electroman12
Народные юмористы России ( 2 фото )
В эти сложные дни, когда наша армия занимается освобождением исконно русских земель, я предлагаю немного отвлечься от этих событий и вспомнить о замечательных людях, которые радовали нас своим словом. Притом не просто веселили, но и укрепляли наш дух в те годы, когда казалось, будто Россия уже никогда не сможет подняться.
О ком я говорю? Конечно же о Михаиле Задорнове и Михаиле Евдокимове. Очень разных людях и артистах, но очень похожих в своей любви к России и нашему народу.
Забавно, но до начала работы над этой статьёй я не замечало того, что они тёзки. Оба Михаила. Это имя означает «Подобный Богу». Да, в них было нечто такое.Они умели воодушевлять и показывать путь. Их творчество создавало свой собственный мир, который был лучше и добрее, чем наша реальность.
Часть 1. Михаил Задорнов.
Михаил Николаевич резко отличался от всех остальных юмористов с самого своего появления на эстраде. Поскольку не смотря на тот жанр, в котором он выступал, его ни при каких обстоятельствах нельзя назвать скоморохом. Даже Евдокимова можно так назвать. В хорошем смысле. А вот Задорнова нельзя.
Поскольку его юмор очень сильно отличался от всех других. Как в советское время, так и позже.
И дело тут не только в интеллигентности или тонкости его юмора (здесь у него было сходство с Александром Ивановым, что вёл передачу «Вокруг смеха»). Скорее дело в том, что он умел видеть смешное там, где остальные видели только проблему. Тут, опять же, есть сходство с Аркадием Райкиным, но очень небольшое.
Он умел посмотреть на проблему так, что становилось не просто смешно, но и понятно, как её исправить. Либо, по крайней мере, ясно эту проблему обозначить.
Ведь то, над чем мы смеёмся, уже не кажется ни страшным, ни безнадёжным.
Помните его «Девятый вагон»? Или серию монологов «Я не понимаю»? Вот кто корме него умел так шутить на эти темы?
Хотя был ещё и Жванецкий, но тот занимался откровенным стёбом, а вот юмор Задорнова заставлял задуматься.
К тому же хоть Михаил Николаевич и был антисоветчиком (в смысле не очень жаловал коммунистическую идеологию и советское руководство) но всегда был патриотом нашей страны. И когда в 90-х большая часть юмористической тусовочки бурно радовалась «свободе и демократии» он первым обозначил то, что не все перемены одинаково полезны, сказав свою, ставшей крылатой, фразу:
«не говори гоп, пока не увидишь, во что впрыгнул!»
Потом он не стал никого клеймить, критиковать или ныть по поводу свершившегося, а начал рассказывать нам о нашей собственной дурости. Не злобно, а так, что там самим становилось смешно.
А ещё он любил говорить, что у нас уйма энергии, главное направить её в созидательное русло.
То есть он вовсе не считал наш народ дураками. Наоборот – он показывал, что ума у нас достаточно чтобы решить все свои проблемы и занять достойное место в мире.
Ну а дальше он начал свои рассказы о «тупых американцах», что было воспринято публикой на ура! И ведь главное не в том, что он назвал американцев тупыми, а в том, что показал – они не боги, не идеальные люди и незачем преклонятся перед ними. Незачем слепо копировать их опыт, повторяя те же самые ошибки.
Этим он вселил веру в тех, кто уже отчаялся и уже не ждал, что Россия поднимется вновь. Потому его вклад в то, что наша страна устояла на краю пропасти и смогла вновь устремиться к вершинам, бесспорен!
Кстати, тот факт, что умный и аристократический юмор Михаила Николаевича не был помехой для всенародной любви к нему, опровергает домыслы либераствующей общественности о тёмном и глупом русском народе, который ненавидит всё талантливое и высокое. Нет, дорогуши, наш народ ценит настоящий талант, а не его имитацию!
