Dailmaran
«Цитадель цивилизации»… Россия?! Да, именно так ( 5 фото )
Интересно, что роман «Аэлита» был экранизирован уже в 1924 году, хотя и очень вольным образом. Вот такую Аэлиту, одетую в стиле конструктивизма, в нем тогда показали… Кадр из фильма
«Золотой век вырождался,
в городах Атлантиды наступало пресыщение.
Ничто не сдерживало более разнузданную фантазию,
жажду извращений, безумие опустошенного разума.
Сила, которою овладел человек, обратилась против него.
Неизбежность смерти делала людей мрачными,
свирепыми, беспощадными».
А. Толстой «Аэлита»
Парадоксы истории. Книгу братьев Стругацких «Хищные вещи века» я прочитал сразу же после выхода её в печати. И… не то чтобы я не понял её по малолетству, нет. Понял. Но мне не понравился описанный в ней коммунизм, потому что не таким я себе его представлял, хотя и понимал, что здесь описано его самое начало. Затем уже после 1965 года я прочитал роман Георгия Гуревича «Мы из Солнечной системы», и тамошний «коммунизм» показался мне более понятным и реально возможным, кроме разве что вот этого места:
«Ведь он вырос в республике ЦЦ, в заповеднике традиций, в стране, где безмерно уважали прошлое, лелеяли старые обычаи и даже предрассудки. Некогда эта республика была тюрьмой для черных: их держали за колючей проволокой, третировали, избивали, убивали. Конечно, погромы забылись давным-давно, но о цвете кожи здесь помнили. Помнили и старались соблюдать некое равновесие. Так уж было тут установлено: президентом мог быть и приезжий, но тогда вице-президентом выбирали обязательно коренного цитадельца. И если председателем была женщина, то секретарем – обязательно мужчина. И если в школе черному мальчику давали награду, обязательно натягивали награду и белому, даже если он не заслуживал (а иначе будут упрекать в пристрастии!)».
Чего только не встретишь в романах!
Много всего забавного в описании республики ЦЦ – сокращенно от «Цитадель цивилизации», придумал Гуревич в описании этой страны. И что люди там, в особенности пожилые, все ещё поклонялись мифическому созданию по имени «бог», и что они имели странное обыкновение на праздники пить воду с этиловым спиртом, словом, «добре» он там посмеялся над реалиями нашей жизни и традиционным характером нашего мышления:
«Человек – существо самолюбивое. Он склонен гордиться даже своими недостатками. Войдя в Союз Народов последними, жители ЦЦ не стыдились, что они последние, даже хвалились своим упорством и лелеяли пережитки, называя их, правда, традициями. Как все люди единой Земли, жители Цитадели получали по потребностям, но называть такой порядок коммунистическим почему-то не хотели, именовали себя «свободная цивилизованная республика».
Крестьяне-россияне 20-х годов. Красноармеец Гусев – Николай Баталов. Кадр из кинофильма «Аэлита»
И хотя местами книга показалась мне просто нудной, её герои, на мой взгляд, выглядели более живыми, нежели до предела схематичные персонажи той же «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова. Ну, не бывает таких правильных и каких-то уж очень «плоских» людей, все духовные борения которых касаются лишь их профессии и заботы о ближнем. А если ближний тебе по каким-то причинам антипатичен?
Но вот про ЦЦ мне, опять же, не понравилось. Ну чего они там такие отсталые? Почему люди из соседних стран их не перевоспитали?
Вот типажи, так типажи. Все пороки на лицах! Кадр из кинофильма «Аэлита»
И тут в 1968 году я как турист вместе с мамой оказался… в Болгарии и понял, глядя на тамошние иномарки, магазины и все такое прочее, что – да, страны с разным уровнем жизни – это не выдумка, и это другие живут много лучше нас, а не мы лучше, чем другие. Хотя, конечно, в Китае вон бесчинствуют те же «хунвейбины», а в США до сих пор «негров вешают».
