Buzalbine
Китайский подход: перспективы переделки «Цзянь-7» и других боевых самолётов в беспилотники, или как отличить истребитель от бомбардировщика ( 19 фото )
26 ноября 2023 года на Военном обозрении в разделе «Вооружение» вышла публикация Китайский подход: «Цзянь-7» устарел, найдём ему применение, автором которой является Роман Ягодка.
В этой статье речь шла о конверсии устаревших лёгких истребителей Chengdu J-7 в ударные беспилотники – прорыватели ПВО, которые также могут использоваться как ложные цели или радиоуправляемые мишени. Поскольку в прошлом я неоднократно писал о переоборудовании старых американских и китайских истребителей в беспилотные дистанционно управляемые летательные аппараты и эта тема мне не безразлична, я заинтересовался данной публикацией. Начав читать её, я с удивлением обнаружил, что значительная часть статьи за подписью Романа без особых изменений заимствована из моих работ, опубликованных на topwar несколько лет назад. А то, что автор написал от себя, и фотографии, имеющиеся в его статье, демонстрируют, что Роман темой практически не владеет.
Начнём с фотографий. Почему-то на самом первом фото в статье Романа присутствует фронтовой бомбардировщик Xian JH-7 (FBC-1) Flying Leopard, хотя в статье речь идёт об истребителе Chengdu J-7 (китайский вариант МиГ-21).
Фронтовой бомбардировщик JH-7 Flying Leopard
Как тот, кто берётся обсуждать перспективы переделки в БПЛА снимаемых с вооружения китайских боевых самолётов, может их перепутать, мне совершенно не понятно.
Достаточно крупный двухместный фронтовой бомбардировщик JH-7 со стреловидным крылом и двумя двигателями внешне кардинально отличается от одноместного однодвигательного лёгкого истребителя с крылом треугольной формы.
Истребители J-7 ВВС НОАК
Первые китайские «Летающие леопарды» поступили в строевые эскадрильи ВВС НОАК в середине 1990-х. Хотя в обозначении самолёта присутствует аббревиатура, которая расшифровывается как Jiān Hōng – истребитель бомбардировщик – это фактически чисто ударная машина, которая в китайских воздушных силах является функциональным аналогом нашего Су-24.
При создании JH-7 предусматривалось, что этот самолёт заменит устаревший дозвуковой фронтовой бомбардировщик Н-5 (китайский аналог Ил-28) и штурмовик Q-5 (создан на базе истребителя J-6, который в свою очередь является китайской версией МиГ-19).
Западные эксперты сходятся во мнении, что на облик JH-7 оказал большое влияние американский тяжелый многофункциональный истребитель McDonnell Douglas F-4 Phantom II. Более того, на китайские фронтовые бомбардировщики первых серий устанавливались китайские лицензионные версии ТРДДФ Rolls-Royce Spey Mk.202, который первоначально предназначался для оснащения палубных «Фантомов» Королевских ВМС Великобритании.
Бомбардировщик JH-7 имеет максимальный взлётный вес 27 500 кг, что сравнимо с максимальной массой «Фантома» (23 764 кг). В связи с чисто ударной спецификой китайский самолёт существенно уступает по скоростным характеристикам британскому F-4M Phantom FGR.Mk 2, который на большой высоте мог разогнаться до 2231 км/ч, а скорость JH-7 ограничивалась величиной 1795 км/ч. На малой высоте F-4M также имел преимущество в скорости перед JH-7 (1450 км/ч против 1200 км/ч). Дальность полёта обеих машин была приблизительно равна (без ПТБ – 2300-2600 км, перегоночная с ПТБ – 3650-3700 км). По боевой нагрузке «Летающий леопард» немного превосходил британский «Фантом» (6500 кг против 6300 кг). Значительная часть БРЭО китайского фронтового бомбардировщика была создана путём копирования электронных систем, демонтированных с американских боевых самолётов, получивших минимальные повреждения при падении в джунглях Юго-Восточной Азии в ходе Вьетнамской войны.
