Chelaperd
Das Plakat ( 22 фото )
- журнал о плакатах. Германия, 1910 - 1922 гг.
От судьбы не уйдешь. Так считали древние греки и безусловно были правы. Когда-то переплелись какие-то нити и вот вы сейчас читаете эти строки, еще не ведая о том, что уроженец Бреслау Ганс Сакс с юных лет увлекался плакатами. Понуждаемый семьей и бытом, он поступил в дантисты, став одним из ведущих берлинских зубоврачевателей своего времени - сам Альберт Эйнштейн ходил к нему за санацией ротовой полости, - но от как я уже сказал, от судьбы не спрячешься даже за бормашиной.
Увлекаемый роком, Сакс решил придать своему хобби новый импульс. С шестнадцати лет он коллекционировал всевозможные плакаты, занося их в картотеку, подшивая и храня, но в 1910 году сделал шаг к Солнцу и открыл первый в мире журнал, посвященный плакатному искусству. А что, - спросили невежественные читатели тумб, - есть и такое? Да, - ответил Сакс, и не пожалел денег на авторов и типографию. Так das Schicksal привела дантиста в Das Plakat, заставив берлинского дантиста заняться графическим дизайном.
Первый выпуск разошелся всего двумя сотнями номеров, но позднее журнал вышел на солидное количество в десять тысяч копий. Он состоял именно из того, о чем вы могли предположить: культурологических статей, интервью с мастерами жанра, обзоров и новостей из мира искусства, а также плакатов, плакатов и еще раз плакатов. Теория и практика, место в обществе, психология восприятия - обо всем этом можно было прочитать в журнале Сакса. Он не просто основал, но и редактировал его.
Потом случилась Мировая война, Версальский мир, контрибуция и инфляция, а в общем - журнал закрылся. Теоретические вопросы плакатного дела отошли на второй план перед требованиями повседневности. Оправившись, Сакс продолжил пополнять свою коллекцию, ставшую одной из крупнейших в мире, потом немножко посидел в концлагере - оказалось, что дантист был евреем, что в конце тридцатых не приветствовалось, - и благоразумно эмигрировал в Новый Свет.
Возвратившись оттуда, он пытался вернуть свои двенадцать с половиной тысяч плакатов - или хотя бы посмотреть на них еще разок, - но судьба решила посмеяться над беднягой. Конфискованные нацистами плакаты были затем разграблены коммунистами, а что не растащили советские солдаты, осталось лежать на спецхранении в ГДР. В Восточный Берлин коллекционера не пустили, боннские власти ограничились сочувствием и компенсацией.
Только десять лет назад (хорошо, одиннадцать), сын покойного наконец-то получил права на сохранившуюся треть собранных некогда плакатов. Получил - и тут же пустил их с молотка на нью-йоркской бирже. И что же вы думаете? В том же году он умер. Да, вот так. Он умер, а журнал Das Plakat остался культурным явлением в истории, все еще ожидающим своего читателя. И здесь, дорогие друзья, мы наблюдаем торжество духа над материей, а говоря предметно - оцифрованного журнала над бумажной коллекцией.
Теперь я предлагаю пройти под кат и посмотреть на некоторые обложки.
От судьбы не уйдешь. Так считали древние греки и безусловно были правы. Когда-то переплелись какие-то нити и вот вы сейчас читаете эти строки, еще не ведая о том, что уроженец Бреслау Ганс Сакс с юных лет увлекался плакатами. Понуждаемый семьей и бытом, он поступил в дантисты, став одним из ведущих берлинских зубоврачевателей своего времени - сам Альберт Эйнштейн ходил к нему за санацией ротовой полости, - но от как я уже сказал, от судьбы не спрячешься даже за бормашиной.
Увлекаемый роком, Сакс решил придать своему хобби новый импульс. С шестнадцати лет он коллекционировал всевозможные плакаты, занося их в картотеку, подшивая и храня, но в 1910 году сделал шаг к Солнцу и открыл первый в мире журнал, посвященный плакатному искусству. А что, - спросили невежественные читатели тумб, - есть и такое? Да, - ответил Сакс, и не пожалел денег на авторов и типографию. Так das Schicksal привела дантиста в Das Plakat, заставив берлинского дантиста заняться графическим дизайном.
Первый выпуск разошелся всего двумя сотнями номеров, но позднее журнал вышел на солидное количество в десять тысяч копий. Он состоял именно из того, о чем вы могли предположить: культурологических статей, интервью с мастерами жанра, обзоров и новостей из мира искусства, а также плакатов, плакатов и еще раз плакатов. Теория и практика, место в обществе, психология восприятия - обо всем этом можно было прочитать в журнале Сакса. Он не просто основал, но и редактировал его.
Потом случилась Мировая война, Версальский мир, контрибуция и инфляция, а в общем - журнал закрылся. Теоретические вопросы плакатного дела отошли на второй план перед требованиями повседневности. Оправившись, Сакс продолжил пополнять свою коллекцию, ставшую одной из крупнейших в мире, потом немножко посидел в концлагере - оказалось, что дантист был евреем, что в конце тридцатых не приветствовалось, - и благоразумно эмигрировал в Новый Свет.
Возвратившись оттуда, он пытался вернуть свои двенадцать с половиной тысяч плакатов - или хотя бы посмотреть на них еще разок, - но судьба решила посмеяться над беднягой. Конфискованные нацистами плакаты были затем разграблены коммунистами, а что не растащили советские солдаты, осталось лежать на спецхранении в ГДР. В Восточный Берлин коллекционера не пустили, боннские власти ограничились сочувствием и компенсацией.
Только десять лет назад (хорошо, одиннадцать), сын покойного наконец-то получил права на сохранившуюся треть собранных некогда плакатов. Получил - и тут же пустил их с молотка на нью-йоркской бирже. И что же вы думаете? В том же году он умер. Да, вот так. Он умер, а журнал Das Plakat остался культурным явлением в истории, все еще ожидающим своего читателя. И здесь, дорогие друзья, мы наблюдаем торжество духа над материей, а говоря предметно - оцифрованного журнала над бумажной коллекцией.
Теперь я предлагаю пройти под кат и посмотреть на некоторые обложки.
Взято: Тут
526