Nuadadi
Щи пустые с репой по заветам предков ( 4 фото )
Нынешнее увлечение благословенным прошлым понятно. Предполагаю, что скоро мы дойдем до того, что учиться читать-писать будет тоже против памяти предков, передавших нам чего-то там из конституции. В этой связи неплохо бы время от времени погружаться в ту посконную атмосферу. Привыкать, так сказать.
Вот опять скажут, мол, русофобствуешь. А какая же это русофобия, если я просто процитирую сочинения профессора Императорского общества любителей естествознания. Императорского! И изданные не где-нибудь в богопротивном Лондоне, а в богоспасаемом граде Санкт-Петербурге, при Его Императорском Величестве Александре II. Даже не знаю, что и сказать! Разве, что приведу дословно:
«Говоря откровенно, крестьяне [Архангельской губернии] едят много, с полным аппетитом, досыта, без претензий на вкус и без соблюдений требований гигиены. Они сами говорят «наша невестка все трескат – хошь мед, так и тот жрет». И действительно, они рассчитывают только, как бы содержание обошлось подешевле. Притом не надо забывать, что чем грубее человек, тем больше его еда походит на скотскую.
И если принять во внимание, что жители уезда соблюдают посты, то их можно считать воздержанными в пище. Однако же и тогда они употребляют хотя не завидные, но здоровые и питательные кушанья. Пища от марта до августа самая дурная из всех времен года.
В образе пищи крестьяне не опрятны. Всякую пищу про семью приготовляют в пекарных печах домашние бабы. Кухмистерство нечисто и нестарательно.
Главную пищу составляет, во-первых, насущный черный хлеб, то есть ржаной или ячменный, а во-вторых, рыбная пища. Прочие жизненные продукты называются харчем, приварки – заспой, приправы – снадобьем. Что варится в горшке называется варевом. Вообще на харчи крестьяне не взыскательны: был бы им хлеб.
Простая будничная пища: хлеб, пустовар или пустые щи (малое количество ячной крупы или муки на воде), тюря (кусочки ржаного хлеба, намоченные в воде или квасе с солью), крошево (из размоченного в квасе черного хлеба), щерба или селянка (уха из рыбы). Уха тресковая составляет первое блюдо обеда в будни и праздники. В жареном или вареном виде рыба, которой едят много, по большей части дешевле мяса.
Употребляется рыба свежая, соленая или сушеная, редька ломтями и стертая пертухой (теркой) с квасом, грибы в квашенном виде. Соленые грибы едят или так себе вприкуску, или же разрезав мелко, хлебают с квасом и иногда еще с луком. Репа – сырая, печеная, пареная и сушеная. Репница – пареная репа, вымятая и размешанная с квасом. Картофель вареный в воде или печеный на углях. Горошница – щи из русского гороха с прибавкою крупы.
Сверх обыкновенного рыба, ягоды, грибы зарекаются в пироги и пирожки из теста ржаной и ячменной муки. Из такого же теста пекутся шаньги и калитки (лепешки), налистники (оладьи на высушенных листьях капусты), сочни (пресные тонкие лепешки).
Праздничная пища улучшается против обыкновенной очень на немного и только разве тем, что бывает побольше блюд и кушанья из той же провизии приготовляются как бы повкуснее и приятнее. Прибавляются тогда: палтусина – свежая и испеченная рыба, каша из простого пшена, гречухи и перловой крупы, иногда белый кисель из овсяной муки (заквашенной на отрубях) с ягодами и маслом. Тогда еще побольше бывает шанег и сдобного печенья – колобов из ячменного крутого теста.
Скоромную ежедневную пищу составляют: треска, зажаренная в молоке и масле, а иногда еще с картофелем и в яйцах, или же холодная с подливой кваса, палтусина, камбалы, наваги, сельди запеченные, говяжьи щи (из мяса суп на воде с засыпою, то есть горстью житной или овсяной муки), белые или кислые щи (из ячной крупы, забеленной сметаной), говядина, солонина с квасом и тертым хлебом, саломата (житная каша с говяжьим салом вместо масла), студень из опаленных коровьих, телячьих и овечьих ног, головы, губ и ушей, зажаренные кишки с начинкою крупы. Но надобно заметить, что в простые дни мясные кушанья употребляются у редких крестьян, да и в праздничные немного.
Щи из мяса приготовляются просто – мясо, вода и соль, а у иных к этому прибавляется и крупа. Уха вообще приготовляется без всяких приправ, исключая лук, который подается по принесении ее за стол и даже не очищенным.
