момент начнет стрелять? И извините, поверить в то, что у тебя хватает реакции и скорость подскочить и проткнуть брата когтями, но не хватает, чтобы просто заслонить Зури своим бронированным рылом или обезоружить обычного человека, не пившего сок вашей сердцевидной травы, я не могу.
Когда Кларк свернул шею Зоду, зрители обплевались. Но ведь Супс убил генерала, поняв, что их силы равны и просто скрутить его он не сможет, они будут драться, лишь умножая жертвы, Когда Пантера без видимой нужды убивает своего брата и оставляет племянника в гетто — все хлопают, 97%, все дела. Зод Кларку не брат, а убийца его отца и изменник родины, и все равно Кал-Эл страдает от того, что на это пришлось пойти. Здесь же никакой необходимости не было — ты сильнее, ты неуязвим, у тебя охрана с собой, четверо против одного с пистолетом. Какая ты нахрен Пантера, если не можешь такую элементарную ситуацию разрулить без жертв?
Значит, ТʼЧака хотел убить НʼДжобу — это казнь. Предал — умри. Опасность для какого-то там Зури — предлог.
И это снова возвращает нас к пугающей политической системе Ваканды — абсолютная власть монарха. Король сам решает, кого казнить, кого миловать, может убить, а потом еще и скрыть это. И Зури, ставший шаманом и чтущий традиции превыше всего, считает это допустимым. Такая вот идеальная страна.
То, что карательный отряд не называется страшным немецким словом, не меняет его сути. Представьте на секунду, что Ваканда — не африканская страна, а провинция Германии. Она маскируется под обычных бюргеров, избирает короля поединком, рассылает шпионов в другие страны, а предателей карает смертью на месте, причем делает это король лично, даже если предатель — его брат. С такими заменами вы бы посмотрели эту первую сцену и решили бы, что вам показывают ориджин злодея и сейчас Мстители будут спасать мир от этой Ваканды-Гидры.
Почему ТʼЧака не забрал сына НʼДжобу в Ваканду?
Король страны, где настолько сильно единства народа, противопоставленного чужакам, бросил родную кровинушку, племянника, сына брата, которого сам случайно и прикончил, выживать в гетто. Круто. Сам Эрик-то был ни в чем не виноват, это ребенок, который никого не предавал.
ТʼЧака вроде как оставил его, чтобы никто не узнал об убийстве, и можно было сказать, что предатель НʼДжобу пропал — скрылся. Но сын-то причем? Его не было в комнате, он не знал, что случилось. Его можно было спокойно забрать с собой, объяснив, что папа его либо сбежал, как трус и предатель, либо, что он вынужден был уехать на срочное секретное задание, а Киллмонгера оставил брату на попечение. А потом сообщить ему, что папа на задании героически погиб.
Может, король не хотел видеть каждый день напоминание о своей ошибке, может, он просто расист, который не признавал племянника-полукровку с матерью-американкой.
Откуда у Эрика вакандская татуировка?
Если ее можно набить в любом тату-салоне, ей бы не доверяли, как паспорту. Значит, отец в какой-то момент притаскивал сына в Ваканду, о чем никто не узнал? Или смог набить сам? Это как самому напечатать свидетельство о рождении своему ребенку.
Коронация
Накию сорвали с важного задания только ради коронации?
Накия — одна из немногих вакандцев, кто не может равнодушно смотреть на страдания других, она явно долго готовила операцию (раз до сих пор не в курсе о смерти ТʼЧаки), внедрялась в сеть злодеев (это работорговцы, видимо. Не может же в фильме про расизм не быть буквальных работорговцев), рисковала жизнью ради шанса спасти невинных людей… Тут появляется Пантера и без предупреждения, без спросу, херит всю операцию, рискуя при этом жизнями тех, кого ты хотела спасти? Ради чего? Ну блин, у меня коронация, ты там постой в толпе, мне приятно будет. Охренеть.
ТʼЧалла здесь напоминает невменяемого бывшего, который звонит тебе посреди ночи со словами «У меня днюха, давай с нами, мы бухаем и цепляем шлюх», ты объясняешь, что на работу с утра и ребенок заболел, но ему по барабану — он со всей бухой ватагой заваливаются к тебе, ломятся в туалет, заставляют одеваться и идти с ними. И ты идешь, потому что надо увести этих идиотов от спящего мужа и ребенка как можно скорее, полицию ждать долго.
