sanderkelevra
О взлетах, падениях, гениальных решениях и опрометчивых поступках Стэна Ли ( 10 фото )
12 ноября в медицинском центре Седарс-Синай в Лос-Анджелесе после продолжительной болезни скончался Стэнли Мартин Либер. Широкой публике он более известен под своим псевдонимом Стэн Ли. Создатель Человека-паука, Халка и Фантастической четверки, Мстителей и многих других известных героев. Человек, чьи таланты не только преобразовали комикс-индустрию, но и оставили колоссальный след в мировой поп-культуре. Он ушел в возрасте 95 лет.
Спасибо, Стэн Ли (1922-2018)
«О, как они пытаются нас догнать! Просто выбиваются из сил, благослови господи их невинные сердца. А мы веселимся, наблюдая за этими попытками, и все больше опережаем их. Они пристально изучают наши комиксы, и знаете что? Тут они заметили, что мы используем много красного цвета в оформлении обложек и решили, что в этом наш секрет успеха, тут же добавив побольше красного на свои обложки. Как только мы увидели это, мы полностью отказались от красного цвета. И не только не потеряли покупателей, а наоборот — приобрели. Это буквально сводило их с ума»
Стэн Ли о конкуренте DC Comics
Он прожил удивительно насыщенную жизнь. Были в ней и взлеты, и падения, и гениальные решения, и опрометчивые поступки. Стэн Ли был и останется фигурой монументальной. В этом материале я расскажу о его творческом пути.
Стэн Ли родился в семье румынских эмигрантов Джека и Селии Либер 28 декабря 1922. Его родители были небогатыми людьми, а детство пришлось на эпоху «Великой депрессии». Жители Америки буквально были раздавлены экономическим кризисом. Денег платили мало либо не платили вовсе. Работу было найти крайне трудно. Люди в буквальном смысле голодали. Эти бедствия не обошли стороной и семью Стэна. Его отец, работавший закройщиком, потерял свое место и тщетно пытался найти новое. Отсутствие денег, как потом вспоминал Ли, и погубило брак его родителей. Именно в тот момент страх безденежья и безработицы основательно впился под корку Стэнли Либеру. И этот страх заставил мальчика считать стабильность и постоянный заработок высшей и жизненно необходимой ценностью.
Еще в школьные годы Стэнли начал подрабатывать. Он сменил множество профессий — работал билетером в кинотеатре и писал некрологи для местной газеты. Тут важно отметить, что некрологи обычно пишут заранее, поскольку после смерти того или иного человека нужно очень оперативно донести до читателя всю общую информацию об ушедшем.
По иронии судьбы, у многих западных СМИ и для Стэна Ли к моменту его смерти уже был готов некролог.
В школе же Ли учился по ускоренной программе обучения, чтобы быстрее выйти на постоянную работу и полноценно помогать родителям. Именно в в ту пору он решил стать писателем. Но отсутствие опыта, связей и образования не позволило ему окунуться в мир серьезной, профессиональной литературы.
В 40-е годы (показания очевидцев о точных датах расходятся) Стэнли Мартин Либер попал в индустрию комиксов. Он устроился ассистентом в издательство Timely, которым управлял его родственник Мартин Гудман, и его приняли в небольшое подразделение, занимавшееся комиксами. До сих пор доподлинно неизвестно, стали ли кровные узы причиной трудоустройства молодого ассистента или нет. Гудман вообще очень любил окружать себя родней, и в издательстве работало много людей, которых объединяли общие семейные связи. Сам Ли утверждал, что нашел эту работу по объявлению, поскольку «Никто не хотел идти на должность мальчика на побегушках».
На первых порах он и правда выполнял самую мелкую работу в офисе. Бегал за кофе и сэндвичами, заполнял чернильницы, иногда вычитывал тексты. Тогда авторским костяком отдела комиксов в Timely были легендарные Джо Саймон и Джек Кирби. Именно эти двое придумали в свое время Капитана Америка. Время шло, и Стэну начали доверять дописывать короткие истории в конце выпусков. Первой самостоятельной авторской работой Стэнли был короткий комикс в конце третьего выпуска Капитана Америка. Тогда-то он и начал подписывать свои работы различными псевдонимами, которые были производными от его имени. Одним из которых и стал «Стэн Ли». Он просто не хотел марать свое настоящее имя, ведь все еще мечтал стать настоящим писателем и создать великий роман.
Стэн Ли о причинах появления своего главного псевдонима:
Меня зовут не Стэн Ли, а Стэнли Либер. Я сократил фамилию до Ли, потому что мечтал написать настоящий, американский роман под настоящей фамилией, которую впоследствии прославлю.
Из книги «С великой силой: история Стэна Ли»:
Создание комиксов никогда не было моей детской мечтой.
Важно отметить, что творческий дуэт Саймона и Кирби был одним из сильнейших в то время. Глава Timely Мартин Гудман был очень доволен продажами, а Саймон и Кирби имели очень высокий заработок, по меркам представителей их профессии. Они выдавали огромные массивы материала в короткие сроки. Многие издательства пытались их переманить. И так случилось, что однажды молодой Стэн узнал, что Саймон и Кирби тайно выполняют заказы для DC Comics. В скором времени об этом узнали в издательстве Timely, и Мартин Гудман уволил авторский дуэт. Джек Кирби возненавидел Стэна, поскольку считал, что тот просто-напросто сдал их. Ведь Гудман был его родственником, и доносы в издательстве были делом обычным. Сам же Ли потом вспоминал, что увольнение Саймона и Кирби было для него неожиданностью. Можно, конечно, предположить, что острая финансовая нужда могла заставить молодого ассистента предать своих наставников. Правды мы так и не узнаем.
