angik
Четыре боевых ордена бывшего хулигана за август 44-го года ( 2 фото )
Начинена огнём земля;
Не оступись, не хрустни веткой
— Вперёд, за минные поля
Уходит пешая разведка.
Всё пригнано, чтоб не греметь,
И приготовлено для боя,
И орденов своих с собою
Им не положено иметь.
И как последнее прости —
На жданный и нежданный случай
Им сказано: пора идти.
Чем проще сказано — тем лучше.
А после — ждут и в тишину
Глядят за чёрный край передний,
Уже не в первый за войну,
Но может статься — что в последний…
Константин Симонов
Командир отделения 297-й отдельной разведывательной роты 222-й Смоленской Краснознамённой стрелковой дивизии 33-й армии 1-го Белорусского фронта, старший сержант
Леонид Иванович Услугин
родился 29 августа 1916 года в селе Середа, с 1941 года – город Фурманов Ивановской области.
Родители Леонида, выходцы из деревни Золотуха Ногинской волости Нерехтского уезда. Образование неполное среднее, окончил 4 класса школы. Работал слесарем.
В 1934 году он был арестован, и в 1935 году осуждён Народным судом Реутовского район Московской области за хулиганство и сопротивление милиции на 8 лет лишения свободы, с началом исчисления срока наказания — 25 июня 1934 года.
В январе 1940 года Леонид Иванович Услугин был переведён из Ленинграда на строительство №106 НКВД СССР, город Ковдор Мурманской области. С началом Великой Отечественной войны все заключённые были вывезены в Коми, в Северо-Печорский ИТЛ.
Леонид Иванович Услугин работал на строительстве железной дороги в Воркуту. После отбытия срока наказания в августе 1942 года был мобилизован Кожвинским райвоенкоматом и направлен на фронт.
Воевал Леонид Иванович Услугин на Западном, 1-м, 2-м и 3-м Белорусских фронтах. В боях был пять раз ранен. Особенно проявил себя в разведке, в 297-й отдельной разведывательной роте 222-й стрелковой дивизии.
Леонид Иванович Услугин воевал отважно и дерзко, как будто старался смыть чёрное пятно в своей биографии, оправдать доверие своих товарищей по оружию.
В июле 1944 года 222-я Смоленская стрелковая дивизия вступила на землю Литвы, готовилась форсировать реку Неман.
Разведгруппа, возглавляемая сержантом Леонидом Ивановичем Услугиным, переправилась через реку в районе деревни Осса. На вражеском берегу группа обнаружила огневую точку противника.
Леонид Иванович Услугин, с группой захвата, устремился на пулемётный расчёт, и одного пулемётчика захватил живым. Под покровом тумана разведчики возвратились к своим.
Пленный обер-ефрейтор дал ценные показания.
За этот успешный поиск сержант Леонид Иванович Услугин был награждён орденом Красной Звезды.
20 июля 1944 года отважный разведчик, с группой из двенадцати человек, вновь ушёл в поиск в тыл противника. В штаб дивизии в течение пяти дней поступали ценные сведения. Эти сведения помогали наносить противнику чувствительные удары. А утром 28 июля 1944 года разведчики без потерь прибыли в свою роту, доставив «языков» — капитана и двух солдат.
За этот рейд в тыл врага сержант Леонид Иванович Услугин был награждён орденом Боевого Красного Знамени.
В дальнейшем 222-я стрелковая дивизия в составе 1-го Белорусского фронта действовала на Берлинском направлении.
В ночь на 2 февраля 1945 года в районе города Франкфурт-на-Одере, Германия, старший сержант Леонид Иванович Услугин, находясь в головном дозоре, вступил в бой с превосходящими силами противника. Под его руководством головной дозор уничтожил три пулемёта и двадцать пять гитлеровцев, не дав врагу прорваться к следовавшей колонне. Лично Леонид Иванович Услугин уничтожил одиннадцать гитлеровцев.
За доблесть и отвагу, проявленные в этом бою, он был представлен к награждению орденом Славы lll-й степени.
На следующий день 222-я дивизия вышла к Одеру, и отважный разведчик вновь отличился.
В ночь на 3 февраля 1945 года старший сержант Леонид Иванович Услугин, с группой разведчиков, вместе со стрелковыми подразделениями в числе первых форсировал Одер в районе Фогельзанг, ныне Федеральная земля Бранденбург, Германия, и, отбивая контратаки противника, лично уничтожил свыше десяти гитлеровцев.
Приказом командира 222-й стрелковой дивизии от 5 февраля 1945 года за доблесть и отвагу, проявленные в бою, старший сержант
Леонид Иванович Услугин
награждён орденом Славы lll-й степени (№ 302143).
