Morann
Как сын художника Мясоедова отплатил отцу за изувеченное детство ( 21 фото )
Иван Мясоедов в противовес своему знаменитому отцу, живописцу-передвижнику Григорию Григорьевичу Мясоедову, мало чем походил по своей сути и внешней, и внутренней на художника. Он мог завязать в узел кочергу, появиться на публике в чем мать родила, да и художественному таланту своему нашел неожиданное — криминальное применение.
Судьба Ивана Мясоедова
Маленький Ванечка Мясоедов с отцом Григорием Григорьевичем.
Художник, бунтарь, силач, авантюрист, нудист, культурист, анархист Иван Григорьевич Мясоедов родился в 1881 году в имении отца Павленки, что под Полтавой. Появившись на свет в семье знаменитого живописца Григория Мясоедова, Иван почти до 18 лет считал того своим опекуном, а родную мать - кормилицей и прислугой. А произошло все из-за своенравного и жесткого нрава отца, который не хотел его признавать за кровного сына. Маленьким ребенком Ване пришлось воспитываться у чужих людей, а по возвращении домой, когда Григорий все же признал родную кровь, быть битым отцом до полусмерти.
Портрет Григория Григорьевича Мясоедова. Автор Илья Репин.
На пути к искусству
Григорий Мясоедов, желая видеть в своем отпрыске своего преемника, всеми способами решил сделать из него художника. Так, еще в раннем детстве Иван Мясоедов начал обучаться рисованию в частной школе, которую создал его отец в Полтаве. А в 15 лет юноша стал учеником Московского училища живописи, где довольно успешно постигал азы живописного мастерства. Окончив училище, Иван получил звание «неклассного художника», что дало возможность юному живописцу сразу же поступить на курс батальной живописи в Академию художеств, которую он закончил в 1909 году.
В студенческие годы Иван создал немало монументальных полотен на античные сюжеты, а также немало портретов и пейзажей. Параллельно молодой живописец посещал мастерскую по гравюре профессора В. В. Матэ. И нужно отметить, что гравюра интересовала начинающего мастера куда более, нежели живопись.
Иван Мясоедов в образе Диониса
Помимо творчества, будучи студентом, Иван Мясоедов увлекся тяжелой атлетикой и гиревым спортом. Ладно сложенный от природы, полная противоположность своему худосочному отцу, он вскоре довел свое тело до совершенства и стал членом Атлетического общества графа Рибопьера. На Всероссийских чемпионатах по тяжелой атлетике, начиная с 1909 года, он начал занимать призовые места.
Его сокурсник, в будущем знаменитый живописец - Кузьма Петров-Водкин так вспоминал о красавце Мясоедове-младшем: «Курилка была нашим местом сборищ, отдыха и развлечений. Только Иван Мясоедов мог доплевывать до потолка и даже убивать на нем муху. В те дни он уже свертывал узлом кочерги истопников, на расстоянии всей курилки тушил свечу, спертым дыханием выбивал серебряный рубль из стакана. Красивый был юноша, в особенности при игре мускулов. Он любил свое тело, и одно удовольствие было порисовать с него — так он нарядно подносил каждый свой мускул».
Иван Мясоедов в образе Вакха (1905 год).
После окончания Академии Иван отправляется в Италию за казенный счет, где развернулся на полную катушку, демонстрируя свое молодое сильное тело. Вместо занятий живописью и историей мирового искусства, он то и дело участвовал в различных конкурсах красоты и атлетических соревнованиях.
«Говорили, что Мясоедов в Риме взял первую премию за красоту мужского телосложения, что в Колизее он изображал гладиатора и Рим рукоплескал ему, что где-то он убил быка ударом кулака… Ростом он был сто девяносто сантиметров, колоссальная грудь и ширина плеч - фигура типичного борца… Что-то странное придавали его внешности подведенные глаза. Веки он не подкрашивал гримом, а раз и навсегда покрыл темно-голубой татуировкой».
По возвращении в Россию, Мясоедов успешно выступал в цирке и кабаре. Он часто появлялся на публике в вызывающе коротких туниках, а нередко и вовсе без них.
Отец и сын - две сущих противоположности
Григорий и Иван Мясоедовы.