Джо Саймон об обвинениях Ли в предательстве:
Джек (Кирби — прим. ред.) всегда думал, что именно Стэн рассказал своему дяде, что мы работаем в DC.
Версия Стэна Ли об уходе авторского дуэта Джо Саймона и Джека Кирби в Amazing Fantastic Incredible: A Marvelous Memoir (2015):
Джек и Джо совершенно неожиданно покинули Timely Comics. Проблема в том, что об истинных причинах их ухода я не знал.
Но именно этому увольнению Ли и обязан взлету своей карьеры. Чтобы минимизировать потери, Гудман назначил Ли главным редактором направления, за которое отвечали Саймон и Кирби. Стэн Ли о начале своей редакторской карьеры:
Я отвечал за все истории, писал ли я их сам или покупал у кого-то.
В обязанности Ли с того момента входило написание сценариев, согласование сроков работ, планирование сюжетов, поиск художников. Очевидцы отмечали, что недостаток опыта и таланта Ли компенсировал огромным энтузиазмом. Он буквально сросся с работой. Хотя качество ее было неоднозначным, Ли был горд тем, что в одиночку отвечал за итоговый комикс. Что на его плечах держался тот продукт, который приносит основную прибыль издательству. Он стал главным редактором в 19 лет. Изначально Гудман выбрал Ли для временного замещения, чтобы потом найти более опытного сотрудника. И это временное замещение продлилось 30 лет.
После трагической атаки на Перл-Харбор Соединенные Штаты официально вступили в войну, и Ли отправился в армию добровольцем. В 1942 году он попал в войска связи. Его основной работой было написание пособий для солдат на фронте. Различный агитационный материал и лозунги. Плакаты об опасностях венерических заболеваний, о гигиене, патриотические лозунги для поднятия боевого духа. У Ли было достаточно пространства, где он мог применять свои навыки. Благодаря своим редакторским и писательским способностям Ли умел создать максимально простой и емкий материал, который был понятен каждому военнослужащему. За это его навыки особенно ценились, что затем сыграло ему на руку.
Во время службы в армии Ли успевал выполнять заказы на написания очередных похождений Капитана Америка, который был крайне популярен в ту военную пору. Его замещающий редактор направлял ему задания, и Ли в свободное время писал истории. Однажды из-за оплошности штабного почтальона он чуть не загремел в тюрьму. У Ли были довольно жесткие сроки написания историй, и письмо с очередным заказом попало в почтовый ящик, который нельзя было открывать в выходные. А обычными сроками сдачи материалы был понедельник. За проникновение на почту и самовольное вскрытие этого ящика Ли чуть не отправился под трибунал. Но так как он был очень ценным деятелем американского военного агитпрома, Ли избежал наказания.
По окончанию войны Ли вернулся на пост главного редактора Timely Comics. А для индустрии комиксов наступили суровые времена. Популярность рисованных историй о супергероях сходила на нет. Люди устали от героев в трико и переключились на сюжеты о фантастике и на любовные сюжеты. Мартин Гудман всегда тонко чувствовал тренды и моментально перестраивал редакторскую политику. Он хотел той же прибыли, что и раньше, и требовал от Ли повторять успехи прошлых лет, но уже в новых жанрах.
В конечном итоге Ли устал и решил завершить свою карьеру. Ему надоело из раза в раз писать одни и те же истории по устаревшим шаблонам. Важно сказать, что именно в те годы он и познакомился со своей будущей женой Джоан. Эта встреча, как он потом признавался, стала одной из самых судьбоносных в его жизни. Это произошло, когда по напутствию своего кузена он пошел знакомиться с очень привлекательной манекенщицей. Ту девушку он так и не нашел, поскольку познакомился с девушкой с ресепшена. Ей и была Джоан. Женщина, которая сыграла в его жизни большую роль.
Со слов Ли, он сразу признался ей в любви при первой же встрече.
К слову, Джоан уже была жената, и, чтобы ускорить бракоразводный процесс, Стэн и Джона переехали в Неваду, где это можно было сделать намного быстрее.
История с решением об уходе с поста главного редактора тесно связана с Джоан Ли. Как я уже писал, однообразие и отсутствие творческой свободы сподвигло Ли покинуть индустрию. Он больше не мог писать истории об однотипных героях и об их шаблонных приключениях.
Важно отметить, что в те годы формула успешного комикса была проста и незамысловата. Есть крутой герой, актуальная повестка, дама в беде и опасные враги. Никаких отступлений, ведь публика любит такое.
Второй же причиной планируемого ухода было некоторое пренебрежительное отношение к профессии комиксиста. Комиксы считались чтивом крайне глупым, заниматься ими было не солидно. Тогда Джоан Ли и предложила Стэну разработать концепцию совсем других персонажей. Тех, которых Ли сам бы хотел видеть и которых бы хотел читать. Ведь если это будет его последней работой в комиксах, то нужно идти ва-банк. И тогда, в 1961 году, Ли придумал «Фантастическую четверку» и навсегда изменил облик индустрии комиксов.
