fghfghfg
Центр шахмат и буддизм на юге России. Республика Калмыкия ( 8 фото )
Степной буддизм и игры в шахматы. Республика Калмыкия
На чтение: 5 минут
Буддизм и время испытаний
В мае 1931 года Константин Георгиевич Паустовский отправил своей супруге Екатерине Степановне Загорской письмо с такими строками: «Калмыцкая степь прекрасна. В степи (сейчас она вся покрыта ковылем и полынью) изумительный воздух, особенно утром. Видно на десятки верст. Пенье жаворонков превращается в сплошной гром. Журавли стоят генералами вдоль дороги, орлы сидят на грудах костей (вдоль дороги очень часто попадаются скелеты верблюдов и овец — последствия суровой зимы). Над степью необыкновенные облака, радуги, отдаленные грозы, а у калмыцких кибиток — стаи борзых. Я был в кибитках, и при мне калмыки варили похлебку из сусликов и калмыцкий чай (спрессованный из целых листьев, его рубят топором). Народ дикий, с загадочными бесстрастными лицами, очень молчаливый и мрачный. Ночевали мы в пути в сторожевых кордонах — глинобитных мазанках — и расписывались в подорожной книге (совсем как в пушкинские времена). Элиста поражает тем, что после 300 километров степи, где мы встретили всего 5—6 калмыков и ни одного посёлка, вдруг в балке открываются белые кубические дома — точная копия домов Корбюзье. Сразу это кажется диким и неправдоподобным — бетонные воздушные балконы Корбюзье и к ним привязаны двугорбые верблюды, новейшие постройки и туземные заборы из камыша, чтобы задерживать летучие пески. Вокруг заборов нарастают барханы».
Тогда, в 1931 году семейство Паустовских хотело провести лето в Дербенте. Сначала туда должны были отправиться жена с сыном, а потом к ним присоединился бы и сам Константин Георгиевич. Однако путешествие сорвалось. Но так появилось письмо, отправленное из Астрахани с описанием Калмыкии.
Калмыцкая степь. Источник: tegrk.ru
Паустовский побывал в степи в очень тяжёлый период жизни как всего советского народа в целом, так и калмыков в частности. Полным ходом шла коллективизация. Старые традиции и устои менялись, менялись болезненно. В новообразованной Калмыцкой автономной области им банально не нашлось места. Грозный ветер перемен сметал всё на своём пути. Первым делом он обрушился на религию. Ещё в начале XVII столетия калмыки, тогда они назывались ойраты, приняли буддизм. И в степи появились храмы – хурулы. Те хурул являлись обычными кибитками, покрытыми белым войлоком. Во главе буддийского храма находится настоятель – бакша. Он подчиняется ламе, которого или выбирали на совете бакшей, или же его назначал непосредственно самый главный священнослужитель – тибетский Далай-лама. При входе в хурул находился молитвенный барабан (кюрдэ) с текстами мантр, написанных на тибетском языке. Иногда рядом располагались скульптуры белых львов. А крыша кибитки была украшена символами Колеса Учения, возле которых лежат лани. Хурулы являлись истинным украшением степи.
Интересно вот ещё что: классический буддизм претерпел некоторые изменения в калмыцкой степи. Проще говоря, он был адаптирован под жизненный уклад кочевников. Они не могли себе позволить отшельничество, отказ от насилия, длительные медитации. Миролюбивый одиночка, посвящающий всё время медитации просто не выживет в степи. И тибетский буддизм был немного отредактирован. Именно поэтому хурул не являлся чем-то оторванным и отделённым от улуса. Наоборот, он стал неотъемлемой частью жизни всех людей. А духовенство и родовые общины тесно соприкасались. А на бакшей или ламу возлагались ещё и функции миротворцев. Бывали случаи, когда они выступали посредниками при разрешении каких-либо споров. Их слову верили, а авторитет не подвергали сомнению.
