Troyan47

Сердца четырех ( 21 фото )

Сердца четырех

Традиционно слово «отпуск» у всех нас ассоциируется с морем, белым песочком и жарким солнцем. Я особо не отличаюсь от большинства – тоже иногда люблю понежиться на пляже, искупаться в теплом море, выпить бокал-другой хорошего вина, вечером любуясь на закат. Но я  докажу вам, что и без этого всего можно прекрасно провести незабываемый отдых.

В Северной Якутии я бывал неоднократно, но это были непродолжительные посещения этих мест. А мне хотелось с головой окунуться в первозданную северную природу, оценить самобытную культуру и испытать на себе множество активных развлечений, придуманных природой специально для неизбалованных туристов. Что же, для того, чтобы осуществить свою мечту, можно и поработать в этом краю.

Якутия – это край северных оленей, рек и ледников, дремучей тайги, бескрайних просторов тундры. Около половины территории республики расположено за Полярным кругом. Это край заповедной красоты, таинственный, зовущий. Он манил меня с тех пор, когда я впервые ступил на эту землю. Прошло немало времени и вот, наконец, случилось. Команда ГААВ (по первым буквам наших имен: Геннадий, Александр, Алексей, Василий) в полном составе отправилась в долгожданное путешествие. А до этого момента несколько лет я подговаривал своих друзей побывать в этих краях. Но не получалось, то отпуск не совпадал, то жена у кого-нибудь родила. А тут еще пресловутый короновирус чуть не спутал все наши планы. Но видно наше желание было сильнее.

Сердца четырех

Попасть сюда нелегко, заброска в этот район возможна только из Тикси – небольшого поселка, расположенного в устье великой и могучей Лены. Тикси имеет статус погранзоны, поэтому необходимо заранее оформить пропуск, обычно это занимает не более месяца. Перелет в Тикси для моих друзей не прост –  сначали они добирались до Москвы из разных регионов, из Москвы в Якутск и только потом в Тикси. Хочу предупредить сразу, по выходным дням в Тикси рейсов нет, кстати, погода тоже может внести свои коррективы в путешествие.

Однако мы щедро преподнесли дары духу природы Байанаю, и он смилостивился над нами. Погода нам препятствий не чинила, как и пограничники, которые встретили моих друзей в Тикси на предмет законного пребывания в погранзоне. Долгожданная встреча, всю ночь напролет просидели и вспоминали времена, когда мы покоряли арктические просторы...

И вот уже вертолет с нашей небольшой группой туристов-любителей оторвался от взлетной полосы Тикси и взял курс на запад. Летим над бескрайними северными просторами.

Сердца четырех

Я смотрю сквозь стекло иллюминатора вертолета на  якутскую тундру, изрезанную синими венами не тронутых цивилизацией рек. Подлетаем к величавой реке Лена, она просто огромна, пока вы ее сами не увидите, вы не поймете насколько она большая.

Мне приходилось бывать на Оби и Енисее, но Лена, меня просто поразила до глубины души. Береговые скалы, являющиеся современниками динозавров, хранят в своих обломках отпечатки аммонитов, трилобитов и других исчезнувших представителей древнейшей истории планеты.

Но наш курс на реку Хорбусуонку – правый приток реки Оленёк. Название реки переводится как «река нетающих снегов». Хорбусуонка берёт начало на юге плато Кыстык Среднесибирского плоскогорья, впадает в Оленёк в 221 км от его устья. Длина реки 290 км. Река очень чистая, ведь никакого антропогенного воздействия на нее нет.

Сердца четырех

Как только выгрузка нашей небольшой группы была закончена, и вертолет, сделав круг над нами, улетел, мы принялись разбивать свой лагерь на красивом галечном пляже, близ устья большого ручья. Закончили с установкой палаток, взялись за заготовку дров, хоть у нас были и туристические газовые горелки, ведь костер – это один из самых главных ингредиентов для вкуснейших блюд.