У Ли была идея создать героев, которые были бы максимально близки читателю. Вместо красивого и мускулистого героя он создал Рида Ричардса — ученого, который собственным умом боролся с различными угрозами. Вместо классической «дамы в беде» он создал Сью Шторм, которая была полноценным, сильным героем. Вместо заносчивого подростка, который классически был помощником главного героя, он создал Джонни Шторма — брата Сью, который был полноправным членом супергеройской семьи. И в конец разрушив клише о мускулистых мачо-мэнах, он создал Бена Гримма — каменного гиганта с чутким и ранимым сердцем.
Публика была в восторге. Приключения новой супергеройской семьи очень понравились читателю, ведь они не только сражались со злом, но и искали деньги, чтобы оплатить ренту и не потерять жилье. Они не только спасали мир, но пытались наладить отношения внутри семьи. Они были словно живые. И жили они в Нью-Йорке, посещая те же места, что и читатель. Если вы когда-нибудь сядете читать классические комиксы о Фантастической четверке, то сразу поймете о чем я говорю. Вместе с вернувшимся в издательство Джеком Кирби Ли начал писать серию о Четверке, а затем придумал Халка, Тора и Железного человека.
Однозначно сказать, кто же придумал всех этих персонажей, нельзя. Есть много версий и теорий. Одни говорят, что Ли минимально участвовал в создании персонажей и всю работу сделал Кирби. Сам Кирби рассказывал, что концепция Фантастической четверки и спасла Timely (которое затем стала Marvel) от банкротства, и эту концепцию предложил именно Кирби. Другие утверждают, что это был плод труда крайне продуктивного дуэта, члены которого понимали друг друга без слов. В любом случае, итогом всей этой истории стало на этот раз добровольное увольнение Кирби в 1970 году.
В 1987 году случился очень интересный случай. В честь юбилея Джека Кирби у него состоялся эфир на радиостанции WBAI. В разгар обсуждения персоны Кирби в эфир дозвонился Стэн Ли. Бывшие коллеги довели обсуждение творческих заслуг до перепалки, которая напоминала разборки «двух бывших супругов». Но затем оба смягчились. Ли признался, что над стилем Кирби многие смеялись, а он видел в рисунках Джека эмоции. И что Ли испытывает гордость за проделанную работу. Кирби в свою очередь поблагодарил Ли за все то время, что они проработали вместе.
Тут стоить сказать, что виной ухода многих именитых художников из Marvel, в первую очередь речь идет о Джеке Кирби и Стиве Дитко, был крайне спорный и странный подход к работе, который придумал Ли. Это был так называемый «метод Marvel». Ли ставил задачу иллюстратору нарисовать историю, описывая приблизительные паттерны движения сюжета. Художник сам выдумывал, что хотел, ориентируясь лишь на запрос Ли. А затем, после того, как был готов весь рисунок, Ли заполнял его текстом. Есть мнение, что именно такой подход породил недоверие к персоне Ли, и художники не принимали должного творческого участия в создании комиксов.
Еще одно новаторство Ли заключалось в переплетении сюжетов комиксов. Ведь раньше не было понятий общей вселенной. А Ли решил убирать эти рамки и сводить персонажей разных серий для совместных приключений.
Это заставляло публику покупать сразу все серии, чтобы быть в курсе всего происходящего. Конечно, речь идет о команде Мстителей, которую Ли собрал из самых успешных героев издательства. Разумеется, все это было откликом на чрезвычайно успешные продажи серии DC по названием «Лига справедливости Америки».
Главное достижения Стэна было в том, что он создал максимально богатую вселенную с большим количеством разнообразных персонажей. Подростки читали Человека-паука, поскольку он был таким же, как они. Застенчивым, с подростковыми комплексами и проблемами. Если вы хотели приключений могучего героя, то Тор — идеальный выбор. Хотите следить за приключениями богатого филантропа, то Тони Старк, которого писали с Говарда Хьюза, безусловно вам понравится. Даже первый чернокожий супергерой появился именно в Marvel — Люк Кейдж. Ли охватил максимально широкий рынок, где любой читатель мог найти комикс на любой вкус.
Так постепенно комиксы из детского чтива превратилось в самостоятельную индустрию. Издательство Marvel стало приносить огромную прибыль, а число фанатов комиксов росло, как на дрожжах. Тут уместно будет рассказать о знаменитом случае, когда Федерико Феллини — именитый итальянский режиссер — был так очарован приключениями Человека-паука, что решил познакомиться с Ли, и с тех пор они часто виделись. Вот было бы интересно посмотреть на экранизацию Паука от Феллини!
Шла эпоха тотальной цензуры в комиксах. В 1954 году был сформирован Comics Code Authority. Это был независимый орган, который отвечал за цензуру в комиксах. Если кратко, то существовал список запрещенных тем, которых следует избегать в комиксах: наркотики, эротика и прочее. Если комикс отвечал требованиям организации, то получал специальный штамп на обложку, если нет, то штампа не было, а без него родители никогда не купили бы своему чаду опасную литературу.
Именно Ли первым, сознательно нарушил принципы Comics Code Authority, когда включил в один из сюжетов о Человеке-пауке историю о Гарри Осборне, который страдал от наркотической зависимости.
Таким образом Ли хотел обратить внимание общества на острую, социальную проблему. И комикс мало то, что продался хорошо, так эту инициативу с освещением социально важных тем начали подхватывать и другие издательства.