«Летающий леопард» стал первым, спроектированным с нуля китайским ударным самолётом, хотя в его конструкции имелось немало узлов, элементов и систем, созданных на базе иностранных образцов. Также для JH-7 удалось адаптировать относительно лёгкие и компактные противокорабельные ракеты, во многом скопированные с французской ПКР Exocet, что существенно расширило ударный потенциал китайской морской авиации. До этого единственным самолётом-носителем противокорабельных ракет, созданных на базе советской ПКР П-15, в ВМС НОАК был дальний Н-6 (копия Ту-16).
В связи с существенными эксплуатационными проблемами, высокой стоимостью и сложностью, самолётов JH-7 на авиастроительном заводе в Сиане построили не много (приблизительно 40 экземпляров). В 2004 на вооружение поступила улучшенная модификация JH-7A Flying Leopard II.
JH-7A Flying Leopard II
Модернизированный бомбардировщик получил новые гораздо более мощные и надёжные двигатели, БРЛС китайской разработки, спутниковую систему навигации, контейнеры с аппаратурой РЭБ, РТР и целеуказания. Расширилась номенклатура вооружения, количество точек подвески увеличено до 11. Боевая нагрузка доведена до 8000 кг.
Согласно справочным данным, сейчас в Китае в составе фронтовой и морской авиации имеется немногим более 200 бомбардировщиков JH-7A.
Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: ударные самолёты JH-7A в одном строю с учебно-боевыми самолётами L-15 на авиабазе Яньтай Лайшань
На спутниковом снимке прибрежной авиабазы Яньтай Лайшань, расположенной на южном побережье Бохайского пролива, видна линейка из ударных Xian JH-7А Flying Leopard II и сверхзвуковых учебно-боевых Hongdu L-15, который разработан компанией Hongdu при содействии ОКБ Яковлева и является более продвинутым аналогом Як-130. При этом заметно, насколько JH-7А крупней, чем L-15.
Самолёты JH-7А, размещённые на авиабазе Яньтай Лайшань, принадлежат 14-му ударному авиаполку морской авиации, который входит в состав 5-й истребительно-штурмовой дивизии, в которой помимо ударных машин также имеются перехватчики J-8H и учебно-боевые L-15.
Что касается перспектив переоборудования JH-7 и JH-7А в дистанционно управляемые БПЛА, то совершенно очевидно, что немногочисленные самолёты JH-7, находившиеся в опытной эксплуатации, ввиду крайней степени износа и технических проблем для этого не пригодны. В настоящее время самолёты JH-7А доведены до необходимого уровня надёжности и боевой эффективности, и делать из них беспилотники, которые в случае вооружённого конфликта с технологически продвинутым противником с очень большой долей вероятности не вернутся из первого же боевого вылета, абсолютно не рационально.
Также в статье Романа имеется спутниковый снимок, подписанный как «Снимок Google Earth: БПЛА «Цзянь-6» и «Цзянь-7» на авиабазе Лунтянь Хоулинкун, расположенной в 170 км от Тайваня», заимствованный из моей публикации Беспилотники военного назначения, созданные на базе снятых с вооружения самолетов.
На самом деле на данной фотографии, сделанной в 2010 году, запечатлена стоянка с радиоуправляемыми мишенями Ва-5 и Ва-5i, расположенная на авиабазе Хендогли. Авиабаза Хендогли очень далеко находится от прибрежной авиабазы Лунтянь Хоулинкун. Как и в случае с бомбардировщиком JH-7, мне абсолютно не понятно, как на достаточно качественном спутниковом снимке можно перепутать самолёты-мишени, созданные на основе истребителей J-5, с самолётами J-6 и J-7 при том, что эти летательные аппараты кроме геометрических размеров сильно различаются формой крыла и длиной фюзеляжа.
Тем, кто интересуется развитием китайской боевой авиации, известно, что неподалёку от авиабазы Хендогли, построенной в слабозаселённой северо-западной части китайской провинции Ганьсу, района Внутренняя Монголия, и являющейся центром боевого применения ВВС НОАК, также находятся космодром Цзюцюань, крупнейший в КНР авиационный полигон Дингсин и испытательный центр войск ПВО, известный как «Площадка № 72».
Однако вернёмся к нашим баранам, простите, к мишеням Ва-5 и Ва-5i, созданным на базе реактивных самолётов Shenyang J-5 и Shenyang JJ-5 (одноместные и двухместные модификации истребителя МиГ-17).