Адаптирован под суровую кочевую жизнь был и принцип ненасилия по отношению к живым существам. Избежать убийства скота ради пропитания или во время боевых действий являлось невозможным. И поэтому особо важную функцию приобрели различные очистительные тантрические практики, которые осуществляли священнослужители. Пользовалась популярностью среди кочевников и идея реинкарнации. Несмотря на адаптацию, калмыцкий буддизм всё равно имел прочную связь с Тибетом. Это отчётливо прослеживается в одеяниях того времени. Как приверженцы тибетской школы гелуг калмыки носили красную одежду и жёлтые шапки. Для любого священнослужителя было особенно почётно пройти обучение в монастыре Дрепунг.
Кюрдэ в Золотой обители Будды Шакьямуни. Источник: wikipedia.org
Принятие буддизма было выгодно обеим сторонам. Ламаистская церковь Тибета получила новых последователей, что благоприятно влияло на дальнейшее распространение и укрепление религии. Ойраты получили доступ к древней культуре, а также стали духовно близки к другим кочевникам-буддистам. Однако это вызвало недовольство других кочевников. В первую очередь, ногайцев-мусульман. В том противостоянии калмыки были сильнее, после чего и заняли территорию Нижнего Поволжья. Калмыцкое ханство не стояло особняком от Российского царства. Кочевники участвовали в Азовских походах Петра Великого, в Полтавской битве. Помогли калмыцкие воины в подавлении Астраханского, Булавинского и Башкирского восстаний.
Торгутский побег и трагедии XX века
Затем калмыки пережили трудную половину XVIII века, которая ознаменовалась «Торгутским побегом». 5 января 1771 года более 170 тысяч кочевников покинули родную степь, направившись на историческую родину – Джунгарию. На то было много причин. Но самая главная, заключалась в политике Санкт-Петербурга. У калмыцких ханов начали забирать власть. К тому же, в степи с каждым годом появлялось всё больше русских переселенцев, которые занимали угодья, сокращая пастбища. Несмотря на мирное сосуществование двух этносов на одной территории, недовольство друг другом росло. На эту подготовленную почву упали семена идеи возрождения Джунгарского ханства. И калмыцкий правитель Убаши решил, что нужно действовать. Спустя несколько месяцев кочевники дошли до Джунгарии и поселились на своей исторической родине. Но возродить ханство у них не получилось.
Часть калмыков, оставшихся в России, продолжили жить как раньше. Только их ханство было упразднено, а территория вошла в состав Астраханской губернии. Позже, уже при Николае I, было учреждено «Ламайское духовое управление», которые отвечало за контакты с калмыцкими буддистами. А к 1872 году на территории обитания калмыков насчитывалось более 150 стационарных хурулов.
А потом наступил XX-й век. Сначала Первая Мировая война, затем война гражданская, установление Советской власти. И когда в степи побывал Паустовский, он не увидел две основополагающие части жизни калмыков – буддийские монастыри и шахматы. Ветер перемен со страшной силой обрушился на то, что было так дорого калмыкам. Почти все хурулы были уничтожены, а шахматы – любимое развлечение кочевников – оказались забытыми. В условиях новой жизни стало просто не до них.
Исход калмыков из России в Джунгарию (Китай) в 1771 году. Гравюра Ш.-М. Жоффруа, 1845 г. Источник: wikipedia.org
Не будет преувеличением сказать, что вся жизнь калмыков – это затяжная шахматная партия, в которой их соперником выступила судьба. И она не раз загоняла кочевников в положение цугцванга. И любой ответный ход оказывался невыгодным. Кто знает, не будь калмыки такими искусными шахматистами, возможно их история уже оборвалась бы. Но ещё Александр Дюма (отец), побывавший в Калмыкии в 1858 году, писал, что местные жители отличаются смирением.
Смирение и терпение раз за разом помогали калмыкам выправить ситуацию на «шахматной доске» жизни. Пережили они и депортацию в Сибирь в конце 1943 года. Тогда была проведена операция под кодовым названием «Улусы». Около трёх тысяч офицеров НКВД при поддержке 3-го мотострелкового полка НКВД осуществили переселение более 93-х тысяч человек. Их отправили на Восток на 46-и эшелонах. Вернулись калмыки в родную степь во второй половине 1950-х годов.