Часть 2. Михаил Евдокимов.
Михаил Сергевич (да, Михаилы Сергеичи тоже бывают разными) ворвался на нашу эстраду как воплощение русской деревни, воплощение русского мужика из глубинки. На первый взгляд не слишком умного и недалёкого, а на второй – смекалистого и способного поставить на место любого городского «умника», за что их не любит светлоликая общественность.
Герой его первого номера – это вообще воплощение России. Сильный, спокойный и уверенный в себе человек. Не злобливый, не обидчивый. Но не дай бог его вывести из себя!
Тогда он схватит первую попавшуюся под руку берёзку (или тополь) и покажет обидчику кузькину мать.
Да в дальнейшем юмор Евдокима был наполнен этой глубинной, кондовой сущностью нашего народа. Надёжностью, верностью, смекалкой, стойкостью, трудолюбием, стремлением к справедливости, любовью к Родине.
Он показывал деревню такой, какая она есть. Без карикатурности или превозношения. Ну, немного приукрашивал, чуть-чуть скрывал её тёмную сторону, но все его работы выглядели органично и естественно. Поскольку он сам был настоящим русским мужиком.
Его юмор учил нас уважать самих себя. Не стесняться и скрывать свои пороки, а избавляться от них.
В его творчестве мы представали не тёмными и забитыми, а весёлыми, смекалистыми и не боящимися трудностей людьми.
Нужно отметить, что слава совсем не испортила его. Ни звёздной болезни, ни зазнайства, ни пренебрежения за ним не водилось. Он помогал своим землякам и стремился, чтобы в мире было больше справедливости.
Вот этот поиск справедливости, стремление сделать жизнь людей лучше и привели его в политику. Народ с радостью выбрал его в губернаторы, но местечковая элитка не захотела принять его.
Не потому, что он был артистом, а не политиком. Это был лишь повод. Артист артисту рознь. Тот же Рейган или Шварценеггер – это вам не Зеленский.
Евдокимов был совсем другой человек, совершенно не похожий на типичного чинушу, желающего кормиться с удела. Он хотел работать ради людей, а не ради личной наживы. Хотел сломать систему, которая кормила очень многих «уважаемых» людей.
Сломать они его не смогли. Но смогли его угробить.
Он ушёл от нас слишком рано. Мог бы ещё жить и жить, и радовать нас своим ни с чем не сравнимым творчеством.
Но он выбрал другой путь. Выбрал осознанно. И навряд ли стал бы менять его, если бы ему предложили прожить жизнь заново.
Потому что он был настоящим человеком.
Заключение.
Во многом благодаря Задоронову и Евдокимову наш народ не утратил веры в себя в те тяжёлые времена. Они не просто веселили. Они научили нас смеяться над собой. А это очень важное умение – благодаря ему удаётся не только избавиться от излишнего негатива, что не позволят впасть в уныние или озлобиться, но и позволяет лучше понимать свои ошибки, чтобы не повторять их в будущем.
Как говорится, самоирония – признак зрелости. Так что получается, что эти два юмориста помогли нашему народу стать более зрелыми, понимать своё место в мире и то, чего мы хотим достичь в этой жизни.
Они помогли нам удержаться на краю и поверит, что мы ещё на многое способны. После их выступлений становилось светло на душе.
Потому мы помним вас до сих пор, Михаил Николаевич и Михаил Сергеевич! Светлая память вам!
Постскриптум.
Я упомянул о двух народных юмористах, но мог быть и третий. Таланта у него для этого хватало. Одно время его даже величали учеником Задорнова.
Но он предпочёл народной любви деньги, славу среди рукопожатной тусовочки и право называться принцем-консортом российской эстрады (прима-Доном — мужем примадонны). Жаль. Ну да Бог ему судья.
Мы же не станем печалится по этому поводу. По настоящему народные юмористы обязательно появятся. Потому как не оскудела на таланты Земля Русская!
Взято: Тут
1510