Неужели присутствие Накии на формальной церемонии было важнее жизней, которые она могла спасти?
Ведь освободить рабов в этом караване она могла и сама, это не было целью, она пыталась выйти на главаря или изучить всю сеть. И этому уже не бывать. Это показывает, что ТʼЧалле настолько наплевать на жизни людей вне Ваканды, что это не кажется ему неадекватным.
Если бы они пришли вытаскивать ее с задания уже после захватом Эриком власти или прихода Таноса, это было бы логично. Большая угроза, больше людей нужно спасать, дома беда. Но ведь нет же, это просто прихоть.
На трон садится самый физически сильный?
Уже упоминал это в списке, но на церемонии стоит остановиться подробнее. Испытание поединком в борьбе за трон — явно традиция, оставшаяся с древних времен, где физическая сила, ловкость, крепкое здоровье были более-менее адекватными критериями отбора вождя. Как в волчьей стае — Акелла промахнулся, постарел, не может вести стаю, нужен кто-то помоложе и посильнее.
Но Ваканда же давно просвещенная. Возможно, поединок — формальность, как вопрос «Кто против этого брака?» на свадьбе, все должны были вслух отказаться и признать Пантеру королем. Но МʼБаку вмешивается — и ему дают сражаться. А позже — Эрику. И принимают его как короля просто потому, что он убивает предыдущего.
По идее, это огромная уязвимость в системе, которую давно должны были прикрыть — утрясти закулисами, договориться никаких поединков не допускать, а если и допускать, то результат пусть ни на что не влияет. Потому что иначе получается Киллмонгер на троне — чужак, не знающий ничего о Ваканде, решивший использовать ее для достижения своих целей, которые ни к чем хорошему для страны не приведут.
Это противоречит человеческой истории и механизму власти как таковой — за монархом стоит его окружение. Ключи власти, через которых он осуществляет контроль, и это окружение будет заботиться прежде всего о сохранении статуса кво. Они не отдадут власть первому встречному, о котором ничего не знают или знают точно, что с ним симбиоза не выйдет. Окружение (совет, знать, купечество, духовенство) не допустит этого — либо отменят бой, либо его результаты. По любой надуманной причине: найдут легальную неувязку или скажут, что солнце зашло за тучи и бой не считается священным, так как боги не видели — что угодно.
Если бы МʼБаку победил, костюм Пантеры пришлось бы редизайнить под обезьяну?
Это не придирка и не ошибка, конечно, просто любопытно. Тотем племени Джабари — обезьяна, самого МʼБаку в комиксах звали Man-Ape (человек-обезьяна) и ходил он в костюме белой гориллы — все это выглядит настолько расистским, что из фильма все это, к счастью, выкинули. Но вопрос остается — Пантеры не символ Ваканды, а тотем конкретного племени, поэтому при смене династии должен был поменяться и главный тотем, и костюм. А может, МʼБаку и не стал бы бегать в костюме по миру — фишка с Черной Пантерой была выдумана ТʼЧакой, в политический строй Ваканды она не вписана и в обязанности короля может не входить.
Каша из топора
Такой маленький кусок вибраниума (топор) действительно стоит того, чтобы затевать ограбление?
До этого Кло оперировал куда большими объемами, ведь его поставок хватило на тело Альтрона. Я понимаю, что стащить кило вибраниума из музея проще, чем тонну, но из защищенной Ваканды, но все же…
Зачем Эрику вообще нужен Кло?
В комиксах Кло силой заставил НʼДжобу сотрудничать при нападении на Ваканду, в ходе которого тот и умер. Эрик там имел повод охотиться на Кло, чтобы отомстить за отца. Здесь же папа сам продает вибраниум Кло, а убивает его Пантера, мстить Кло особо поводов нет. Так зачем тратить столько времени? Только чтобы использовать его как дар вакандцам, чтобы те его пустили?