В Элисте, столице Калмыкии, есть места, в которых оживает история народа. В 2005 году там был открылся крупнейший буддийский храм не только в России, но и во всей Европе – «Золотая обитель Будды Шакъямуни». Внутри находится статуя Будды, тоже самая высокая в Европе. Кроме специальных молельных комнат в хуруле есть ещё музей и библиотека. А забор перед входом в храм увешан флажками, которые калмыки называют «кимерын». На них люди пишут имена тех, за кого надо помолиться. По поверьям, молитвы читаются в тот момент, когда флажки развеваются на ветру. И кимерын снимать нельзя, даже у ламы нет такой возможности. Сорвать их может только ветер.
Не даёт забыть о депортации вагон-музей и памятник «Исход и Возвращение», созданный Эрнстом Неизвестным.
Не развеял степной ветер и главную любовь калмыков – шахматы. В столице есть объект – огромная шахматная доска с такими же огромными фигурами.
Шахматы как смысл жизни
Шахматы – национальный вид спорта в Калмыкии. А появились они в степи так давно, что уже никто и не помнит этого момента. Здесь шахматы были всегда. Однако только во второй половине XVIII века Российская империя узнала, что один из её народов является истинным приверженцем древней игры. Произошло это благодаря путешественнику и естествоиспытателю Петру Палласу, который в 1776 году выпустил книгу «Собрание исторических сведений о монгольских народах». Подтверждали это и другие учёные, а также путешественники, бывавшие в калмыцкой степи. Остались и описания шахмат. Обычно шахматные доски были изготовлены из дерева и украшены росписью. Но встречались и с тиснением по коже. Фигуры вырезали из кости, рога, слоновой кости либо из дерева. А хранили их в специальной кожаной сумке. Важно то, что шахматы являлись увлечением не только представителей элиты и духовенства. В них играли все. А мастера игры пользовались большим уважением в степи.
Золотая обитель Будды Шакьямуни. Источник: ethnomir.ru
До установления в степи Советской власти шахматы являлись главным занятием калмыков, особенно в зимний период. И сложно было сказать, что кочевнику больше по душе: размышлять над шахматной доской или поучаствовать в скачках. По крайней мере оба эти занятия вызывали у калмыков азарт и бурные эмоции. И накал страстей в партии мог даже привести к драке! Об этом писал учёный, член-корреспондент Санкт-Петербургской Императорской академии наук Николай Никанорович Навроцкий, который побывал в степи в 1839 году. Он рассказывал, что вокруг играющих часто собиралась толпа, эмоционально реагировавшая на каждое событие. Споры на повышенных тонах среди зрителей являлись обычным делом и не вызывали ни у кого удивления или осуждения. В шахматы играли и жители разных улусов. Калмыки поочерёдно приезжали друг к другу, чтобы сделать ход. Такие партии могли растянуться на долгие месяцы. Ханы же любили устраивать шахматные турниры, на которые приглашались сильнейшие игроки улусов. Они сражались за щедрый приз – несколько десятков голов скота. Такие турниры собирали большое количество зрителей и являлись важной частью калмыцкой культуры. Существовала даже поговорка: «Для обучения шахматам и золота не жаль».
Естественно, калмыки немного переделали традиционные шахматы под себя, адаптировав под свою жизнь. Например, сама древняя игра носила название «шатр». А фигуры отражали занятие народа. Поэтому вместо привычного короля был хан. Обычно его изображали в виде сидящего правителя. Ферзя заменил берсн – военачальник в доспехах. Поскольку в калмыцкой степи нельзя было встретить слона, ему на смену пришёл привычный для кочевников верблюд. По той же логике нельзя было найти ладью. В степи ей не место! Так на шахматной доске появилась телега – главный вид наземного транспорта. А изображали её, чаще всего в виде быка, поскольку он был основной тягловой силой. Пешки превратились в овец и назывались «ковун» (или же «кевун»). Зато конь остался без изменений.