Учебно-боевой самолёт JJ-5
Используемые до сих пор радиоуправляемые летательные аппараты Ва-5 и Ва-5i способны самостоятельно осуществлять взлёт и посадку. С целью изменения радиолокационного и теплового портрета на самолёты-мишени устанавливались линзы Люнеберга и ИК-имитаторы. Для детального анализа происходящего при испытаниях новых противовоздушных систем на беспилотные мишени позднего выпуска монтируются системы видеофиксации, транслирующие картинку в реальном режиме времени.
Известно, что в окрестностях авиабазы Хендогли работает авиаремонтное предприятие, на котором устаревшие самолёты переоборудуют в радиоуправляемые мишени.
Западные военные аналитики несколько лет назад писали о том, что вскоре в КНР закончатся самолёты J-5 и JJ-5, пригодные для конверсии в беспилотные мишени. Однако на спутниковом снимке видно, что количество самолётов J-5 и JJ-5, напротив, существенно увеличилось.
Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: стоянка с радиоуправляемыми мишенями на авиабазе Хендогли, снимок сделан в марте 2021 года
По всей видимости, иностранные эксперты не учли машины, находившиеся на длительном хранении в обширных китайских подземных укрытиях. Также на достаточно свежем спутниковом снимке видно, что помимо достаточно старых J-5 и JJ-5 на площадке имеются истребители J-6, J-7 и УТС JL-8.
Известно, что первый J-6 был переделан в мишень ещё в 1995 году. Это было обусловлено тем, что для полноценного тестирования китайских систем ПВО требовались сверхзвуковые цели.
Примечательно, что рядом со стоянкой беспилотных мишеней, переделанных из безнадёжно устаревших самолётов, мы видим два новейших китайских истребителя 5-го поколения J-20.
Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: истребители J-20 на авиабазе Хендогли
Рассматривая спутниковые снимки упомянутой Романом китайской авиабазы Лунтянь Хоулинкун, расположенной в 180 км от Тайваня, на ней можно действительно обнаружить самолёты J-6.
Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: самолёты J-6, переделанные в БПЛА, на авиабазе Лунтянь Хоулинкун
С учётом того, что китайские ВВС официально простились с истребителем J-6 в 2010 году, можно с полной уверенностью утверждать, что самолёты, сфотографированные в 2018 году на авиабазе Лунтянь Хоулинкун, переделаны в БПЛА.
Работы по преобразованию J-6 в ударные беспилотники и ложные цели начались ещё до того, как истребители этого типа были официально сняты с вооружения. Как пишут китайские СМИ, при этом широко использовался опыт конверсии J-6 в радиоуправляемые мишени. Имеющиеся наработки позволили ускорить темп переделки и массово использовать их в условиях войсковых авиаремонтных мастерских.
В ходе переоборудования с самолётов снимали катапультное кресло, кислородную систему, пушки, прицел и штатные средства связи. Реактивный БПЛА на базе J-6 оснастили системой дистанционного управления по радиоканалу, инерциальной и спутниковой навигационной аппаратурой. В случае утраты внешнего контроля автопилот способен совершать полёт по заранее заданной программе.
Дистанционное управление полётом беспилотного J-6 по цифровому радиоканалу осуществляется с наземного командного пункта или с воздушного КП на базе военно-транспортного Y-8 (китайская версия Ан-12). В 2015 году на авиабазе Аньшунь была возведена инфраструктура, необходимая для управления БПЛА по спутниковым каналам, что позволяет руководить действиями беспилотных аппаратов и практически мгновенно получать разведывательную информацию с дрона, находящегося в любой точке земного шара.
Самолёт, в кабине которого больше нет пилота, после загрузки полётного задания способен самостоятельно выходить в точку с заданными координатами и осуществлять бомбометание. При применении свободнопадающего «чугуния» уязвимыми могут оказаться площадные цели: крупные промышленные предприятия, военные базы, аэродромы, нефтеперерабатывающие заводы и хранилища ГСМ, склады и транспортные узлы. Сообщается, что беспилотники также могут осуществлять минирование морской акватории.
