Migera

Фильм «Праздник Нептуна» как зеркало советского бюрократического идиотизма ( 4 фото )

Фильм «Праздник Нептуна» как зеркало советского бюрократического идиотизма киноведение

Кадр из фильма «Праздник Нептуна»

Бюрократическая система бездушна по своей сути. И вряд ли её за это стоит ругать. Ну это всё равно, как ругать компьютерную программу. Это автомат, работающий по определённому алгоритму и человеческие эмоции ему чужды. Конечно, иногда алгоритм устаревает и требует изменений. Но ведь их должен делать не кто попало, а специалисты. Как сказал герой Папанова «Дубинушка» в фильме «Белорусский вокзал»: «Если инструкция устарела, вы добейтесь её отмены, а до тех пор я буду её выполнять». И по своему он прав. Не дело бюрократа разбираться с тем нужен тот или иной параграф или он уже устарел и мешает людям. Бюрократ должен чётко исполнять инструкции. А беда начинается тогда, когда бюрократ сам решает, когда какую инструкцию выполнять, а когда можно «закрыть глаза».

«Не по детски отжигающий» идиот-бюрократ является неотъемным атрибутом всей советской сатиры на всём протяжении её существования, включая, разумеется, киносатиру. Придурок-бюрократ, регламентирующий жизнь попавших в его зону ответственности людей, существовал в СССР всегда. Игорь Ильинский играл его и при Сталине (дебилоид Бывалов из фильма «Волга-волга», 1938 г.) и при Хрущёве (товарищ Огурцов из «Карнавальной ночи», 1956 г.), и при Брежневе (не менее феерический Огурцов из фильма «Старый знакомый», 1969 г.). То есть тип оказался очень живучим, преспокойно вынесшим и сталинские репрессии, и хрущёвский волюнтаризм, и брежневские сиськи-масиськи. И ещё не известно, в какой период ему жилось лучше.

Кадр из фильма «Волга-Волга» (1938 год)

Фильм «Праздник Нептуна» как зеркало советского бюрократического идиотизма киноведение

Однако советская сатира, от души пиная бюрократов, никогда не ставила вопрос: а откуда они берутся, не являются ли порождением системы? Нет, такой вопрос нельзя было найти ни в журнале «Крокодил», ни в киножурнале «Фитиль», ни вообще в каком-нибудь советском произведении. Однако ведь совершенно очевидно, что и Бывалов, и Огурцов сами собой не воспроизводились, если бы не были плотью от плоти Системы. И случайно ли, что «Дубинушка» (Николай Иванович Дубинский) из фильма «Белорусский вокзал» в гражданской жизни стал бюрократом с таким колоритным прозвищем?

Бюрократия, разумеется, появилась не в СССР. Бюрократическая машина Российской империи – притча во языцех. Однако Советская система, разумеется, не была бы такой радикально прогрессивной, если бы просто перенесла бюрократическую систему царской России в XX век, не внеся в неё хотя бы малую толику дополнительного абсурда. И она – советская система, конечно же, внесла. Причём не малую толику, а превратив не самую совершенную царскую бюрократическую систему в нечто совсем уж запредельное. Чтобы понять этот тезис, в качестве наглядного пособия возьмём фильм Юрия Мамина «Праздник Нептуна».

Фильм этот был снят на киностудии «Ленфильм» в 1986 году и смело может быть поставлен в один ряд с такими советскими комедиями, как «Волга-Волга», «Карнавальная ночь» и «Старый знакомый». Причём, если означенные комедии бичевали бюрократа-начальника, то фильм Мамина показывает жертву советского «телефонного права» – сельского руководителя Хохлова Василия Петровича. Через показ всего абсурда ситуации, в которую попал Василий Петрович, Юрий Мамин показал абсурд всей советской системы хозяйствования.

В кинотеатрах фильм Мамина вызывал невероятный, гомерический гогот зрителей в зале. Вплоть до падания под кресла от смеха. Сложно припомнить, чтобы хоть на одной советской комедией 80-х годов люди смеялись также, как на фильме «Праздник Нептуна». Это была просто бомба. Понятно, что такой фильм не мог появиться, если бы в стране не начались перемены, под названием «Перестройка».

Люди конца 80-х смеялись от души над фильмом «Праздник Нептуна», потому что все детали советской жизни знали до изжоги. Сегодня, увы, некоторые моменты надо отдельно объяснять. Например, что такое советские приписки в отчетных показателях. Приписка – это фальсификация данных в сторону их увеличения. Например, завод выпустил 1000 телевизоров, а в отчётах «наверх» в документах указывается 1100 телевизоров. Механизм этот прост и был понятен каждому советскому человеку, вышедшему из пионерского возраста. А некоторые овладевали этим механизмом ещё в пионерские годы, что хорошо показано в детском фильме «Пузырьки», снятом ещё в 70-х годах и «положенном на полку», ибо в эпоху застоя такое показывать было невозможно в принципе.

Приписки делались, конечно, не просто так, а во имя каких-то бонусов. Обычно ради получения премии или для того, чтобы отчитаться перед райкомом/обкомом КПСС, чтобы те не сделали «оргвыводы». Ибо обком/райком мог потребовать таких подвигов, что выполнить их было невозможно в принципе. Но надо. Вот эта характерная советская особенность и положена в основу сюжета фильма «Праздник Нептуна».