Впрочем, очень скоро причины нашей отсталости от Запада стали мне понятны. Во-первых, была жестокая война, после и лет-то прошло совсем не так много, а во-вторых – причина тому была, естественно, географическая. Жили наши предки во времена славянства в дремучих лесах, сообщались между собой в основном по рекам, «степным коридором» были отделены от центров средиземноморской цивилизации, а дремучей пущей и болотами – от средневековой Европы, вот у нас информационный обмен и застопорился.
И ведь разве это не очевидно? Как сообщает «История франков», Хлодвиг, король франков, крестился сам и крестил свою дружину в 496 году, тогда как официальное Крещение Руси князем Владимиром Святославичем имело место лишь в 988, то есть на целых 500 лет позднее. При этом отсталости ни в копьях, ни в мечах, ни в щитах у нас не наблюдалось, но вот духовное развитие шло очень медленно.
Два соперничающих типа культуры
Да и принадлежали мы, как оказалось, к типу континентальной культуры, тогда как за рубежом многие народы относились к культуре атлантической. Разницу между ними проще всего объяснить, обратившись к культовому кинофильму «Александр Невский» (1938). Там было сказано так:
«С родной земли хоть умри, а не сходи!»
И вот так:
«Где спать легла, там и родина!»
(атлантическая культура).
И понятно, что контактность второго типа культуры была вроде бы более значимой в историческом плане, нежели большая жесткость и традиционность первой. Ну а потом ещё и монголо-татарское нашествие, подтвержденное углями и пробитыми черепами, найденными на местах древнерусских городов, да и в летописях все об этом было подробно изложено, и не только в наших, но и в хрониках и переписке государей сопредельных западных стран.
Буйство чувств, очень характерное для марсиан! Кадр из кинофильма «Аэлита»
Предвидение 1908 года
Петр I приблизил Россию к Европе, и того же хотели и иные его наследники, и тот же… Николай II, в планах у которого и модернизация армии, и промышленного потенциала страны должна была завершиться к 1920–1930 гг. Но не срослось. Вот почему уже вскоре после Октябрьской революции речь зашла о введении в стране мобилизационной экономики, и просуществовала она долго, вплоть до… 1991 года. Говорилось, что страна «построила развитой социализм», но давайте посмотрим, что об этом «социализме» писал ещё в 1908 году сначала соратник, а затем и оппонент В. И. Ленина Александр Богданов в своем романе-утопии «Красная звезда»:
«предвидится не одна, а множество социальных революций, в разных странах, в различное время, и даже во многом, вероятно, неодинакового характера, а главное – с сомнительным и неустойчивым исходом. Господствующие классы, опираясь на армию и высокую военную технику, в некоторых случаях могут нанести восставшему пролетариату такое истребительное поражение, которое в целых обширных государствах на десятки лет отбросит назад дело борьбы за социализм; и примеры подобного рода уже бывали в летописях Земли. Затем отдельные передовые страны, в которых социализм восторжествует, будут как острова среди враждебного им капиталистического, а частью даже докапиталистического мира.
Борясь за свое собственное господство, высшие классы несоциалистических стран направят все свои усилия, чтобы разрушить эти острова, будут постоянно организовывать на них военные нападения и найдут среди социалистических наций достаточно союзников, готовых на всякое правительство, из числа прежних собственников, крупных и мелких. Результат этих столкновений трудно предугадать. Но даже там, где социализм удержится и выйдет победителем, его характер будет глубоко и надолго искажен многими годами осадного положения, необходимого террора и военщины, с неизбежным последствием – варварским патриотизмом».
И ведь все так оно и вышло.
Было и осадное положение:
«Со всех сторон блокады кольцо и пушки смотрят нам в лицо!»
(В. Маяковский), и террор был, и военщина вкупе с «варварским патриотизмом», отрыжка которого ещё и сегодня у нас заметна, не говоря о борьбе с космополитизмом, начавшейся с постановления оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года.
