lllavonlll
XCOM здорового человека. Обзор Phoenix Point ( 6 фото + 1 видео )
Игра: Phoenix Point
Платформа: Mac, PC, PS4, XONE
Жанр: strategy
Дата выхода: 3 декабря 2019 г.
Разработчик: Snapshot Games
Имя Джулиана Голлопа (Julian Gollop) — одно из знаковых для игровой индустрии. Он известен как создатель и идеолог одной из самых знаменитых тактических серий, давших начало целому поджанру, — речь о линейке UFO/X-COM. После X-COM: Apocalypse дороги британского разработчика и созданной им франшизы разошлись — Голлоп стал работать над другими проектами, а уникальная смесь стратегии и тактики о борьбе с инопланетной угрозой пошла своим путём: независимая трилогия от ALTAR Interactive, инди-ремейк Xenonauts, множество других идейных подражателей калибром поменьше и, наконец, официальный перезапуск серии от Firaxis Games — XCOM: Enemy Unknown и XCOM 2.
Выход созданной с помощью краудфандинга Phoenix Point — нового переосмысления XCOM уже от самого Голлопа — несколько раз откладывался. Стратегия успела пережить небольшой скандал с эксклюзивностью для EGS и только сейчас, спустя три с половиной года после анонса, наконец добралась до релиза.
Ужас из глубин
Во вселенной Phoenix Point человечеству живётся несладко: в 2022 году в районе вечной мерзлоты был обнаружен неизвестный науке вирус внеземного происхождения, который назвали Пандора. Вирус поражал людей и животных, вызывая неконтролируемые мутации, превращающие носителя в агрессивное и чуждое всей земной биосфере создание. Пандора захватила океаны и моря, ставшие смертельно опасным местом, а таяние полярных льдов лишь ускорило процесс заражения. Но от вируса не удалось скрыться и на суше — он начал распространяться с помощью тумана, оказывающего, кроме всего прочего, сильнейшее психическое воздействие на людей. Стало ясно, что это не просто заболевание и эпидемией явно управляет какая-то разумная сущность. Вскоре человечество, успевшее устроить Третью мировую войну, оказалось на грани вымирания.
На месте мегаполисов остались заброшенные руины, популяция стремится к нулю, а уцелевшие перебираются в небольшие укреплённые поселения, названные Убежищами. Привычный политический уклад давно не действует: ни одна страна прежнего мира не сохранилась, и теперь осколки цивилизации находятся в руках трёх противоборствующих фракций, исповедующих кардинально разные идеологии, — Нового Иерихона, Синедриона и Последователей Ану.
Первые — радикальные борцы за чистоту нашей планеты, не терпящие никакого снисхождения к инопланетной заразе. По мнению этих прямолинейных милитаристов, единственный способ спасти человечество — уничтожение Пандоры любой ценой. Синедрион придерживается другой точки зрения: вирус — всего лишь часть земной природы, поэтому стоит попытаться найти путь мирного сосуществования с ним, а конфронтация ни к чему хорошему не приведёт. Эти «гринписовцы» будущего строят своё общество на коммунистических принципах — они, к примеру, отрицают понятие частной собственности, что не мешает им быть самой технологически развитой из трёх фракций. Наконец, Последователи Ану представляют собой религиозный культ, считающий вирус ниспосланным свыше наказанием за человеческие грехи и одновременно возможностью для самосовершенствования с помощью мутаций. Они смогли найти способ использовать Пандору себе во благо — некоторые адепты этой религии сохранили человеческое сознание и разум, несмотря на изменения тела, сопровождающие заражение. Но остаются ли они людьми после этого?
Кроме этих трёх фракций и немногочисленных нейтральных поселений, на Земле существует и четвёртая значимая сила — международная организация «Проект Феникс». Лучшие солдаты, учёные и инженеры разных стран много лет назад объединились, чтобы всегда быть готовыми спасти планету от любой глобальной опасности. Как видим, в случае с Пандорой «Феникс» облажался по полной, но со счетов его списывать рановато — на одной из уцелевших баз собираются остатки выживших ячеек проекта, чтобы согласно своему названию восстать из пепла. Возглавить их, разобраться в происходящем и попытаться всё-таки сохранить человеческий вид и предстоит игроку.