Но ведь основной козырь Киллмонгера — королевская кровь. Я имею право на трон. Давай махаться. На границе он мог просто показать губу — я свой, пустите. Больше похоже, что Эрик, как настоящая драма-квин, решил отложить раскрытие своего наследия для театрального эффекта. Для зрителей, короче.
Зачем Киллмонгер так долго тянул с убийством Кло?
Зачем грабил с ним музей? Зачем вызволял? Ну втерся ты к нему в доверие — ну так пристрели в спину, начни с него, чего ты даешь ему шанс захватить заложницу, сбежать куда-то. Опять же, для зрителей, но тактическим гением, которым Киллмонгера рисуют, это Эрика не выставляет. Втирался в доверие столько времени, чтобы пристрелить спокойно — и то не смог. Как он там правительства свергал, если престарелого инвалида однорукого пришить не может, который при этом спиной к нему поворачивается? И ладно бы Кло заподозрил его и был начеку, подловил бы как-то, так нет.
Корея
Как Эверетт Росс планировал арестовать Улисса Кло?
Если он вообще собирался его арестовывать, а не действительно купить у него топор и сделать из него какое-нибудь оружие.
У Росса явно не было достаточно людей, он не попросил о помощи Мстителей — на что он рассчитывал? Что бы произошло, если бы Пантера не появился?
Росс забыл, где находится?
Он говорит Пантере — это операция ЦРУ, пошли отсюда вон. Мы привыкли слышать этот командный тон, но обычно в кино его произносят агенты, находящиеся на родине. Если бы дело было в США, тут все верно — правительственное агентство ведет операцию, а ты — иностранный гражданин, вмешиваться не имеешь права. Конечно, ЦРУ не имеет права вести дела внутри страны, это юрисдикция ФБР и других отделений, но это уже другой вопрос.
А тут американский шпион на территории чужой страны проводит операцию — никаких прав, которые он может качать, у него нет. Он сам нарушает закон. Но при этом ты имеешь наглость указывать монарху другой страны? Американцы… Они ведь скорее всего и не заметят неадекватности этого момента.
Почему Эрику дали увезти Кло, почему не преследовали?
Да, Росс ранен, но Пантера — не врач, отвезти агента в больницу или в Ваканду могли и другие, обсудили бы по внутренней связи, а пока — включил костюм и помчался за микроавтобусом. Но внутренний голос сценариста шепнул Пантере — отпусти, так надо. И он отпустил.
Зачем давать Россу проснуться?
Дилемма на пустом месте. Его можно вылечить, но для этого нужно вести в Ваканду, и он увидит, что она не отсталая. Так держите его дальше в искусственной коме — вылечите, верните в Корею и скажите, что само зажило. Повезло, пуля прошла навылет. Даже если он что-то заподозрит, доказательством того, что Ваканда — развитая страна, это не станет.
И потом — он не первый, кого вы пускаете. Кэп и Баки как минимум уже были здесь, причем Баки был не при смерти. Ему помогли, не моргнув глазом, поэтому их колебания с Россом выглядят довольно странно.
Либо наоборот — их согласие вот так запросто помочь Баки выглядит странно в контексте нового фильма и всех мучений по поводу невмешательства, изоляционизма и полной секретности. Баки сам себе доверять не может, а вы ему свой главный секрет вручаете. На что не пойдешь ради нужд сценаристов.
Третий акт
Кто придумал эти нелепые шрамы на коже Киллмонгера?
Шрамы Эрика выглядят не как кресты на волыне, а как декоративное шрамирование пафосного подростка, и создают впечатление, что Эрику все время холодно, поэтому он покрыт гусиной кожей. Его хочется лопать, как упаковочный пластик с пупырками.
Почему ВʼКаби, друг детства Пантеры, так легко предал его после одной ошибки?
Кло пытались поймать десятилетиями — с того самого момента, как он с помощью НʼДжобу заполучил первую партию вибраниума. Ну провалил Пантера тысячную попытку его поймать — что удивительного? Если бы ТʼЧалла вслух отказался от поимки или пошел на сделку с Кло, тогда гнев ВʼКаби был бы оправдан, но так — предательство притянуто за уши.
Почему Киллмонгер велел сжечь сердцевидные цветы?
Ведь Эрик будет королем не вечно. Он не хочет, чтобы его дети правили Вакандой?