Продолжая тему заслуг Стэна, важно упомянуть и его достижения в вопросе выстраивания общения с читателем. Ли понимал, что создатели комиксов должны быть ближе к публике. В своих комиксах он начал вводить специальную рубрику, в которой авторы и художники обсуждали различные темы и делились веселыми ситуациями, которые случились в редакции. Особенно классно это все смотрится сейчас, если к вам в руки могут попасть копии оригинальных, старых выпусков. Сам же Ли использовал комиксы как своеобразную трибуну, с которой он мог вещать о волнующих его проблемах. Вообще, если просматривать его интервью, то понимаешь, что у Ли был гуманистом. Он сетовал за справедливость, толерантность и всеобщее равенство — яркими примерами комиксов были серии о «Людях Икс» и «Черной пантере». Он всегда старался относиться к своим читателям как к настоящим героям и хотел, чтобы они творили подвиги в реальной жизни, а не только наблюдали за ними на страницах комиксов.
Именно такой подход начал коренным образом перестраивать фандом комиксов. Возраст целевой аудитории менялся. Читать комиксы переставало быть зазорным. Ли сам рассказывал, что почувствовал изменения в своей жизни, когда вместо того, чтобы врать о своем роде занятий, он уверенно отвечал, что пишет комиксы.
Стэн постепенно превращался в настоящую суперзвезду. Его стали узнавать, а лицо Ли начало мелькать на обложках различных профильных изданий. Его внешний вид стал визитной карточкой: большие очки, усы с бородой и фирменная улыбка. Его коронные фразы сразу полюбились публике. Посмотрите любое его публичное выступление. Стоит Стэну произнести свое коронное «Excelsior», как зал взрывался овациями.
В начале 70-х годов Ли покинул пост главного редактора Marvel и стал издателем. Он продолжал участвовать в создании новых героев и проектов, таких как Женщина-халк или Серебряный серфер. Также он курировал начало издания комиксов о рок-группе KISS, с которой связана одна занимательная байка. Видимо, пытаясь сделать комикс более роковым, Ли подмешал кровь участников группы в чан с краской в типографии. Итог понравится любому фанату тяжелой музыки — комиксы написанные кровью. Есть те, кто до сих пор сомневаются в правдивости этой истории, хотя Ли в интервью не раз подтверждал ее.
80-е годы для Ли проходили в Голливуде. Ли стремился вывести своих героев на большие экраны. К тому моменту у компании Marvel сменилось руководство, которое было нацелено на захват кинорынка. Новое подразделение Marvel Films было отдано в руки Ли. Он отвечал за контроль всего творческого процесса. Началось создание различных мультсериалов и фильмов. И современный зритель может не знать, что, например, Халк уже появлялся на экранах, а образ Доктора Стрэнджа воплощал на экране не только Бенедикт Кембербетч. Кстати, тогда Ли начал исполнять эпизодические роли в различных фильмах.
Камео Ли в фильмах Marvel, к слову, не прихоть сценаристов и режиссеров, а договоренность. Покинув работу в Marvel в 90-е годы, Ли остался членом совета директоров, что сулило ему немалые дивиденды.
Он получал 10% отчисления от прибыли кинофильмов, сериалов и мультфильмов, а также был обязан появляться в камео во всех кинофильмах оригинального киноподразделения Marvel.
Ли не хотел оставаться на пенсии слишком долго и обратил свой взор на Интернет. Его компания Stan Lee Media должна была продвигать мультипликацию в Сети, но долго она на плаву не продержалась и обанкротилась. Случилось это в момент так называемого «краха dot-com», когда из-за чрезмерной спекуляции на финансовых рынках мыльный пузырь стремительно растущих интернет-компаний лопнул. В начале нулевых Ли организовал POW! Entertainment и продолжил заниматься мультипликацией.
Можно сказать, что на этом моменте заканчивается творческий путь Стэна Ли. Начиная с середины нулевых и до самых последних дней Ли занимался благотворительностью и играл роль своеобразного талисмана Marvel. Будучи иконой для нескольких поколений читателей комиксов, Ли успешно смог монетизировать собственную персону. Он всегда был самым желанным гостем на любой комикс-конференции. Он был не человеком, а настоящим символом. К сожалению, последние годы жизни достаточно сильно его подкосили.
Череда скандалов, связанных с его дочерью, которую он, как говорят очевидцы, воспитал крайне избалованной и жадной. Проблемы со здоровьем, которые практически полностью лишили его возможности работать и наслаждаться жизнью. Самым печальным событием для Ли стал уход из жизни его любимой жены Джоан. Она скончалась от инсульта в 2017 году. Затем Ли начали обвинять в непристойном поведении и сексуальных домогательствах. По всему медиапространству прокатилась череда громких скандалов. Ли отрицал все нападки, а начавшиеся судебные разбирательства так и не закончились до момента его смерти.
Подводить итог всего вышесказанного крайне сложно. Такие люди, как Стэнли Мартин Либер, выходят за рамки простых людей. Стэн Ли был образом, как маска или костюм супергероя.
Читатель видел в нем лучшего друга, наставника и некую мифическую фигуру, которая приоткрывает двери в мир подвигов и героев. К своим поклонникам Ли всегда относился по-отцовски добро и пытался сделать все возможное, чтобы они самих себя видели героями.