Лучше иметь сразу несколько готовых к бою отрядов и челноков, иначе можно не успеть на защиту удалённого Убежища.
Крутится, вертится шар голубой
Основные принципы UFO/X-COM в Phoenix Point всё те же: в игре есть стратегическая часть в виде модели Земли (здесь её называют «геоскоп»), менеджмент баз, проводящих исследования и создающих различное снаряжение, которое, в свою очередь, используется оперативниками «Феникса» в тактических боях.
Начинаем мы на одной из баз без нормальной инфраструктуры, поэтому полностью оценить происходящее на планете «Феникс» пока не в силах. Поначалу видны только ближайшие окрестности, а для того, чтобы разведать какую-либо территорию, необходимо сканировать местность. Постепенно расширяющийся круг сканирования открывает новые «точки интереса», которые можно посетить на шаттле. Их разведка очень важна, ведь они служат местом дозаправки челнока (его дальность полёта ограниченна, поэтому исследовать весь земной шар с ходу не получится) и открывают доступ к различным игровым событиям. В новой точке может быть Убежище, запас ресурсов, небольшой текстовый квест или вражеская засада.
С фракциями можно взаимодействовать: защищать от вторжений, торговать, получать и выполнять задания и даже нападать на Убежища. В каждом из них есть свои здания: от фабрик, производящих материалы, до исследовательских центров, которые тоже проводят научные изыскания — здесь это не уникальная прерогатива игрока. Более того, исследование можно выкрасть или получить в дар, подружившись с его хозяином. Заводы позволяют торговать, нивелируя недостаток отдельных ресурсов, а на некоторых базах доступны для найма будущие оперативники «Феникса».
Ничто не мешает враждовать с обычными (или не совсем обычными, как в случае с Ану) людьми, если в этом возникнет необходимость. Причины — самые различные: от банальных рейдов и диверсий для пополнения складов до выполнения заданий другой фракции. В конце концов, можно вырезать представителей неугодной стороны просто так — в этом плане в игре нет правильных или неправильных решений, разрешено воевать со всеми подряд или, наоборот, пытаться подружиться с каждой из трёх сторон.
Стрельба по ногам не позволит врагу подойти вплотную.
От выбора зависит концовка кампании, но пока до неё доберёшься, успеешь насмотреться на то, как остатки человечества увлечённо уничтожают друг друга, постоянно выпрашивая у «Феникса» помощь в этом нелёгком деле. Ближе к середине прохождения, когда разведана большая часть земного шара, а фракции начинают вести более активную деятельность, мир игры смотрится вполне живо. К тому же при следующем прохождении, ход событий на геоскопе будет совершенно другим, как и расположение баз и прочих точек.
Между базами летают челноки (их, кстати, можно угнать), Убежища строят здания и отбиваются от вражеских рейдов, а вскоре начинается распространение того самого тумана, выполняющего здесь роль таймера, который не позволяет игроку засиживаться на месте. Пандоране не дают о себе забывать — приходится защищать Убежища, уничтожать гнёзда носителей вируса и даже оборонять собственные базы (их у «Феникса» может быть сразу несколько).
А вот менеджмент этих самых баз подкачал. Простенький интерфейс под стать какой-нибудь браузерной стратегии, отсутствие персонала, кроме самих солдат, и примитивная модульная застройка с минимумом доступных зданий — всё это выглядит довольно скупо на фоне всех остальных возможностей геоскопа. Зато карта тактического боя при отражении атаки на одну из ячеек «Феникса» создаётся на основе того, как игрок расположил здания и модули на базе. Толку от этого, правда, немного: бойцам пригодится разве что лифт, выполняющий функцию зоны эвакуации, поэтому его лучше построить в удобном месте.
