Beazelune
Парадокс Еврокомиссии: зеленый переход и будущее без «Газпрома» ( 1 фото )
Каких-то 23 года
15 декабря прошлого года Еврокомиссия приняла важный документ о скором переходе большей части промышленности на декарбонизированный водород и доморощенный биогаз. Пока он является лишь программой, требующей утверждения всеми странами Евросоюза.
В соответствии с идеей, уже к 2050 году европейские руководители надеются на отказаться от большей части услуг российского «Газпрома», совершив у себя форменную революции. Показательны слова нового немецкого канцлера Олафа Шольца:
«Позади у нас 250 лет процветания, основанного на сжигании угля, нефти и газа. А впереди – каких-то 23 года, за которые нам необходимо уйти от ископаемого топлива. И мы сделаем это».
63-летний Шольц легко раздает обещания – к 2050 году он вряд ли будет способен адекватно отвечать за сегодняшние призывы.
История разворачивается на фоне перехода природного газа в разряд настоящего «золотого топлива» – в декабре 2021 года цена для европейцев подскакивала до 2 190 долларов за тысячу кубометров. Дешевле оказалось, как говорил великий Дмитрий Менделеев, «топить печку ассигнациями».
К новогодним праздникам ситуация немного выровнялась, и цена рухнула ниже 800 долларов – повлияли поставки американского сжиженного газа и ветреная погода в Европе, увеличившая генерацию электроэнергии. Однако падение цены неизбежно отвернет поставщиков СПГ, которые развернут газовозы обратно в Азию, и стоимость топлива вновь поползет вверх.
Но это нисколько не смущает членов Еврокомиссии – впереди светлое будущее без «Газпрома».
На данный момент Европа потребляет в год не менее 380 млрд кубометров газа, из которого 95 % – это природное голубое топливо. Оставшаяся мизерная доля отводится на упоминаемые выше низкоуглеродные биогазы и водород.
В европейском энергобалансе природный газ занимает, несмотря на существующий «зеленый» переход, довольно значительное место – до четверти рынка энергопотребления: 39 % тепла и 20 % электроэнергии до сих пор генерируется в Старом Свете. И, с учетом современного состояния, слом этой ситуации будет стоить очень дорого.
В европейских программах снижения выбросов в атмосферу легко запутаться – инициатива от 15 декабря далеко не единственная, но, вероятнее всего, самая радикальная.
Еще летом прошлого года глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен анонсировала проект Fit for 55, по которому уже к 2030 году объемы совокупных европейских выбросов углекислого газа снизятся на 55 %. Точкой отсчета для амбициозного плана выбран 1990 год.
Для этой цели Европа с 2023 года обложит дополнительными пошлинами импортируемую сталь, удобрения, цветные сплавы и даже цемент. Типичный протекционизм, не имеющий ничего общего с правилами Всемирной торговой организации.
Но делать нечего – углеродная нейтральность требует гигантских затрат от промышленников, которые в честной конкуренции с иностранными производителями просто похоронят целые отрасли.
Без работы могут оказаться до 2,5 млн человек, занятых в металлургической, цементной и автомобильной промышленности.
Справедливости ради, у европейцев пока неплохо получается снизить свой вклад в мировые выбросы углекислого газа на планете. В 2017 году зафиксировали сокращение на 22 % в сравнении с 1990 годом. Для сравнения: европейская экономика выросла на 55 %.
Только вот энергетический кризис последней осени-зимы показал, что с диверсификацией не все гладко.
Ради 10 % мировых выбросов
Для реализации новой программы углеродной нейтральности Брюссель к 2050 году планирует электрифицировать буквально все вокруг, чтобы снизить зависимость стран от газовой генерации электроэнергии. Очевидно, часть промышленных объектов и домохозяйств будут вынуждены частично перейти на отопление от ветряков и солнечных батарей.
Что буду делать европейцы в безветренную и пасмурную погоду зимой?
Для этой цели создадут подземные мегахранилища природного газа (либо его низкоуглеродного аналога), способные спасти 446-миллионное население Европы от замерзания в пики потребления.
Все это строится под впечатлением от текущего энергетического кризиса – европейцы просто не успели вовремя заполнить существующие хранилища и теперь вынуждены закупать газ втридорога.
И, наконец, главным героем энергетического перехода в Европе к 2050 году должен стать водород.
Преимущественно именно этот газ, полученный электролизом воды, обеспечит Евросоюзу нулевой баланс углекислого газа – сколько выбросили, столько же и потребили.
В глобальных масштабах такое снижение практические не имеет особого значения, так как все страны ЕС обеспечивают не более 10 % мировых выбросов парниковых газов. Но для успокоения совести брюссельских боссов этого вполне достаточно.
Далее начинается настоящая фантастика.