На этих широтах уже полноправно царствует полярный день, солнышко ходит по кругу. Наконец-то расчехлены спиннинги и все с нетерпением пошли опробовать подобранные снасти. С первых же забросов начал активно брать ленок. Не сходя с места, добываем десяток красавцев от 1 до 3  кг. Вываживать крупного ленка – одно удовольствие, река шириной 50-70 метров без коряг и прибрежных кустов позволяет отпустить рыбу, дать ей возможность порезвиться и попрыгать вволю. Изредка попадался хариус, трофейных экземпляров не было, но и с килограммовым борьба была интересная. Вообще, рыбалка на этой реке, по ощущениям, сводится к поиску нужного места, которое почти всегда более-менее очевидно: ямы под перекатом или в устье ручья. Найдя точку, можно наловить за час-полтора любое разумное количество рыбы. И ее обилие ничуть не умаляет удовольствие при ловле, ибо ленок с хариусом – это, по моему скромному мнению, одни из самых спортивных, красивых и, что тоже существенно, вкусных рыб. Из всех блесен лучше всего показали себя небольшие вращалки. И без разницы какого они были цвета. Хариус брал немного слабее, но и его было очень много, и что удивительно, эта пугливая, в принципе, рыба, практически не боялась нас.

И хотя азарт рыбаков не утихает, мне на правах старшего группы, пришлось вмешаться. Мы же отдыхать сюда приехали, а не заготавливать рыбу впрок. Василий Куреев, мой давний друг занялся приготовлением шикарного обеда. Рыбные блюда у него просто шедевр и мы скоро в этом убедились. Василий рыбу солил, жарил, запекал в фольге, мариновал, конечно же, делал уху. Хит сезона, блюдо от шеф-повара – ленок в винно-имбирном соусе. Нам он так понравился, что все выпросили у него рецепт. Свежепойманного крупного ленка потрошим, отрезаем голову, снимаем шкуру, и затем отделяем мясо от костей. Из килограммовой рыбы получается полкило филе, которое режем на куски и кладем в посуду, идеальны литровые баночки из-под майонеза.  Затем солим (из расчета 1 ч.л. на 1 кг филе), добавляем полстакана сухого белого вина, мелко резаную луковицу, сушеный укроп, петрушку (по чайной ложке). Плюс немного перца и других (тмин, имбирь, мускатный орех и т.п.) пряностей по вкусу. Хорошо перемешиваем и оставляем это дело на сутки. Потом за уши не оттащить. Но так как запасы белого вина у Василия были ограничены, он попробовал сделать в винном уксусе, получилось тоже хорошо, но с вином, поверьте лучше.

Через два дня, вдоволь порыбачив, налюбовавшись красотами, решили начать свой путь к устью реки, к месту, где Хорбусуонка впадает в реку Оленек.

Сердца четырех

Вода упала, глубина на перекатах не превышала 30-40 см, сплав по реке ограничен, так что временами нам приходилось волоком перетаскивать через отмели наши резиновые лодки.  Температура воздуха  +13°С, воды  +9°С, комаров и мошки и в помине нет, что нас особенно радовало. Для 71-го градуса северной широты –  прямо курорт какой-то.

Четыре дня сплавляемся по Хорбусуонке вдоль белых галечных пляжей, почти на каждом повороте нас встречает обрывистый берег с причудливыми очертаниями. Однажды забираемся на вершину, чтобы обозреть окрестности.  Далеко на востоке речка вилась среди леса и скал, а на западе, где долина сливалась с рекой Оленёк, все тонуло в  солнечной дымке. Ощущение простора, необъяснимого восторга и полной свободы. Мы радовались, как мальчишки. Наши сердца бились в унисон – сердца четырех друзей.

Спустившись вниз, мы очутились, будто внутри громадного античного сооружения, который был выпилен рекой в скалах. Нижние ярусы шли огромными ступенями, словно трибуны амфитеатра, если смотреть на них снизу, а верх венчали столбы, башни, шпили, фрагменты стен. Неправдоподобно голубая река, разбиваясь на рукава, струилась среди белой, сухой, нагретой солнцем гальки. Местами в русле выходили коренные породы, словно каскад купален, и вода тихо перетекала со ступеньки на ступеньку. Спускаемся ниже по течению, видим башни и развалины старого замка – продукт тысячелетних стараний воды и ветра.

Растительный и животный мир на удивление богат: большие стада диких оленей, очень много красивых цветов, птиц.