В последующие дни старший сержант Леонид Иванович Услугин провёл несколько успешных поисков по захвату «языков».
12 февраля 1945 года, со своей группой, Леонид Иванович Услугин приник в тыл противника и взорвал мост через канал Одер — Шпрее в районе станции Цинтельдорф. Это приостановило движение вражеских войск по железной дороге.
19 февраля 1945 года, в четырёх километрах восточнее станции Цильтендорф, группа разведчиков из двенадцати человек под прикрытием огня наших артиллеристов, ворвалась во вражескую траншею. Разведчики уничтожили пятнадцать гитлеровцев, захватили «языка» и два ручных пулемёта. К этому времени на личном счету Леонида Ивановича Услугина было уже шестьдесят четыре уничтоженных гитлеровца и семнадцать «языков».
О храбром разведчике писали армейская и фронтовая газеты. «Услугинская хватка» — назывался один из материалов.
Командиром роты 20 февраля 1945 года Леонид Иванович Услугин был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. Представление поддержал командир дивизии, но командующий 33-й армии был другого мнения. Возможно, определённую роль сыграла судимость.
Приказом по войскам 33-й армии от 29 марта 1945 года за доблесть и отвагу, проявленные в бою, старший сержант
Леонид Иванович Услугин
награждён орденом Славы ll-й степени (не вручён).
В ночь на 14 апреля 1945 года старший сержант Леонид Иванович Услугин, возглавляя разведгруппу, форсировал канал Поттак. В районе города Брисков-Финкенхерд, Германия, он первым ворвался в траншею противника и вступил в рукопашную схватку. Сразил около десяти вражеских солдат, подавил пулемётную точку, и подбил противотанковое орудие.
В этом бою был тяжело ранен, с перебитой ногой сумел уничтожить в схватке трёх фашистов и захватил пулемёт. Подоспевшие товарищи отправили командира в госпиталь.
За проявленное мужество в этом своем последнем поиске Леонид Иванович Услугин был представлен к награждению орденом Славы l-й степени.
День Победы герой-фронтовик встретил в госпитале. В результате ранения остался инвалидом, ему была ампутирована левая нога.
После излечения Леонид Иванович Услугин был демобилизован по инвалидности, и вернулся на родину.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за исключительное мужество, отвагу и бесстрашие, проявленные на заключительном этапе Великой Отечественной войны в боях с гитлеровскими захватчиками, старший сержант
Леонид Иванович Услугин
награждён орденом Славы l-й степени (не вручён). Стал, таким образом, полным кавалером ордена Славы.
Жил Леонид Иванович Услугин в городе Фурманов, работал на механосборочном заводе.
Последние боевые награды – ордена Славы ll-й и l-й степени так и не были вручены герою-фронтовику.
Жизнь в очередной раз круто изменилась, и такого испытания бывший хулиган и солдат-разведчик уже не выдержал. Он привык быть в центре внимания, чем-то выделяться из толпы.
В тюрьме и в лагере как осужденный по серьёзной статье пользовался авторитетом. На фронте – мастер разведки, не раз доставлявший из вражеского тыла ценные сведения. А первые послевоенные годы инвалид-фронтовик, один из многих.
Тогда каждый второй был фронтовиком. Да и материальное положение оставляло желать лучшего, до судимости толковую профессию Леонид Иванович Услугин не получил, а пенсии в 24 рубля явно не хватало на жизнь.
Добро бы получил все фронтовые награды, было бы больше уважения – как никак полный кавалер солдатского ордена. Таких были единицы, меньше, чем Героев Советского Союза, вот только по льготам их сравняли лишь в 1969 году.
Да и за каждый орден тогда ещё доплачивали. Но и здесь солдату не повезло, последние два ордена ему так и не вручили. Всё это сказалось на настроении, на отношении к жизни, к окружающим.
Леонид Иванович Услугин стал пить, и трагически погиб, он попал под поезд 16 июня 1952 года.
Был похоронен Леонид Иванович Услугин на Никольском (городском) кладбище города Фурманова.
Был награждён Леонид Иванович Услугин орденом Боевого Красного Знамени (24 августа 1944 г.), двумя орденами Красной Звезды (7 августа 1944 г., 19 августа 1944 г.), орденами Славы трёх степеней, медалями.
Имя Леонида Ивановича Услугина увековечено на мемориале героев-ивановцев в областном центре и на доске героев в городе Фурманов.
Дата и место рождения Леонида Ивановича Услугина уточнены в соответствии с записями в метрической книге церкви Богородице-Скорбящей села Середа-Новая (ГАИО, фонд 1158, опись 6, дело 80)
Железная хватка разведчика
В прошлом выпуске «Северной широты» мы рассказали в статье «Как солдат в плен генерала взял» об одном из пятнадцати выходцев из Коми – полных кавалеров ордена Славы, известных на конец войны, – Иване Даниловиче Бажукове.
