ilin
Как уничтожают Зеленоград ( 31 фото )
У нас принято любить Кремли, храмы, дворцы, доходные дома в стиле модерн и прочую богатую на детали и помпезность архитектуру. Но стоит только показать деревянный или панельный дом, то разговоры про наследие и историю города упираются в экскаватор и «некрасиво».
История городов и его жителей не всегда красивая, ценность архитектуры как раз в её честности, это памятник своего времени, который рассказывает будущим поколениям о реальной жизни их отцов и дедов. Если бы мы сохраняли только «красивые» на наш текущий взгляд вещи, то мы бы давно лишились исторических центров и преемственности, каждый раз заходя в тупик и начиная с чистого листа свою историю.
Модернизм пришёл в наши города чуть меньше 50 лет назад, но производство домов поставили на конвейер и типовые микрорайоны быстро захватили наши города. Сегодня мы имеем города, которые наполовину и даже более состоят из домов в этом стиле. Но объём не спасает от варварского отношения, Зеленоград это хорошо доказывает.
Зеленоград и модернизм
Зеленоград — советский город микроэлетронщиков, его начали строить в 1960-х годах в районе станции Крюково в 40 км от Москвы. Архитекторы закладывали популярную на тот момент идею города-сада, строя микрорайоны с сохранением отдельных кусков леса. Это крайне редкий для СССР подход, ведь зелень мешает сдавать быстро и много квартир. Здесь архитекторам каким-то чудом удалось убедить строителей перенять финский и скандинавский опыт, частично сохранив экосистему.
Вторая половина прошлого века — период расцвета модернизма. Архитектура подчинена строгим линиям и функции — красота фасадов и форм уходит чуть ли не на последний план. В общем, красота в простоте.
Этот стиль напрямую связан с общей послевоенной историей, попыткой быстро решить жилищный вопрос и создать идеальное общество. Появление новых материалов тоже неразрывно связано с этим направлением, поэтому оно так удобно легло на промышленное домостроение.
Фасадное варварство
И тут мы переходим к Зеленограду сегодняшнего дня. Большая его часть выстроена из типовых серий домов, по отдельности в них не очень много ценности, но все вместе они формируют общий образ города. Но пришёл завхоз, который решить всё сделать весёленьким, благо вентфасад на ближайшем рынке оказался аж 5 цветов!
Как я говорил, для модернизма свойственны определённые материалы своего времени. Утеплять фасады нужно, но при этом стоит использовать хотя бы штукатурку или просто не дешёвый квадратный керамогранит, который через пару лет начнёт отваливаться.
Было так:
1977
Сначала жители без проекта добавили случайного остекления, испортив геометрию, затем город решил добить всё вентфасадом. Если вам кажется это нормальным, то представьте вентфасад на стенах Кремля — это тоже нормально? Хотя бы без весёленьких цветов — уже на этом спасибо.
Другой пример — это бывшие НИИ и НПО. Здесь характерное для того периода остекление и цветные вставки — эти детали шли по всему комплексу, были уникальной чертой:
Но часть офисников решили обновить! На рынке купили обычные стёкла, а всё старое выкинули. С заменой рам потерялась геометрия, а без цветных вставок здания превратились в унылые современные офисники:
Уничтожение Центральной площади
Но фасады — это детское баловство, при желании можно будет очистить и вернуть оригинальный вид. С центральной площадью поступили куда хуже — здесь уничтожили открыточный вид.
Гостиница, культурный центр, исполком и жилые дома — единый комплекс зданий с доминантой. Строительство растянулось на долгие годы, гостиницу сдали относительно недавно, но уже в виде офисного здания.
Журнал "Архитектура СССР"
За площадью были обычные пятиэтажки, поэтому их решили закрыть длинным жилым домом для красоты вида — так родился уникальный проект. Впоследствии этот дом прозовут «флейтой» за длину, характерные лестницы со стороны двора и линии балконов.
«Флейту» тоже успели испортить: сначала жители, потом город. Здесь хотели победить хаотичное остекление балконов, поэтому его сделали единым. Вот только теперь здание превратилось в коробку и потеряло свои «струны». Было так:
Стало так. Кто мешал сделать хотя бы рамы окон чёрными для сохранения задуманного вида?
