Эксклюзивчик
КАК ГОРОД В КОСТРОМСКИХ ЛЕСАХ ИЗМЕНИЛ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДРЕВНЕЙ РУСИ ( 21 фото )
До 2013 года мало кто даже из специалистов знал об этом городище, но вот уже шесть лет он меняет представления историков о становлении и развитии древнерусского государства. Старше Ярославля, Костромы и Нижнего Новгорода! Поселение Унорож встает в один хронологический ряд с Ладогой, Псковом, Великим Новгородом, Суздалем, Рюриковым городищем и Муромом. Какие загадки преподнёс и о чём поведал учёным? Об этом в нашем материале.
Из глубины веков
Археологические раскопки показали: через Унорож проходили торговые пути на Восток и Запад, здесь кипела бурная торговая и ремесленная жизнь, жили талантливые ювелиры и строители, кузнецы обрабатывали металл, охотники промышляли пушного зверя, купцы торговали пушниной.
Культурный слой поселения похож на блинный пирог, крупный кусок которого сохранился не потревоженным и не разрушенным поздними перекопами и наслоениями. В нём удалось зафиксировать следы самых различных эпох: отдельные артефакты времён мезолита (среднего каменного века – VII тыс. до н.э.), находки раннего железного века (I тыс. до н.э.), но наиболее важными из них оказались свидетельства существования поселения – ровесника и участника средневековой международной торговли X–XI веков.
За один только полевой сезон 2018 года учёные обнаружили более 2000 предметов.
Городище относится к эпохе викингов и становления древнерусского государства, которое складывалось на территории Восточной Европы в зоне притяжения торговых путей международной торговли. Расположенный на возвышенной террасе недалеко от Галичского озера, окружённый с двух сторон рекой Тойгой, Унорож представлял собой удобное и сравнительно безопасное место для проживания. В его округе находились богатейшие бобровые угодья, залежи болотной железной руды. Озеро, расположенное рядом, было обильно рыбой. Лес давал материал для строительства и топлива, являлся основой для охоты и собирательства. К XI веку площадь Унорожа составляла, вероятно, около 14 тысяч квадратных метров. Для сравнения: в этот же период площадь укреплённой мысовидной части Рюрикова городища – предтечи Великого Новгорода – всего 10–12 тысяч квадратных метров.
Унорож был богатым поселением – торгово-ремесленной факторией, население которого жило в основном за счёт добычи и сбыта пушнины, изготовления ювелирных изделий, чёрной металлургии, сельского хозяйства. Источником его процветания был широчайший спрос на меха в странах Востока, который позволял получать обитателям Унорожа в обмен на этот товар и стеклянные бусы и бисер, и серебряные монеты, и слитки редких в наших краях цветных металлов – олова, свинца, латуни. Лишь к XI веку, когда приток восточного серебра прекратился, а международная пушная торговля пришла в упадок, Унорож утратил своё значение.
Находки
Изящные подвески и серьги, разноцветные стеклянные бусины, искусные роговые и костяные гребни – все эти вещи, попавшие на территорию поселения как предметы торговли или личное имущество приезжавших купцов, производили на местных ювелиров и ремесленников неизгладимое впечатление.
Попытки подражания и воспроизведения этих предметов видны на примере изготовления гребней из лосиного рога, в основе имеющие образцы из Прикамья. Унорож – главный центр ювелирного промысла на территории Костромского Поволжья в эпоху раннего Средневековья. В результате торговли металлические украшения распространялись далеко за его пределы.
В 2017 году учёные Костромской археологической экспедиции обнаружили бронзолитейную мастерскую. Её датировали рубежом X–XI веков. Появление и деятельность этой мастерской свидетельствует о расцвете экономики поселения, включённого в систему международной торговли. На производственной площадке найдено более 20 тиглей для плавки металла, в одном из квадратов зафиксированы выплески цветного металла. Пока одни из наиболее интересных унорожских находок – две шумящие подвески, которые были украшением женского костюма. Одна относится к периоду IX–XI веков.
Вторую шумящую подвеску обнаружили в более раннем слое. Такие украшения со стилизацией в виде лошадиных голов характерны для финноязычного народа муромы и датируются VIII–IX веками. Каким образом такая подвеска попала за сотни километров к северо-востоку от основных мест расселения муромы, жившей в нижнем течении Оки, пока не известно. Можно только предполагать, что связи местного населения охватывали и круг родственных им племён, что могло выражаться в том числе и в наличии брачных связей.
Уникальность этих предметов в их сохранности и целостности форм, говорят археологи, что позволяет не только представить, какие украшения носили унорожские женщины, но и исследовать технологию их изготовления, понять сложный семантический язык этих изделий.