Сегодня пойдёт речь о человеке, связанном с Республикой иными узами, о которых раньше принято было молчать, – бывшем узнике ГУЛАГа.
Его причастность к Коми обусловлена местом призыва. Он был призван на фронт Кожвинским райвоенкоматом в августе 1942 года после трёх лет северных лагерей, и, если бы не титанический труд наших поисковиков, перелопативших горы архивных документов, о его подвиге мы никогда бы не узнали.
Благодаря им героическая судьба Леонида Ивановича Услугина стала достоянием сразу двух регионов страны – Ивановской области, где он вырос, и Республики Коми, откуда уходил на войну.
Военный дар бывшего сорви-головы
В семье Услугиных было восемь детей – четыре брата и четыре сестры. Леонид среди них – младший. Отец – потомственный рабочий на фабрике, занимался также кровельным делом, слесарничал. Мать – тоже рабочая косточка. Подрастая, дети рано включались в трудовую жизнь. По характеру Леонид отличался от своих братьев. С ранних лет он прослыл парнем «сорви-голова». Среди сверстников был заводилой в самых смелых похождениях. Всегда следовал правилу: за друга – в огонь и в воду. Его побаивались и уважали одновременно.
Когда началась война, Леонид Услугин стал рваться на фронт. Уже в первые недели боевой учёбы командиры приметили его особый интерес к тактике. Он сноровисто умел отрыть стрелковую ячейку, замаскироваться, незаметно подползти к противнику. Вскоре часть была отправлена на Западный фронт. Леонид стал служить в разведке стрелковой дивизии. Ему присвоили звание сержанта, доверили отделение.
За «языком»
По-настоящему дарование Леонида как разведчика проявилось в 1944 году, когда война уже победоносно катилась на запад. 222-я Смоленская стрелковая дивизия вступила на землю Литвы.
Стоял июль. Пекло солнце, но жарче было от непрерывного огня артиллерии, танков, от беспрерывно рвущихся бомб. В безоблачном небе на крутых виражах сходились в яростных поединках самолёты – наши и фашистские.
Дивизия получила приказ форсировать Неман. Нужен был пленный, чтобы лучше узнать о противнике, о его огневой системе на противоположном берегу. Разведчикам поставлена задача: переправиться через реку и в районе деревни Осса захватить «языка». Сержант Услугин возглавил группу захвата.
С наступлением темноты над рекой заклубился густой туман. Он помог разведчикам благополучно совершить переправу. Беда подстерегла в тот момент, когда только что одолели крутизну берега. Их заметили. Началась стрельба. Вступила в бой группа прикрытия. Леонид же со своей группой устремился на пулемётный расчёт. Одного из пулемётчиков удалось захватить живым. Быстро спустились к реке. Между тем стрельба всё нарастала. Теперь уже гремели разрывы мин и снарядов. Заговорили артиллерия и миномёты врага.
Черноту ночи вспорола красная ракета. Это был сигнал прикрыть действия разведчиков. Пролетели десятки снарядов, и в расположении противника взметнулись смерчи разрывов. Под покровом тумана разведчики возвратились к своим. Пленный обер-ефрейтор дал ценные показания.
За успешное выполнение этого задания Леонид Услугин был награждён орденом Красной Звезды.
Под носом у фрицев
20 июля разведчик получил очередное задание – возглавить группу из двенадцати человек, пробраться в тыл противника, выявить наличие живой силы и техники, резервов, засечь пункты управления. Готовились несколько дней. Изучали боевые порядки противника в намеченном пункте перехода переднего края. Ночью пересекли линию фронта и обосновались в районе села Буда. Группа действовала успешно. В штаб дивизии в течение пяти дней поступали ценные сведения. Они помогали наносить противнику чувствительные удары.
Поступил приказ возвращаться. «А не прихватить ли нам с собой, для убедительности, «языка»? – подумал Услугин. На шоссе то и дело появлялись группы и подразделения гитлеровцев. Для безопасности движения немецкое командование выставило на обочинах дороги охранение. Леонид приметил окоп неподалёку от леса. В окопе два гитлеровца. Хищно выглядывал ствол пулемёта. Немцы беспечно разговаривали, полулежа на бруствере. Один из них вылез из окопа и направился к лесу. Разведчикам, затаившимся поблизости, только этого и надо было. Стремительный бросок к окопу, мгновение борьбы – и фашист, с кляпом во рту, связан. Та же участь постигла и другого охранника.