Кадр из фильма «Праздник Нептуна»

Фильм «Праздник Нептуна» как зеркало советского бюрократического идиотизма киноведение

Итак, Василий Петрович Хохлов возглавляет небольшой посёлок под эпическим названием Малые Пятки. В Малых Пятках, как и в любом советском сельском поселении, есть Клуб. Клуб возглавляет завклубом с характерной фамилией Дубинкин (аллюзия на «Дубинушку» из «Белорусского вокзала»?). На Дубинкина тоже сверху валятся планы по культурно-массовым мероприятиям. Да-да, в СССР планировалось всё, включая и культурно-массовые мероприятия и количество их участников. Так вот, чтобы выполнить план «по массовости», Дубинкин придумывает такую штуку. Он пишет в плане, что 1 января 1986 года в Малых Пятках будет проведён Праздник Нептуна с купанием в проруби. Уверенный, что никто из вышестоящего начальства 1 января не приедет с проверкой, Дубинкин пишет просто астрономическое число участников заплыва – 150 человек (примерно половина численности Малых Пяток), хотя моржей в Малых Пятках нет вообще. Василий Петрович этот план подписывает и отсылает «наверх». И оба они благополучно об этой «липе» забывают.

Но тут случается беда. Причём беда нешуточная. В райцентр Петровск на экскурсию приезжает делегация шведского клуба моржей. Они интересуются, как в СССР обстоят дела с увлечением зимним плаванием и какой-то вышестоящий начальник радостно им сообщает, что с моржами в СССР всё в порядке и в качестве примера приводит Праздник Нептуна в Малых Пятках. Шведские моржи горят желанием посмотреть на этот праздник. Руководство района радостно соглашается, поскольку уверено, что с праздником всё чисто. После этого руководство района телеграфирует Василию Петровичу, чтобы он принимал делегацию моржей и не ударил перед ними в грязь лицом. Хохлов пытается по телефону объяснить, что это невозможно, но начальство – некий Юрий Васильевич – радостно кричит в трубку: «Молодец, на международный уровень выходишь!». И заканчивает разговор: «проблемы есть? Нет. Хорошо». Всё. Василий Петрович понимает, что надо хоть умереть, но Праздник Нептуна провести. И начинается полный аллес.

Кадр из фильма «Праздник Нептуна»

Фильм «Праздник Нептуна» как зеркало советского бюрократического идиотизма киноведение

В фильме настолько дотошно воспроизведён весь советский бюрократический идиотизм, что его надо бы в школах показывать на уроках истории, как пособие по советскому периоду.

Во-первых, конечно, это вечное советское лицемерное лебезение перед иностранцами. Если небезызвестный Григорий Александрович Потёмкин-Таврический пускал пыль в глаза своей государыне, то СССР всю дорогу пускал пыль в глаза иностранцам. Любое мероприятие, на котором присутствовали иностранцы, становилось чуть ли не главнейшем событием, которое хоть умри, а надо выполнить на пять с плюсом. Одной из страшных пугалок советского периода была: «что о нас иностранцы подумают?».

Во-вторых, эта погоня за массовостью. Сам Василий Петрович, строго говоря, и требовал от Дубинкина массовости. Вот тот ему и выдал «массовость». Вообще, во всём и всегда присутствовала эта вечная советская гигантомания и погоня за цифрами. Чем больше были цифры чего бы то ни было, тем лучше.

Это, кстати, сидит в нынешних советских патриотах по сию пору. Советские патриоты вообще рабы цифр. Не математики, нет, а цифр. Они весь мир воспринимают только через призму «натуральных показателей». И при этом, кстати, вечно фыркают, когда кто-то рассматривает мир через призму «стоимостных показателей». Отсюда, кстати, и эта странная любовь к статистическим данным. Чтобы сделать советского патриота счастливым, надо дать ему в руки статистический справочник за какой-нибудь 1979 год, чтобы он листал его, мусолил циферки увеличения нормы выпуска мясорубок на столько-то процентов «по сравнению с предыдущим отчётным периодом». Вот оно – счастье. Это вбито в подкорку с детства. . . .

Взято: Тут

00
  • 0
  • 739
Обнаружили ошибку?
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации.
Нужна органическая вечная ссылка из данной статьи? Постовой?
Подробности здесь

Добавить комментарий

  • Внимание!!! Комментарий должен быть не короче 40 и не длиннее 3000 символов.
    Осталось ввести знаков.
    • angelangryapplausebazarbeatbeerbeer2blindbokaliboyanbravo
      burumburumbyecallcarchihcrazycrycup_fullcvetokdadadance
      deathdevildraznilkadrinkdrunkdruzhbaedaelkafingalfoofootball
      fuckgirlkisshammerhearthelphughuhhypnosiskillkissletsrock
      lollooklovemmmmmoneymoroznevizhuniniomgparikphone
      podarokpodmigpodzatylnikpokapomadapopapreyprivetprostitequestionrofl
      roseshedevrshocksilaskuchnosleepysmehsmilesmokesmutilisnegurka
      spasibostenastopsuicidetitstorttostuhmylkaumnikunsmileura
      vkaskewakeupwhosthatyazykzlozomboboxah1n1aaaeeeareyoukiddingmecerealguycerealguy2
      challengederpderpcryderpgopderphappyderphappycryderplolderpneutralderprichderpsadderpstare
      derpthumbderpwhydisappointfapforeveraloneforeveralonehappyfuckthatbitchgaspiliedjackielikeaboss
      megustamegustamuchomercurywinnotbadnumbohgodokaypokerfaceragemegaragetextstare
      sweetjesusfacethefuckthefuckgirltrolltrolldadtrollgirltruestoryyuno