Nabar
О самом загадочном пророчестве ( 1 фото )
Многие пророки вели себя непривычно для окружающих, можно сказать, юродствовали. Особенно странным было поведение пророка Иезекииля, израильского священника, который жил в первой половине VI века до Р. Х. и проповедовал среди иудеев, уведенных в Вавилон царем Навуходоносором.
Однажды, например, Иезекииль находит кирпич и прямо посреди иудейского селения начинает изображать осаду Иерусалима:
насыпает против этого кирпича вал, устанавливает «стенобитные машины» и «ведет штурм» этого кирпича. Затем ложится на бок и лежит на нем, не вставая и никуда не уходя, 390 дней, а потом еще 40 — на другом боку. Одновременно Иезекииль налагает на себя пост: печет себе хлеб и вкушает по 300 граммов этого хлеба и по 600 граммов воды в день, подражая жителям осажденного города. Печь хлеб Господь заставляет его на нечистотах, возвещая, что настанут дни, когда и в Иерусалиме не будет хорошего хлеба и людям придется есть нечистое. В конце концов, пророк обривает голову и бороду, а сбритые волосы раскладывает на три части: одну сжигает посреди того «города», который он соорудил, другую рассыпает вокруг этого города и рубит ножом, а третью развеивает по ветру, говоря, что так же будет и с жителями Иерусалима. Часть их погибнет в городе, часть — в округе, а часть будет рассеяна среди других народов (ср.: Иез 4:1–6, 9, 12, 13, 16; 5:1–7).
Конечно, со стороны всё это выглядело как поведение сумасшедшего. Но может быть, ему можно найти какое-то разумное объяснение?
1) Какое объяснение тут можно предложить?
Главный грех, в котором Господь обвиняет иудеев устами Иезекииля, — идолопоклонство, отступление от самой первой заповеди Ветхого Завета: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх 20:3). Слова, очевидно, уже мало действовали на людей, объясняет проректор по учебной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Геннадий Егоров. Ты для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их, — обращается к Иезекиилю Господь (Иез 33:32). Поэтому пророк пытается привлечь внимание людей хотя бы символическими действиями, как мы сказали бы сегодня, устраивает перформанс. По-видимому, это был единственный способ достучаться до равнодушных соотечественников.
430 лет — столько прошло с момента основания Иерусалимского храма при царе Соломоне до разрушения его при Седекии, и всё это время Бог терпел беззакония израильского народа, объясняет преподобный Ефрем Сирин.
Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин предлагал считать годы «беззакония», начиная с разделения Иудеи и Израиля — тогда получаются тоже похожие цифры. «Но точное совпадение едва ли здесь и нужно, — пишет он. — Беззаконное существование Израильского царства действительно относится к беззаконному периоду в Иудейском царстве, как 390 к 40, и такая же приблизительно пропорция существует между длинным пленом первого и коротким второго».
Иезекииль не просто юродствует, изображая судьбу израильского народа, — он подвергает себя вполне реальным страданиям. Более того, Бог отнимает у пророка «утеху очей», его жену, и даже запрещает совершать плач по умершей. Смерть любимой жены пророк уподобляет другой катастрофе — разрушению храма:
Вот, Я отдам на поругание святилище Мое, опору силы вашей, утеху очей ваших и отраду души вашей (Иез. 24:21).
И тут возникает еще один важный вопрос: почему Бог возложил на Иезекииля такое тяжелое наказание, когда виновен был не лично пророк, а народ? Сам по себе Иезекииль был человек, судя по всему, вполне благочестивый и верный Богу. Зачем же ему пришлось терпеть все эти страдания — тосковать об умершей жене, больше года лежать на земле, есть нечистую пищу, изображать из себя сумасшедшего?
Многие комментаторы Книги пророка Иезекииля сходятся в мысли, что пророк являл собой образ Бога, Который, с одной стороны, уже долго переносил оскорбления от нечестивых иудеев и израильтян, а с другой, должен был пострадать еще больше, став человеком и претерпев все муки земной жизни вплоть до позорной смерти на кресте. Иезекииль «тяжело страдал за весь народ, проображая страдания Христа за мир», — писал профессор А. П. Лопухин, приводя в подтверждение этой мысли одну стихиру из службы пророку: «Иезекииле богоприятне, яко Христов подобник, чуждого долга томительство претерпел еси, лют истязаем, преднаписуя хотящее честного ради креста быти миру спасение, богоявление, и избавление» («О, Иезекииль, возлюбленный Богом! Как подражатель Христов, ты терпеливо понес на себе бремя чужого долга и, тяжко страдая, изобразил собою спасение мира, избавление и явление Бога через крестные страдания»).
Вопрос о справедливости страданий хороших и добрых людей не находит на земле окончательного ответа. Из Библии мы знаем, например, что праведник Иов был лишен всего, что имел, и тем не менее остался верен Богу. А Иезекииль был не просто праведником — он был избранником Божиим, нес пророческое служение, возвещал людям волю Бога. А судьба пророков часто бывала трагической…
2) Чем это пророчество важно?
Пророчества Иезекииля показывают, что судьба сообщества людей и отдельного человека всегда тесно связаны и что отдельный человек может принять на себя по крайней мере часть ответственности за чужие грехи. Именно это — но уже в полной мере — сделал Господь Иисус Христос.