Часто были изменены и правила игры. Опять же это было продиктовано жизнью. Например, пешки ни при каких условиях не могли объявить мат хану. Даже ферзю для этого требовалась помощь других фигур. Отсутствовала и рокировка. Объяснялось это тем, что хан не может прятаться в битве за спины подданных. Это, наверное, главная иллюстрация того, что для калмыков шахматы были не просто игрой, они являлись для них жизнью.
Соответственно, любовь к шахматам нашла своё отражение и в фольклоре. Множество национальный калмыцких сказок либо посвящены древней игре, либо она там фигурирует. Причём в шахматы там мог играть кто угодно: хан, воин, простой пастух. Например, в сказке «Младший сын с конем Хамар-Хар» фигурирует хан. У него нет имени, но есть уточнение, что он «любил игру в шахматы».
Пётр Симон Паллас. Источник: wikipedia.org
В баталиях разыгрывались богатства, улусы, ставилась на кон даже жизнь. С помощью шахмат герои сказок могли решить любую проблему. В некоторых народных преданиях сильными игроками выступали женщины. Однако им отводилась роль второстепенных персонажей, которые тонкими намёками помогали своим избранникам победить соперников.
Очередное время перемен
После распада Советского Союза жизнь в Калмыкии в очередной раз поменялась. В первую очередь, это связано с Кирсаном Николаевичем Илюмжиновым, который в апреле 1993 года стал президентом Республики Калмыкия. Его фигура в истории степи неоднозначна. Но именно он повлиял на возрождение в Калмыкии буддизма и шахмат. В 1990-е годы калмыки вспомнили, что когда-то не представляли своей жизни без древней игры. А сам Илюмжинов в ноябре 1995 года был избран на пост президента Международной шахматной федерации (ФИДЕ). Своей главной целью он сделал быстрое развитие шахмат в Калмыкии. А сделать это можно было популяризировав игру при помощи крупного соревнования. И Элиста получила право провести 33 шахматную олимпиаду в 1998 году. Подобное масштабное мероприятие, подразумевающее большое количество гостей, в том числе зарубежных, требовало особой подготовки.
В 1997 году в Элисте был возведён Сити-Чесс – Город Шахмат, уникальный в своём роде. Центровым объектом стал Дворец шахмат (Сити-Чесс-холл), который выполнен в виде традиционной калмыцкой кибитки. На первом этаже находится несколько больших напольных шахматных досок с фигурами и любой желающий может сыграть партию. Территория Города Шахмат застроена коттеджами, получившими шахматные названия. Такие же имена носят и площади. Одну и вовсе назвали в честь Каиссы – покровительницы шахмат. А самая главная носит имя первого президента Калмыкии. В Сити-Чесс много скульптур: «Йорял», «Ход конём», «Рождение пешки», «Ступени к победе» и другие. Фигуры можно встретить в самых разных уголках Города Шахмат. Неподалёку находится памятник великому комбинатору Остапу Бендеру. Отсылка понятна всем.
Несмотря на сжатые сроки, все работы по возведению шахматного города были закончены в срок, и он принял у себя олимпиаду. Осенью 1998 года здесь собралось 110 команд, объединивших 634 шахматиста. Всего же в олимпиаде приняло участие 107 стран. Россия заняла тогда первое место, обогнав американцев на одно очко. После олимпиады жизнь не покинула Сити-Чесс. Благодаря стараниям Илюмжинова, который находился на посту президента ФИДЕ до 2018 года, здесь прошло ещё несколько крупных турниров, а Элиста превратилась в настоящий центр притяжения шахматистов со всего света. В Сити-Чесс состоялось несколько мировых соревнований среди мужчин и женщин, чемпионаты России. А над зданием Дома правительства развевалось три флага: Российской Федерации, Республики Калмыкия и ФИДЕ.