Почему ему дают их сжечь?
Про то, что окружение короля не даст ему сделать ничего, что противоречит их интересам, я уже сказал. Но тут другой нюанс — Зури, совет и Дора Милаж позволили Эрику драться за трон и занять его после победы потому, что служат этому трону, традициям и законам. Короне, а не конкретному королю. А значит, монарх не может самоуправствовать, Тʼчалла не мог приказать просто схватить Эрика и бросить в темницу.
Но при этом сам Эрик приказывает нечто, противоречащее устоям Ваканды — уничтожить важный элемент системы наследования и духовной культуры. И ему дают это сделать. Как-то не сходится. Так королю или короне вы служите? Если короне, то вы обязаны прокашляться и пояснить королю, что это не в его власти. Уже тогда Окойе должна была обвинить Эрика в измене и напасть, но ей потребовалось куда больше времени и еще один противоречащий закону приказ.
Кому Киллмонгер собрался раздавать суперкопья?
Эрик говорит, что черных братьев угнетают по всему миру и продвинутое оружие Ваканды поможет им противостоять угнетению. Но кому конкретно оно поможет? Каким именно черным? Африканским неграм больше пригодились бы больницы, школы, развитие экономики их стран — что они будут делать с копьем? Еще эффективнее резать друг друга, скидывая одного диктатора и ставя на его место нового? Или копья нужны чернокожим США и Европы?
Прилетает Киллмонгер в Комптон на голубом вертолете и говорит угнетенным братьям: «Я вам копий привез. Ими можно танк пробить». А братья ему и отвечают: «Ты, братиш, больной? Что нам с твоим копьем делать? На техномамонтов охотиться? Ты лучше бы добился справедливости для копов, расстреливающих черных ни за что, или работы бы нам привез, социального равенства там».
Оружие Ваканды способно пригодиться лишь террористам и странам в состоянии войны. Если бы Киллмонгер был с Ближнего Востока и вез копья террористам, они бы точно обрадовались. Это было бы логично. У них священная война со всем миром, им любое оружие, особенно необычное, которое еще не привыкли отслеживать и против которого не внедряли защиту, очень бы пригодилось. Но фильм должен быть про расизм и негров, поэтому логику попросили выйти.
Возможно, Эрик чего-то не договаривает и все его разговоры о предках неспроста — может, у него есть машина времени, и он собирается отправиться к этим самым предкам, которых угоняют в рабство из Африки, чтобы им раздать свои копья.
Там они тоже были бы к месту. Но если машины времени нет, Киллмонгер выглядит Дедом Морозом, который привез детям дрель, Сименс С60 и розовый дилдо. Чувствуется некий логический разрыв между подарком, целевой аудиторией и эпохой.
Копья не помогут выбить из белых голов расизм (если только вместе с мозгами), наоборот, негры с копьями, хоть и суперпродвинутыми, лишь укрепляют стереотип. Чернокожих не угнетают физически, каких именно опрессоров Киллмонгер мечтает сбросить, неясно. Поднять черных на всемирный бунт и сбросить белую власть повсюду, устроить этнические чистки (он вообще очевидно Гитлер, просто арийская раса заменена на черную, что у самого Гитлера создало бы нехилый когнитивный диссонанс)? Кто пойдет на это? Какие черные в мире угнетены до состояния, что пойдут за мужиком, раздающим копья, сбрасывать правительство страны?
Что им нужно на самом деле: чтобы люди перестали смотреть на цвет кожи, судить по нему, чтобы исчез расовый профайлинг, чтобы их не принимали поголовно за опасных уголовников, чтобы брали на работу как всех остальных. Ну какие нахрен копья?
А кто сможет эффективно использовать такое копье?
Ладно, переклинило меня на копьях — может в поставках были и более адекватные технологии, но показывают нам именно копья. Но обычный обыватель или даже тренированный стрелок что будет с ним делать? Женщины из Дора Милаж учатся обращаться с ними годами, у них есть необходимая сила и точность, сколько новичку придется учиться бросать тяжелое копье в танк? И что делать, если танка нет и на тебя прут обычные спецназовцы — мелкие, юркие и стреляющие в тебя такими старомодными, но надежными и быстрыми пулями. Бунтовщикам придется писать просьбы противнику: «Пожалуйста, приезжайте на танках».
