nickkej
Что происходит с аккаунтами умерших людей в соцсетях ( 27 фото )
Раньше после смерти близких у старшего поколения оставались только коробки с фотографиями, дорогими сердцу вещами умерших и письмами — эдакие ячейки памяти о тех, кто когда-то находился рядом и был жив. Сегодня кроме физических напоминаний у нас остается и виртуальная хроника жизни человека — его фото, видео и посты в соцсетях. Со временем во «ВКонтакте», Facebook и Instagram выросли целые виртуальные кладбища — там остается масса аккаунтов умерших людей. Часто страницы превращаются в скопления истерии и неврозов, каждый день напоминая о смерти их обладателей. Что становится с аккаунтами белорусов после их кончины и как правильнее с ними поступать?
Что будет с моими страницами, когда я умру?
В недавней околоэкзистенциальной беседе знакомая задалась вопросом, кому достанутся пароли после ее смерти? «Вот залезет такая мама „вконтактик“ или в „телегу“, а там сообщения типа „го покурим“. И она же меня с того света достанет!» Как ни иронично, но каждый может позаботиться об этом еще при жизни. Уже несколько лет популярные соцсети предоставляют такую опцию. Например, Facebook задумался о «мертвых» страницах еще в 2009 году. У тогдашнего сотрудника отдела защиты персональных данных Макса Келли умер друг — его сбила машина. После трагедии Келли написал: «Мы никогда раньше об этом не задумывались. Теперь профили умерших можно увековечить и делиться светлыми воспоминаниями на стене пользователей». И сегодня в Facebook можно найти «страницы-мемориалы» со специальной пометкой. Выглядят они так:
В настройках соцсети каждый пользователь может указать, что делать с аккаунтом после его смерти: можно выбрать удаление страницы или назначить так называемого хранителя — человека, который будет управлять ей после кончины владельца. Правда, кому-то нужно подтвердить факт смерти. Для этого родственник или доверенное лицо присылает в службу поддержки фото документа с подтверждением родства и фото свидетельства о смерти пользователя. Instagram дает такие же инструкции, потому что принадлежит Facebook.
Во «ВКонтакте» схожий алгоритм. Присылаешь свидетельство о смерти и выбираешь, удалить страницу умершего или сделать ее памятной для близких. Во втором случае аккаунту обеспечивают ограниченный доступ, а номер телефона и электронную почту отвязывают.
В случае смерти пользователя Twitter можно отключить его учетную запись. Для этого правопреемник или близкий родственник человека должен написать в службу поддержки и подтвердить свою личность.
Сервис позволяет только удалить запись умершего юзера, сделать страницу памятной здесь нельзя. В службу поддержки нужно выслать сведения о покойном, копию удостоверения личности заявителя и копию свидетельства о смерти. «Это необходимо для предотвращения ложных и несанкционированных обращений. Мы гарантируем конфиденциальность данной информации. Документы будут удалены сразу после их просмотра», — уверяют в Twitter.
Соцсеть «Одноклассники» тоже просит свидетельство о смерти и ссылку на аккаунт покойного. После подтверждения документов аккаунт удаляется без возможности сделать его памятным.
«Лайк равно соболезнование». Что происходит с аккаунтами умерших белорусов?
В большинстве случаев ничего. Просто остаются страницы с последним постом, опубликованным несколько лет назад. Но нередко аккаунты становятся площадкой для выливания горя, публикации воспоминаний, а иногда и троллинга. Как правило, с аккаунтов покойников никто не заходит в сеть — пароли остаются вечной тайной. Но иногда родственники берутся вести страницы от лица умерших или своего.
— Человек умер, но через год после смерти видишь, что обновилось фото профиля, это жуть, — рассказывает минчанка Юля про аккаунт погибшей знакомой, которая до сих пор «висит» у нее в друзьях в Facebook. Оказалось, что страницей девушки после ее смерти управляет мама.
Но чаще всего в аккаунтах делятся воспоминаниями, обращаются к умершему и рассказывают ему о делах бывшего окружения: «Время идет... Витек наш женится на Сашке))) Только тебя нет... Мы любим. Помним всегда». Также люди выражают свою потерянность и веру в загробную жизнь: «Серега, не просто ж так, что-то заставляет заходить, читать, плакать?.. Наверное, в это время ты вспоминаешь именно меня?.. Разговариваешь со мной вот так?.. А хотелось по-другому.... Спасибо, что помнишь... И мы будем... Ты ж теперь младше меня... Теперь, ТЫ — Сережа... Хотелось, как раньше...» Кажется, что таким образом люди пытаются поддержать иллюзию жизни покойного.
Но некоторые родственники все же предпочитают удалять аккаунты своих покойных близких. «У нее на телефоне стоял Android, а значит, была привязка к аккаунту Google, пароли там запоминаются. Я изменил пароль с помощью телефона на свой. Залез в аккаунт через компьютер, скопировал там все пароли от соцсетей. Ну а дальше несложно», — рассказывает брат умершей в этом году 25-летней белоруски.