Сити-Чесс. Источник: wikipedia.org
На чтение: 5 минут
Буддизм и время испытаний
В мае 1931 года Константин Георгиевич Паустовский отправил своей супруге Екатерине Степановне Загорской письмо с такими строками: «Калмыцкая степь прекрасна. В степи (сейчас она вся покрыта ковылем и полынью) изумительный воздух, особенно утром. Видно на десятки верст. Пенье жаворонков превращается в сплошной гром. Журавли стоят генералами вдоль дороги, орлы сидят на грудах костей (вдоль дороги очень часто попадаются скелеты верблюдов и овец — последствия суровой зимы). Над степью необыкновенные облака, радуги, отдаленные грозы, а у калмыцких кибиток — стаи борзых. Я был в кибитках, и при мне калмыки варили похлебку из сусликов и калмыцкий чай (спрессованный из целых листьев, его рубят топором). Народ дикий, с загадочными бесстрастными лицами, очень молчаливый и мрачный. Ночевали мы в пути в сторожевых кордонах — глинобитных мазанках — и расписывались в подорожной книге (совсем как в пушкинские времена). Элиста поражает тем, что после 300 километров степи, где мы встретили всего 5—6 калмыков и ни одного посёлка, вдруг в балке открываются белые кубические дома — точная копия домов Корбюзье. Сразу это кажется диким и неправдоподобным — бетонные воздушные балконы Корбюзье и к ним привязаны двугорбые верблюды, новейшие постройки и туземные заборы из камыша, чтобы задерживать летучие пески. Вокруг заборов нарастают барханы».
Тогда, в 1931 году семейство Паустовских хотело провести лето в Дербенте. Сначала туда должны были отправиться жена с сыном, а потом к ним присоединился бы и сам Константин Георгиевич. Однако путешествие сорвалось. Но так появилось письмо, отправленное из Астрахани с описанием Калмыкии.
Калмыцкая степь. Источник: tegrk.ru
Паустовский побывал в степи в очень тяжёлый период жизни как всего советского народа в целом, так и калмыков в частности. Полным ходом шла коллективизация. Старые традиции и устои менялись, менялись болезненно. В новообразованной Калмыцкой автономной области им банально не нашлось места. Грозный ветер перемен сметал всё на своём пути. Первым делом он обрушился на религию. Ещё в начале XVII столетия калмыки, тогда они назывались ойраты, приняли буддизм. И в степи появились храмы – хурулы. Те хурул являлись обычными кибитками, покрытыми белым войлоком. Во главе буддийского храма находится настоятель – бакша. Он подчиняется ламе, которого или выбирали на совете бакшей, или же его назначал непосредственно самый главный священнослужитель – тибетский Далай-лама. При входе в хурул находился молитвенный барабан (кюрдэ) с текстами мантр, написанных на тибетском языке. Иногда рядом располагались скульптуры белых львов. А крыша кибитки была украшена символами Колеса Учения, возле которых лежат лани. Хурулы являлись истинным украшением степи.
Интересно вот ещё что: классический буддизм претерпел некоторые изменения в калмыцкой степи. Проще говоря, он был адаптирован под жизненный уклад кочевников. Они не могли себе позволить отшельничество, отказ от насилия, длительные медитации. Миролюбивый одиночка, посвящающий всё время медитации просто не выживет в степи. И тибетский буддизм был немного отредактирован. Именно поэтому хурул не являлся чем-то оторванным и отделённым от улуса. Наоборот, он стал неотъемлемой частью жизни всех людей. А духовенство и родовые общины тесно соприкасались. А на бакшей или ламу возлагались ещё и функции миротворцев. Бывали случаи, когда они выступали посредниками при разрешении каких-либо споров. Их слову верили, а авторитет не подвергали сомнению.