Сердца четырех

Даже интересных пауков встретили, но среди нас не было энтомологов, так что определить их название мы не смогли. Температура поднялась до +17°С, и тут мы ощутили кровожадность местных комаров, которых с наступлением тепла стало много, нет … очень много. Да уж, при отсутствии ветра без хороших репеллентов и накомарника в этих местах находиться просто невозможно. Правда, кроме комара, больше из кусачих тварей никого нет, и это нас радовало.

И вот, мы делаем крайнюю стоянку близ устья реки Хорбусуонка. Пошли за сухой лиственницей для костра, слышим крик нашего «кострового» Алексея Тимофеева, была у нас в группе и такая должность. Побегаем к нему, ждем чего-нибудь такого экстраординарного, и наши ожидания оправдываются – недалеко от обрыва он наткнулся на бивень мамонта, немного походив в округе, находим челюсть и зубы. Состояние их так себе, уж точно не первого сорта. Поэтому без особого сожаления оставили их на берегу, пометив на карте точные координаты, вдруг палеонтологи заинтересуются.

Наконец-то мы достигли реки с интересным и милым названием Оленёк. На якутском языке это название означает «мало воды». Впрочем, это по широким сибирским понятиям река небольшая, по  европейским масштабам несколько иначе. Ее длина – 2300 км, а ширина во многих местах превышает 500 м. Эта река славится своей ихтиофауной, тут водится около тридцати пород рыб. А какой тут омуль и муксун. Местные жители омуля заготавливают исключительно для себя. Качество омуля можно понять хотя бы из того что из него делают юколу, без соли и специй. А какая строганина из него, но нам это пока не светило, потому как на дворе уже июль, а морозильную камеру мы с собой не захватили. Ну, а царь-рыба этих мест – таймень. Именно за ним сюда едут рыболовы из разных уголков нашей необъятной Родины.

Сердца четырех

На слияние рек Оленек, Пур и Хорбусуонка решили разбить лагерь. В этом месте часто останавливаются рыбаки и охотники, есть вагончик с печкой и столом. В нем могут спокойно разместиться несколько человек, чем мы и воспользовались. По берегам рек в этом районе много таких вагончиков и избушек, которые не принадлежат никому, в них может остановиться любой путник. Мы встретили двух местных охотников с Таймылыра – это село в 120 км ниже по течению, немного побеседовали с ними, они угостили нас свежей олениной, и ушли на «Казанке» вниз по реке.

После установки лагеря Геннадий Беляев устраивает баню. Делается это очень просто. Из камней складывается печка близ реки. В середине печка пустая. Туда, в углубление среди камней закладываются дрова, и разводится костер, который горит довольно долго, пока не разогреется вода, и не раскалятся камни. Воду греют, устанавливая ведра с водой на костер. Когда костер прогорит, а камни и вода достаточно разогреются, над костром натягивают  специальную палатку. Внутри палатки пол устилают ветками деревьев, которые растут поблизости. Далее все происходит, как в обычной бане. После парилки желающие могут окунуться в реке. И желающие, поверьте мне, были все.

А уж, какой ужин для нас приготовил наш шеф-повар Василий. Жаркое из оленины с брусничным соусом, запеченный на углях в фольге хариус с прованскими травами.

Сердца четырех

От этих блюд невозможно оторваться, да под стопочку и в хорошей компании. А если добавить запах тундры, гитару и отсутствие вокруг людей на сотни километров, прекрасную погоду, то вкус блюда становится уникальным и непередаваемым.

Местные рыболовы часто для ловли тайменя используют такую приманку как искусственная мышь, которая ведёт своё начало от прототипов, использовавшихся местным населением сотни лет назад. Такая приманка эффективна по той причине, что таймень часто лакомится грызунами по той или иной причине попавшими в воду реки. Впрочем, на такую универсальную приманку как мышь отлично реагирует не только таймень, но и крупный ленок, который так же не прочь полакомиться грызунами.

Но первый день нам трофеев в лице тайменя не принес. Что только не делали, меняли блесна, методы проводки, глубину. Таймень не хотел идти на наши изощренные снасти, не было ни одной поклевки, ни на блесны, ни на «мышь». И это Оленёк?! Тот самый, про который взахлеб рассказывали нам знакомые геологи.