Делал он это от чистого сердца или для поддержания имиджа — сказать сложно. Можно долго спорить насчет его авторских способностей, можно много рассуждать на тему его поступков, можно бесконечно оспаривать его заявления и ставить под сомнения все его заслуги. Стэн Ли и правда вышел персоной крайне противоречивой. Но одно можно сказать с абсолютной уверенностью — Стэн Ли изменил этот мир.
Спасибо, Стэн Ли (1922-2018)
«О, как они пытаются нас догнать! Просто выбиваются из сил, благослови господи их невинные сердца. А мы веселимся, наблюдая за этими попытками, и все больше опережаем их. Они пристально изучают наши комиксы, и знаете что? Тут они заметили, что мы используем много красного цвета в оформлении обложек и решили, что в этом наш секрет успеха, тут же добавив побольше красного на свои обложки. Как только мы увидели это, мы полностью отказались от красного цвета. И не только не потеряли покупателей, а наоборот — приобрели. Это буквально сводило их с ума»
Стэн Ли о конкуренте DC Comics
Он прожил удивительно насыщенную жизнь. Были в ней и взлеты, и падения, и гениальные решения, и опрометчивые поступки. Стэн Ли был и останется фигурой монументальной. В этом материале я расскажу о его творческом пути.
Стэн Ли родился в семье румынских эмигрантов Джека и Селии Либер 28 декабря 1922. Его родители были небогатыми людьми, а детство пришлось на эпоху «Великой депрессии». Жители Америки буквально были раздавлены экономическим кризисом. Денег платили мало либо не платили вовсе. Работу было найти крайне трудно. Люди в буквальном смысле голодали. Эти бедствия не обошли стороной и семью Стэна. Его отец, работавший закройщиком, потерял свое место и тщетно пытался найти новое. Отсутствие денег, как потом вспоминал Ли, и погубило брак его родителей. Именно в тот момент страх безденежья и безработицы основательно впился под корку Стэнли Либеру. И этот страх заставил мальчика считать стабильность и постоянный заработок высшей и жизненно необходимой ценностью.
Еще в школьные годы Стэнли начал подрабатывать. Он сменил множество профессий — работал билетером в кинотеатре и писал некрологи для местной газеты. Тут важно отметить, что некрологи обычно пишут заранее, поскольку после смерти того или иного человека нужно очень оперативно донести до читателя всю общую информацию об ушедшем.
По иронии судьбы, у многих западных СМИ и для Стэна Ли к моменту его смерти уже был готов некролог.
В школе же Ли учился по ускоренной программе обучения, чтобы быстрее выйти на постоянную работу и полноценно помогать родителям. Именно в в ту пору он решил стать писателем. Но отсутствие опыта, связей и образования не позволило ему окунуться в мир серьезной, профессиональной литературы.
В 40-е годы (показания очевидцев о точных датах расходятся) Стэнли Мартин Либер попал в индустрию комиксов. Он устроился ассистентом в издательство Timely, которым управлял его родственник Мартин Гудман, и его приняли в небольшое подразделение, занимавшееся комиксами. До сих пор доподлинно неизвестно, стали ли кровные узы причиной трудоустройства молодого ассистента или нет. Гудман вообще очень любил окружать себя родней, и в издательстве работало много людей, которых объединяли общие семейные связи. Сам Ли утверждал, что нашел эту работу по объявлению, поскольку «Никто не хотел идти на должность мальчика на побегушках».
На первых порах он и правда выполнял самую мелкую работу в офисе. Бегал за кофе и сэндвичами, заполнял чернильницы, иногда вычитывал тексты. Тогда авторским костяком отдела комиксов в Timely были легендарные Джо Саймон и Джек Кирби. Именно эти двое придумали в свое время Капитана Америка. Время шло, и Стэну начали доверять дописывать короткие истории в конце выпусков. Первой самостоятельной авторской работой Стэнли был короткий комикс в конце третьего выпуска Капитана Америка. Тогда-то он и начал подписывать свои работы различными псевдонимами, которые были производными от его имени. Одним из которых и стал «Стэн Ли». Он просто не хотел марать свое настоящее имя, ведь все еще мечтал стать настоящим писателем и создать великий роман.
Стэн Ли о причинах появления своего главного псевдонима:
Меня зовут не Стэн Ли, а Стэнли Либер. Я сократил фамилию до Ли, потому что мечтал написать настоящий, американский роман под настоящей фамилией, которую впоследствии прославлю.
Из книги «С великой силой: история Стэна Ли»:
Создание комиксов никогда не было моей детской мечтой.
Важно отметить, что творческий дуэт Саймона и Кирби был одним из сильнейших в то время. Глава Timely Мартин Гудман был очень доволен продажами, а Саймон и Кирби имели очень высокий заработок, по меркам представителей их профессии. Они выдавали огромные массивы материала в короткие сроки. Многие издательства пытались их переманить. И так случилось, что однажды молодой Стэн узнал, что Саймон и Кирби тайно выполняют заказы для DC Comics. В скором времени об этом узнали в издательстве Timely, и Мартин Гудман уволил авторский дуэт. Джек Кирби возненавидел Стэна, поскольку считал, что тот просто-напросто сдал их. Ведь Гудман был его родственником, и доносы в издательстве были делом обычным. Сам же Ли потом вспоминал, что увольнение Саймона и Кирби было для него неожиданностью. Можно, конечно, предположить, что острая финансовая нужда могла заставить молодого ассистента предать своих наставников. Правды мы так и не узнаем.