Адаптирован под суровую кочевую жизнь был и принцип ненасилия по отношению к живым существам. Избежать убийства скота ради пропитания или во время боевых действий являлось невозможным. И поэтому особо важную функцию приобрели различные очистительные тантрические практики, которые осуществляли священнослужители. Пользовалась популярностью среди кочевников и идея реинкарнации. Несмотря на адаптацию, калмыцкий буддизм всё равно имел прочную связь с Тибетом. Это отчётливо прослеживается в одеяниях того времени. Как приверженцы тибетской школы гелуг калмыки носили красную одежду и жёлтые шапки. Для любого священнослужителя было особенно почётно пройти обучение в монастыре Дрепунг.
Кюрдэ в Золотой обители Будды Шакьямуни. Источник: wikipedia.org
Принятие буддизма было выгодно обеим сторонам. Ламаистская церковь Тибета получила новых последователей, что благоприятно влияло на дальнейшее распространение и укрепление религии. Ойраты получили доступ к древней культуре, а также стали духовно близки к другим кочевникам-буддистам. Однако это вызвало недовольство других кочевников. В первую очередь, ногайцев-мусульман. В том противостоянии калмыки были сильнее, после чего и заняли территорию Нижнего Поволжья. Калмыцкое ханство не стояло особняком от Российского царства. Кочевники участвовали в Азовских походах Петра Великого, в Полтавской битве. Помогли калмыцкие воины в подавлении Астраханского, Булавинского и Башкирского восстаний.
Торгутский побег и трагедии XX века
Затем калмыки пережили трудную половину XVIII века, которая ознаменовалась «Торгутским побегом». 5 января 1771 года более 170 тысяч кочевников покинули родную степь, направившись на историческую родину – Джунгарию. На то было много причин. Но самая главная, заключалась в политике Санкт-Петербурга. У калмыцких ханов начали забирать власть. К тому же, в степи с каждым годом появлялось всё больше русских переселенцев, которые занимали угодья, сокращая пастбища. Несмотря на мирное сосуществование двух этносов на одной территории, недовольство друг другом росло. На эту подготовленную почву упали семена идеи возрождения Джунгарского ханства. И калмыцкий правитель Убаши решил, что нужно действовать. Спустя несколько месяцев кочевники дошли до Джунгарии и поселились на своей исторической родине. Но возродить ханство у них не получилось.
Часть калмыков, оставшихся в России, продолжили жить как раньше. Только их ханство было упразднено, а территория вошла в состав Астраханской губернии. Позже, уже при Николае I, было учреждено «Ламайское духовое управление», которые отвечало за контакты с калмыцкими буддистами. А к 1872 году на территории обитания калмыков насчитывалось более 150 стационарных хурулов.
А потом наступил XX-й век. Сначала Первая Мировая война, затем война гражданская, установление Советской власти. И когда в степи побывал Паустовский, он не увидел две основополагающие части жизни калмыков – буддийские монастыри и шахматы. Ветер перемен со страшной силой обрушился на то, что было так дорого калмыкам. Почти все хурулы были уничтожены, а шахматы – любимое развлечение кочевников – оказались забытыми. В условиях новой жизни стало просто не до них.
Исход калмыков из России в Джунгарию (Китай) в 1771 году. Гравюра Ш.-М. Жоффруа, 1845 г. Источник: wikipedia.org
Не будет преувеличением сказать, что вся жизнь калмыков – это затяжная шахматная партия, в которой их соперником выступила судьба. И она не раз загоняла кочевников в положение цугцванга. И любой ответный ход оказывался невыгодным. Кто знает, не будь калмыки такими искусными шахматистами, возможно их история уже оборвалась бы. Но ещё Александр Дюма (отец), побывавший в Калмыкии в 1858 году, писал, что местные жители отличаются смирением.
Смирение и терпение раз за разом помогали калмыкам выправить ситуацию на «шахматной доске» жизни. Пережили они и депортацию в Сибирь в конце 1943 года. Тогда была проведена операция под кодовым названием «Улусы». Около трёх тысяч офицеров НКВД при поддержке 3-го мотострелкового полка НКВД осуществили переселение более 93-х тысяч человек. Их отправили на Восток на 46-и эшелонах. Вернулись калмыки в родную степь во второй половине 1950-х годов.