В деревнях постоянно на столах бывают выставлены деревянные или каменные кружки, либо чашки с белым квасом, который пьют очень часто и помногу, несмотря на то, что он окис и зацветает. В хороший год квас можно найти у самого бедного крестьянина.
Вот опять скажут, мол, русофобствуешь. А какая же это русофобия, если я просто процитирую сочинения профессора Императорского общества любителей естествознания. Императорского! И изданные не где-нибудь в богопротивном Лондоне, а в богоспасаемом граде Санкт-Петербурге, при Его Императорском Величестве Александре II. Даже не знаю, что и сказать! Разве, что приведу дословно:
«Говоря откровенно, крестьяне [Архангельской губернии] едят много, с полным аппетитом, досыта, без претензий на вкус и без соблюдений требований гигиены. Они сами говорят «наша невестка все трескат – хошь мед, так и тот жрет». И действительно, они рассчитывают только, как бы содержание обошлось подешевле. Притом не надо забывать, что чем грубее человек, тем больше его еда походит на скотскую.
И если принять во внимание, что жители уезда соблюдают посты, то их можно считать воздержанными в пище. Однако же и тогда они употребляют хотя не завидные, но здоровые и питательные кушанья. Пища от марта до августа самая дурная из всех времен года.
В образе пищи крестьяне не опрятны. Всякую пищу про семью приготовляют в пекарных печах домашние бабы. Кухмистерство нечисто и нестарательно.
Главную пищу составляет, во-первых, насущный черный хлеб, то есть ржаной или ячменный, а во-вторых, рыбная пища. Прочие жизненные продукты называются харчем, приварки – заспой, приправы – снадобьем. Что варится в горшке называется варевом. Вообще на харчи крестьяне не взыскательны: был бы им хлеб.
Простая будничная пища: хлеб, пустовар или пустые щи (малое количество ячной крупы или муки на воде), тюря (кусочки ржаного хлеба, намоченные в воде или квасе с солью), крошево (из размоченного в квасе черного хлеба), щерба или селянка (уха из рыбы). Уха тресковая составляет первое блюдо обеда в будни и праздники. В жареном или вареном виде рыба, которой едят много, по большей части дешевле мяса.
Употребляется рыба свежая, соленая или сушеная, редька ломтями и стертая пертухой (теркой) с квасом, грибы в квашенном виде. Соленые грибы едят или так себе вприкуску, или же разрезав мелко, хлебают с квасом и иногда еще с луком. Репа – сырая, печеная, пареная и сушеная. Репница – пареная репа, вымятая и размешанная с квасом. Картофель вареный в воде или печеный на углях. Горошница – щи из русского гороха с прибавкою крупы.
Сверх обыкновенного рыба, ягоды, грибы зарекаются в пироги и пирожки из теста ржаной и ячменной муки. Из такого же теста пекутся шаньги и калитки (лепешки), налистники (оладьи на высушенных листьях капусты), сочни (пресные тонкие лепешки).
Праздничная пища улучшается против обыкновенной очень на немного и только разве тем, что бывает побольше блюд и кушанья из той же провизии приготовляются как бы повкуснее и приятнее. Прибавляются тогда: палтусина – свежая и испеченная рыба, каша из простого пшена, гречухи и перловой крупы, иногда белый кисель из овсяной муки (заквашенной на отрубях) с ягодами и маслом. Тогда еще побольше бывает шанег и сдобного печенья – колобов из ячменного крутого теста.
Скоромную ежедневную пищу составляют: треска, зажаренная в молоке и масле, а иногда еще с картофелем и в яйцах, или же холодная с подливой кваса, палтусина, камбалы, наваги, сельди запеченные, говяжьи щи (из мяса суп на воде с засыпою, то есть горстью житной или овсяной муки), белые или кислые щи (из ячной крупы, забеленной сметаной), говядина, солонина с квасом и тертым хлебом, саломата (житная каша с говяжьим салом вместо масла), студень из опаленных коровьих, телячьих и овечьих ног, головы, губ и ушей, зажаренные кишки с начинкою крупы. Но надобно заметить, что в простые дни мясные кушанья употребляются у редких крестьян, да и в праздничные немного.
Щи из мяса приготовляются просто – мясо, вода и соль, а у иных к этому прибавляется и крупа. Уха вообще приготовляется без всяких приправ, исключая лук, который подается по принесении ее за стол и даже не очищенным.
В деревнях постоянно на столах бывают выставлены деревянные или каменные кружки, либо чашки с белым квасом, который пьют очень часто и помногу, несмотря на то, что он окис и зацветает. В хороший год квас можно найти у самого бедного крестьянина.
Взято: Тут
342