Джо Саймон об обвинениях Ли в предательстве:
Джек (Кирби — прим. ред.) всегда думал, что именно Стэн рассказал своему дяде, что мы работаем в DC.
Версия Стэна Ли об уходе авторского дуэта Джо Саймона и Джека Кирби в Amazing Fantastic Incredible: A Marvelous Memoir (2015):
Джек и Джо совершенно неожиданно покинули Timely Comics. Проблема в том, что об истинных причинах их ухода я не знал.
Но именно этому увольнению Ли и обязан взлету своей карьеры. Чтобы минимизировать потери, Гудман назначил Ли главным редактором направления, за которое отвечали Саймон и Кирби. Стэн Ли о начале своей редакторской карьеры:
Я отвечал за все истории, писал ли я их сам или покупал у кого-то.
В обязанности Ли с того момента входило написание сценариев, согласование сроков работ, планирование сюжетов, поиск художников. Очевидцы отмечали, что недостаток опыта и таланта Ли компенсировал огромным энтузиазмом. Он буквально сросся с работой. Хотя качество ее было неоднозначным, Ли был горд тем, что в одиночку отвечал за итоговый комикс. Что на его плечах держался тот продукт, который приносит основную прибыль издательству. Он стал главным редактором в 19 лет. Изначально Гудман выбрал Ли для временного замещения, чтобы потом найти более опытного сотрудника. И это временное замещение продлилось 30 лет.
После трагической атаки на Перл-Харбор Соединенные Штаты официально вступили в войну, и Ли отправился в армию добровольцем. В 1942 году он попал в войска связи. Его основной работой было написание пособий для солдат на фронте. Различный агитационный материал и лозунги. Плакаты об опасностях венерических заболеваний, о гигиене, патриотические лозунги для поднятия боевого духа. У Ли было достаточно пространства, где он мог применять свои навыки. Благодаря своим редакторским и писательским способностям Ли умел создать максимально простой и емкий материал, который был понятен каждому военнослужащему. За это его навыки особенно ценились, что затем сыграло ему на руку.
Во время службы в армии Ли успевал выполнять заказы на написания очередных похождений Капитана Америка, который был крайне популярен в ту военную пору. Его замещающий редактор направлял ему задания, и Ли в свободное время писал истории. Однажды из-за оплошности штабного почтальона он чуть не загремел в тюрьму. У Ли были довольно жесткие сроки написания историй, и письмо с очередным заказом попало в почтовый ящик, который нельзя было открывать в выходные. А обычными сроками сдачи материалы был понедельник. За проникновение на почту и самовольное вскрытие этого ящика Ли чуть не отправился под трибунал. Но так как он был очень ценным деятелем американского военного агитпрома, Ли избежал наказания.
По окончанию войны Ли вернулся на пост главного редактора Timely Comics. А для индустрии комиксов наступили суровые времена. Популярность рисованных историй о супергероях сходила на нет. Люди устали от героев в трико и переключились на сюжеты о фантастике и на любовные сюжеты. Мартин Гудман всегда тонко чувствовал тренды и моментально перестраивал редакторскую политику. Он хотел той же прибыли, что и раньше, и требовал от Ли повторять успехи прошлых лет, но уже в новых жанрах.
В конечном итоге Ли устал и решил завершить свою карьеру. Ему надоело из раза в раз писать одни и те же истории по устаревшим шаблонам. Важно сказать, что именно в те годы он и познакомился со своей будущей женой Джоан. Эта встреча, как он потом признавался, стала одной из самых судьбоносных в его жизни. Это произошло, когда по напутствию своего кузена он пошел знакомиться с очень привлекательной манекенщицей. Ту девушку он так и не нашел, поскольку познакомился с девушкой с ресепшена. Ей и была Джоан. Женщина, которая сыграла в его жизни большую роль.
Со слов Ли, он сразу признался ей в любви при первой же встрече.
К слову, Джоан уже была жената, и, чтобы ускорить бракоразводный процесс, Стэн и Джона переехали в Неваду, где это можно было сделать намного быстрее.
История с решением об уходе с поста главного редактора тесно связана с Джоан Ли. Как я уже писал, однообразие и отсутствие творческой свободы сподвигло Ли покинуть индустрию. Он больше не мог писать истории об однотипных героях и об их шаблонных приключениях.
Важно отметить, что в те годы формула успешного комикса была проста и незамысловата. Есть крутой герой, актуальная повестка, дама в беде и опасные враги. Никаких отступлений, ведь публика любит такое.
Второй же причиной планируемого ухода было некоторое пренебрежительное отношение к профессии комиксиста. Комиксы считались чтивом крайне глупым, заниматься ими было не солидно. Тогда Джоан Ли и предложила Стэну разработать концепцию совсем других персонажей. Тех, которых Ли сам бы хотел видеть и которых бы хотел читать. Ведь если это будет его последней работой в комиксах, то нужно идти ва-банк. И тогда, в 1961 году, Ли придумал «Фантастическую четверку» и навсегда изменил облик индустрии комиксов.
У Ли была идея создать героев, которые были бы максимально близки читателю. Вместо красивого и мускулистого героя он создал Рида Ричардса — ученого, который собственным умом боролся с различными угрозами. Вместо классической «дамы в беде» он создал Сью Шторм, которая была полноценным, сильным героем. Вместо заносчивого подростка, который классически был помощником главного героя, он создал Джонни Шторма — брата Сью, который был полноправным членом супергеройской семьи. И в конец разрушив клише о мускулистых мачо-мэнах, он создал Бена Гримма — каменного гиганта с чутким и ранимым сердцем.