От местоположения на геоскопе зависит и оформление битв: например, в Убежищах разных фракций будет узнаваемый стиль построек, а некоторые гнёзда пандоран расположены в пещерах, что накладывает свой отпечаток не только на дизайн уровня, но и вводит ограничения на применение отдельных видов оружия и снаряжения. Впрочем, про боевую систему и тактические сражения лучше поговорить отдельно — здесь Голлоп придумал много интересного.
Система навыков и кастомизация внешнего вида персонажей довольно простые.
Стрелять так стрелять
Не самый лёгкий выбор между классическими очками действий (например, как в Xenonauts) и модной благодаря новым XCOM двухфазной системой разработчики изящно обошли, создав нечто среднее. Запас очков действий строго фиксирован (у каждого бойца по четыре единицы), но если затраты ОД на атаку или использование снаряжения равны целому числу от 1 до 4, то на передвижение можно потратить и небольшую часть — в зависимости от дистанции. Получилось довольно удобно — ОД не сгорают все сразу после бега или атаки, поэтому можно перемещаться хоть по одной клеточке, выбирая хорошую позицию постепенно, а не один раз за ход, рискуя напороться на засаду.
Второй важный показатель — это очки воли. Они нужны для применения специальных навыков и отвечают за психическую устойчивость бойцов — если запас ОВ упадёт до нуля, то солдат поддастся панике и пропустит ход.
Такая система даёт большую свободу выбора и подталкивает к командному взаимодействию — а ведь это и есть та самая тактика. Количество всевозможных комбинаций действий увеличивается по мере того, как растут размер отряда и количество навыков у бойцов — к концу прохождения управляешь командой уже совершенно по-другому, нежели на старте игры.
Баллистика, система укрытый и модель повреждений здесь тоже отличаются от привычных для жанра расчётов вероятности попадания. Любое оружие, кроме гранатомётов и ракетниц, стреляющих по навесной траектории, имеет конус прицеливания, показывающий, куда именно попадёт выстрел. При желании можно целиться «от первого лица», самостоятельно выбирая направление стрельбы, ведь каждый снаряд является физическим объектом, который может задеть не только того, кто выбран целью. До свидания, нелепые промахи в упор при 95 % шанса попадания, — привет, ранения случайно оказавшихся на линии огня противников и союзников. Разброс пуль есть (например, у дробовиков конус прицеливания довольно большой), но сам процесс стрельбы в Phoenix Point понятен игроку, находится под его контролем и не зависит только от вероятностей.
Скилла (которая на самом деле Сцилла — спасибо переводчикам) — первый по-настоящему серьёзный противник.
Укрытия — это тоже физический объект, преграждающий путь снарядам, а не просто клетка карты, уменьшающая урон или шанс попадания. По сути, укрытием становится любая стена, камень или постройка, а стрелять можно и вслепую или через препятствия — некоторые из них ломаются и пробиваются выстрелами.
Система повреждений одной возможностью палить сквозь стены не ограничивается. Модель каждого юнита разделена на части — руки, ноги, туловище, голову (а благодаря мутациям — ещё и всякие щупальца, панцири и прочие инопланетные штуки), имеющие свой запас очков здоровья и брони. Серьёзно ранили руку — юнит больше не может пользоваться двуручным оружием, прострелили голову — начнётся кровотечение и упадёт запас очков воли. Некоторые способности привязаны к определённым частям тела, что позволяет фокусировать огонь именно на них, лишая врагов опасных особенностей. Это справедливо и для отряда под управлением игрока — например, ваш солдат может стать обузой, если его оружие уничтожат метким попаданием.
Вообще, вся боевая система в целом обходится без лишних костылей и работает в обе стороны: ОВ и ОД есть и у противников, они тоже могут запаниковать или быть захвачены с помощью «контроля разума», а различные типы урона и всевозможные умения с негативными и позитивными эффектами одинаково успешно применяются всеми присутствующими на поле боя. Наконец, ощущения от стрельбы здесь, пожалуй, лучшие в пошаговых тактиках (как бы странно это ни звучало): отстрел конечностей, снайперская стрельба, взрывы и разрушения делают боевую систему визуально очень «вкусной».
Спасибо за бета-тест!