Киллмонгер забыл про Мстителей?
На самом деле, учитывая, что мы не знаем, кому Эрик собирался раздавать оружие, как и против каких опрессоров его использовать, сформулировать дальнейшие претензии четко не выходит. Но наш черный Гитлер должен был осознавать, что в этом мире есть супергерои (как бы Мстители ни были развалены после Гражданки, они есть) и против них даже эти мегакопья — дробина для слона. Что мешает даже тому же Железному Человеку перехватить эти поставки? И в этом случае…
Зачем обязательно сбивать корабли с оружием прямо сейчас?
Ясно, что это нужно для того, что Эверет Росс сделал в фильме хоть что-то — например поуправлял дроном. Но неужели он не может просто позвонить Старку, Вижену, Вдове, чтобы они оперативно их перехватили. Окей, допустим он не хочет их звать прямо сюда, потому что вряд ли успеют долететь, да и секрет Ваканды узнают. Допустим, корабли уйдут в невид и за пределами Ваканды их уже не отследишь.
Но неужели Шури не сможет сама отследить эти беспилотники? Откуда-то же они управляются. Она же тут главный техногений. И даже если копья успеют раздать — их можно всем скопом прилететь и отобрать. Не достаточно это мощное оружие, в этом проблема. И не создающее немедленную угрозу. Если бы беспилотники везли вирус, уничтожающий все не-черное население Земли — вот тогда подвиг Росса был бы куда более значимым. Там уже и впрямь нельзя медлить и Тони звонить поздно.
На кой черт фильму вообще сдался Росс?
Это один из самых ярких примеров перебора с лишними персонажами. Возможно, в изначальном сценарии всем этим людям и впрямь выделялось больше сцен и давались свои линии, делая их присутствие оправданным. Но в конечном варианте монтажа Росс, Накия, Зури, МʼБаку и ВʼКаби выглядят недостаточно раскрытыми и поэтому — попросту лишними. Они не добавляют истории ничего существенного, без них все бы случилось примерно так же. Накию выглядит блекло рядом с Окойе, она просто еще одна бой-баба рядом с Пантерой, но менее яркая, чем лысая генеральша. Накия выделяется лишь тем, что Пантера вроде как ее любит, но это не влияет абсолютно ни на что.
Росс же выглядит еще хуже. Он был не слишком нужен и в «Противостоянии», но в «Пантере» выглядит совсем уж насильно вписанным в историю.
По идее, он должен исполнять роль простого парня, опоры для зрителя, который смотрит ошалевшими глазами чужака на чудеса Ваканды. Но выливается это в нелепого персонажа, который просто стоит в сторонке и отпускает глупые ремарки, а под конец сценаристы осознают его полную бесполезность и им приходится прописывать ему натужную сцену героизма, которая делает одно — крадет наше время. На Росса нам плевать и на его героическое вождение дронов — тоже. Он — бюрократ, правительственный функционер, героя более блеклого и отталкивающего придумать сложно.
Что за хрень с финальной битвой?
То, что она вся компьютерная и поэтому совершенно не воспринимается всерьез, уже говорили. Но сама концепция поражает еще больше. Вы стравили двух практически неуязвимых героев, которые бесконечно пытаются друг друга процарапать, но безрезультатно — что делать? Окей, ослабим их костюмы в специальной зоне.
Хорошо, но как это ослабление конкретно влияет на костюмы, каков план бойцов — неясно абсолютно. Почему ТʼЧалла пытается ударить сразу после прохода поезда? Только тогда уязвимость работает? В чем она? На костюме появляются дыры, в которые надо успеть всадить клинок? Почему все так неочевидно-то? Когда Блэйду нужно было поразить Новака в сердце в единственную щель сбоку это было позаковыристее, но вопросов не возникало — дель Торо грамотно все объяснил. Куглер же не позаботился, чтобы зритель понимал, что происходит.
Зачем нужна первая сцена после титров, если есть концовка?