В Элисте, столице Калмыкии, есть места, в которых оживает история народа. В 2005 году там был открылся крупнейший буддийский храм не только в России, но и во всей Европе – «Золотая обитель Будды Шакъямуни». Внутри находится статуя Будды, тоже самая высокая в Европе. Кроме специальных молельных комнат в хуруле есть ещё музей и библиотека. А забор перед входом в храм увешан флажками, которые калмыки называют «кимерын». На них люди пишут имена тех, за кого надо помолиться. По поверьям, молитвы читаются в тот момент, когда флажки развеваются на ветру. И кимерын снимать нельзя, даже у ламы нет такой возможности. Сорвать их может только ветер.
Не даёт забыть о депортации вагон-музей и памятник «Исход и Возвращение», созданный Эрнстом Неизвестным.
Не развеял степной ветер и главную любовь калмыков – шахматы. В столице есть объект – огромная шахматная доска с такими же огромными фигурами.
Шахматы как смысл жизни
Шахматы – национальный вид спорта в Калмыкии. А появились они в степи так давно, что уже никто и не помнит этого момента. Здесь шахматы были всегда. Однако только во второй половине XVIII века Российская империя узнала, что один из её народов является истинным приверженцем древней игры. Произошло это благодаря путешественнику и естествоиспытателю Петру Палласу, который в 1776 году выпустил книгу «Собрание исторических сведений о монгольских народах». Подтверждали это и другие учёные, а также путешественники, бывавшие в калмыцкой степи. Остались и описания шахмат. Обычно шахматные доски были изготовлены из дерева и украшены росписью. Но встречались и с тиснением по коже. Фигуры вырезали из кости, рога, слоновой кости либо из дерева. А хранили их в специальной кожаной сумке. Важно то, что шахматы являлись увлечением не только представителей элиты и духовенства. В них играли все. А мастера игры пользовались большим уважением в степи.
Золотая обитель Будды Шакьямуни. Источник: ethnomir.ru
До установления в степи Советской власти шахматы являлись главным занятием калмыков, особенно в зимний период. И сложно было сказать, что кочевнику больше по душе: размышлять над шахматной доской или поучаствовать в скачках. По крайней мере оба эти занятия вызывали у калмыков азарт и бурные эмоции. И накал страстей в партии мог даже привести к драке! Об этом писал учёный, член-корреспондент Санкт-Петербургской Императорской академии наук Николай Никанорович Навроцкий, который побывал в степи в 1839 году. Он рассказывал, что вокруг играющих часто собиралась толпа, эмоционально реагировавшая на каждое событие. Споры на повышенных тонах среди зрителей являлись обычным делом и не вызывали ни у кого удивления или осуждения. В шахматы играли и жители разных улусов. Калмыки поочерёдно приезжали друг к другу, чтобы сделать ход. Такие партии могли растянуться на долгие месяцы. Ханы же любили устраивать шахматные турниры, на которые приглашались сильнейшие игроки улусов. Они сражались за щедрый приз – несколько десятков голов скота. Такие турниры собирали большое количество зрителей и являлись важной частью калмыцкой культуры. Существовала даже поговорка: «Для обучения шахматам и золота не жаль».
Естественно, калмыки немного переделали традиционные шахматы под себя, адаптировав под свою жизнь. Например, сама древняя игра носила название «шатр». А фигуры отражали занятие народа. Поэтому вместо привычного короля был хан. Обычно его изображали в виде сидящего правителя. Ферзя заменил берсн – военачальник в доспехах. Поскольку в калмыцкой степи нельзя было встретить слона, ему на смену пришёл привычный для кочевников верблюд. По той же логике нельзя было найти ладью. В степи ей не место! Так на шахматной доске появилась телега – главный вид наземного транспорта. А изображали её, чаще всего в виде быка, поскольку он был основной тягловой силой. Пешки превратились в овец и назывались «ковун» (или же «кевун»). Зато конь остался без изменений.