Еще одна из популярных активностей в соцсетях — создание целых групп в память о погибших людях. Особенно когда смерть была внезапной или тяжелой. Чаще всего сообщества появляются в память об убитых, умерших от рака или в результате несчастного случая — авиакатастрофы, активного спорта и др. Паблики активно содержатся даже годами. Например, в них есть записи, свидетельствующие о девятой годовщине со дня смерти человека.
В одном из таких белорусских сообществ, посвященном памяти гомельчанина, даже создали обсуждение «Юмор для Сереги». В нем друзья и родственники умершего пишут анекдоты, «чтобы когда ему разрешат пользоваться инетом, он хорошо поржал!».
Еще одно популярное явление — группы а-ля «Вечная память» и «Аккаунты мертвых». В таких сообществах пользователи делятся ссылками на страницы умерших людей и нередко описывают причину их смерти. Обычно такие паблики не имеют четкой локации — просто ориентированы на русскоязычную или другую аудиторию. Для чего это? Непонятно. Но в описании одной из таких групп указано «Лайк равно соболезнование». Люди в этих группах иногда действительно просят зайти на страницу погибших и написать у них на стене «Помним, любим, скорбим». Зачем? Опять же непонятно.
Но иногда такие сообщества становятся площадками для троллинга. Пользователи бросают ссылки на аккаунты живых людей и язвительно высказываются об их псевдосмерти. Бывает, что объекты насмешек замечают это и дают обратную связь.
Аккаунты мертвых — площадка для выражения чувств или путь к неврозу?
Игорь Попеня, врач-психотерапевт и экзистенциальный терапевт, рассказывает, что в соцсетях переживание потери практически такое же, как и в реальной жизни. Особенно ярко в виртуальной среде проявляется стадия отрицания.
— Психологи часто руководствуются наблюдениями Кюблер-Росс, которая описала пять стадий переживания горя. На первой человек отрицает факт утраты — это защитная реакция психики, и эта стадия может длиться от нескольких минут до нескольких лет. Вторая стадия — гнев, протест («Почему это произошло со мной?»). На третьей человек склонен торговаться с судьбой: если я изменю в своей жизни то-то и то-то (стану лучше, поверю в Бога и т. д.), то все это окажется страшным сном. Четвертая стадия — депрессия. И наконец, на пятой стадии — принятия — человек смиряется с фактом потери и учится жить без умершего близкого.
По мнению специалиста, то, как люди, переживающие потерю, относятся к личным вещам умершего, может отражать их динамику горевания. При патологической реакции человек застревает на отрицании и может годами не менять обстановку в комнате, где жил покойный, или не расставаться с его личными вещами.
— Жизнь словно застывает, стоит на месте, умерший как бы «временно отсутствует», а к его возвращению все готово, все на своих местах. С другой стороны, некоторые личные вещи умершего, фотографии могут напоминать о том, кого не стало, и это может способствовать более адекватному и реалистичному переживанию потери, когда психика не может «забыться» и человек не может закрыть глаза на то, что произошло. Интуитивно понятно, что между двумя этими вариантами большая психологическая разница.
Психотерапевт уверен, что эти крайности относятся не только к физическому миру, но и к виртуальному. Некоторые родственники покойных стараются вести их страницу. Иногда от имени умерших — и здесь как раз легко узнается стадия отрицания. Мол, усопший продолжает жить, по крайней мере в интернете.
— С другой стороны, обращение к личным страницам умершего позволяет его родным полноценно осознать и пережить потерю, вспомнить их общее прошлое и признать факт утраты. Важно, какой смысл в такой интернет-активности находит сам человек, переживающий смерть близкого.
Впрочем, выбор каждый делает для себя сам — удалять аккаунт умершего или нет. Это уже скорее вопрос этики. С одной стороны, логично, что если человек умирает, должен «умереть» и его аккаунт. Как говорится, человека «не стало». С другой — аккаунт может использоваться как место памяти, где родные и близкие оставляют свои комментарии об умершем, выражают горечь утраты и поддерживают друг друга.
— Социальные страницы становятся очень ассоциированными с жизнью их владельца: там отражаются важные вехи и отдельные события его жизни, размещаются фотографии разных периодов, выражаются мысли и многое другое. Но стоит ли превращать соцсети в «интернет-кладбище»? Мне понравилась идея, которую я услышал от литовских коллег. Они создали отдельный сайт для людей, переживающих смерть близких. Там можно разместить фото умершего, указать даты рождения и смерти, опубликовать краткий некролог, «зажечь» виртуальную свечу. Такая идея кажется мне более экологичной.
Во-первых, считает Игорь Попеня, это отдельный тематический сайт, своего рода «интернет-часовня», где можно вспомнить об умершем, обменяться словами сожаления и поддержки. Во-вторых, все люди там переживают общее горе и могут выразить одни и те же чувства, понять, что они в такой ситуации не одиноки.
— Третье важное преимущество — на сайте указаны телефоны психологической поддержки, адреса кризисных центров. У человека, переживающего потерю, есть дополнительные возможности совладать со своим горем. Важно, чтобы интернет позволял легче выразить переживания, найти поддержку, а не пытался нереалистично «продлить жизнь» умершего человека.
А что вы думаете по этому поводу? Пишите в комментариях.
Взято: Тут
1550