Дело в том, что сам водород условно имеет несколько цветовых градаций – «зеленый», «желтый», «голубой» и «серый». Европейцы стремятся перевести свою экономику преимущественно именно на «зеленый» водород, то есть полученный с помощью электричества от ветряных и солнечных электростанций.
Стоимость его может достигать, в зависимости от места производства, 10 долларов за килограмм. Естественно, в Европе с её дорогой рабочей силой, этот параметр будет стремиться к верхней ценовой границе. К тому же сезонная цикличность работы ветряков и солнечных батарей серьезно усложнит бесперебойность поставок водорода потребителям.
Самые здравомыслящие разработчики программы освобождения от углеродной зависимости к 2050 году все-таки оставили природному газу немного места – не более 5–10 % в общем объеме потребления. Но это будет уже совсем не продукция «Газпрома», и использовать его предполагают либо на предприятиях, где совсем нельзя от него отказаться, либо для получения «голубого» водорода.
Под цветным термином скрывается водород, получаемый из природного газа с последующим захоронением побочного продукта – углекислого газа.
О «желтом» водороде (получаемом с использованием электроэнергии от АЭС) и тем более «сером» (из природного газе без цикла утилизации СО2) в Евросоюзе слышать не хотят.
В довершении истории Европа планирует отказаться от долгосрочных контрактов на природный газ к 2049 году, надеясь таким образом избавиться от влияния «Газпрома», который сейчас контролирует около одной трети рынка.
Риски для России
В мечтах брюссельских чиновников строится очень идиллическая картина – весь Евросоюз окутан сетью газопроводов, по которым течет экологически чистая смесь биогаза и биометана с примесью водорода. К централизованной системе подключены локальные производители, время от времени впрыскивающие порции доморощенного газа.
Но это влечет за собой «необходимость тщательного контроля качества газа», непонятно только каким образом это осуществлять в таких масштабах.
И это далеко не единственный вопрос к разработчикам программы декарбонизации Европы.
Судьбы промышленных гигантов (например, металлургического концерна ThyssenKrupp) еврокомиссаров, похоже, не особо волнуют. Выплавку стали и не менее энергозатратное производство цемента в масштабах всей Европы предлагается перевести на водород, либо на биогаз, генерируемый из разлагающихся биомасс.
Правительства пока только обещают заградительные пошлины, да беспроцентные ссуды – технологий пока нет. Даже если промышленники и найдут удобный способ соответствовать новым требованиям, это резко повысит стоимость продукции, и ни о каком экспорте речи быть не может. А немало стран Европы живут только на экспорте высокотехнологичной продукции с большой добавленной стоимостью, например, Германия.
Выход, казалось бы, в импорте стали из стран, где она подешевле, но и здесь засада – высокие таможенные пошлины на экологически «грязную» продукцию.
В итоге в погоне за углеродной нейтральностью продукция немалой части европейских производств перестанет быть интересной покупателям за рубежом.
Детальный анализ ситуации с европейским энергетическим переходом даёт однозначный ответ – вся история затевалась исключительно ради собственной энергетической безопасности.
Точнее – Евросоюз мечтает диктовать условия России, не опасаясь за поставки газа. Забота об экологии здесь даже не на втором плане.
И высокие цены на газ сейчас для Еврокомиссии как нельзя кстати – это позволяет пудрить мозги собственному электорату. Дескать, посмотрите, какие вам сейчас приходят счета за электричество, а в будущем мы от этого избавимся, надо только потерпеть лет двадцать.
А запустить «Северный поток-2» и насытить ЕС недорогим топливом никак нельзя – это же «неэкологично». Высокими ценами на природный газ европейцы пытаются оправдать десятки, если не сотни миллиардов долларов, которые придется вложить в счастливое энергетическое будущее 2050 года.
Просто потому, что обычному европейцу глубоко плевать на уровень выбросов углекислого газа. Ему, как и всем остальным, важно, чтобы было подешевле и качественнее. К примеру, электромобили, от которых сейчас весь Запад с ума сошел, обыватели покупают не потому, что экологично, а потому что часть стоимости и налогов субсидируется государством.
Именно поэтому Еврокомиссия всеми правдами и неправдами будет стопорить запуск «Северного потока-2» – это фактически разрушит все планы «зелёной» экономики.
Какой будет смысл тратить миллиарды на планы 2050 года, если сейчас российский газ снова торгуется по удобной цене?
В последовательности отстаивания своих энергетических интересов европейцам надо отдать должное, но эффективность принимаемых мер вызывает большие сомнения.
Европа несколько десятилетий снижала свою зависимость от углеводородов, закрывала угольные и атомные электростанции лишь для того, чтобы столкнуться в 2021 году с запредельной ценой на природный газ.
Новая концепция Еврокомиссии не только не решает эту проблему, но и закладывает фундамент для иных, гораздо более деструктивных изменений.
Автор:Евгений Федоров
Взято: Тут
422