Часто были изменены и правила игры. Опять же это было продиктовано жизнью. Например, пешки ни при каких условиях не могли объявить мат хану. Даже ферзю для этого требовалась помощь других фигур. Отсутствовала и рокировка. Объяснялось это тем, что хан не может прятаться в битве за спины подданных. Это, наверное, главная иллюстрация того, что для калмыков шахматы были не просто игрой, они являлись для них жизнью.
Соответственно, любовь к шахматам нашла своё отражение и в фольклоре. Множество национальный калмыцких сказок либо посвящены древней игре, либо она там фигурирует. Причём в шахматы там мог играть кто угодно: хан, воин, простой пастух. Например, в сказке «Младший сын с конем Хамар-Хар» фигурирует хан. У него нет имени, но есть уточнение, что он «любил игру в шахматы».
Пётр Симон Паллас. Источник: wikipedia.org
В баталиях разыгрывались богатства, улусы, ставилась на кон даже жизнь. С помощью шахмат герои сказок могли решить любую проблему. В некоторых народных преданиях сильными игроками выступали женщины. Однако им отводилась роль второстепенных персонажей, которые тонкими намёками помогали своим избранникам победить соперников.
Очередное время перемен
После распада Советского Союза жизнь в Калмыкии в очередной раз поменялась. В первую очередь, это связано с Кирсаном Николаевичем Илюмжиновым, который в апреле 1993 года стал президентом Республики Калмыкия. Его фигура в истории степи неоднозначна. Но именно он повлиял на возрождение в Калмыкии буддизма и шахмат. В 1990-е годы калмыки вспомнили, что когда-то не представляли своей жизни без древней игры. А сам Илюмжинов в ноябре 1995 года был избран на пост президента Международной шахматной федерации (ФИДЕ). Своей главной целью он сделал быстрое развитие шахмат в Калмыкии. А сделать это можно было популяризировав игру при помощи крупного соревнования. И Элиста получила право провести 33 шахматную олимпиаду в 1998 году. Подобное масштабное мероприятие, подразумевающее большое количество гостей, в том числе зарубежных, требовало особой подготовки.
В 1997 году в Элисте был возведён Сити-Чесс – Город Шахмат, уникальный в своём роде. Центровым объектом стал Дворец шахмат (Сити-Чесс-холл), который выполнен в виде традиционной калмыцкой кибитки. На первом этаже находится несколько больших напольных шахматных досок с фигурами и любой желающий может сыграть партию. Территория Города Шахмат застроена коттеджами, получившими шахматные названия. Такие же имена носят и площади. Одну и вовсе назвали в честь Каиссы – покровительницы шахмат. А самая главная носит имя первого президента Калмыкии. В Сити-Чесс много скульптур: «Йорял», «Ход конём», «Рождение пешки», «Ступени к победе» и другие. Фигуры можно встретить в самых разных уголках Города Шахмат. Неподалёку находится памятник великому комбинатору Остапу Бендеру. Отсылка понятна всем.
Несмотря на сжатые сроки, все работы по возведению шахматного города были закончены в срок, и он принял у себя олимпиаду. Осенью 1998 года здесь собралось 110 команд, объединивших 634 шахматиста. Всего же в олимпиаде приняло участие 107 стран. Россия заняла тогда первое место, обогнав американцев на одно очко. После олимпиады жизнь не покинула Сити-Чесс. Благодаря стараниям Илюмжинова, который находился на посту президента ФИДЕ до 2018 года, здесь прошло ещё несколько крупных турниров, а Элиста превратилась в настоящий центр притяжения шахматистов со всего света. В Сити-Чесс состоялось несколько мировых соревнований среди мужчин и женщин, чемпионаты России. А над зданием Дома правительства развевалось три флага: Российской Федерации, Республики Калмыкия и ФИДЕ.
Сити-Чесс. Источник: wikipedia.org
Взято: Тут
1788