Визит Пантеры в американское гетто, заявление о покупке земли и постройке образовательных центров — уже достаточное завершение линии о помощи другим. Ясно, что ТʼЧалла решил все же «сорвать покровы» и променять безопасность на шанс помочь другим. Его выступление в ООН уже не несет ничего нового, кроме ухмылки в конце в стиле «Вы не поверите».
Зачем разморозили Баки?
Барнса упрятали в холодильник потому, что он не доверял сам себе — советское зомбирование все еще было властно над ним. Разморозить его собирались тогда, когда смогут избавить его от этой беды. Если его разморозили, потому что лекарство нашли — неужели его успели сделать за то время, пока он там валялся (а это по идее максимум пара лет)? А если оно было доступно и раньше — зачем вообще замораживали?
Если его разбудили, не имея лекарства, то что такого срочного случилось, что его потребовалось срочно размораживать? Танос еще не прилетел. Нам просто не сказали о причине? Если бы в конце сцены Пантера или Кэп встретили бы Баки и сказали: «На нас движется угроза такого масштаба, что сложно представить, и нам нужны все, кто может биться», это бы выглядело осмысленно. А так — неясно, что этот кусок вообще говорит.
Вибраниум — новые наномашины?
Пока вибраниум был просто очень прочным металлом, гасившим вибрацию, это еще умещалось в какие-то рамки. Но в фильме Куглера он стал ответом на все, приобретая поистине мистические способности. Дает суперсилы Пантере, позволяет говорить с мертвыми и так далее. Почему, бабушка, у тебя глаза такие большие? Вибраниум, детка.
Когда сценарист превращает один фантастический элемент в затычку каждой бочке, история превращается в фарс. Ни о чем кроме лени, не позволяющей придумать что-то более адекватное, это не говорит.
Почему в фильме столько лишнего?
Или непроработанного, или сокращенного до такой степени, что это выглядит лишним? Сцена в музее должна быть представлением злодея, но ничего существенного о нем не говорит — самый страшный наемник мира проявляет себя тем, что подбрасывает отраву в кофе смотрительнице. Весьма коварный. Тактический гений.
Но и вся линия с топором — сценарный костыль. За музеем следует столько же бесполезная для истории сцена в Корее. Она дает экшен-сцену, но помимо этого — ничего. Про топор уже забывают, он свалился под стол и на него забили. Фокус переключается на Кло. Теперь все вертится вокруг него. Его хватают, его вызволяют… и убивают. Эрик использует его как пропуск в Ваканду и про Кло забывают, он завалился под стол и больше не важен.
Все эти белые нитки начинают раздражать. Идет целая вереница сцен, которые есть, чтобы быть. Они двигают вперед лишь вторичный сюжет, который сам по себе введен лишь для того, чтобы дать повод для экшена и ввести героев, которые сами по себе нужны для еще каких-то формальных нужд. Кло — чтобы произнести монолог про Ваканду, который хорошо смотрится в трейлере, но в фильме уже неуместен совершенно.
Все эти сцены и линии вставлялись как болванки, их можно и нужно было проработать до той степени, чтобы они раскрывали Эрика и Пантеру, работали на их связь.
Например, ограбление музея могло дать начало расследованию Пантеры, который бы шел по следу Киллмонгера и Кло, создавая напряжение, вводя детективный элемент, показывая интеллектуальные способности как героя, так и уходящих от него злодеев.
Вместо этого сцены так и выглядят обособленными сценарными заготовками, которые болтаются сами по себе, пока Эрик не приезжает в Ваканду и не начинается, собственно, основной сюжет. На втором часу фильма. Что мы до этого-то смотрели? А потом выясняется, что на раскрытие Росса, Накии и Зури у нас времени нет. Куда же оно все подевалось-то?
В чем задача Черной Пантеры?
Зачем королю одновременно быть и супергероем — какие именно задачи он должен решать в этом облике? Если Ваканда ни во что не вмешивается — значит, летать по миру и спасать людей он не станет. Он и не спасает — таких примеров в кино нет. Примеров его миссий у нас четыре: Тʼчака отправляется разобраться с братом-предателем (это он мог сделать и просто как король, супергероем быть для этого необязательно), ТʼЧалла охотится на убийцу отца в «Противостоянии» (личные мотивы, опять же никакого отношения к супер-геройству), ТʼЧалла нападает на караван с рабами, а затем отправляется в Корею ловить Кло. Это все. В самой Ваканде он тоже ничего не делает как Пантера, более того, ему то и дело приходиться отключать эти силы, чтобы выполнить королевский долг.