Вечером сели у костра и стали держать совет. Пришли к выводу, что из-за погожей погоды река хорошо прогрелась, а таймень рыба хладолюбивая и поэтому нужно искать место, где впадает холодный ручей или речушка, так как эта рыба с прогретых участков уходит в места с более холодной водой. Сказано – сделано, рано утром пошли вниз по реке, делая остановки для пробы. После очередного переката, Алексей и Геннадий решили возвратиться в лагерь, а мы с Василием взяли спиннинги и направились к небольшому ручью. Делаю заброс. «Мышь» медленно сносит течением. Начинаю понемногу подматывать. Резкий рывок, «мышь» исчезает в белом буруне. На мгновенье из воды показывается малиновый хвост. Есть, вот он таймень – ради чего мы сюда и пришли. Делая стремительные броски в стороны, и извиваясь, рыба пытается освободиться от тройника, но быстро утомляется и через несколько минут сдается. Вывожу ее на ровный галечник. Он оказался некрупным, этот первый таймень, килограммов на семь-восемь.

Сердца четырех

Через несколько минут такого же поймал и Василий, но так как нам и одного экземпляра было для еды за глаза, он его отпустил с напутствием, чтобы подрастал и пока нам не попадался. Кстати, отпустил полностью реанимированного тайменя. А это тоже наука, скажу я вам. Нельзя сразу отпустить тайменя в глубину – обессилевший в борьбе он может всплыть вверх брюхом и погибнуть. Чем крупнее таймень, тем более он устает и тем больше нужно времени, чтобы привести его в чувство. Тайменя нужно держать за хвост, направив вверх по течению и покачивать, чтобы чистая вода промыла ему жабры.

Мы вернулись в лагерь, и в этот раз Василий стал колдовать на своей импровизированной кухне. На закуску – малосольный хариус, на первое – уха из тайменя, на второе плов из оленины и стейк из тайменя…

Подходило к концу наше путешествие по удивительно красивым местам. Через три дня мы сплавились вниз по реке до села Таймылыр. В этом нам оказали помощь местные рыбаки, которые на двух моторных лодках подобрали нас по пути. Все-таки на Крайнем Севере люди очень добрые и внимательные, никогда не пройдут мимо, всегда помогут и делом и словом.

Несколько советов для тех, кто захочет побывать в этих местах, обязательно возьмите с собой болотные сапоги. Они вам очень пригодятся, кроссовки не для тундры. Захватите медицинскую аптечку, на всякий случай. Обязательно возьмите накомарники и средства защиты от укусов комаров. Палатки берите с защитой от москитов. Коврики в палатки желательно надувные. Не забудьте теплую и непромокаемую одежду. Рюкзаки непромокаемые. Не лишним будет оружие – разные звери ходят по тундре, мы не встречали диких зверей, но это не значит, что вы с ними не встретитесь. По возможности, возьмите фото и видеоаппаратуру, переносные солнечные панели, для их зарядки. Таких красот вы еще не видели, и вам непременно захочется сохранить увиденные красоты на память и поделиться ими с друзьями.

Через несколько дней мы были уже дома. С Таймылыра нас забрал рейсовый вертолет, который летом летает довольно часто. Через полтора часа мы были уже в Тикси. На следующий день – Якутск. Все романтика и приключения закончились. Очень не хотелось уезжать, но мы надеемся вернуться в эти места еще раз. Белые ночи и незаходящее солнце в Якутии. Красивейшие пейзажи осенней тундры, необыкновенной красоты «оленекские столбы», великолепную, вкуснейшую уху, баню на берегу реки и песни у костра под гитару в исполнении наших друзей.

Сердца четырех

И я могу сказать однозначно, что места здесь прекрасны в любую погоду. Всегда здесь будут наползать туманы, и лизать своей сыростью скалы, укутывая их во влажное, непроницаемое одеяние. Будет гулять ветер, принося то бесконечную морось, то приятные освежающие брызги. Будут бесконечно стоять скалы, сопротивляясь ветрам и морозам. И только мы будем приходить сюда лишь ненадолго, чтобы почувствовать себя песчинкой в бесконечном круговороте природы. Радоваться, когда эта суровая земля расцветает яркими красками под северным солнцем. И слушать непередаваемый запах цветущей тундры.

Взято: Тут

+5701822
  • 0
  • 15 262
Обнаружили ошибку?
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации.
Нужна органическая вечная ссылка из данной статьи? Постовой?