Но отдельный интерес – культурный слой, в котором их нашли.
Александр Новиков, кандидат исторических наук, руководитель Костромской археологической экспедиции:
«Рядом с исследованной в 2016 году постройкой был обнаружен латунный слиток. Анализы показали в нём высокое содержание цинка, что вообще-то достаточно нехарактерно для местной среды, т. к. на территории Древней Руси «свежие» латуни, т. е. с высоким содержанием цинка, – это редкость, так как при многократных переплавках латунь теряет цвет, блекнет, цинк улетучивается. Это свидетельствует о том, что слиток действительно привозной, латунь сюда доставляли. Первые латунные изделия появляются ещё в римскую эпоху (в Римской империи производство латуни долго контролировалось государством), доживают до раннего Средневековья в римских провинциях, в Северной Европе. Слиток с высоким содержанием цинка мог попасть на территорию Костромского Поволжья в результате торговых отношений с новгородцами, в свою очередь к ним он мог быть доставлен с территории Швеции и Готланда. При дальнейшем изучении готовых изделий из цветных металлов и состава латунного слитка возможно будет ставить и решать вопросы об изготовлении ряда украшений непосредственно на месте, о чём свидетельствует и найденная ювелирная мастерская. Ряд металлических изделий, безусловно, привозные».
С находками X–XI веков можно соотнести приспособления для чистки ушей, так называемые копоушки, и перстень.
Унорож был нервной точкой раннесредневековой истории и периода сложения древнерусского государства. Местом, где пересекались многие дороги, гудели ярмарки и творили ремесленники, здесь осваивали новые технологии того времени и создавали свои.
К древнерусскому периоду относится найденный фрагмент нательного креста, предварительно датированный XII–XIII веками. Эту находку можно связать с некрополем, который появился на месте древнего посёлка примерно в это время или несколько раньше.
Ещё одна страница в летописи Унорожа – история православного Благовещенского монастыря, одного из десятков монастырей и скитов, которые появляются в Костромском Заволжье с конца XIV века и знаменуют собой своеобразную форму освоения территории края, вошедшей в историю как монастырская колонизация, или, по выражению Василия Ключевского, как «русская заволжская Фиваида».
В раскопе в северной, периферийной, части памятника учёные зафиксировали участок фундамента монастырской стены и церковной ограды. Фундаментная траншея забита валунами очень больших размеров и, вероятно, соотносится с двумя строительными периодами.
Александр Новиков, кандидат исторических наук, руководитель Костромской археологической экспедиции:
«Впервые стена, опоясывающая периметр останца, возводится в монастырский период (XV–XVIII века). В XIX веке, при строительстве Благовещенской церкви, вероятно, верхняя обветшалая часть стены была разобрана, фундаменты из булыжников подновлены и переложены, сделана подушка из ломаного красного кирпича, сверху которой дополнительно положены ряды из валунов. В наземной части выложена невысокая церковная ограда, практически полностью повторяющая траекторию первой монастырской стены».
При исследованиях 2018 года помимо поздней монастырской ограды на краю останца были выявлены следы оборонительной системы эпохи раннего Средневековья и отдельные элементы фортификаций раннего железного века. Предварительно, по свидетельству казанского исследователя, специалиста по оборонительным сооружениям средневековых городов Среднего Поволжья Айрата Маратовича Губайдуллина, её можно интерпретировать как двойную изгородь, состоящую из вертикальных столбов, расстояние между которыми забиралось деревянными плахами или бревнами. Пространство внутри этих своеобразных стенок засыпалось грунтом. Подобного рода сооружения известны на памятниках дьяковской культуры, например Щербинского городища на юге Московской области.
Кто здесь жил?
С момента обнаружения посёлка учёные спорили, кто построил Унорож. Поволжские финны? Меря? Мурома? Весь? И вот в 2018 году по технологии Михаила Герасимова антропологи восстановили облик местных жителей XII века.
«Нос такой уточкой, немножко утопленный, со вздернутым кончиком», – сразу снял вопросы и объяснил характерную особенность в лицах людей средневекового Унорожа заведующий Центром физической антропологии, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Сергей Васильев. По мнению учёного, «у большинства финноязычного населения, которое здесь проживало, сохранилась эта особенность».
Сергей Васильев, доктор исторических наук, заведующий Центром физической антропологии, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН:
«В этом городище схлестнулись два мира. Мы знаем, что местное население финноязычное, проживало здесь до X века. Говоря научным языком, они такого уралоидного типа. И даже несмотря на то, что позднее они приобретают русскую речь и русскую культуру, у них всё равно сохраняется финский, уральский тип лица.