В КНР опубликована информация, что беспилотные J-6 способны нести свободнопадающие авиабомбы калибра 100 и 250 кг или грузовые контейнеры соответствующей массы. При максимальном весе боевой нагрузки 1500 кг дальность полёта составляет 600 км, чего вполне достаточно, чтобы долететь до Тайваня. В случае необходимости при выполнении разведывательных полётов могут быть подвешены сбрасываемые баки.
В открытых источниках не говорится о другом вооружении беспилотных J-6. Однако логично предположить, что с учётом стремительного прогресса в области систем радиоэлектронного противодействия и высокоточных вооружений, беспилотные реактивные истребители при выполнении миссий по прорыву вражеской ПВО могут иметь на борту аппаратуру постановки активных и пассивных помех, а также противорадиолокационные ракеты, предназначенные для уничтожения станций наведения ЗУР, наземных и морских РЛС сантиметрового и дециметрового диапазонов, а также корректируемые планирующие бомбы. Доработанные беспилотные J-6 также оснащаются разведывательными контейнерами, с трансляцией информации в режиме реального времени.
Судя по спутниковым снимкам, имеющимся в свободном доступе, в составе ВВС НОАК может находиться более полутора сотен переделанных в ударные БПЛА истребителей J-6, которые замечены на нескольких китайских авиабазах, в основном на восточном побережье Китая, в провинциях Фуцзянь и Гуандун.
Спутниковый снимок Google Earth: БПЛА J-6 и истребитель J-11 на авиабазе Ляньчен, снимок сделан в декабре 2021 года
При этом в зависимости от хронологии спутниковых снимков видно, что беспилотники, построенные на базе J-6, не являются «недвижимостью» и регулярно меняют места на стоянках и покидают аэродромы.
Известно, что в КНР есть ещё очень значительное количество снятых с вооружения истребителей J-6. Так, на аэродроме Лушань расположенном в юго-западной части провинции Хэнань, где находится база хранения авиационной техники и авиаремонтное предприятие, хранится большое количество выведенных из эксплуатации самолётов. Одна из взлётно-посадочных полос длиной 2200 м сплошь заставлена законсервированными самолётами, которых там только под открытым небом около двух сотен единиц.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители J-6 и бомбардировщики Н-5, хранящиеся на авиабазе Лушань, снимок сделан в декабре 2021 года
Помимо истребителей J-6 (которых здесь примерно 90 %), также имеются законсервированные бомбардировщики Н-5, перехватчики J-8II и сверхзвуковые истребители J-7.
Известно, что в годы холодной войны в различных районах КНР, вдали от больших городов, в скалах вырублено несколько десятков обширных подземные укрытий для боевой авиации, в которых может разместиться ещё несколько сотен невыработавших свой ресурс истребителей. По американским данным, в рабочем состоянии до сих пор может находиться до 30 укрытий.
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты J-6 и J-7 на площадке неподалёку от входа в подземное укрытие в окрестностях авиабазы Инчуaнь. Снимок сделан в октябре 2020 года
Одно из таких действующих подземных укрытий, способных выдержать близкий ядерный взрыв, имеется на авиабазе Инчуaнь, в Нинся-Хуэйскoм автонoмном районе.
Несколько лет назад появилась информация, что в КНР также ведётся создание сверхзвуковых разведывательно-ударных БПЛА на базе выводимых из эксплуатации истребителей J-7 и перехватчиков J-8II.
Самолёты J-7 и J-8II, соответствующие советским аналогам пятидесятилетней давности, нельзя считать последним словом в авиастроении. Впрочем, последние модификации этих машин, чей возраст составляет 10-15 лет, оснащены весьма продвинутым БРЭО и современным вооружением, вследствие чего они, взаимодействуя с истребителями 4-5 поколения и самолётами ДРЛО, вполне в состоянии успешно решать определённый круг задач.
Согласно данным Military Balance 2023, в боевом составе ВВС НОАК имеется приблизительно 280 истребителей J-7. Отдельно учитываются две сотни двухместных учебно-боевых JJ-7. Таким образом, потенциально имеется значительное количество лёгких истребителей с треугольным крылом, пригодных для переоборудования в БПЛА.