Первый этаж стоит на ножках, под ним задумывались пешеходные площади, а часть помещений отдали бизнесу. Сегодня здесь парковка и закрашенные витрины:
Но это лишь начало. Архитекторы прошлого не только создали уникальный вид среди типовых микрорайонов, они ещё заложили интересную идею: от жилых домов по пешеходным мостам на уровне улицы можно было попасть на центральную площадь с гостиницей, к чиновникам, культурному центру и там же спуститься к парку. Прямо идеальный маршрут!
Вот только несколько лет назад пешеходную площадь превратили в парковку:
Отправить детей одних в парк уже не получится — всё отдали под дороги, от идеи единого пешеходного пространства ничего не осталось.
Старые пятиэтажки за «флейтой» решили снести, а вместо них воткнуть высотки. В порыве сдать побольше метров здесь совсем забыли про архитектуру и уникальный образ города — новостройки торчат и портят вид.
Я противник превращения городов в музеи, каждое поколение должно что-то оставлять после себя. Но вот так на пустом месте обосраться с этажностью нужно суметь. Вид новостроек и благоустройство примитивны, но ещё здесь умудрились воткнуть заборы, уничтожив пешеходные связи внутри микрорайона. Зато историки архитектуры будущего сразу поймут ценности поколения властей и жителей 2000-2020 годов.
Пластмассовый мир победил
Теперь вишенка на торте — площадь Юности. Несколько лет назад её реконструировали:
Если не знать предыстории, то всё может показаться приятным: новые деревья, скамейки, сухой фонтан и мощение — приятно, популярное нынче хипстерское благоустройство. Вот только советские архитекторы здесь заложили уникальные решения, а их заменили новыми типовыми материалами.
Например, здесь были шестиугольные плиты, таких сейчас почти не встретишь, они вполне сошли бы за изюминку места. Но главное — фонтан:
Сухими фонтанами сейчас никого не удивишь, они классные, их любят дети, но подобное лучше делать при новом благоустройстве. Здесь же фонтан был физическим центром площади и местом встреч, к тому же с необычной мозаикой на дне. Зачем разрушать то, что хорошо работает и было специально сделано с учётом общей застройки вокруг?
Площадь создали перед кинотеатром и универмагом, их тоже наделили уникальными чертами. На универмаге барельеф ещё живой, хотя его продолжение внутри утеряно:
Кинотеатр был построен по уникальному проекту специально для этого места. Нужно ли говорить, что уникальные проекты в советское время — большая редкость? Было:
Стало. Теперь это какая-то пятёрочка.
Как уничтожить идентичность города
Зеленоград должен был стать образцовым городом расцвета советского градостроительства и нового общества, но сегодня это скорее город заката. Я не люблю модернизм, но подобное варварское отношение к уникальным местам города вызывает боль и злость.
Будь в Зеленограде историческая застройка 19 века, подобное ещё можно было бы как-то оправдать, но здесь рушат уникальные элементы, которые нечем заменить.
За последние полвека наши города обросли типовыми районами, где можно легко перепутать свой дом с соседним. Мы разучились создавать уникальные элементы, а без них крайне сложно любить свой город. Сегодня в Зеленограде осталось совсем немного интересных деталей, которые не успели снести или облепить пластиком — это две остановки на Центральном проспекте:
Зеленограду осталось обшить корпус МИЭТа сайдингом, застроить свои леса по программе реновации, чтобы окончательно пробить дно и превратиться в безликий спальник Москвы.
Удивительно, как каждый год наши города облепляют плакатами к 9 мая и призывами не забывать историю, но в то же время мы сами уничтожаем историю 20 века. Пока немцы выпускают сборники, путеводители и популяризируют стиль баухаус (прародитель модернизма), мы на всех парах всё уничтожаем.
Я не удивлюсь, если через пару лет московские и российские студенты будут ездить изучать модернизм в Финляндию или Германию, где городами управляют специалисты, которые умеют думать дальше своего носа и не занимаются подобным варварством.
Взято: Тут
233