Автор: Игорь Цуканов
Однажды, например, Иезекииль находит кирпич и прямо посреди иудейского селения начинает изображать осаду Иерусалима:
насыпает против этого кирпича вал, устанавливает «стенобитные машины» и «ведет штурм» этого кирпича. Затем ложится на бок и лежит на нем, не вставая и никуда не уходя, 390 дней, а потом еще 40 — на другом боку. Одновременно Иезекииль налагает на себя пост: печет себе хлеб и вкушает по 300 граммов этого хлеба и по 600 граммов воды в день, подражая жителям осажденного города. Печь хлеб Господь заставляет его на нечистотах, возвещая, что настанут дни, когда и в Иерусалиме не будет хорошего хлеба и людям придется есть нечистое. В конце концов, пророк обривает голову и бороду, а сбритые волосы раскладывает на три части: одну сжигает посреди того «города», который он соорудил, другую рассыпает вокруг этого города и рубит ножом, а третью развеивает по ветру, говоря, что так же будет и с жителями Иерусалима. Часть их погибнет в городе, часть — в округе, а часть будет рассеяна среди других народов (ср.: Иез 4:1–6, 9, 12, 13, 16; 5:1–7).
Конечно, со стороны всё это выглядело как поведение сумасшедшего. Но может быть, ему можно найти какое-то разумное объяснение?
1) Какое объяснение тут можно предложить?
Главный грех, в котором Господь обвиняет иудеев устами Иезекииля, — идолопоклонство, отступление от самой первой заповеди Ветхого Завета: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх 20:3). Слова, очевидно, уже мало действовали на людей, объясняет проректор по учебной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Геннадий Егоров. Ты для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их, — обращается к Иезекиилю Господь (Иез 33:32). Поэтому пророк пытается привлечь внимание людей хотя бы символическими действиями, как мы сказали бы сегодня, устраивает перформанс. По-видимому, это был единственный способ достучаться до равнодушных соотечественников.
430 лет — столько прошло с момента основания Иерусалимского храма при царе Соломоне до разрушения его при Седекии, и всё это время Бог терпел беззакония израильского народа, объясняет преподобный Ефрем Сирин.
Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин предлагал считать годы «беззакония», начиная с разделения Иудеи и Израиля — тогда получаются тоже похожие цифры. «Но точное совпадение едва ли здесь и нужно, — пишет он. — Беззаконное существование Израильского царства действительно относится к беззаконному периоду в Иудейском царстве, как 390 к 40, и такая же приблизительно пропорция существует между длинным пленом первого и коротким второго».
Иезекииль не просто юродствует, изображая судьбу израильского народа, — он подвергает себя вполне реальным страданиям. Более того, Бог отнимает у пророка «утеху очей», его жену, и даже запрещает совершать плач по умершей. Смерть любимой жены пророк уподобляет другой катастрофе — разрушению храма:
Вот, Я отдам на поругание святилище Мое, опору силы вашей, утеху очей ваших и отраду души вашей (Иез. 24:21).
И тут возникает еще один важный вопрос: почему Бог возложил на Иезекииля такое тяжелое наказание, когда виновен был не лично пророк, а народ? Сам по себе Иезекииль был человек, судя по всему, вполне благочестивый и верный Богу. Зачем же ему пришлось терпеть все эти страдания — тосковать об умершей жене, больше года лежать на земле, есть нечистую пищу, изображать из себя сумасшедшего?
Многие комментаторы Книги пророка Иезекииля сходятся в мысли, что пророк являл собой образ Бога, Который, с одной стороны, уже долго переносил оскорбления от нечестивых иудеев и израильтян, а с другой, должен был пострадать еще больше, став человеком и претерпев все муки земной жизни вплоть до позорной смерти на кресте. Иезекииль «тяжело страдал за весь народ, проображая страдания Христа за мир», — писал профессор А. П. Лопухин, приводя в подтверждение этой мысли одну стихиру из службы пророку: «Иезекииле богоприятне, яко Христов подобник, чуждого долга томительство претерпел еси, лют истязаем, преднаписуя хотящее честного ради креста быти миру спасение, богоявление, и избавление» («О, Иезекииль, возлюбленный Богом! Как подражатель Христов, ты терпеливо понес на себе бремя чужого долга и, тяжко страдая, изобразил собою спасение мира, избавление и явление Бога через крестные страдания»).
Вопрос о справедливости страданий хороших и добрых людей не находит на земле окончательного ответа. Из Библии мы знаем, например, что праведник Иов был лишен всего, что имел, и тем не менее остался верен Богу. А Иезекииль был не просто праведником — он был избранником Божиим, нес пророческое служение, возвещал людям волю Бога. А судьба пророков часто бывала трагической…
2) Чем это пророчество важно?
Пророчества Иезекииля показывают, что судьба сообщества людей и отдельного человека всегда тесно связаны и что отдельный человек может принять на себя по крайней мере часть ответственности за чужие грехи. Именно это — но уже в полной мере — сделал Господь Иисус Христос.
Автор: Игорь Цуканов
Взято: Тут
334