Когда в трейлере показали атаку на караван, было похоже, что Пантера как раз помогает людям — борется со злом, но в фильме оказалось, что на рабов ему было плевать и он здесь просто для того, чтобы забрать бывшую. А ведь именно это могло стать хорошим примером его работы — кошмарить местных (африканских) преступников, создавать миф о страшном духе отмщения, чтобы не борзели — короче, все как у Бэтмена. Но нет, он даже рабыням говорит — ни слова о том, что вы здесь видели, а значит — никакого мифа о мстителе нет и поддерживать его он не хочет. Так в чем тогда смысл Пантеры?
Я уже не раз говорил, что Marvel забыла, что вообще изначально значил миф о супергерое.
Фантазия о превращении из обывателя в могущественного бойца, способного, наконец, противостоять задолбавшей несправедливости. Мечта бессильных иметь возможность повлиять на то, что отравляет мир. Естественно, дорогой ценой, жертвуя личной жизнью, рискуя головой, скрывая альтер-эго от семьи и друзей, и так далее. Пантера под определение супер-героя просто не попадает.
Он занимается тем, что должны взять на себя обычные оперативники. Почему, например, вытаскивать Накию или охотиться на Кло должен именно король лично? Это такой африканский колорит — назвался королем, делай все сам, не перекладывай на чужие плечи? Да, вспоминаются и древние традиции, по которым короли вели свои армии в бой, и Нед Старк, который завещал казнить преступников лично, а не делегировать это другим, но всему есть предел. Если ты отправляешь короля ловить контрабандистов, какие-то более важные задачи типа подписания указов или балансировки бюджета могут серьезно тормозиться.
Возможно, в комиксах все иначе, там есть примеры героизма и все объяснено. Но если так, фильм это тем более не красит, потому что самого важного он из комиксов и не взял, выходит.
Почему костюм Пантеры так малоэффективен?
Я не очень понимаю, как Ваканда со всеми ее супертехнологиями при создании экипировки суперсолдата пришла к идее бронированной кошки, вооруженной когтями. Броня — супер: легкая, неуязвимая, втягивается в ожерелье, маскируется под одежду, да еще и кинетическую энергию способна перераспределять. Старк так еще не умеет, некоторые даже думают, что его броня из трейлера «Войны бесконечности», медленно обтекающая тело — это попытка догнать технологии Ваканды, показывающая, насколько он еще далек.
Но если все так, и Старк на годы отстал от Шури — почему Пантера не может даже летать? Почему у него нет оружия, кроме когтей? То, что атакующие возможности костюма куда слабее защитных, великолепно продемонстрировал финальный бой двух кошек, которые не могли ничего друг другу сделать. А то, что полет или какое-то дальнобойное оружие Пантере очень бы пригодились, стало ясно тогда, когда Эрик вызволил Кло и Пантера просто отпустил их — ну они же на микроавтобусе уехали, как я их догоню? Он, вероятно, забыл, что в прошлом фильме догонял машины бегом, но умей он летать, как тот же отсталый Железный Человек, было бы еще удобнее.
Ясно, что набор способностей Пантеры диктуется комиксами и должен иметь свой колорит, отличаться от абилок других Мстителей, но если вы представляете Пантеру в кино, вы должны прикинуть, что кажется нелепым в этой схеме. Либо поменять это, либо объяснить нелепость, либо строить сцены так, что они не всплывают наружу. В пресловутом «Противостоянии» Пантера не выглядел неуместно с тем же (даже меньшим) набором способностей, потому что там их подавали в контексте, где они не обнажали своих минусов. А здесь он то не может догнать Кло, то процарапать свой же костюм.
Сколько смертей Ваканда могла предотвратить, если бы не отсиживалась у себя?
Когда вводишь какую-то древнюю силу, которая скрытно существовала веками в нашем мире, сразу возникает ряд вопросов, особенно если сила условно добрая — а почему она не вмешалась в войну, не предотвратила холокост или геноцид армян, или любое из сотен страшных событий истории. Невмешательство Чудо-женщины во Вторую мировую объяснялось ее фиаско в Первой, но все равно со скрипом.