Публика была в восторге. Приключения новой супергеройской семьи очень понравились читателю, ведь они не только сражались со злом, но и искали деньги, чтобы оплатить ренту и не потерять жилье. Они не только спасали мир, но пытались наладить отношения внутри семьи. Они были словно живые. И жили они в Нью-Йорке, посещая те же места, что и читатель. Если вы когда-нибудь сядете читать классические комиксы о Фантастической четверке, то сразу поймете о чем я говорю. Вместе с вернувшимся в издательство Джеком Кирби Ли начал писать серию о Четверке, а затем придумал Халка, Тора и Железного человека.
Однозначно сказать, кто же придумал всех этих персонажей, нельзя. Есть много версий и теорий. Одни говорят, что Ли минимально участвовал в создании персонажей и всю работу сделал Кирби. Сам Кирби рассказывал, что концепция Фантастической четверки и спасла Timely (которое затем стала Marvel) от банкротства, и эту концепцию предложил именно Кирби. Другие утверждают, что это был плод труда крайне продуктивного дуэта, члены которого понимали друг друга без слов. В любом случае, итогом всей этой истории стало на этот раз добровольное увольнение Кирби в 1970 году.
В 1987 году случился очень интересный случай. В честь юбилея Джека Кирби у него состоялся эфир на радиостанции WBAI. В разгар обсуждения персоны Кирби в эфир дозвонился Стэн Ли. Бывшие коллеги довели обсуждение творческих заслуг до перепалки, которая напоминала разборки «двух бывших супругов». Но затем оба смягчились. Ли признался, что над стилем Кирби многие смеялись, а он видел в рисунках Джека эмоции. И что Ли испытывает гордость за проделанную работу. Кирби в свою очередь поблагодарил Ли за все то время, что они проработали вместе.
Тут стоить сказать, что виной ухода многих именитых художников из Marvel, в первую очередь речь идет о Джеке Кирби и Стиве Дитко, был крайне спорный и странный подход к работе, который придумал Ли. Это был так называемый «метод Marvel». Ли ставил задачу иллюстратору нарисовать историю, описывая приблизительные паттерны движения сюжета. Художник сам выдумывал, что хотел, ориентируясь лишь на запрос Ли. А затем, после того, как был готов весь рисунок, Ли заполнял его текстом. Есть мнение, что именно такой подход породил недоверие к персоне Ли, и художники не принимали должного творческого участия в создании комиксов.
Еще одно новаторство Ли заключалось в переплетении сюжетов комиксов. Ведь раньше не было понятий общей вселенной. А Ли решил убирать эти рамки и сводить персонажей разных серий для совместных приключений.
Это заставляло публику покупать сразу все серии, чтобы быть в курсе всего происходящего. Конечно, речь идет о команде Мстителей, которую Ли собрал из самых успешных героев издательства. Разумеется, все это было откликом на чрезвычайно успешные продажи серии DC по названием «Лига справедливости Америки».
Главное достижения Стэна было в том, что он создал максимально богатую вселенную с большим количеством разнообразных персонажей. Подростки читали Человека-паука, поскольку он был таким же, как они. Застенчивым, с подростковыми комплексами и проблемами. Если вы хотели приключений могучего героя, то Тор — идеальный выбор. Хотите следить за приключениями богатого филантропа, то Тони Старк, которого писали с Говарда Хьюза, безусловно вам понравится. Даже первый чернокожий супергерой появился именно в Marvel — Люк Кейдж. Ли охватил максимально широкий рынок, где любой читатель мог найти комикс на любой вкус.
Так постепенно комиксы из детского чтива превратилось в самостоятельную индустрию. Издательство Marvel стало приносить огромную прибыль, а число фанатов комиксов росло, как на дрожжах. Тут уместно будет рассказать о знаменитом случае, когда Федерико Феллини — именитый итальянский режиссер — был так очарован приключениями Человека-паука, что решил познакомиться с Ли, и с тех пор они часто виделись. Вот было бы интересно посмотреть на экранизацию Паука от Феллини!
Шла эпоха тотальной цензуры в комиксах. В 1954 году был сформирован Comics Code Authority. Это был независимый орган, который отвечал за цензуру в комиксах. Если кратко, то существовал список запрещенных тем, которых следует избегать в комиксах: наркотики, эротика и прочее. Если комикс отвечал требованиям организации, то получал специальный штамп на обложку, если нет, то штампа не было, а без него родители никогда не купили бы своему чаду опасную литературу.
Именно Ли первым, сознательно нарушил принципы Comics Code Authority, когда включил в один из сюжетов о Человеке-пауке историю о Гарри Осборне, который страдал от наркотической зависимости.
Таким образом Ли хотел обратить внимание общества на острую, социальную проблему. И комикс мало то, что продался хорошо, так эту инициативу с освещением социально важных тем начали подхватывать и другие издательства.
