M.R.X
Пришло время: Как Россия и Белоруссия становятся одним государством ( 2 фото )
.
На прошедшей неделе произошло знаковое событие: президенты России и Белоруссии в ходе заседания Высшего госсовета утвердили все 28 союзных программ, подписав интеграционный декрет Союзного государства. Кроме того, стороны обновили Военную доктрину и Концепцию миграционной политики. Время единения двух народов пришло. Как будут дальше развиваться интеграционные процессы?
Подписанные программы носят исключительно экономический характер. Все они прошли долгий путь обсуждений и в сентябре были уже полностью одобрены. Программы по Союзному государству предполагают интеграцию валютных систем, общие принципы взимания косвенных налогов, единые подходы по пенсионной тематике и вопросам социального обеспечения, борьбу с терроризмом, взаимный доступ к госзакупкам и госзаказам.
Кроме того, общей станет макроэкономическая политика, страны интегрируют платёжные системы и гармонизируют денежно-кредитную политику, сформируют совместные рынки нефти и газа и так далее.
Сомнений в том, что президент Белоруссии Александр Лукашенко подпишет интеграционный декрет Союзного государства, как это чуть раньше сделал президент России Владимир Путин, не было. Теперь вопрос только в том будут ли стороны выполнять их в том виде, в котором они прописаны на бумаге. Или же через некоторое время мы снова услышим заявления, что прошло время, программы утратили свою актуальность и их вновь необходимо пересматривать на протяжении нескольких лет.
Александр Лукашенко подпишет интеграционный декрет Союзного государства, как это чуть раньше сделал президент России Владимир Путин. Фото: kremlin.ru
Продолжена системная работа, которая ведётся уже несколько лет
Эту тему в программе "Без цензуры" ведущий Никита Комаров обсудил с лидером белорусской партии "Союз" Сергеем Лущом.
Никита Комаров: Сергей, как в Белоруссии восприняли подписание 28 союзных программ, какие ожидания, какие впечатления?
Сергей Лущ: Для сторонников белорусско-российской интеграции, а их в республике Беларусь, наверно, большинство, это было ожидаемое событие. Многие сетовали на то, что произошло всё в каком-то заочном формате. Злые языки и некоторые эксперты поторопились заявить, что не всё так спокойно "в датском королевстве".
Тем не менее, как я это вижу, просто продолжена та системная работа, которая ведётся уже несколько лет подряд. А начиная с прошлого года, на фоне политического кризиса в Белоруссии, произошла интенсификация интеграции между двумя странами. Главное, что наши государства приняли решение просто отложить вопросы, по которым не смогли договориться, на какое-то неопределённое время.
– Все эти 28 программ хорошие, но ничего прорывного я там не увидел. Конечно, очень привлекательная программа по созданию общего рынка нефти, газа, электроэнергии, по сближению макроэкономической политики и так далее.
Но всего этого недостаточно для того, чтобы рассуждать о полноценной интеграции экономики. Ведь даже взять пример Евросоюза, там и так единая политика, более того, общая валюта. Не кажется ли вам, что это очень осторожные программы? Может, мы потом увидим их развитие?
– В последнее время, как мне кажется, и Белоруссия, и Россия делают очень осторожные шаги. Скажем даже так: произошла перегрузка союзных отношений и, думаю, весь процесс будет выстраиваться на несколько иных принципах. Поэтому мы и не слышим пафосных заявлений.
Интересно выступил спикер Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, сейчас и парламенты наших стран должны активно включиться в эту работу, в том числе и по формированию дорожных интеграционных карт. То есть мы видим перевод декларации в практическую плоскость.
И вот эту интенсификацию процессов люди и ожидали, потому что сколько угодно можно делать громкие заявления, признаваться друг другу в братской любви, но пока граждане обеих стран не увидят результат, это не станет единым пространством без барьеров, в котором мы сможем спокойно заниматься предпринимательской деятельностью, и тогда действительно будут восстанавливаться кооперационные связи. К примеру, мы перевели наш белорусский экспорт и импорт нефтепродуктов на мощности России.
– Но для этого потребовался целый внутриполитический кризис, который случился в Белоруссии в прошлом году.
– Соглашусь, лучше, когда интеграция происходит без кризиса, без внешнего фактора и давления. Но сегодня, судя по всему, сама логика политических процессов и внешнеполитическая обстановка подталкивает наших лидеров к таким решительным действиям.
Я смотрю на эти процессы с умеренным оптимизмом: всё-таки за плечами у нас 20 лет строительства союзного государства. Мы понимаем, что союзная интеграция – это серьёзный процесс. Но вселяет надежду уже то, что мы видим практические, реальные шаги.
Взято: Тут
767