И нужно ли было говорить, что все это невыносимо нервировало и бесило Григория Мясоедова — человека совсем другого склада и ума, и внешних данных. С тех пор как умерла мать Ивана, между отцом и сыном и вовсе разгорелась негласная вражда.
"Нет, это не мой сын, а какое-то отродье. Я человек слабый, болезненный, откуда взялся этот верзила? Художника из него никогда не выйдет, а что выйдет — неизвестно. Иван-дурак…" — такую оценку давал родитель своему отпрыску в его студенческие годы.
Оба Мясоедова были две совершенно противоположные личности. Из воспоминаний современника об Мясоедове-младшем: «Он был сыном знаменитого художника-передвижника, однако совсем не унаследовал ничего от столпа передвижничества ни внешностью, ни сутью».
И все, что было мило отцу, Мясоедов-младший презирал и все то же в точности было наоборот. И это противостояние проявлялось буквально во всем. В то время как Мясоедов-старший был тонко чувствующим музыку меломаном, обожавшим Баха и Шопена, младший был зачарован цирком и красочными зрелищами. Старший мастерски играл в шахматы, младший - жонглировал гирями как мячиками и завязывал в узлы стальные прутья, подпоясывая ими, ради шутки, сторожей Академии, словно кушаком.
Око за око, зуб за зуб
Автопортрет Ивана Мясоедова.
А когда же выяснилась правда о происхождении Ивана, в нем как будто что-то надломилось, и он практически отрекся от своего отца. Переселившись из дома во флигель, месяцами с ним не разговаривал. Он преднамеренно раскидывал свои гири на садовых дорожках. Тем самым заставляя престарелого отца спотыкаться о них. Григорий Григорьевич, конечно же, сдвинуть с места их не мог, так как богатырским здоровьем он никогда не отличался, а попросить сына убрать гири ему не давала гордость. «Старайся, старайся», — цедил он сквозь зубы, то и дело, обходя их, — «Все равно сильнее лошади не станешь».
Прощение или месть
Предсмертный портрет отца. Графический рисунок Ивана Мясоедова.
Правду, наверное, говорят, что за зло и нанесенные обиды нужно всегда платить по счетам. Когда в 1911 году Мясоедов-старший лежал в предсмертных муках на смертном одре, сын неожиданно явился к нему. Под симфонии Баха и Шопена Иван рисовал отца на смертном ложе, со старанием запечатлевая заостренные черты его облика, в предсмертной агонии. И что двигало в тот момент рукою Ивана: прощение или ненависть, наверное, даже сам автор того не знал.
После смерти Григория Мясоедова живописные работы — почти все, что старший Мясоедов написал и собирал за всю свою жизнь, — сын безжалостно распродал за бесценок.
Жизнь художника, полная приключений
Еще занимаясь в академии, Мясоедов-младший с невероятным упорством постигал искусство гравировки в мастерской профессора Матэ. Именно это мастерство со временем позволит ему пожить с размахом, но не доведет до добра.
Мальвина Верничи. / Графический автопортрет Ивана Мясоедова.
Личная жизнь художника круто поменялась, когда он познакомился с итальянской танцовщицей Мальвиной Верничи, приехавшей в 1912 году на гастроли в Россию. Он с первого взгляда влюбился в миниатюрную женщину с греческим профилем и гибким мускулистым станом, которая абсолютно соответствовала представлению художника-атлета об античной красоте. Вскоре они стали жить вместе гражданским браком и у них родилась дочь. Семья перебивалась небольшими заработками мужа, работающего в то время на арене цирка. «Мясоедов появлялся всегда в сопровождении своей хорошенькой жены-итальянки, очень маленькой женщины. Он не столько обнимал ее, сколько покрывал ее плечи одной своей ладонью. Они стояли вместе у кассы… совещались: хватит ли на две порции бефстроганова? Бедный гладиатор! По всему видно было, что, несмотря на легенды вокруг его имени и заработки интервьюеров, личные дела его были плохи»,- из воспоминаний Владимира Милашевского, друга художника.
Портрет Мальвины Верничи, жены художника (1910-е). Автор: Иван Мясоедов.
Грянувшая революция, круто изменила жизнь и самого художника, и его близких. Будучи по натуре анархистом, Иван не принял новых идей и вступил в армию Деникина, став при ней художественным корреспондентом. Затем был плен, приговор к расстрелу и побег, который он совершил, выломав прутья решетки голыми руками.