При первом прохождении игра раскрывается постепенно, подкидывая всё новые сюжетные загадки и понемногу добавляя механики. По мере изучения научных проектов у «Феникса» появляется доступ к более совершенному оборудованию и снаряжению, но дело не ограничивается обычным повышением урона у оружия. Развитие во многом идёт в горизонтальной плоскости: например, новый автомат Последователей Ану не впечатляет характеристиками в сравнении с другими моделями, зато наносит вирусный урон, бьющий по воле. Несколько попаданий — и опасный враг, на которого в ином случае пришлось бы потратить уйму патронов, обездвижен и готов для применения на него «контроля разума».
Боевые машины будут отличным подспорьем в сложных сражениях.
А ведь кроме вирусного урона есть урон кислотой, паралич, оглушение… Только разберёшься с этим — появляется возможность строить массивные боевые машины и челноки другой модели. Рано или поздно становятся доступны новые уникальные классы солдат, а дружба с Последователями Ану позволит выращивать боевых питомцев и даже применять полезные мутации для своих бойцов.
Мутации, кстати, активно используются пандоранами, как им и положено по сюжету, но с геймплейной точки зрения это сделано для повышения разнообразия. Если честно, типов врагов не так уж и много, но каждая особь в чём-то уникальна. Самый обычный атрон иногда несёт щит и пулемёт, а иногда вместо рук у него гранатомёт и хелицера для ближнего боя. Соответственно, и действовать против таких противников приходится по-разному. К тому же разработчики давно обещали, что мутации врагов будут ответом на тактику игрока, но пока внятного подтверждения этим словам нет — удалось заметить разве что повышение бронирования конечностей после нескольких схваток с целенаправленным отстрелом рук и ног пришельцев.
Вообще, вопрос невыполненных обещаний в Phoenix Point актуален — взгляните хотя бы на список будущих дополнений. Судя по их описанию, игру ждёт объём контента, сравнимый с имеющимся в стратегии на данный момент. Воздушные бои, улучшенная кастомизация юнитов, весьма скудная сейчас, больше заданий, карт, оружия и снаряжения — всё то, что не успели доделать к релизу и чего так не хватает для многократного прохождения, запланировано на следующий год. Хорошо, что с этим можно справиться хотя бы таким образом, а вот вернуть оригинальную атмосферу некоей лавкрафтовщины, особенно хорошо заметной на ранних этапах разработки, Голлоп вряд ли сумеет.
Если в Xenonauts был образцово-показательный сюжет об ужасных пришельцах прямиком из фантастики середины прошлого века, а в XCOM от Firaxis Games — весёлый комикс о спасении мира кучкой накачанных супергероев, то здесь нам обещали максимально мрачно-мистическую безнадёгу. Выложенные на официальном сайте небольшие рассказы и различные визуальные концепты, раскрывающие сюжет игры, довольно сильно отличаются от того, что получилось в итоге. Мрачными остались, пожалуй, лишь уровни в заброшенных частях планеты, а вот дизайн снаряжения и построек людей вышел таким же «пластмассовым» и стереотипным, как в последних XCOM, даром, что сюжет в целом тут далёк от клише, присущих историям о вторжении инопланетян.
Портят погружение и баги, и ошибки локализации, порой весьма грубые: вместо «воина» тут встречается любимый всеми неучами «войн», а некоторые описания навыков в корне неверны.
***
Портят ли эти недоработки долгожданный для всех поклонников Голлопа проект? Пожалуй, да. Интересно ли играть в несколько сыром и бедном на контент виде? Определённо да — по крайней мере, при первом прохождении.
Обидно, что релиз получился немного скомканным, но отличный потенциал для развития остаётся. Скорее всего, после несколько крупных DLC, патчей и модификаций Phoenix Point окажется одной из лучших тактических игр и оставит XCOM от Firaxis Games позади.
Плюсы: живой мир в стратегическом режиме; боевая система с честной баллистикой и моделью повреждений; бои с возможностью применения различных тактик.
Минусы: баги; ошибки локализации; много контента оставили для будущих DLC.
Взято: Тут
1020