zhanna.c
Синдром украинского вахтёра ( 1 фото )
«Директор на визитке»
30 лет тому назад, наблюдая своими собственными глазами, как зарождалась, произрастала украинская самостийность, я с самого начала обратил внимание, что было в этих политических метаморфозах нечто специфическое, нечто, что выделяло данный процесс из ряда подобных ему прочих на постсоветском пространстве.
Ведь, в отличие от, скажем, прибалтов, у малороссов не было фантомных болей по своему собственному независимому государству, ибо неоткуда им было взяться по причине отсутствия такового в истории. Также не испытывали «украинцы» и особой потребности в некоем национальном обособлении, выделении себя из общей семьи братских народов, как это происходило у жителей республик Закавказья или Средней Азии, поскольку не считали русскую культуру чужой, не своей (ну разве что кроме кучки национально-озабоченных маргиналов).
Но вот чего они точно хотели, причём даже те, кто не желал разрыва исторических связей с Россией, так это получения некоего особого статуса, эдакой пусть маленькой, но ответственной «должности», которая придавала бы им (в основном в их же собственных глазах) ощущение важности, значимости и позволяла бы наслаждаться моментами упоения властью.
Казалось бы, ничего удивительного ― типичный пример «феодальной раздробленности», когда каждый удельный князёк старался отгородить свой кусок некогда общей земли, чтобы стать в нём полновластным господином. Так-то оно так, и когда мы говорим о мотивации, например тогдашнего главы Украины Леонида Кравчука, то речь идёт именно об этом, но на то он и политик, недалёкий, местечковый, но политик. Помнится, ровно так же, но уже в рамках общей православной церкви поступил и Михаил Денисенко, более известный как Филарет, самопровозглашённый патриарх никем не признанной Украинской православной церкви Киевского патриархата.
Сейчас мало кто об этом вспоминает (особенно на Украине), но, когда в 1990 году скончался патриарх Пимен, украинский экзарх Филарет был назначен местоблюстителем патриаршего престола, что по негласной церковной традиции делало его главным претендентом на куколь патриарха, но не срослось. Священный Синод остановил свой выбор на кандидатуре митрополита Ленинградского и Новгородского Алексея Ридигера, вошедшего в историю Русской православной церкви как Алексий Второй.
Что сделал обиженный Денисенко? Правильно, вернулся в Киев и, пользуясь поддержкой властей незалэжной, зарегистрировал там «кооператив» под названием УПЦ КП. Весьма характерный пример, кстати, но опять же, как и в случае с Кравчуком, мы говорим здесь об амбициях политика, а не просто человека. Но в том-то и дело, что, по моим наблюдениям, подобные настроения тогда, да и сейчас, были широко распространены во всех слоях украинского общества.
Мне вспоминается короткий разговор с коллегой, состоявшийся лет эдак двадцать тому назад. Мы говорили с ним о двух наших общих знакомых, которые по стечению обстоятельств были ещё и моими одноклассниками, в то время как мой сослуживец близко познакомился с ними, уже работая в одной австрийской компании. В разное время и независимо друг от друга мы с ним обратили внимание на поразившую нас черту характера, свойственную обоим «героям» той беседы. До сих пор помню слова своего товарища, сказавшего, что этим двум до колик в животе важно, чтобы на их визитке красовалось слово «директор», и не имеет никакого значения директором чего каждый из них является, да хоть бы и общественного туалета. Собственно, «патриарх УПЦ КП» ― это ровно такой же «директор на визитке».
«Синдром Тани Либерман»
Понимаете, о чём я? Какой-то гипертрофированный синдром вахтёра, только на украинский лад, который за годы независимости не только не ослаб, но даже усилился, особенно после 2014-го. Полагаю, учитывая эти его особенности, ему можно придумать и более подходящее название, например, «синдром Тани Либерман». Почему? Сейчас расскажу.
Есть в Малороссии такая певица ― Тина Кароль, урождённая Татьяна Григорьевна Либерман. Что характерно, родилась будущая народная артистка Украины в России, да не где-нибудь, а в суровых условиях Магаданской области. Когда маленькой Тане исполнилось семь лет, её семья перебралась в Ивано-Франковск. Там же Танюша, как и все дети, пошла в школу, где на протяжении одиннадцати лет из русской девочки еврейского происхождения выращивали «правоверную украинку». Получилось, правда, так себе. Говорить и петь звезда украинской эстрады предпочитала на русском языке. И до определённого момента ни ей, ни кому бы то ещё это не мешало.