Чудом уцелев, Иван с семьей в 1921 году отплывает из Крыма на немецком корабле в Турцю, затем перебирается в Германию и надолго поселяется в Берлине. Там он пишет картины на заказ. Немалым спросом начинает пользоваться его портретная живопись, и художник становится довольно известным.
«Портрет Мальвины Верниче». Автор: Иван Мясоедов.
В Германии Мясоедовы внезапно разбогатели... Однако на фоне общего обнищания в стране, довольно странно выглядела семья русских эмигрантов, живущая на широкую ногу. В их доме были постоянные сборища русских эмигрантов, художников и поэтов, которых нужно было чем то угощать. Это было весьма странным, даже с учетом множества заказов на живопись. Обстоятельства вскрылись вскоре самым невероятным образом: в 1923 году художника Мясоедова и его жену за соучастие арестовали за фальшивомонетничество. Причем подделывал Мясоедов не хлипкую по тем временам марку, а фунты и доллары, изготавливая банкноты безупречного качества. Вот уж где художнику пригодились уроки гравировального мастерства, которые он никогда не пропускал...
*Прощание с Павленками.* Автор: Иван Мясоедов.
Три года проведя в тюремных застенках, русский художник выходит на свободу. И снова берется Иван за кисть и пишет целый ряд ностальгических, наполненных тоской по родине, полотен.
Однако, однажды став на скользкую дорогу, Мясоедов-младший так и не смог сойти с нее уже до конца своих дней. В 1933 году его ожидал снова арест за подделку банкнот и год тюрьмы. Затем побег с Мальвиной и дочерью из Германии в Ригу, а оттуда по поддельным паспортам на Евгения и Мальвину Зотовых в Бельгию. А позже, заручившись рекомендательным письмом самого Муссолини, портрет которого художник написал в итальянском посольстве в Бельгии, семья перебралась в Лихтенштейн, где обосновались в Вадуце.
Русский художник-эмигрант Иван Мясоедов.
В столице маленького княжества Зотовы-Мясоедовы прослыли добропорядочной и респектабельной семьей. Иван-Евгений вскоре стал придворным портретистом, выполняющим заказы княжеского дома, где писал портреты князя Франца Иосифа II и его супруги. А также русский художник в то время создал эскизы государственных почтовых марок, занесенных сейчас во все каталоги, и расписал фресками кинотеатр в Вадуце. Все это не мешало ему во время второй мировой войны исправно передавать в Германию клише: напечатанные с их помощью фунты должны были подорвать экономику Англии. Иван Мясоедов хоть и постарел, но страсть к подделкам у него осталась неискоренимой.
Но 1946 году всплывает правда о том, что Евгений Зотов - самозванец, проживающий по поддельному паспорту. И глава семейства "Зотовых" в очередной раз оказывается на скамье подсудимых. Правда этот судебный процесс был чистой воды фикцией: получив очередных пару лет, художник не пробыл в тюрьме и нескольких месяцев.
Семья Мясоедовых в 1950 г. У ног Ивана Мясоедова и Мальвины Верничи сидит их дочь Изабелла Верничи. Слева ее дети - Анита и Михаэль Модлер.
Еще пять лет прожил художник в Вадуце, зарабатывая на жизнь живописью. А в 1953 году 71-летний Мясоедов со своим семейством решил перебраться в Аргентину. Однако сразу же по приезду в Буэнос-Айрес Иван Григорьевич неожиданно тяжко заболел и скоропостижно скончался. Диагноз - рак печени. Вот так закончил свой жизненный путь художник, оставивший после себя около 4000 живописных и графических работ, авантюрист и вечный скиталец - Иван Мясоедов. Верная жена его и соратница Мальвина пережила Ивана на двадцать лет.
Галерея произведений Ивана Мясоедова
Улица в Берлине. (1920 год). Автор: Иван Мясоедов.
Портрет девушки. Автор: Иван Мясоедов.
Автор: Иван Мясоедов.
Украинский пейзаж. Автор: Иван Мясоедов.
Море и небо. Отъезд в Аргентину. Автор: Иван Мясоедов.
Портрет женщины. Автор: Иван Мясоедов.
«Битва кентавров и амазонок». Автор: Иван Мясоедов.
Взято: Тут
41