Понятно, что всегда пришлых меньше, чем местных, и пришлые ассимилируются. Так и на Унорож пришли славянские племена, принесли сюда язык, принесли сюда религию, но при этом они ассимилировались и стали выглядеть как местные люди».
Современные варвары
С лопатой, металлоискателем и… бульдозером. Эти люди называют себя кладоискателями, но ничего романтичного в их деятельности нет, говорят учёные. Чёрные копатели в своём стремлении найти ценности абсолютно безжалостны к памятникам археологии. Они хорошо оснащены и уверены в безнаказанности.
В 2013 году в Костромской области задержали группу чёрных копателей. К этому времени они успели разорить несколько заброшенных деревень, через которые в старину проходил Ново-Вятский почтовый тракт, часть большого пути из Новгорода в Сибирь. Копатели знали, куда шли. Сёла вдоль важнейшей торговой и транспортной артерии региона были богатыми, а народ, особенно торговый, – зажиточным. Копатели поджигали деревянные дома, расположенные, как правило, в центральной части деревень и вокруг церквей. Обугленные брёвна бульдозером сдвигали в сторону, с его же помощью срезали верхний слой грунта. Затем проходили с металлоискателями по зачищенной территории.
Разграблению подвергались и заброшенные каменные церкви, и деревенские кладбища. В храмах вандалы вскрывали полы, чаще в районе алтаря, в поисках кладов ломали стены.
Конец варварству положили участники клуба «Там, в России», которые проводили в Костромской области фестиваль внедорожников. Автолюбители увидели злоумышленников в деревне Бушнево. С помощью бульдозера и трактора копатели разворотили центральную улицу, разграбили церковь и кладбище. Через несколько дней мужчины вернулись со съёмочной группой местного телевидения, а затем обратились в прокуратуру, СК и региональное правительство. Грабители, трое костромичей и один ярославец, были арестованы сотрудниками костромского управления ФСБ. Но от реальных сроков их спасла амнистия.
Весной 2018 года на уникальном городище поздней бронзы, раннего железного века Брюхово «Курган» учёные насчитали двадцать семь точек, в которых рылись кладоискатели. Варварски уничтожены культурные слои, выбраны артефакты.
При разграблении культурного слоя селища Бухарино в 2016–2017 годах также использовалась механизированная техника. Разрушителей культурного слоя удалось поймать и назначить наказание. Разрушены культурные слои и во время стройки в Галиче.
Общий масштаб ущерба, который наносят кладоискатели, оценить невозможно. В Костромской области известно более 800 памятников археологии, их число постоянно увеличивается. К каждому не поставишь полицейского с собакой. Особенность памятников археологии такова, что они скрыты в земле и зачастую не имеют внешних признаков, как, например, памятники архитектуры, поэтому теоретически могут находиться в любом месте.
По статистике, в России металлоискателями владеют более 2 миллионов человек. Усовестить такое количество кладоискателей невозможно. Именно поэтому в 2013 году приняли закон, ужесточающий наказание за незаконный поиск сокровищ. Если коп шёл целенаправленно, да ещё на территории памятника археологического наследия или с повреждением культурного слоя, крупного штрафа – 600 тысяч рублей – или даже уголовной ответственности не избежать. Одно из нововведений закона – злостным нарушителям грозит и лишение свободы на срок до шести лет. Благодаря этому с 2014 года в Костромской области за чёрную археологию на скамью подсудимых отправились пять человек. Но, по мнению учёных, гораздо важнее, чтобы к людям пришло понимание того, что, разрушая археологические памятники, даже связанные не только с древними эпохами, но и с новым временем, они тем самым разрушают основу своей собственной истории, стирают овеществленную память тех многих поколений.
Александр Новиков, кандидат исторических наук, руководитель Костромской археологической экспедиции:
«Необходима популяризация археологического наследия, объяснение ценности артефактов при нахождении и фиксации именно археологическими методами, подготовка археологических выставок, археологические лекции, фильмы, беседы, лекции о работе археологов и о непростых методах их работы, предоставление возможности интересующимся принять участие в раскопках в роли волонтёров. Необходимо донести до общества, что зачастую только археологическими методами можно приоткрыть ранее неизвестные страницы нашего прошлого. А посторонние вмешательства усложняют интерпретацию или вовсе уничтожают страницы истории».