Разведчики стали уходить в глубь леса, запутывая следы. К вечеру показалась небольшая деревушка. В ней были немцы – тыловое подразделение. У крайних домиков отрыт окоп, в котором расположилась охрана. В пятнадцати–двадцати метрах от окопа – лес. Стемнело. Услугин оставил в глубине леса восемь человек с двумя пленными, предупредив, чтобы в случае чего продвигались к болотистому коридору, по которому предстояло перейти к своим. С собой взял четырёх разведчиков. Поползли к окопу. В деревне – тишина. Вот меняется охранение. Офицер задерживается – видимо, продолжает инструктаж. Наши набрасываются на фашистов. Офицер оглушён. Заколоты оба солдата. Но один из них успел крикнуть: «Партизанен!» Шум схватки всполошил гитлеровцев. Они начали преследовать разведчиков. Услугин приказал двум товарищам сопровождать пленного офицера и догонять основную группу, а с двумя другими, отстреливаясь, отвлёк преследующих. Утром разведчики без потерь прибыли в свою роту, доставив «языков» – капитана и двух солдат.
За этот рейд в тыл врага сержант Услугин был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Были отмечены боевыми наградами и все его товарищи.
Шла слава за ним
Наступил август. По-прежнему стояли жаркие дни и тёплые ночи. В районе деревни Витайцы противник предпринял контратаку. Впереди шли танки, за ними – пехота на бронетранспортёрах. Разведчикам было приказано прикрыть правый фланг одного из полков дивизии. Старший сержант Услугин со взводом устроил засаду на опушке перелеска. Когда фашисты приблизились на сто – сто пятьдесят метров, подал команду: «Огонь!» Не ожидая такой встречи, вражеские солдаты сначала залегли, а затем бросились бежать под защиту бронетранспортёров. На поле боя осталось более десятка трупов. Одного гитлеровца взял в плен Услугин.
В последующем 222-я стрелковая дивизия в составе 1-го Белорусского фронта действовала на берлинском направлении. В ночь на 2 февраля 1945 года в районе населённого го пункта Шёнельд она вела наступательные бои. Леонид Услугин с группой разведчиков находился в головном дозоре. В лесу, на перекрестке просек, что называется «нос к носу», столкнулись с фашистами. Те превосходили числом. Исход схватки решили смелость и дерзость. Двадцать пять солдат противника остались лежать на лесной просеке. Лично Леонид уничтожил одиннадцать гитлеровцев. За этот бой он был награждён орденом Славы третьей степени.
На следующий день дивизия вышла к Одеру. Старший сержант Услугин с группой разведчиков первыми форсировали реку возле населённого пункта Фогельзанг. Трижды бросались на смельчаков гитлеровцы, но каждый раз отходили с потерями. За отвагу и мужество, проявленные в этом бою, Леонид Услугин был награждён орденом Славы второй степени.
«Рассчитайтесь с врагом за меня»
Наши войска продолжали активные наступательные действия. Разведчики почти не выходили из боя. Пробравшись в тыл врага, старший сержант Услугин со своей группой взорвал мост через канал Одер-Шпрее в районе станции Цильтендорф. Это приостановило движение вражеских войск по железной дороге.
19 февраля группа разведчиков из двенадцати человек во главе с Услугиным получила задачу: взять «языка» в роще, что в четырёх километрах восточнее Цильтендорфа. Действовали под прикрытием шквального огня наших артиллеристов. Ворвавшись в траншею, уничтожили пятнадцать гитлеровцев, захватили «языка» и два ручных пулемёта.
К этому времени на личном счету Услугина было уже шестьдесят четыре уничтоженных гитлеровца и семнадцать «языков». О храбром разведчике писали армейская и фронтовая газеты. «Услугинская хватка» – назывался один из материалов.
Очень хотелось Леониду дойти до Берлина. Но мечте не суждено было осуществиться. В ночь на 13 марта 1945 года, находясь с разведчиками в поиске, он снова действовал в группе захвата. Первым форсировал реку Поттак, первым ворвался в боевой порядок врага – и, раненный в ногу, упал. Но тут же, собрав последние силы, бросился на вражеский пулемётный расчёт, прикладом автомата ударил фашиста, тот увернулся, побежал. Другой немец схватился с Услугиным врукопашную. В этот миг подоспела помощь…
Когда друзья выносили Леонида с поля боя, он попросил товарищей: «Я, наверно, уже не успею вернуться, чтобы найти Гитлера. Найдите его, рассчитайтесь с ним и за меня».
На больничной койке узнал Леонид Услугин, что стал полным кавалером ордена Славы.
Очерк подготовлен по материалам «Книги Памяти» Республики Коми
Взято: Тут
660