Надобно сказать, что некоторое количество лет на издревле богатом на таланты украинском музыкальном небосклоне сияли три «звезды», равно претендовавшие на негласный титул главной украинской поп-дивы: Ани Лорак, Светлана Лобода и Тина Кароль. И до 2014 года им как-то удавалось уживаться в узком пространстве украинского шоу-бизнеса. Но случился Евромайдан, разбудивший в украинцах все самые низменные чувства. И пани Кароль поняла: пришло её время.
Бывшая Таня внезапно «осознала» себя истинной патриоткой, поддержала АТО, добавила себе в репертуар песен на мове и объявила Россию (свою «малую» родину) врагом номер один, публично отказавшись от возможности там гастролировать. Честно говоря, она и до этого не была слишком востребована или хоть сколько-нибудь популярна в Российской Федерации, оставаясь, по сути, очень местечковой артисткой, пусть и с неплохими вокальными данными, но тут уже был важен жест, пиар. Решив окончательно замкнуться в гастрольных рамках Украины, Тина сделала ещё один важный шаг на пути к заветному пьедесталу и званию «самой-самой» и «единственной»: она развернула непримиримую борьбу на уничтожение против бывших товарок по цеху, обвинив их в «пропаганде русского мира» и даже в «работе на врага».
Оседлав волну оголтелой русофобии и заведя дружбу с украинскими нациками, простая еврейская девочка сумела выдавить из страны обеих конкуренток, да так, что Лобода ещё изредка приезжает с гастролями, которые каждый раз оборачиваются скандалом и сопровождаются шумными акциями тех самых радикально настроенных друзей пани Кароль, а вот уроженка небольшого местечка в Черновицкой области Каролина Мирославовна Куек, она же Ани Лорак (тоже, кстати, народная артистка Украины), вообще никаких концертов на родине не даёт.
И что, вы полагаете, Таня Либерман сделала всё это из любви к родине или искусству? Да господь с вами! Перед нами яркий пример вышеупомянутого «синдрома украинского вахтёра», который готов, как тот кулик, всю свою жизнь прожить в откровенном болоте, постоянно нахваливая своё обиталище, лишь бы оставаться в нём самым главным. И уж коли для достижения заветной цели необходимо пройтись по головам вчерашних друзей, товарищей или даже родных, то так тому и быть ― никаких сомнений или малодушных рефлексий.
Бочка с порохом
И знаете что? Именно в этом желании создать для удовлетворения мелочных амбиций свой собственный отдельный хутор, лишь бы самому там пановать, а также в готовности продать и предать всех и вся ради воплощения этой мечты и заключается неразрешимая проблема украинской федерализации. Те, кто полагает, что государство Украина может перестать быть жёстко унитарным и позволить отдельным своим регионам, опираясь на исторические традиции и сообразуясь с собственными представлениями о культуре, языке, героях и прочем, строить свою жизнь в рамках общих границ, глубоко ошибаются.
Киевские политики, так ожесточённо упорствующие в предоставлении Донбассу особого статуса, прекрасно понимают, что двумя Народными республиками дело не ограничится. Стоит только кому-то получить чуть больше прав и привилегий, чем у соседа, как тут же будет запущена цепная реакция распада. Лоскутное одеяло нынешней украинской квазигосударственности и так покоится на бочке с порохом, тлеющий фитиль которой, свитый из присущего тому самому «маленькому украинцу» врождённого болезненного тщеславия, разгорается пусть медленно, но неумолимо. И вся эта конструкция разнесёт Украину в клочья при первой же возможности.
В отличие от материалистической диалектики с её единством и борьбой противоположностей или представлением об энтропии, где, находясь в постоянном или даже растущем хаосе, отдельные элементы всё же создают и сохраняют некую систему, украинская реальность ― это бесконечный процесс саморазрушения на различных уровнях, от отдельной личности до целого государства. И всё это потому, что само превращение неотъемлемой части русского народа в некий максимально искусственный и оттого совершенно нежизнеспособный конструкт противоречит любым законам хоть физики, хоть философии.
Не имея исторического опыта строительства собственного национального государства (просто потому, что никогда не чувствовали себя отдельной от прочих русских нацией), не объединённые общей «украинской» государственнической идеей, более того, кичащиеся своей вольницей и пристрастием к анархии «политические украинцы» обречены на очередной провал проекта «Самостийная Украина». И сегодня мы с вами вынуждены наблюдать, как, корчась в предсмертных судорогах, этот политтехнологический уродец без корней и основания уходит в небытие. И честно говоря, лично у меня это не вызывает никакого сожаления.
Алексей Белов
Взято: Тут
829