Костромская Троя
Унорож стоит на реке Вёксе, вытекающей из Галичского озера. Край дремучий, испещрённый мелкими речками и ручьями, на которых бобровые семейства строили плотины. В те времена леса были богаты зайцами, лисами, медведями, кабанами, лосями и мелким пушным зверем вроде ласок, куниц и соболей. Учёные предполагают, что именно добыча шкурок и сделала посёлок процветающим. Серия находок связана с охотой на пушного зверя. Это наконечники стрел, железные универсальные и костяные. Среди них выделяются специально предназначенные для охоты на пушного зверя, так называемые томары. Их ударная боевая часть, чтобы не портить шкуру зверя, вместо острого пера заканчивается плоской, но увесистой болванкой или втулкой.
Как выглядел Унорож? Учёным ещё предстоит это выяснить, но многое можно попытаться реконструировать по найденным фрагментам материальной культуры: костям, черепкам, рабочим инструментам.
Расположенный на природной возвышенности населённый пункт, окружённый густыми лесами, заливными лугами и болотами. Деревянные избы. В избах – печи или очаги. На печах – кошки. Еду готовили и хранили в керамических горшках, вылепленных от руки, без использования гончарного круга. В чуланах – вяленое и солёное мясо, рыба, зерно, репа, лук, капуста, крынки с молоком. На дворе – лошади, коровы, козы, собаки. Сбитые в плотные ряды дома, мастерские, хозяйственные постройки окружены крепкой изгородью, расположенной по периметру холма. Воду берут из протекавшей у подножия холма реки или из родника. За воротами – площадь, на которой происходил обмен товарами с заезжими купцами.
Находки рыбьей чешуи говорят археологам о том, что местные жители много рыбачили. Оружие – о том, что унорожцы в случае опасности могли дать отпор врагу. Однако налицо прежде всего промыслово-охотничий характер вооружения (луки и стрелы, рогатина для охоты на крупного зверя).
Некоторые участки использованы под пашню или огороды. Найдено несколько зон распашек того времени. Что примечательно: местные жители пытались повысить урожайность и удобряли землю золой и углём.
В полевом сезоне 2019 года археологи планируют исследование южной части городища, попытаются понять технологию устройства фортификационных сооружений и завершат исследование монастырской стены. Далее они перейдут к изучению жилого сектора, что позволит больше узнать о быте местных жителей.
Вячеслав Баранов, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии им. А. Х. Халикова АН РТ:
Ещё недостаточно хорошо изучена топография самого городища, планировочная структура поселения, особенности его застройки. К сожалению, полностью решить данный вопрос уже невозможно, ввиду того что значительная часть Унорожа долгое время использовалась как кладбище. Локально этот вопрос может быть решён в западной и северо-западной части, где могут оставаться участки непотревоженного современным кладбищем культурного слоя».
«Исследования фортификации Унорожа, несомненно, должны быть продолжены большими площадями. Остаётся непонятной атрибуция высокого холма, расположенного в северо-западной части поселения, рядом с краем площадки, – так называемый курган Журавец. К. И. Комаров высказывает предположение о расположении на этом месте оборонительного сооружения «типа надвратной башни». Эти соображения также требуют своей археологической проверки.
Учёные продолжат изучать округу Унорожа и древние памятники на северо-западном берегу Галичского озера. Среди них очень интересное городище эпохи поздней бронзы и раннего железного века, известное как Брюхово, или «Курган». Оно расположено в километре от Унорожа и относится ко II–I тыс. до н.э., что соответствует времени постройки Аркаима. Интересно, что здесь учёными также обнаружены следы выплавки металлов, этот процесс происходил здесь задолго до появления городища Унорож. На городище Брюхово при исследованиях в 2016 году были найдены литейные формы из глины, датирующиеся ранним железным веком.
Открытий в Унороже и его окрестностях хватит на несколько поколений археологов, и с каждым годом сюрпризы только множатся. За шесть лет плотной работы археологи зафиксировали уникальные строительные технологии домов и участков дорог. Антропологи восстановили облик местных жителей XII века. Ювелиры могут восстановить линейку украшений того времени. Топографы и архитекторы на основании археологических данных создали макет древнего Унорожа.
Изучение Унорожа – пример поступательной и плодотворной научной работы РГО. Русское географическое общество активно поддерживает изучение городища с 2015 года. Благодаря выделенным грантам на изучение памятника удалось вовлечь многочисленных экспертов, самим исследованиям придать комплексный характер, организовать работу в экспедиции школьников, студентов, волонтёров.
Дальнейшее изучение Унорожа позволит восполнить малоизвестные страницы истории Древней Руси и выявить контакты местного населения с сопредельными территориями.
Взято: Тут
0