Продолжая тему заслуг Стэна, важно упомянуть и его достижения в вопросе выстраивания общения с читателем. Ли понимал, что создатели комиксов должны быть ближе к публике. В своих комиксах он начал вводить специальную рубрику, в которой авторы и художники обсуждали различные темы и делились веселыми ситуациями, которые случились в редакции. Особенно классно это все смотрится сейчас, если к вам в руки могут попасть копии оригинальных, старых выпусков. Сам же Ли использовал комиксы как своеобразную трибуну, с которой он мог вещать о волнующих его проблемах. Вообще, если просматривать его интервью, то понимаешь, что у Ли был гуманистом. Он сетовал за справедливость, толерантность и всеобщее равенство — яркими примерами комиксов были серии о «Людях Икс» и «Черной пантере». Он всегда старался относиться к своим читателям как к настоящим героям и хотел, чтобы они творили подвиги в реальной жизни, а не только наблюдали за ними на страницах комиксов.
Именно такой подход начал коренным образом перестраивать фандом комиксов. Возраст целевой аудитории менялся. Читать комиксы переставало быть зазорным. Ли сам рассказывал, что почувствовал изменения в своей жизни, когда вместо того, чтобы врать о своем роде занятий, он уверенно отвечал, что пишет комиксы.
Стэн постепенно превращался в настоящую суперзвезду. Его стали узнавать, а лицо Ли начало мелькать на обложках различных профильных изданий. Его внешний вид стал визитной карточкой: большие очки, усы с бородой и фирменная улыбка. Его коронные фразы сразу полюбились публике. Посмотрите любое его публичное выступление. Стоит Стэну произнести свое коронное «Excelsior», как зал взрывался овациями.
В начале 70-х годов Ли покинул пост главного редактора Marvel и стал издателем. Он продолжал участвовать в создании новых героев и проектов, таких как Женщина-халк или Серебряный серфер. Также он курировал начало издания комиксов о рок-группе KISS, с которой связана одна занимательная байка. Видимо, пытаясь сделать комикс более роковым, Ли подмешал кровь участников группы в чан с краской в типографии. Итог понравится любому фанату тяжелой музыки — комиксы написанные кровью. Есть те, кто до сих пор сомневаются в правдивости этой истории, хотя Ли в интервью не раз подтверждал ее.
80-е годы для Ли проходили в Голливуде. Ли стремился вывести своих героев на большие экраны. К тому моменту у компании Marvel сменилось руководство, которое было нацелено на захват кинорынка. Новое подразделение Marvel Films было отдано в руки Ли. Он отвечал за контроль всего творческого процесса. Началось создание различных мультсериалов и фильмов. И современный зритель может не знать, что, например, Халк уже появлялся на экранах, а образ Доктора Стрэнджа воплощал на экране не только Бенедикт Кембербетч. Кстати, тогда Ли начал исполнять эпизодические роли в различных фильмах.
Камео Ли в фильмах Marvel, к слову, не прихоть сценаристов и режиссеров, а договоренность. Покинув работу в Marvel в 90-е годы, Ли остался членом совета директоров, что сулило ему немалые дивиденды.
Он получал 10% отчисления от прибыли кинофильмов, сериалов и мультфильмов, а также был обязан появляться в камео во всех кинофильмах оригинального киноподразделения Marvel.
Ли не хотел оставаться на пенсии слишком долго и обратил свой взор на Интернет. Его компания Stan Lee Media должна была продвигать мультипликацию в Сети, но долго она на плаву не продержалась и обанкротилась. Случилось это в момент так называемого «краха dot-com», когда из-за чрезмерной спекуляции на финансовых рынках мыльный пузырь стремительно растущих интернет-компаний лопнул. В начале нулевых Ли организовал POW! Entertainment и продолжил заниматься мультипликацией.
Можно сказать, что на этом моменте заканчивается творческий путь Стэна Ли. Начиная с середины нулевых и до самых последних дней Ли занимался благотворительностью и играл роль своеобразного талисмана Marvel. Будучи иконой для нескольких поколений читателей комиксов, Ли успешно смог монетизировать собственную персону. Он всегда был самым желанным гостем на любой комикс-конференции. Он был не человеком, а настоящим символом. К сожалению, последние годы жизни достаточно сильно его подкосили.
Череда скандалов, связанных с его дочерью, которую он, как говорят очевидцы, воспитал крайне избалованной и жадной. Проблемы со здоровьем, которые практически полностью лишили его возможности работать и наслаждаться жизнью. Самым печальным событием для Ли стал уход из жизни его любимой жены Джоан. Она скончалась от инсульта в 2017 году. Затем Ли начали обвинять в непристойном поведении и сексуальных домогательствах. По всему медиапространству прокатилась череда громких скандалов. Ли отрицал все нападки, а начавшиеся судебные разбирательства так и не закончились до момента его смерти.
Подводить итог всего вышесказанного крайне сложно. Такие люди, как Стэнли Мартин Либер, выходят за рамки простых людей. Стэн Ли был образом, как маска или костюм супергероя.
Читатель видел в нем лучшего друга, наставника и некую мифическую фигуру, которая приоткрывает двери в мир подвигов и героев. К своим поклонникам Ли всегда относился по-отцовски добро и пытался сделать все возможное, чтобы они самих себя видели героями.
Делал он это от чистого сердца или для поддержания имиджа — сказать сложно. Можно долго спорить насчет его авторских способностей, можно много рассуждать на тему его поступков, можно бесконечно оспаривать его заявления и ставить под сомнения все его заслуги. Стэн Ли и правда вышел персоной крайне противоречивой. Но одно можно сказать с абсолютной уверенностью — Стэн Ли изменил этот мир.
Взято: Тут
0