Rainscar
Пара слов про «безопасное» советское жильё ( 12 фото )
Карикатура из советского журнала «Крокодил».
У народа ныне нечто вроде спорта появилось. Всё сравнивают «давеча, да надысь». Сейчас, мол, всё плохо, а вот в славные советские времена ну такие молочные реки накатывали валы на кисельные берега, что прямо лучше и не надо. И один из самых любимых аргументов любителей советской старины – безопасность. Мол, сегодня жить страшно, прямо хоть из дома не выходи. А вот в советское время жилось ну так безопасно, так безмятежно. А сегодня совсем не так. Т о дом взорвут, а то он сам без всякой бомбы обрушится. Мол сейчас в новый дом страшно заселяться, а вот в советское время! Да, эх это старое доброе советское время, в которое трава зеленее и дома прочнее. Кстати, по поводу прочности советских домов. В советское время как-то раз была напечатана книга под названием… «Аварии жилых зданий» за авторством Б.В.Сендерова.
Выходит всё таки и в советское время с жилыми зданиями дела обстояли не так уж шоколадно, как нас порой хотят убедить иные граждане. Давайте полистаем эту книжку.
Экспонат № 1
Про эту безотрадную картину сказано следующее: В марте 1961 года был зарегистрирован случай обрушения стен пятиэтажного дома серии 1-447-5. Причина – дом собирали в мороз, а при оттепели произошло оттаивание раствора кирпичной кладки цоколя (что же это за раствор такой?). Цоколь был раздавлен весом верхних этажей и – вуаля. Причина? Причина простая – нарушение требований при производстве работ в зимний период времени. Хорошо, что это произошло ещё до того, как строительство закончилось и дом был пуст (впрочем, может там были строители – об этом в книге не говорится).
А вот экспонат № 2
История следующая. Морозы в Свердловске в январе-марте 1966 года доходили до 30 градусов по Цельсию, однако работы по монтажу 5-этажного крупнопанельного дома не прерывались. Да и кто их прервёт, кто позволит сорвать план по обеспечению трудящихся «Бесплатными Квартирами» (ТМ)? Далее цитата: «27 марта 1966 г. наступила положительная температура наружного воздуха. Началось оттаивание замороженного бетона и раствора. Потребовалось четверо суток с положительной температурой воздуха и 30 марта дом рухнул». О как. За 4 дня советский образцовый особопрочный (по мнению ряда выдающихся экспертов) дом для трудящихся, растаял, аки ледяная избушка из известной сказки.
Идём далее по нашему виртуальному музею советского строительства «на века» и обнаруживаем экспонат № 3.
Подпись под экспонатом гласит: 14 марта 1972 года в посёлке Глебовской птицефабрики (Истринский район МО) произошло обрушение части крупнопанельного 4-этажного корпуса школы. Причина в общем-то всё та же: монтаж здания в сильный мороз (до 18 градусов мороза по Цельсию) и обрушение его при потеплении.
Сказывают, что до революции в России здания в мороз не строили. Только в тёплую пору. Ибо даже дураку ясно, что в сильный мороз с раствором происходят разные чудеса, и это может негативно сказаться при потеплении. Но то в лапотной царской России. В счастливом и образованном советском СССР советское правительство было так озабочено красивыми столбиками циферек в годовых отчётах о возведённых зданиях, что требовало не прекращать строительство даже в лютый мороз. А поскольку Россия такая страна, что морозы тут бывают частенько (да-да, это совсем недавно точно установили некоторые зарубежные исследователи), то в плане строительных чудес происходили вот такие вот неожиданности.
Но понятно, что одной оттепелью хорошо построенное здание не свалить. Но то хорошо построенное. А у здания школы в посёлке Глебовской птицефабрики (цитата): «в целом монтажные работы отличались очень низким качеством: толстые швы, многочисленные закладки кирпичом, металлические подкладки, некачественное замоноличивание вертикальных швов или вообще отсутствие таковых…». Или вообще отсутствие таковых. Да… Строительство такого важного объекта, как Чернобыльскую АЭС контролировал КГБ СССР. И то она взорвалась. Ну а вот на строительство здания школы в посёлке Глебовской птицефабрики бдительных чекистов уже не хватило (да и где их столько взять, чтобы все советские стройки контролировать), вот и результат.