Учебно-боевой самолёт JJ-7
Число боевых авиационных подразделений, оснащённых лёгкими истребителями J-7, постепенно сокращается. Но с учётом того, что самые свежие самолёты J-7G выпущены в 2013 году, а сам истребитель данной модификации оснащён БРЛС KLJ-6E (лицензионная копия итальянской РЛС Pointer-2500) с дальностью обнаружения воздушных целей на фоне земли до 55 км и неплохими ракетами воздушного боя PL-8 (копия израильской УР Python 3), эти истребители могут активно летать до полной выработки ресурса ещё несколько лет.
Истребитель J-7G в ходе технического обслуживания БРЛС
Причиной большого долголетия в ВВС НОАК морально устаревшего истребителя является его относительно невысокая стоимость, простота обслуживания и низкие эксплуатационные расходы.
Китайскими клонами МиГ-21 вооружено несколько авиаполков «второй линии». Также одноместные J-7 и спарки JJ-7 активно эксплуатируются в качестве учебно-тренировочных самолётов в частях, оснащённых современной авиатехникой, что позволяет беречь ресурс новых истребителей.
Иногда при перевооружении строевых полков и бригад на современные истребители, старички J-7 передаются в части, которые продолжают эксплуатацию этих самолётов. Ярким примером является 63-й авиаполк 21-й истребительной дивизии, размещённый на авиабазе Муданьцзян в провинции Хэйлунцзян в 380 км от Владивостока. На этой авиабазе сконцентрировано около 70 истребителей J-7, что существенно превышает штатную численность полка.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители J-7 на авиабазе Муданьцзян, снимок сделан в 2022 году
Обращает на себя внимание, что J-7 в основном остались в авиаполках, дислоцированных на периферии, или в качестве дополнения размещены на авиабазах, где также имеются современные боевые самолёты. Судя по спутниковым снимкам, количество J-7 в ВВС НОАК стремительно сокращается. За последние несколько лет примерно 70 % авиачастей, вооружённых ранее легкими истребителями J-7, перешли на новые J-10 и J-11.
Примерно так же обстоит ситуация с перехватчиками J-8II, но машин этого типа в строю осталось существенно меньше. Строительство новых самолётов продолжалось до 2008 года, а доработка ранее построенных перехватчиков до уровня наиболее совершенной серийной модификации J-8IIF – до 2012 года.
Перехватчик J -8IIF с ракетами PL-12 и PL-8
В 2017 году перехватчиками модификаций J-8IIDF, J-8IIF и J-8IIH в ВВС НОАК были оснащены 6 истребительных авиаполков, ещё 1 полк на J-8H имелся в морской авиации.
По разгонным и скоростным характеристикам и дальности полёта китайский J-8II примерно соответствует советскому Су-15 или американскому F-106. Однако в связи с тем, что доводка J-8II началась, когда Су-15 и F-106 уже были сняты с вооружения, китайский перехватчик имеет гораздо более совершенные радар, систему управления огнём и навигацию, а также дальнобойные ракеты с радиолокационной системой наведения.
Тем не менее все самолёты J-8II являются устаревшими, в лётном состоянии их осталось очень немного, и они заменяются тяжелыми истребителями китайского производства J-11.
Cпутниковый снимок Goоgle Earth: перехватчики J-8II и тяжелые истребители J-11 на авиабазе Цицикар, снимок сделан в 2020 году
На снимке, датированном октябрём 2020 года, на авиабазе Цицикар, расположенной на западе провинции Хэйлунцзян, удалось обнаружить перехватчики J-8II рядом с современными истребителями J-11.
В КНР очень бережно относятся к выводимым из эксплуатации боевым самолётам, и, судя по тому, как сейчас используются откровенно архаичные J-5, снимаемые сейчас с вооружения истребители могут храниться с возможностью повторного ввода в строй в течение десятилетий. Однако вероятность того, что в ближайшее время мы увидим массовое переоборудование в БПЛА истребителей с треугольным крылом минимальна. При наличии на базах хранения огромного количества ждущих своей очереди J-6 переделывать в беспилотники J-7 и J-8II не имеет смысла, и эти самолёты являются резервом на будущее.
Взято: Тут
311