Насколько адекватно спрашивать подобное с Ваканды — вопрос неоднозначный. В комиксах страна объединилась, начала разработку вибраниума, послала людей учиться заграницей и начала технологический рост лишь при ТʼЧаке, поэтому даже холокост они успешно пропустили, не говоря уже о колонизации Африки. В то время они еще были дикарями и помочь ничем не могли.
Но когда Ваканда вырвалась вперед и закрылась куполом по версии киновселенной — неясно. Есть ведь древний топор из вибраниума, а значит, его разработку начали очень давно. Обычаи, в том числе связанные с сердцевидными цветами, выглядят древними, поэтому должны были зародиться не поколение-два назад, а гораздо раньше.
Если выйдет так, что уже во времена колонизации Африки и угона рабов в Америку Ваканда была достаточно развитой, чтобы защитить не только себя, но и соседей, но не сделала этого, вся их добродетельность выглядит откровенным лицемерием.
Но даже если гипер-развитие науки и технологий случилось лишь в последние лет двадцать, то и в этот период на Земле случилось достаточно трагедий, в которые стоило бы вмешаться столь прогрессивному народу. Я понимаю, что именно этот вопрос и поставлен как центральный в фильме, но мне кажется, именно это и замазывает для зрителей простой факт — оправдать десятилетия невмешательства не так просто.
То, что вакандцы задумались об этом сейчас, не извиняет десятилетий непротивления злу. На них можно смотреть как на злодеев, имеющих шансов на перевоспитание, но не как на героев.
Те страны, которые из-за ксенофобии, паранойи и эгоизма отказались открыть границы для сирийских беженцев во время кризиса (или приняли лишь небольшое количество), подверглись порицанию. Они закрыли глаза и на страдания самих сирийцев, и на бедственное положение пограничных стран, которые оказались завалены беженцами в три слоя, не имея ресурсов для того, чтобы обработать такой наплыв, обеспечить хотя бы базовые потребности этих людей. И это особенно позорно на фоне Германии, которая объявила, что примет всех. Это один пример из недавних.
Достаточно прикинуть количество жертв ураганов, наводнений, катастроф на атомных электростанциях, войн, терактов, эпидемий, детей-инвалидов, которые живут с недугами, которые вакандцы могли бы вылечить, или и вовсе умирают от них. Прикинули? Теперь попробуйте покричать «Слава Ваканде». Стране надежды, наступившего светлого будущего, столице прогресса и справедливости.
Изоляционизм в наше время выглядит абсолютным нонсенсом. Мир стал крошечным, перевязанным во всех областях, чих в одной стране эхом проносится по всем остальным, экономика срослась настолько, что любое изменение в системе влияет на всех сразу — что и доказал недавний финансовый кризис. Мы вместе боремся с причинами и последствиями глобального потепления, с эпидемиями, всем миром помогаем при наводнениях и ураганах и так далее. Поэтому это «Мы — сами по себе» в устах Ваканды звучит особенно странно в наши дни. Вероятно, куда в большей степени, чем полвека назад, когда ее придумали вместе с ее изоляционизмом.
Почему не помогать скрытно?
Страх вакандцев тоже понятен. Когда Китай не хотел торговать чаем с Британией, англичане посадили всю страну на наркотики и начались Опиумные войны, когда США понадобилась нефть, началась война в Ираке. Ясно, что, всплыви залежи вибраниума на поверхность, в Ваканде тоже бы живо пошли искать оружие массового поражения (и вполне вероятно, нашли бы, там же супер-продвинутое оружие) и организовали «миротворческое вторжение».
Но это не значит, что нельзя было совместить помощь миру и сохранение прогресса в секрете. У вас даже есть инструмент –свой супергерой с маскировкой и бесшумными кросовками, на которых можно прокрадываться в больницы и лечить детей, анонимно жертвовать приютам, спасать людей из наводнений и говорить им, что ты — мышь-рокер с Марса. Учитывая количество пришельцев в киновселенной, никто бы не удивился.
Взято: Тут
2
Комментариев 2