Как говаривали в советские времена: «Советское – значит отличное!». Для проверки справедливости этого рекламного слогана переместимся к экспонату № 4.
Читаем: 22 апреля 1979 года в г. Сургуте произошло обрушение крупнопанельного 5-этажного дома общежития серии И-164-07. Обрушились полностью все пять этажей здания в средней части дома.
Нда… Нечего сказать – хороший подарочек преподнесли строители Сургута на день рождения дедушке Ленину. Кстати, это ведь тот же самый год (1979), в который Юрий Владимирович Андропов отправил памятную записку в ЦК КПСС с перечнем нарушений на строительстве Чернобыльской АЭС. Стало быть ну никак нельзя сказать, что это случайность. Это, товарищи, не случайность, а система. Так строили «на века» в Советском Союзе – что особоважные объекты, что здания общежития для пролетариата.
Кстати, вы может быть хотите поинтересоваться причинами разрушения здания общежития серии И-164-07 в городе Сургуте? Если вы внимательно читали вышеизложенное, то они вас не должны очень удивить. Цитата: «Монтажные работы производились в зимнее время при отрицательной температуре от минус 8 до минус 30 градусов мороза по Цельсию… После двухдневного потепления 22 апреля средняя часть дома обрушилась…»
Строили на века. Ага. И это не злобные террористы. Это одни советские трудящиеся для других советских трудящихся строили.
Ну и так далее. Таких историй и фотографий в этой книге много. Там много подобных историй: и разрушение дома в том же Сургуте, но только в 1975 году (стандартный набор: монтаж зимой – потепление – разрушение оттаивающего дома); и разрушение дома в 1977 году в Нижнекамске (вы очень сильно удивитесь, если узнаете, что его монтировали зимой при отрицательной температуре, а за несколько дней до разрушения наступило потепление?); и разрушение 4 апреля 1981 года части 5-этажного крупнопанельного жилого дома в Читинской области (отгадайте с трёх раз, в какое время года и при какой наружной температуре монтировали это здание);
И не только хрущёвки рушились между прочим. Вот, к примеру, дом совсем другой «анжинерной конструкции».
Вот так этот дом выглядел до разрушения.
А вот так, после:
Полное обрушение 15-этажного дома серии ЛГ-600 в Ленинграде произошло 27 февраля 1979 года. Помимо стандартной отрицательной температуры во время монтажа и оттепели накануне обрушения, тут также сказалось то, что эта серия разрабатывалась для 9-этажек, а 15 этажей конструкция не вынесла. Хорошо строили в СССР, по ГОСТу, по самому безопасному в мире ГОСТу. А в детстве строители, наверное, журнал Юный техник до дыр зачитывали.
Вот ещё какой-то «безопасный» советский дом сложился.
Между прочим, очень напоминает современные кадры, когда показывают, как осыпалась целая секция советского дома от взрыва газа. Вот, кстати, ещё один советский дом в советское время осыпался.
Сегодня, когда идут репортажи про взрыв газа, то многие люди не верят, что от какого-то взрыва газа «самый прочный в мире» советский дом может осыпаться. А если эту книжку полистать, то всякие сомнения должны пропасть. Если советские дома сами по себе порой так разваливались, то уж о взрыва газа им сам бог велел осыпаться.
В книжке много прочего интересного – десятки примеров, – что очень сильно подмывает сказочки о том, что в СССР качество строящихся домов было превосходным и дома эти были безопасны – «нетоштощас!» (с).
Но почему же, не смотря вот на такого рода катастрофы, советский человек ощущал себя в СССР в полной безопасности? А всё очень просто. Это сегодня про каждую катастрофу тут же показывают по телевизору и обсуждают в интернете. А в СССР развалился дом. И молчок. Знают только те, кто рядом был (кто в живых остался). А больше никто не знает. Вот она – советская безопасность.
Да, и ещё хочется попросить товарищей «экспертов по советскому времени»: не надо, обсуждая советские дефекты строительства, переводить стрелки в стиле: «сейчас не лучше». Мы сейчас не «про сейчас», а про «тогда». Вот и давайте рассуждать про тогда и причины всего этого «тогда».
Born on the Fourth of July
Взято: Тут
21