«Новая надежда»
Но вот рухнул СССР, доктрина не сдюжила, только один (!) офицер оказался верен присяге до конца, началась новая эпоха, и мало-помалу мы стали замечать, что страны Запада, переставшие нас бояться, многое, опять-таки, у нас перенявшие, ещё больше обогнали нас, как в плане духовном, так и в социальном, хотя танки и ракеты у нас были не хуже, а во многом и лучше, чем у многих. Как, впрочем, раньше и мечи, и щиты.
Марсианские солдаты у режиссера Протазанова больше всего были почему-то похожи на римских воинов! Кадр из кинофильма «Аэлита»
Но вот парадокс, который мы только лишь сегодня стали осознавать: а что за мир получился там, в странах атлантической культуры, названной так в честь Атлантического океана и легендарной Атлантиды?
Последней, кстати, интересовался и писатель Алексей Толстой, известный, кроме всего прочего, своим романом «Аэлита», который, как считают, он только ради одного «Второго рассказа Аэлиты» и написал. И кстати, а написал он там вещи более злободневные сегодня, нежели в его время. Читаем:
«Основа нового знания была такова: «В человеке дремлет самая могучая из мировых сил – материя чистого разума. Подобно тому, как стрела, натянутая тетивой, направленная верной рукой, поражает цель, – так и материя дремлющего разума может быть напряжена тетивой воли, направлена рукой знаний. Сила устремленного знания безгранична».
До этого места все вроде бы звучит отлично. Но вот дальше, дальше уже совсем нехорошо:
«Разум был единственной реальностью, мир – его представлением, его сновидением. Такое понимание бытия должно было привести к тому, что каждый человек стал бы утверждать, что он один есть единственное, сущее, все остальное – весь мир – лишь плод его воображения».
«Торопись медленно»
То есть Западный мир в итоге, как и культура атлантов-магацитлов, оказался в плену самого махрового индивидуализма, вместе с которым в его общество пришли и разгул эротизма в самых извращенных его формах, и совершенно сублимированная массовая культура, и много чего ещё, о чем мы все хорошо знаем и что описывать здесь смысла не имеет совсем. То есть можно сказать, что материальное благополучие и постоянное стремление к свободе своего «Я» ничего хорошего «новым атлантам» не принесли.
Зато… мы в результате несколько замедленного развития от того, что случилось, только выиграли! Удивительно, но получается так, что природный фактор, главенствующий в развитии цивилизаций, все это время работал на нас, готовил к резкому витку исторической спирали, когда так же, как и в Атлантиде Толстого, между людьми началась кровавая вражда идеологий.
Ведь что нам говорят?
«Россия должна быть уничтожена, потому что самим фактом своего существования она противоречит сложившемуся на Западе порядку!»
Но где, кем и на каких скрижалях записано, что этот порядок, осененный разноцветно-полосатыми знаменами, сносом памятников и покаяниями людей, вынужденных каяться за чужие грехи, является абсолютным? Что это и есть истина, а не бред разума, впавшего в крайность? Что он всем нравится?
И очень странно и удивительно, что стремительно катящаяся к культурному упадку Европа и Америка ещё на что-то там претендуют. Им самое сейчас время понять, что именно в силу «своей отсталости» Россия давно уже превратилась в «Цитадель цивилизации», прежде всего потому, что на опыте крайностей западного индивидуализма и мистического восточного коллективизма, сумела найти более или менее «золотую середину» на пути духовного развития. В пору всем, кто традиционные духовные ценности человеческого общества признает, бросать все и ехать к нам, потому что вполне может случиться и так, что завтра им сделать это уже будет поздно.
А что было бы, идя мы с Западом в духовном плане сегодня вровень, так сказать – «ноздря в ноздрю»? Даже подумать об этом страшно. И так-то всякого «дерьма» у нас хватает, но тогда было бы гораздо больше. Намного!
Вот не думал о таком раньше, а вышло так, что время прошло, причем много, так как временная спираль оказалась большая, более двух тысячелетий, и все наши минусы превратились в плюсы, словно это был самый настоящий, хотя и растянутый во времени… «подарок Судьбы». Во что это выльется в будущем? Кто знает...
Автор:Вячеслав Шпаковский
Взято: Тут
1002